Трудности исполнения водного законодательства во Владимирской области | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Семашко, А. Г. Трудности исполнения водного законодательства во Владимирской области / А. Г. Семашко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14022/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассматривается проблема исполнения водного законодательства во Владимирской области. Автор приходит к выводу о том, что Владимирская область имеет положительный опыт в рациональном использовании водных ресурсов, но органам региональной власти совместно с органами местного самоуправления необходимо провести ревизию мероприятий по охране водных объектов.

Ключевые слова: водное право, водоохранное законодательство, Владимирская область, водные ресурсы, проблемы ЖКХ.

В последние годы проблема соблюдения водного законодательства вышла на первый план. Это связано, в первую очередь, с особым статусом водных объектов, которые не только обеспечивают людей питьевой водой, но и являются местом активного отдыха и досуга.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов в РФ. Это обусловлено объективно существующими природно-климатическими, водно-экологическими, социально-экономическими, национально-историческими и иными особенностями отдельных субъектов Российской Федерации и требует учета их специфики в регулировании водных отношений.

Многоступенчатое водное законодательство РФ, разрабатываемое и совершенствуемое на федеральном и местном уровне, и имеет своей главной целью обеспечение населения России «физиологически полноценной питьевой водой» [6].

В настоящее время острота проблем в сфере ЖКХ не снижается. Причиной этого отчасти является дефицит, образовавшийся в техническом нормировании за последние 20 лет, а также то, что «строительство трубопроводов осуществляется по старым нормативам, без гарантий качества применяемых материалов, оборудования, параметров надежности на период их эксплуатации» [2, с. 60]. Для преодоления существующего отставания в технологическом развитии требуется пересмотр и ревизия устаревших нормативов, в частности инженерных систем водоснабжения и канализации [5, с. 57].

Основными источниками поверхностных вод Владимирской области являются реки Ока и Клязьма, а также множественные их притоки (у Оки — реки Ушна, Гусь, у Клязьмы — реки Киржач, Нерль, Судогда и др.). Протяженность реки Оки по территории области — 157 км, реки Клязьмы — 459 км. Во Владимирской области имеется 357 озер, наиболее крупные из которых — Урвановское, Виша, Исихры, Святое, Кшара и т. д.

Подземные источники имеют гораздо более высокое качество воды, чем поверхностные. По целям использования различают два типа подземных вод: питьевые/технические и минеральные. Доля подземных источников в водоснабжении Владимирской области составляет 78 %. Отбор подземных вод составляет 380,16 тыс. м³/сут.

Использование подземных вод неравномерное. Основные потребители — города Муром, Гусь-Хрустальный, Ковров. Эксплуатационные запасы минеральных подземных вод составляют 7,093 тыс. м³/сут. Эти воды используются тремя санаториями («Сосновый бор», «Вольгинский», «Санаторий имени Абельмана Ковровского района»).

Большая роль в загрязнении вод области принадлежит сточным водам промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. Всего за год в поверхностные водоемы Владимирской области сбрасывается около 126,556 млн м³ сточных вод, из которых 7,158 млн м³ являются нормативно-чистыми, а 119,398 млн м³ — загрязненными (недостаточно очищенные — 177,579 млн м³, без очистки — 1,819 млн м³) [7, С. 1474.].

В 2017 г. во Владимирской области прошло совещание «Охрана, регулирование и использование водных ресурсов» [1], в ходе которого было отмечено, что в прошлом году было отремонтировано 12 плотин, реки чистятся… — это позволило предотвратить ущерб от подтоплений на общую сумму свыше 1 млрд рублей. На очистку рек было потрачено 80 миллионов рублей. Раньше в области было 25 муниципальных плотин, сейчас их 47. Появилось постановление правительства о том, что регионы должны заниматься безопасностью в зонах подтопления, однако, деньги на это фактически не выделяются.

Директор департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Алексей Мигачёв говорит о том, что в регионе есть проблемы с очистными сооружениями. Решать эти вопросы — забота местных властей, у которых нет денег. Федеральной программы нет, поэтому регионам трудно софинансировать местные власти.

Капитальные мероприятия с очистными сооружениями на реках относятся к ведению Минстроя. А следовало бы передать Минприроды. А. Мигачёв считает, что «Мы бы тогда революцию сделали на реках!» [1].

Ещё одна проблема: долги в федеральный бюджет за водопользование. Предприятия Владимирской области задолжали 1,1 млн рублей в федеральный бюджет за водопользование. Из них большую часть задолжали 3–4 предприятия. А. Мигачёв сказал, что федеральные власти поставили такие показатели по плате за водопользование, что выполнить их невозможно не только во Владимирской области. Поэтому, целесообразно ставить вопрос о снижении этих показателей, о пересмотре договоров с водопользователями в сторону приближения платы за фактическое потребление.

Среди отраслей экономики основной «вклад» в загрязнение водных объектов вносят жилищно-коммунальное хозяйство (54,6 %), машиностроение и металлообработка (216,1 %), легкая промышленность (6,1 %), электроэнергетика (5,0 %), химическая и нефтехимическая промышленность (3,0 %) [4].

Большая роль в загрязнении вод области принадлежит сточным водам промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. Острота проблем в сфере ЖКХ не снижается. Причиной этого отчасти является дефицит, образовавшийся в техническом нормировании за последние 20 лет. Для преодоления существующего отставания в технологическом развитии требуется пересмотр и ревизия устаревших нормативов, в частности инженерных систем водоснабжения и канализации [5].

Всего за год в поверхностные водоемы Владимирской области сбрасывается около 126,556 млн м³ сточных вод, из которых 7,158 млн м³ являются нормативно-чистыми, а 119,398 млн м³ — загрязненными (недостаточно очищенные — 177,579 млн м³, без очистки — 1,819 млн м³).

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Владимирводоканал» — одно из крупнейших предприятий города, в которое ежесуточно подает в город более 105 тыс. куб. метров воды и обрабатывает 90 тыс. куб. метров сточных вод. Услугами пользуются около 2900 абонентов — юридических лиц и более 114000 абонентов — физических лиц.

В связи с большим количеством должников за коммунальные услуги МУП «Владимирводоканал» с 1 октября 2017 г. был вынужден ограничить услуги водоснабжения и водоотведения жителям многоквартирных домов, имеющих длительную задолженность перед предприятием. Кроме того, соответствующая служба предприятия проводит регулярный мониторинг за установленными заглушками, и при необходимости, устанавливает новые ограничивающие устройства, которые могут быть сняты в течение 2 дней, после оплаты долга.

В качестве примеров конкретных исковых случаев рассмотрим следующие:

Прокуратурой Киржачского района Владимирской области по коллективному обращению жителей нескольких улиц г. Киржач проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении, по результатам которой выявлен ряд нарушений действующего законодательства.

По результатам проведенной проверки в отношении предпринимателя, осуществляющего водоснабжение, выявлены нарушения в области государственного регулирования тарифов, а именно: тариф на услугу по водоснабжению не согласован с Департаментом цен и тарифов администрации области.

Прокурором района в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).

В Вязниковском районе установлен факт подачи ООО «Исток» населению питьевой воды не соответствующей санитарным нормам. По данному факту межрайонным прокурором в отношении ООО «Исток», директора и начальника химико-бактериологической лаборатории ООО «Исток» возбуждены дела об административных правонарушениях /нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде [4].

На территории небольших населенных пунктов питьевое водоснабжение населения осуществляется децентрализовано. В ходе проверки, проведенной Муромским городским прокурором совместно со специалистами Центра гигиены и эпидемиологии округа Муром, установлено, что в деревнях Саксино, Санниково и Чаадаево шахтные колодцы не имеют навесов, оголовки разрушены.

Длительное время качество воды в колодцах, расположенных на территории Ковардицкого и Борисоглебского сельских поселений, не проверялось, лабораторный анализ воды не производился. По фактам выявленных нарушений городским прокурором в отношении глав Ковардицкого и Борисоглебского сельских поселений возбуждены дела об административных правонарушениях (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде).

Прокурором Киржачского района и Владимирским природоохранным прокурором установлено, что на территории Киржачского района предприятия МУП «Водоканал», ЗАО «Першинское литье», Першинское унитарное муниципальное производственное предприятие ЖКХ, ООО «Детская одежда» не имеют самостоятельных аккредитованных лабораторий. Указанные предприятия заключили договоры с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в округе Александров и Киржачском районе, однако договорами не предусмотрено проведение химического и радиационного анализа воды. По данным фактам руководителям указанных организаций внесены представления об устранении нарушений законодательства.

Исследование показало, что:

– одной из самых сложных законодательно остается проблема возмещения вреда, нанесенного деятельностью человека, водным объектам [ВК РФ, ст. 77, п. 3];

– водоснабжение и водоотведение являются важнейшей социально-значимой отраслью городского хозяйства;

– Владимирская область имеет положительный опыт в рациональном использовании водных ресурсов

– Органам региональной власти необходимо провести ревизию мероприятий по охране водных объектов совместно с органами местного самоуправления. Необходимо выявить, какие из мероприятий, разработанных более 10 лет назад, утратили свою актуальность.

