Технология антикоррупционного просвещения | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Теория государства и права

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Государство и право: теория и практика» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 12.02.2018

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Мальчиков Н. А. Технология антикоррупционного просвещения [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/297/13778/ (дата обращения: 19.11.2018).



В данной статье автором раскрывается понятие коррупции, определены значение и приоритетность антикоррупционного просвещения, предложена концепция «идеальной» технологии антикоррупционного просвещения, реализация которой позволит максимально эффективно решать проблемы и восполнять пробелы в сфере просвещения в противодействии коррупции. Рассмотрены методы пропаганды, применимые в области антикоррупционного просвещения.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное просвещение, методы пропаганды, антикоррупционная пропаганда.

In this article, the author reveals the notion of corruption, the importance and priority of anti-corruption education is defined, the concept of «ideal» technology of anti-corruption education is proposed, the implementation of which will allow solving problems as effectively as possible and filling gaps in education in combating corruption. Methods of propaganda applicable in the field of anti-corruption education.

Keywords: corruption; anti-corruption education; methods of propaganda; anti-corruption propaganda.

Учитывая существующую коррупционную действительность, в которой по итогам 2016 года Российская Федерация занимает почетное 131 место (по данным Transparency International), деля его с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной, соответственно из всех 176 стран, «индекс восприятия коррупции» в России находится между Парагваем и Гватемалой [1], вопрос совершенствования системы противодействия коррупции в различных общественных институтах российской действительности должен являться прерогативным.

Коррупция — это сложная системная проблема, присутствующая абсолютно во всех государствах, а не только в развитых. Понимать её можно как коллизию между действиями человека занимающего определенную должность в какой-либо негосударственной организации и интересами его руководства (коммерческая коррупция), либо если гражданин занимает государственную должность, тогда его личные (коррупционные) интересы сталкиваются с интересами всего общества. Множество типов коррупции можно отнести к мошенничеству, которое совершается уполномоченным должностным лицом, и относятся такая коррупция к преступлениям против государственной власти. Если совсем кратко, то коррупция — это злоупотребление доверенной кем-либо (работодателем, государством, народом) властью ради преследования личных интересов, и (или) получения личной выгоды. [2]

Просвещение же можно определить как: — инициированный государством процесс распространения среди граждан знаний, культуры, морали через комплекс воспитательно-образовательных мероприятий, посредством существующей или развиваемой системы специализированных институтов государства. [3]

Недооценивать значения просвещения категорически нельзя, ведь главная цель просвещения — повсеместное распространение информации, культуры и иных компетенций, которые помогают гражданам самостоятельно прийти к верному пониманию социальных устоев жизни общества, а также распространение каких-либо концепций, реализуемых государством, их насаждение в общественное сознание для привлечения граждан к реализации таких государственных идей. Именно просвещение позволяет государству сформировать необходимые модели поведения граждан, сгладить острые социальные, политические, финансовые, религиозные, культурные проблемы, уменьшить социальную напряженность, упростить процедуру социального лифта и как результат нивелировать социальное неравенство [4]. В сфере противодействия коррупции антикоррупционное просвещение носит в первую очередь характер превентивной, профилактической меры, ведь большинство коррупционных преступлений нельзя оправдать незнанием законодательства или следованию традиций общества. Поэтому задачу по донесению до гражданского общества сухой, нормативной и статистической антикоррупционной информации можно считать второстепенной

Изучив существующие нормативно-правовые акты, касающиеся антикоррупционного просвещения и в целом всей политике предупреждения коррупционных правонарушений, можно сделать вывод о том, что федеральная законодательная власть признает приоритетность и значение антикоррупционного просвещения, отмечает необходимость не только применения правовых мер за правонарушения в области коррупции, но и безусловную значимость превентивных мер. Несмотря на это каких-то конкретных, значимых и объемных документов, содержащих технологию антикоррупционного просвещения на данный момент не существует. Поэтому логично будет предложить концепцию некой «идеальной» технологии антикоррупционного просвещения, реализация которой позволит максимально эффективно решать проблемы и восполнять пробелы в сфере просвещения в противодействии коррупции.

