Становление организационно-правовых основ обеспечения продовольственной безопасности в Российской Империи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 2. История государства и права

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июнь 2018)

Дата публикации: 06.05.2018

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Мохов А. Ю. Становление организационно-правовых основ обеспечения продовольственной безопасности в Российской Империи [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 15-17. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14235/ (дата обращения: 22.10.2018).



В статье рассматриваются особенности организации деятельности государства по преодолению последствий голода 1891–92 гг. в Российской Империи. Автором делается вывод о становлении организационной-правовой базы обеспечения продовольственной безопасности страны именно в процессе осуществления данной деятельности.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, засуха, голод, гуманитарная помощь, благотворительность, продовольственная помощь, трудовая помощь.

Приступая к рассмотрению исторического развития правового обеспечения продовольственной безопасности в России, необходимо заметить, что учёными предлагается по крайней мере две периодизации такого обеспечения. Критерием для периодизации выступает «точка отсчёта» — тот момент, с которого обеспечение продовольственной безопасности страны становится самостоятельным и выраженным в соответствующих правовых актах направлением политики Российского государства:

  1. «Широкий» подход, согласно которому начало обеспечение продовольственной безопасности присуще — в качестве государственной задачи — всей протяжённости историко-правового развития отечественной государственности. Сторонником данной позиции является, прежде всего, Х. У. Белхароев, который в своём недавнем монографическом исследовании [2, с. 9–113] рассматривает отдельные положения Русской правды, Судебников, Соборного уложения как направленные на достижение задач обеспеченности населения продуктами. Так, к примеру, становление общинного строя в русских деревнях данный автор рассматривает как фактор дифференциации крестьянства, укрепление его имущественной самостоятельности, и, как следствие, повышение уровня его продовольственной безопасности [1, с. 270].

Однако, на наш взгляд, такой подход представляется не совсем корректным, поскольку обеспечение безопасности должно предполагать какие-то специальные, целенаправленные действия государства, выражаемые, в том числе, и соответствующими нормативно-правовыми актами. Рассматриваемые же Х. У. Белхароевым в качестве становления продовольственной безопасности меры являются, скорее, мерами по становлению и развитию института собственности на землю.

2.Согласно второй теоретической позиции, государственно-правовые меры по обеспечению продовольственной безопасности находят своё начало в деятельности официальных органов по ликвидации последствий неурожаев. Распространённые на протяжении всего хода отечественной истории, проблемы, связанные с негативным воздействием засух, паводков, иных отрицательно влияющих на урожайность явлений, особенно обострились на стыке XIX-XX вв. — когда процесс хода крестьянской реформы, связанный — во многом — со снижением обрабатываемых площадей земли привёл к уменьшению количества собираемого зерна. «Обеспечение безопасности» пока что не выражалось в качестве превентивных и системных мер, связанных с расчётом, определением количества и качества продукции — государственные меры, направленные на нейтрализацию проблем сельского хозяйства, рассматривались как отдельное направление властной деятельности.

Значительными трудностями характеризовался неурожай 1891 г., когда из-за погодных условий в некоторых губерниях Российской Империи произошёл голод. Связанный со слабым урожаем предыдущего года, суровой и малоснежной зимой, он становился проблемой общегосударственного значения. Как отмечает в своей статье О. Ю. Николаева, масштаб бедствия был приближен к катастрофическим: «Так, по общим показателям сбора хлеба недостача количества зерновых за 1891 г. по сравнению с предыдущими годами в Оренбургской губернии самый большой — 73 % (для сравнения: этот же показатель в Воронежской губернии — 69 %, в Казанской — 67 %, Симбирской — 57 %, Тамбовской — 56 %, Самарской и Саратовской — 55 %)» [4, с. 383]. На грядущие разрушительные последствия указывал в своём докладе на Высочайшее имя губернатор Оренбургской губернии в июне 1891 г.

Необходимость разрешения проблем голода потребовала от государства всемерных усилий по концентрации деятельности по преодолению его последствий со стороны всех тогдашних общественных сил — не только государственных учреждений, но и земств, местных благотворительных обществ, духовенства.

На первоначальном этапе — непосредственно во время уборки урожая и осени — обязанности по нейтрализации начинающегося голода исполнялись «на местах» — земскими учреждениями. Однако, их несогласованность действий между собой — а согласованности требовали масштабы бедствия, так как голод распространился на восемь губерний — потребовал централизации и единого управления на всероссийском уровне. В качестве такого органа было выбрано Министерство внутренних дел, которое — наряду с непосредственными обязанностями по осуществлению охраны правопорядка — ведало в рассматриваемый период целым рядом иных служб — от учёта лиц иного вероисповедания до статистической службы.