Литература:

  1. Бассейново-озёрное совещание. URL: https://zebra-tv.ru/novosti/jizn/basseynovo-ozyernoe-soveshchanie/ (дата обращения 12.03.2017)
  2. Дерюшев Л. Г., Хай Ф. Х. О нормировании надежности труб и трубопроводов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2015. № 3. С. 60–68.
  3. Плаксин О. Водные ресурсы Владимирской области. URL: http://svyato.info/vladimirskaja-oblast/5722-vodnye-resursy-vladimirskojj-oblasti.html (дата обращения 14.03.2017)
  4. Прокуратура потребовала устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации водоснабжения и водоотведения. URL: http://vladprok.ru/prokuratura-potrebovala-ustranit-narusheniya-sanitarno-epidemiologicheskih-trebovanij-pri-organizats (дата обращения 11.03.2017)
  5. Фрог Д. Б., Жиров Е. Н. Новое в нормировании отрасли «водоснабжение и канализация». Актуализация сводов правил. Жилищное строительство. 2016. № 7. С. 57.
  6. Фрог Н. П, Фрог Б. Н., Фрог Д. Б. Обеспечение населения России физиологически полноценной питьевой водой (проект «третий кран») // «Водоочистка, Водоподготовка, Водоснабжение», 2009 г., № 1
  7. Шарапова Е. В. Оценка состояния поверхностных и поземных вод Владимирской области. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 5. С. 1474–1476.
Основные термины (генерируются автоматически): Владимирская область, вод, питьевая вода, водное законодательство, жилищно-коммунальное хозяйство, Киржачский район, РФ, городской прокурор, местное самоуправление, Российская Федерация.

Ключевые слова

водные ресурсы, Владимирская область, водное право, водоохранное законодательство, проблемы ЖКХ

Похожие статьи

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере...

- Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает

- федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

Содействие органов местного самоуправления в преодолении... Жилищно-коммунальное хозяйство.

сфера ЖКХ, капитальный ремонт, местное самоуправление, Оренбургская область, исполнительная власть, Фонд содействия, средство, орган, прокуратура области...

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

местное самоуправление, услуга, Российская Федерация, жилищно-коммунальное хозяйство, тепловая энергия, орган, тариф...

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская Федерация, общий принцип организации, деятельность управляющих компаний, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальная сфера...

Проблемы системы водоснабжения и водоотведения...

Согласно водному кодексу Российской Федерации, вода

Около 21 % воды теряется в сетях жилищного фонда из-за коррозии и износа труб.

Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Анализ последних изменений законодательной базы в сфере...

В законодательной базе Российской Федерации постоянно происходят изменения. Это касается и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вот, с 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от...

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок...

Анализ современного состояния ЖКХ в России | Статья в журнале...

Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса. Правительством РФ рассматриваются разные...

Перспективы реформирования жилищно-коммунального...

капитальный ремонт, общая площадь, дом, жилищный фонд, сфера ЖКХ, многоквартирный дом, местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, Фонд содействия, Российская Федерация.

Похожие статьи

Основы нормативно-правового обеспечения в сфере...

- Конституция РФ от 12.12.1993 г. — декларирует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает

- федеральный закон № 74-ФЗ от 12.04.2006 г. «Водный Кодекс» — регулирует забор и сброс сточных вод в водный объект, дает основные понятия

Реализация реформы ЖКХ в муниципальном образовании

Содействие органов местного самоуправления в преодолении... Жилищно-коммунальное хозяйство.

сфера ЖКХ, капитальный ремонт, местное самоуправление, Оренбургская область, исполнительная власть, Фонд содействия, средство, орган, прокуратура области...

Современные проблемы ЖКХ и пути их решения управляющими...

местное самоуправление, услуга, Российская Федерация, жилищно-коммунальное хозяйство, тепловая энергия, орган, тариф...

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, РФ, Российская Федерация, общий принцип организации, деятельность управляющих компаний, сфера ЖКХ, жилищно-коммунальная сфера...

Проблемы системы водоснабжения и водоотведения...

Согласно водному кодексу Российской Федерации, вода

Около 21 % воды теряется в сетях жилищного фонда из-за коррозии и износа труб.

Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Анализ последних изменений законодательной базы в сфере...

В законодательной базе Российской Федерации постоянно происходят изменения. Это касается и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И вот, с 1 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от...

Трудности муниципального контроля в жилищно-коммунальной...

Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, которые наделены полномочиями в соответствии с законодательством на организацию и проведение в своём субъекте РФ проверок...

Анализ современного состояния ЖКХ в России | Статья в журнале...

Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса. Правительством РФ рассматриваются разные...

Перспективы реформирования жилищно-коммунального...

капитальный ремонт, общая площадь, дом, жилищный фонд, сфера ЖКХ, многоквартирный дом, местное самоуправление, жилищно-коммунальное хозяйство, Фонд содействия, Российская Федерация.