Первоначальным, стартовым этапом технологии антикоррупционного просвещения следует выделить разработку научной базы просвещения, в подготовку которой включены не только специалисты в области права, но и профессионалы в сфере психологии, педагогики, образования, PR-менеджеры, специалисты в области пропаганды и др.

На втором этапе технологии, должны собираться данные касающиеся сложившейся коррупционной ситуации в обществе, проведение различных социологических опросов, изучение субъектов просвещения на которые будет возложены соответствующие задачи, уровня их профессионализма. Это позволит государству приблизительно понимать уровень и объем усилий необходимых в области антикоррупционного просвещения.

Третьим этапом будет нормативное закрепление целей и основных задач просвещения в области противодействия коррупции, создание специализированных государственных органов координирующих деятельность субъектов просвещения. В содержание нормативно-правовых актов должны быть использованы результаты полученные в ходе реализации предыдущих этапов.

Разработка комплексной методологии, которая будет использоваться всеми субъектами просвещения, можно считать четвертым этапом. На данный момент наработки в этой сфере уже существуют, можно отметить Методические рекомендации «Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих», «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Подобные рекомендации, либо документы на их основе разрабатываются практически всеми органами государственной власти и подведомственными им учреждениям. Также методические рекомендации по антикоррупционному просвещению разрабатываются и на уровне органов муниципальной власти, образовательных учреждениях разного уровня, но к сожалению эти методики, не имеют как глубокой, проработанной научной базы, так и системного характера, что в свою очередь не позволяет рассматривать как эффективный инструмент антикоррупционного просвещения.

Следующим этапом будет уже непосредственное внедрение разработанной антикоррупционной идеологии в гражданское общество. Одни и те же виды антикоррупционного просвещение используются как для широкого круга (СМИ, мероприятия, проводимые работодателями для сотрудников, распространение материалов антикоррупционного просвещения (буклеты, листовки, информационные стойки, трансляция видеороликов и др.) в общественных местах (больницы, банки и другие места приема посетителей в государственных учреждениях) граждан, так и для отдельных социальных институтов общества. Поскольку правовое просвещение молодежи является очень важной задачей противодействия коррупции, до сознания такой категории граждан необходимо донести постулаты неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, создать модели поведения, предполагающие нетерпимость к проявлению коррупции. [5] Антикоррупционное просвещение должно быть хорошо спланированным и систематическим комплексом мероприятий. Необходимо постоянное повышение квалификации специалистов, занимающихся этим направлением просвещения.

Хотелось бы выделить в отдельный вид просвещения — антикоррупционную пропаганду. Несмотря на неоднозначное отношение к самому термину, пропаганда является весьма эффективным инструментом для достижения государством поставленных перед собой и обществом задач. Пропаганда оказывает сильное воздействие на мышление огромных целевых групп граждан, использую разные составляющие человеческой психологии, через различные эмоциональные, образные, познавательные и другие механизмы пропаганда способна изменить общественное сознание, сформировать и внедрить в общество новые алгоритмы антикоррупционного поведения. Рассмотрены только та небольшая часть методов пропаганды, которая могла бы применяться в области антикоррупционного просвещения. [6]

Авторитет. Одна из самых распространенных и эффективных методик влияния — обращение к некому (политическому, религиозному, научному или др.) авторитету. Дополнительно, для большего эффекта, цитируются документы, приводятся доводы экспертов, предоставляются выдержки из каких-либо отчетов и других т. п.;

Обыденный рассказ. Данная методика используется для придания информации «повседневного» характера. Не вызывая яркого, агитированного ажиотажа к какой–либо проблеме у общества формируется эффект психологического привыкания. Так используя обыденный рассказ для информирования о выявленных фактах коррупционных правонарушений, можно на подсознательном уровне граждан сформировать мнение о том, что деятельность органов правопорядка, четко налажена и обнаружение факта коррупционного преступления буднично и неотвратимо;

Эмоциональный резонанс. Такая методика позволяет сформировать у целевой группы определенный психологический настрой, которой позволит легче внедрить необходимую информацию. Один из тезисов методов пропаганды звучит как:» в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека». Подсознательно выстраивая защиту от влияния пропаганды (в случае несовпадение жизненных ориентиров, и моделей поведения с пропагандируемой информацией), у человека формируется некая защитная система контраргументов, что сводит пропагандистский эффект к нулю. В случае когда пропаганда воздействует на эмоции, влияние оказывается за пределами сознательного контроля, и защитная система контраргументов не работает.

