Гражданско-правовое регулирование спорта в России и Испании: сравнительный анализ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 07.03.2018

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Беляев А. А. Гражданско-правовое регулирование спорта в России и Испании: сравнительный анализ [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/284/13958/ (дата обращения: 25.06.2018).



О спортивном праве Испании существует обширный массив научной литературы, но, к сожалению, почти только на испанском языке. Испанский опыт правового регулирования спорта является весьма недостаточно исследованным в России и малоизвестным российской правовой науке [1]. Обращение к опыту Испании представляется целесообразным в силу доминирующего положения этой страны в современном футболе — самом популярном виде спорта.

Множество норм, регулирующих предмет гражданского права, можно взять из Закона Испании о спорте № 10/1990 от 15 октября 1990 года [2]. В частности, качественной регламентации подверглись отношения, складывающиеся вокруг создания и деятельности юридических лиц — субъектов спорта. Согласно ст.14 Закона о спорте, спортивные клубы создаются в следующих организационно-правовых формах:

a) унитарные спортивные клубы;

b) основные спортивные клубы;

c) спортивные акционерные общества.

Все спортивные клубы, независимо от их уставных целей и организационно-правовой формы, должны быть зарегистрированы в соответствующем Реестре спортивных ассоциаций (ст.15 Закона). В Российской Федерации подобной специальной регистрации не существует: спортивные клубы как юридические лица должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц. В некоторых командных видах спорта в России сами спортивные федерации осуществляют процедуру лицензирования клубов, которая имеет свой аналог и в Испании. Так, согласно ч.3 ст.15 Закона о спорте, для участия в официальных соревнованиях спортивным клубам необходимо предварительно зарегистрироваться в соответствующих спортивных федерациях. Такая регистрация должна быть осуществлена через региональные спортивные федерации, интегрированные в соответствующие испанские спортивные федерации.

Отметим, что, согласно ст.35 Закона о спорте Испании, регистрации подлежат не только спортивные клубы, но и спортивные федерации, причем там же — в Реестре спортивных ассоциаций. В РФ государственная аккредитация спортивных федераций выполняется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами.

Довольно специфичны установленные в законодательстве Испании механизмы государственного ограничения автономии сферы спорта применительно к тем же субъектам спорта. В соответствии со ст.22 Закона о спорте, каждое физическое или юридическое лицо, которое приобретало или отчуждало значительную долю имущества в спортивном акционерном обществе, обязано в сроки, установленные законодательством, сообщить в Высший совет Испании по спорту объем, сроки и условия приобретения или продажи. Соответственно, Высший совет Испании по спорту, являющийся органом исполнительной власти в рассматриваемой сфере, вправе отказать в сделке.

Думается, подобные предписания выглядят целесообразными. Действительно, зачастую в формировании капитала спортивных клубов участвует государство, что особенно актуально для России. Логично, что отчуждение подобного имущества мимо государства проходить также не должно. Схожие по смыслу нормы недавно появились в отечественном законодательстве о спорте: так, в случае предоставления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации профессиональным спортивным клубам бюджетных ассигнований в форме субсидий такие субсидии не могут расходоваться на оплату услуг спортивных агентов, предоставление компенсаций или аналогичных выплат в связи с досрочным прекращением трудовых договоров с профессиональными спортсменами и тренерами, осуществляющими деятельность в области профессионального спорта, а также на выплаты другим профессиональным спортивным клубам, связанные с переходом спортсменов (ст. 19.1. Особенности регулирования деятельности в области профессионального спорта, введена Федеральным законом от 22 ноября 2016 № 396-ФЗ).

Направленность на защиту публичных интересов прослеживается и в ч.1 ст. 25 Закона о спорте, которая гласит, что в случае отчуждения на возмездной основе спортивных сооружений, находящихся в собственности спортивного акционерного общества преимущественное право на покупку принадлежат муниципальному образованию, на территории которого находятся сооружения, либо, в случае неиспользования муниципальным образованием указанных прав, соответствующему автономному сообществу, а также Высшему совету Испании по спорту. Российское гражданское законодательство тождественных нормативных предписаний не знает.

Определенные юридические лица, действующие в области спорта, получают в Испании специальный статус — статус «организаций общественной пользы». В соответствии со ст. ст. 44–45 Закона о спорте, испанские спортивные федерации и региональные спортивные федерации являются организациями общественной пользы. Спортивные клубы, которые участвуют в официальных общегосударственных спортивных соревнованиях, также могут быть признаны в качестве организаций общественной пользы решением Совета министров. Что дает подобный статус? Статус организации общественной пользы, получаемый организацией, предоставляет ей, дополнительно к предоставляемым законодательством общим преимуществам:

а) приоритет в получении средств на планы и программы развития спорта от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а равно от подчиненных им органов и учреждений;

б) приоритетный доступ к получению официальных государственных кредитов. Как мы видим, здесь опять проявляется связь частных организаций с государством в области финансирования.

Говоря о чертах договорного права Испании в части применения его к спорту, отмечаем, что значимых особенностей, отличавших бы Испанию от других европейских стран, нет. Таким образом, специфика Испании в первую очередь выражается в статусе субъектов гражданско-правового регулирования в спорте. Еще раз подчеркнем, что в Испании, в отличие от России, существует специальная регистрация спортивных клубов; закреплена процедура обязательного одобрения исполнительным органом государственной власти сделок по отчуждению имущества спортивного клуба; некоторые спортивные организации наделяется статусом организаций «общественной пользы» (что облегчает получение финансовой помощи государства такими субъектами).

Литература:

  1. Закон Испании о спорте № 10/1990 от 15 октября 1990 года // Ley № 10/1990 de 15 de octubre de 1990 del deporte // Boletín Oficial del Estado. — 17.10.1990. — № 249. URL: http://www.aladde.org/docs/LEY10_de_1990.pdf
  2. Соловьев А. А., Понкин И. В. Испанское законодательство о спорте / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. — М., 2011. — 158 с. (Серия: «Актуальные проблемы спортивного права». Вып. 10).
Основные термины (генерируются автоматически): Испания, Россия, спорт, общественная польза, Высший совет Испании, клуб, федерация, муниципальное образование, спортивное акционерное общество, субъект спорта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос