Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 02.04.2018

Статья просмотрена: 410 раз

Библиографическое описание:

Калинина, Н. Н. Ювенальная юстиция как способ международно-правовой охраны и защиты прав детей (сравнительный анализ России и Франции) / Н. Н. Калинина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14078/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время в правовой среде обсуждается вопрос о перспективах введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции как обязательного и автономного элемента судебной системы. Идеи развития ювенальной юстиции разрабатываются отечественными учеными несколько десятилетий, однако до сих пор нет единого мнения относительно понятия ювенальной юстиции, и её необходимости для российского государства.

В 1910 году в Санкт-Петербурге был создан первый в России суд для несовершеннолетних. А в 1917 году суды уже действовали в Москве, Томске, Саратове и других российских городах. В городах, где не было таких исправительных учреждений или если не хватало свободных помещений для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 18 лет, признанные судом как совершившие преступления без разумения, таких несовершеннолетних могли отдать на исправление на срок, определенный судом, но не более чем до достижения ими совершеннолетия в монастырь, но опять-таки, если по месту производства такие монастыри были и если по их правилам в них не запрещалось проживание посторонних лиц.

На основании этого мы можем сделать вывод, что в законах России конца XIX в. начали просматриваться юридические нормы, которые предусматривали сокращение тяжести уголовного наказания несовершеннолетнему. Уголовное, уголовно-процессуальное законодательства включали в себя положения об увеличенной юридической защите несовершеннолетних в сравнении со взрослыми осужденными. Но следует учитывать, что у судей был завышенный объем собственного усмотрения по делам несовершеннолетних. [1, С.146]

В постсоветский период создание ювенальных судов в нашей стране предусматривалось принятой в 1991 г. Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации. [2] В указанном документе упоминалась желательность специализации судей по делам семьи и несовершеннолетних, однако никаких подробностей по этому вопросу в указанной Концепции не содержалось.

Сам термин «ювенальная юстиция» был предусмотрен Национальным планом действий в интересах детей, утвержденным Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 9423. В соответствии с данным документом Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», а также «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

Дальнейшее рассмотрение данного законопроекта в высшем законодательном органе нашей страны не происходило в течение более чем 8 лет после принятия проекта в первом чтении. Не получив законодательного закрепления на государственном уровне, ювенальная юстиция обрела свое развитие в регионах страны в виде пилотных проектов.

В последнее время в российском обществе ведется широкая дискуссия о необходимости законодательного закрепления ювенальной юстиции. Мнения граждан нашей страны при решении данного вопроса разделились на «за» и «против», однако не все участники дискуссии имеют четкое представление о том, что такое ювенальная юстиция.

Ювенальная юстиция — это правосудие по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. Понятие ювенальной юстиции включает в себя особый порядок судопроизводства, отдельную систему судов для подростков (ювенальных судов), а также совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

В свою очередь, Е. В. Лукьянова определяет ее как систему, включающую в себя деятельность органов, осуществляющих правосудие по делам несовершеннолетних, систему, имеющую специфические судоустройственные и процессуальные принципы, формы и методы реализации судебной власти. [3]

Несовершеннолетние являются наиболее незащищенной частью общества. Защита прав и законных интересов ребенка является одной из важнейших важнейшей задач, для решения которой должны быть направлены максимальные усилия общества и правового государства

Классическим образцом правового института ювенальной юстиции является институт ювенальной юстиции Франции. При этом полагаем, что сравнительная характеристика может помочь оптимизировать процесс внедрения института ювенальной юстиции в российскую правовую действительность. Во Франции, в масштабе всей страны новая система правосудия в отношении несовершеннолетних, а вместе с ней и система соответствующих судов со специализированными судьями, официально была учреждена с принятием в 1945 году нормативного акта «Орданас». Стоит отметить, что французская система ювенальной юстиции занимается как несовершеннолетними правонарушителями, так и детьми, находящимися в той или иной степени под угрозой (неблагоприятное физическое воздействие на ребенка, проблемы отсутствия должного ухода за ребенком и др.).