Социальная индукция. Первым проявлением социальной индукции можно считать один из основных человеческих инстинктов — инстинкт подражания. Эмоции и чувства, которые испытывает человек, это не только внутри-личностное, но и социальное явление. Доказанным фактом является то, что воздействовать на большую человеческую группу, намного легче чем на отдельную личность. «Эффект толпы» (спонтанно возникающее множество людей, которые первоначально не связанны общей осознаваемой целью), позволяет индуцировать эмоции большинства на каждую отдельную личность, при этом испытываемые эмоции значительно интенсифицируются, а психологический барьер восприятия информации снижается в разы.

Социальные медиаторы. Эта методика опирается на две основные аксиомы. Первая из них предполагает, что максимальное воздействие на формирование модели социального поведения у человека осуществляет не информация в СМИ, а возникающие в социуме частные мнение, слухи и мифы. Вторая аксиома является следствием первой: наиболее эффективным будет влияние оказываемое через важные для отдельной личности (или целевой группы), социальные медиаторы (авторитетные люди или такие же значимые социальные группы). Социальные медиаторы посредством использования своего авторитета транслируют необходимую информацию, подтверждая или отрицая возникающие домыслы, слухи, и легенды. Неофициальные межличностные коммуникации для социума всегда являются наиболее значимыми, чем «официальная» информацию транслируемая через СМИ.

Комментарии. Комментарии помогают создать нужный контекст восприятия информации, направить мысли человека в необходимое (одобренное инициатором пропаганды) русло. Интерпретация любого освещаемого факта или события должна предлагать целевой аудитории несколько логичных (хотя бы на первый, поверхностный взгляд), правдоподобных и легких для восприятия вариаций отношения к этому событию. В результате у целевой аудитории формируется «собственное мнение», основанное на внешних предпосылках и объяснениях. [7]

При включении методик антикоррупционной пропаганды в общую технологию просвещения важно учитывать «эффект бумеранга». Так переусердствовав с количеством подаваемой информации, выражающей негативное отношения к правонарушителям в сфере коррупции, преодолевается некая грань осуждения, и в итоге такие правонарушители начинают вызывать положительные эмоции (жалость, а в крайнем случае и симпатию) у целевой аудитории. Также при перенасыщении информацией одинакового содержания у целевой аудитории возникает информационная невосприимчивость и раздражение. [8]

Последним этапом технологии антикоррупционного просвещения будет проведение мониторинга мероприятий антикоррупционного просвещения, с целью оценки их эффективности, выявления существующих пробелов и неохваченных каких-либо сегментов гражданского общества. По результатам реализации последнего этапа, формируются сводные доклады, информацию из которых законодатель должен использовать для повышения эффективности антикоррупционного просвещения.

Важно отметить, что для эффективного функционирования технологии антикоррупционного просвещения важна непрерывность цепочки этапов, по завершению последнего этапа, должен вновь начинаться первый, в котором будет учитываться и разрабатываться информация о выявленных пробелах и недостатках.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать что большим эффектом обладает не констатация фактов, а их интерпретация. Основной методикой антикоррупционного просвещения является упорядочивание, структурирование массивов информации, которая передается от коммуникатора (субъекта просвещения) к реципиенту (объекту просвещения). Инициатором антикоррупционного просвещения выступает государство, оно же определяет содержание и используемую технологию. Исполнителями в эффективной модели просвещения выступают не только государственные органы и учреждения, но и различные общественные и профессиональные объединения, а конечным звеном — институт семьи. Также следует отметить, что специфика и выбор методов просвещения в области противодействия коррупции, определены главной целью — предупреждение коррупционных правонарушений, посредством создания правомерных алгоритмов поведения и формирования негативного отношения ко всем проявлениям коррупции. Из-за сложного, системного характера коррупции законодателю недостаточно использовать только декларативно-правовые методы просвещения, нужно использовать все доступные методики.