Исходя из этого, 18 ноября 1891 года Указом Императора Александра Александровича в составе Министерства внутренних дел был создан Особый комитет по делам помощи нуждающимся в местностях, застигнутых неурожаем. Непосредственное руководство Комитетом осуществлял Наследник престола Николай Александрович; кроме того, в состав особой комиссии на правах его заместителей вошли товарищ министра внутренних дел, барон Г. А. фон Кауфман, а также действительный тайный советник, заместитель Председателя Синода К. П. Победоносцев. Основными направлениями деятельности Комитета выступали:

‒ координация деятельности земств по борьбе с последствиями неурожая;

‒ регулирование «хлебных транзакций» — т. е., подвоза хлеба по железнодорожному транспорту в наиболее нуждающиеся районы;

‒ оказание непосредственной трудовой и продовольственной помощи пострадавшему от голода населению;

‒ реализация работы благотворительных обществ на поражённых неурожаем и голодом территориях.

Так, к примеру, в целях обеспечения надлежащего трафика зерна между губерниями Сибири и пострадавшими районами Центра и Юга России были организованы дополнительные обозы от Тюмени и Челябинска до Екатеринбурга, откуда уже посредством железной дороги зерно направлялось в Воронеж, Саратов, Харьков и иные наиболее пострадавшие от голода населённые пункты страны. При этом стоит отметить, что зерно отдавалось сибирскими крестьянам совершенно на безвозмездной основе [5, с. 48–54]. Также обратим внимание, что вызванные в транспортировке зерна разными видами транспорта (гужевым и железнодорожным) стало одной из причин, которые С. Ю. Витте уже после голода — в 1894 году — привёл новому Императору Николаю в качестве обоснования для строительства железных дорог, связывающих Сибирь с Европейской частью — в частности, расширения строящегося в годы Транссиба дальше Омска и Челябинска [6, с. 288].

Кроме того, стоит отметить и деятельность Православной церкви (тоже выступавшей в рассматриваемый период как опосредованная государством структура — в силу управления её Синодом). Так, например, в период весны-лета 1892 года на территории Царицынского уезда Саратовской епархией было организовано несколько десятков бесплатных столовых, а также приютов для детей, лишившихся попечения родителей, которые погибли от голода. Они создавались при крупных приходах, монастырях, размещались в уже существующих церковно-приходских школах [3, с. 221].

Таким образом, можно сделать вывод, что впервые на централизованном уровне государственная деятельность по обеспечению продовольственной безопасности населения России была произведена в процессе ликвидации последствий голода 1891–1892 гг. На централизованный характер такой деятельности указывает создание специализированного государственного органа — в составе имперского министерства, а также регламентация на правовом уровне конкретных направлений работы.

Литература:

1. Белхароев, Х. У. Генезис правового обеспечения продовольственной безопасности Древней Руси [Текст] / Х. У. Белхароев // «Пробелы» в Российском законодательстве. — 2011. — № 3. — С. 269–273.

2. Белхароев, Х. У. Продовольственная безопасность России: история и современность: монография [Текст] / Х. У. Белхароев. — М.: Спутник-М., 2016. — 288 с.

3. Мещерякова, А. О. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во время голода 1891–1892 гг. в Воронежской и Саратовской губерниях [Текст] / А. О. Мещерякова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2015. — № 9–10. — С. 221–223.

4. Николаева, О. Ю. Власть и общество в условиях чрезвычайной ситуации 1891 года (на материалах Орловской губернии) [Текст] / О. Ю. Николаева // Отечественная история. Вестник Самарского гос. ун-та — 2015. — № 17. — С. 379–386.

5. Носова, Е. А. Голод 1891–1892 гг. в России и зерновой рынок Западной Сибири [Текст] / Е. А. Носова // Известия АлтГУ. — 2007. — № 1. — С.48–54.

6. Рыбас, С. Ю. Витте [Текст] / С. Ю. Рыбас. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 412 с.

Основные термины (генерируются автоматически): продовольственная безопасность, голод, XIX-XX, Российская Империя, рассматриваемый период, продовольственная помощь, продовольственная безопасность страны, Оренбургская губерния, масштаб бедствия, Челябинск.