В России же, общественность полагает, что подобное вмешательство органов по защите прав и интересов несовершеннолетних, в частную жизнь семьи, не принесет положительного эффекта, а наоборот приведет к непрогнозируемым социально-правовым последствиям.

В каждом департаменте Франции созданы суды для несовершеннолетних преступников, назначены специализированные судьи по делам несовершеннолетних. Впоследствии появились специализированные работники прокуратуры и адвокатуры. Во Франции также имеются ювенальные суды присяжных.

В России дела с участием несовершеннолетних рассматриваются в судах общей юрисдикции. Во Франции передача дела несовершеннолетнего в суд общей юрисдикции не допускается. Суды ювенальной юстиции, ювенальные суды присяжных в России на данный момент не сформированы. Дела с участием несовершеннолетних не рассматриваются с участием присяжных заседателей на основании ст. 31 УПК РФ, в то время как во Франции, суд присяжных рассматривает дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, а также дела о взрослых соучастниках преступлений несовершеннолетних.

Судебная процедура в суде несовершеннолетних во Франции включает три стадии: 1) вызов к судье, беседа судьи с несовершеннолетним, принятие судьей решения относительно дальнейшего движения дела или его прекращения и освобождения подростка от судебной или несудебной процедуры; 2) судебное разбирательство, которое ведется единоличным судьей или коллегией судей; вынесение приговора; 3) исполнение приговора, где роль суда заключается в осуществлении судебного надзора. [4]

В заключении хотелось отметить, что мы рассмотрели все проблемы развития ювенальной юстиции в нашей стране. В заключении было бы желательно отметить, что Россия не может допустить создание института ювенальной юстиции не только по экономическим причинам, но из-за моральных качеств.

Рассматривая неудачу исторического опыта тестирования ювенальных судов в России, существование альтернативных механизмов по защите прав детей, а также то, что некоторые из принципов ювенальной юстиции нарушают Конституцию Российской Федерации и другие законы, способны причинить непоправимый вред правам, законным интересам и морали наших соотечественников. Можно с уверенностью сказать о правовой, нравственной и культурной неуместности введения ювенальной юстиции в России.

Литература:

  1. Гаврилов С. Т. Организация предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних: отечественный опыт // Территория науки. 2015. № 6. С. 146.
  2. Постановление ВС РСФСР от 24.10.1991 № 1801–1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 31.10.1991, № 44, ст. 1435.
  3. Лукьянова Е. В. Дифференциация правового регулирования в процессуальном законодательстве // Российская юстиция. 2003. № 10. С. 18.
  4. Ордонанс от 2 февраля 1945 года № 45–174 «О детях провинившихся». Уголовный кодекс, Dalloz, издание 2001 года.
Основные термины (генерируются автоматически): ювенальная юстиция, Россия, суд, Российская Федерация, дело, дело семьи, законодательное закрепление, общая юрисдикция, Франций, ювенальный суд присяжных.

Похожие статьи

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Популяризация искусства и литературы в детской журналистике и контент-анализ медиажурналов России и Китая

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Академический фандрайзинг как инструмент развития инвестиционной привлекательности науки, образования и культуры: стратегический и концептуальный подходы к определению

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Подоходное налогообложение как отражение налоговой культуры общества (на примере Франции и России)

«Педагогическая гостиная» как инновационная форма психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания детей

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Популяризация искусства и литературы в детской журналистике и контент-анализ медиажурналов России и Китая

Эксклавность региона как важнейший фактор развития и поддержки предпринимательства (на примере Калининградской области)

Академический фандрайзинг как инструмент развития инвестиционной привлекательности науки, образования и культуры: стратегический и концептуальный подходы к определению

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития

Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости (на примере Беларуси, России и Украины)

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)