Литература:

  1. Индекс восприятия коррупции 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International [сайт] URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения 01.11.2017).
  2. Головин А. Ю., Дубоносов Е. С., Ковалев С. Н. Антикоррупционное воспитание в сфере высшего профессионального образования (по опыту работы Тульского государственного университета) // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. № 1–2. С.3–16.
  3. Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» — (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко // По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта М.: — ИФ РАН, — 2005.
  4. Каменева В. А. Манипуляция и/или пропаганда? Функциональные особенности социальной рекламы // Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44). С.35–39.
  5. Кабанов Павел Александрович Антикоррупционное просвещение как средство противодействия коррупции: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С.42–51.
  6. Чогандарян М. Г. Методы, способы и приемы советской пропаганды в 1920–30-е гг. Xx в // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С.181–183.
  7. Вирясова Н. В., Сасина К. В. Комиссия по делам несовершеннолетних — главный рычаг в борьбе с преступностью несовершеннолетних // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 41. — С. 49–54.).
  8. Пую Ю. В. Антропология манипулирования // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2010. № 2. С.61–67.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционное просвещение, целевая аудитория, отдельная личность, антикоррупционная пропаганда, негативное отношение, гражданское общество, общественное сознание, обыденный рассказ, государственная власть, необходимая информация.

Ключевые слова

коррупция, антикоррупционное просвещение, методы пропаганды, антикоррупционная пропаганда

Похожие статьи

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

...коррупции, но и заниматься просвещением, образовательной деятельностью, для того, чтобы у всего населения была четкая антикоррупционная политика.

5) проблема коррупции во взаимоотношениях между гражданским обществом и властями.

Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политике...

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество

гражданское общество, коррупция, власть, государство, институт, проблема. Похожие статьи. Влияние коррупции на экономику России.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

функция СМИ, гражданское общество, картина мира, массовая информация, получение информации, событие, общественное

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Коррупция как угроза безопасности современного государства...

отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный...

Роль предпринимательства в формировании правосознания...

Увеличение значимости деловых отношений в обществе сопровождается включением

Бутков, А. В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан/А.

Правосознание, являясь специфической формой общественного сознания...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою...

Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы...

По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание, автор издания

Пропаганда просвещения информирует о политических активистах, деятельности властей, об экономике страны, пропагандирует государственный строй и...

Основные направления антикоррупционной политики государства

Исходя из множественности причин возникновения коррупционной деятельности в системе общественных отношений, среди которых

Повышение эффективности государственного управления и укрепление антикоррупционного иммунитета органов государственной власти...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

...коррупции, но и заниматься просвещением, образовательной деятельностью, для того, чтобы у всего населения была четкая антикоррупционная политика.

5) проблема коррупции во взаимоотношениях между гражданским обществом и властями.

Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политике...

антикоррупционная экспертиза, антикоррупционная политика, государственное управление, акт, гражданское общество

гражданское общество, коррупция, власть, государство, институт, проблема. Похожие статьи. Влияние коррупции на экономику России.

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

функция СМИ, гражданское общество, картина мира, массовая информация, получение информации, событие, общественное

массовая информация, политический процесс, СМИ, Россия, средство, политический, процесс, общество, государственная политика, власть.

Коррупция как угроза безопасности современного государства...

отсутствие развитых институтов гражданского общества [3].

Коррупция как детерминированное явление со стороны государственных органов создает определенный высокий градус тревоги и недоверия ко власти со стороны общества, формируя негативный...

Роль предпринимательства в формировании правосознания...

Увеличение значимости деловых отношений в обществе сопровождается включением

Бутков, А. В. Зарубежный опыт повышения уровня антикоррупционного правосознания граждан/А.

Правосознание, являясь специфической формой общественного сознания...

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Информация стала не только привилегией меньшинства, а бытовым и необходимым содержанием широкой аудитории.

Средства массовой информации называют «четвертой властью», т. к. СМИ оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание, что в свою...

Пропаганда: сущность научной дефиниции, подходы...

По целевой направленности психологического воздействия пропаганды на массовое сознание, автор издания

Пропаганда просвещения информирует о политических активистах, деятельности властей, об экономике страны, пропагандирует государственный строй и...

Основные направления антикоррупционной политики государства

Исходя из множественности причин возникновения коррупционной деятельности в системе общественных отношений, среди которых

Повышение эффективности государственного управления и укрепление антикоррупционного иммунитета органов государственной власти...

Задать вопрос