Ключевые слова

продовольственная безопасность, голод, благотворительность, засуха, гуманитарная помощь, продовольственная помощь, трудовая помощь

Похожие статьи

Глобальная продовольственная проблема и пути ее решения

Глобальный характер продовольственной проблемы проявляется и с иной стороны. В то время, как одни страны страдают от голода, другие вынуждены бороться либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным

Гойчук О. И. Продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность в России и мире: сущность...

Калининградская область, продукт питания, продовольственная безопасность, норма, продукт, продуктовый набор, прожиточный минимум, группа, экономическая доступность продовольствия, Российская Федерация.

Обеспечение продовольственной безопасности России...

продовольственная безопасность, Российская Федерация, государственный контроль, продукт питания, продовольствие, питание, продукт, временная продовольственная небезопасность...

Оценка состояния продовольственной безопасности...

В условиях вероятного расширения экономических санкций со стороны США и ЕС вопросы продовольственной безопасности страны выходят на первый план. Тем более что Россия, к сожалению, еще очень сильно зависит от импорта продовольствия...

продовольственная безопасность, Российская Федерация...

продовольственная безопасность страны, экспорт продовольственных товаров, отечественные производители, импортозамещение.

продовольственная безопасность, Российская Федерация, государственный контроль, продукт питания, продовольствие...

Развитие российского агропромышленного комплекса в контексте...

В статье проведен комплексный теоретико-методологический анализ основных аспектов развития отечественного агропромышленного комплекса, через призму исследования продовольственной безопасности исследуемой отрасли для нашей страны.

Оценка продовольственной безопасности государства

Система продовольственной безопасности страны постоянно находится под влиянием деструктивных факторов, снижающих общий уровень ее устойчивости. Угроза продовольственной безопасности означает уменьшение...

Трудности в организации помощи иностранных...

Помогалова О. И. Трудности в организации помощи иностранных благотворительных организаций в период голода 1921–1923 гг

К нему вела вся продовольственная политика Советской республики в Поволжье в 1919–1920 гг. Непрерывное изъятие продовольствия у...

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние...

Развитие агропродовольственного рынка в республике является приоритетным направлением в обеспечении продовольственной и экономической безопасности

Общеизвестно, что при вступлении Казахстана в ВТО и в период финансовых кризисов риск увеличится многократно.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Глобальная продовольственная проблема и пути ее решения

Глобальный характер продовольственной проблемы проявляется и с иной стороны. В то время, как одни страны страдают от голода, другие вынуждены бороться либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным

Гойчук О. И. Продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность в России и мире: сущность...

Калининградская область, продукт питания, продовольственная безопасность, норма, продукт, продуктовый набор, прожиточный минимум, группа, экономическая доступность продовольствия, Российская Федерация.

Обеспечение продовольственной безопасности России...

продовольственная безопасность, Российская Федерация, государственный контроль, продукт питания, продовольствие, питание, продукт, временная продовольственная небезопасность...

Оценка состояния продовольственной безопасности...

В условиях вероятного расширения экономических санкций со стороны США и ЕС вопросы продовольственной безопасности страны выходят на первый план. Тем более что Россия, к сожалению, еще очень сильно зависит от импорта продовольствия...

продовольственная безопасность, Российская Федерация...

продовольственная безопасность страны, экспорт продовольственных товаров, отечественные производители, импортозамещение.

продовольственная безопасность, Российская Федерация, государственный контроль, продукт питания, продовольствие...

Развитие российского агропромышленного комплекса в контексте...

В статье проведен комплексный теоретико-методологический анализ основных аспектов развития отечественного агропромышленного комплекса, через призму исследования продовольственной безопасности исследуемой отрасли для нашей страны.

Оценка продовольственной безопасности государства

Система продовольственной безопасности страны постоянно находится под влиянием деструктивных факторов, снижающих общий уровень ее устойчивости. Угроза продовольственной безопасности означает уменьшение...

Трудности в организации помощи иностранных...

Помогалова О. И. Трудности в организации помощи иностранных благотворительных организаций в период голода 1921–1923 гг

К нему вела вся продовольственная политика Советской республики в Поволжье в 1919–1920 гг. Непрерывное изъятие продовольствия у...

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние...

Развитие агропродовольственного рынка в республике является приоритетным направлением в обеспечении продовольственной и экономической безопасности

Общеизвестно, что при вступлении Казахстана в ВТО и в период финансовых кризисов риск увеличится многократно.

Задать вопрос