Регистрация товарного знака в КНР: процедура, специфика и проблематика | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 04.02.2018

Статья просмотрена: 413 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, М. В. Регистрация товарного знака в КНР: процедура, специфика и проблематика / М. В. Матвеева. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13759/ (дата обращения: 24.04.2024).



В настоящее время отношения России с Китаем активно развиваются [1], в том числе в последнее время увеличился экспорт российских товаров в КНР. С целью защиты прав российских экспортеров от недобросовестной конкуренции со стороны китайских производителей получила распространение практика получения исключительных прав на использование зарегистрированных товарных знаков на территории Китая до начала экспорта в КНР, то есть регистрация товарных знаков в Китае.

Примером отсутствия должной осмотрительности при экспорте товаров является американская компания Apple. Так, в 2009 г. смартфоны iPhone поступили в продажу в Китае, в то время как китайская компания Xintong Tiandi Technology, которая продает чехлы для смартфонов и планшетов, а также другие кожаные изделия под маркой IPHONE, закрепила свои права на товарный знак IPHONE еще в 2007 г. В 2016 г. компания Xintong Tiandi Technology выиграла судебный спор в Китае у компании Apple, длящийся с 2012 г. [2].

В свою очередь, ПАО «АвтоВАЗ» до начала производства на территории КНР игрушек с изображением на них товарных знаков, используемых в автопроме, подало заявки на регистрацию по 28-му классу МКТУ (игры, игрушки; гимнастические и спортивные товары) более 10 товарных знаков, в том числе на бренды Kalina, Granta, Largus, Priora [3], тем самым юридически закрепив право использования собственных товарных знаков на территории КНР.

Следует отметить, что в КНР приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки. Это означает, что для установления приоритета на право использования товарного знака необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака. Кроме того, законодательством КНР определены особые правила для установления конвенционного, выставочного приоритета, приоритета по выделенной заявке и по международной заявке [4, с.104].

При национальном порядке регистрации товарного знака в КНР в соответствии со ст. 18 Закона КНР «О товарных знаках» [5] иностранные физические и юридические лица могут подать заявку на регистрацию товарного знака только через местную организацию поверенных по товарным знакам. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории КНР, и иностранные организации, имеющие в КНР филиал или представительство, могут подать заявку в Ведомство Китая по товарным знакам напрямую.

В порядок национальной регистрации входят следующие этапы: 1) подготовка одной заявки на каждый класс МКТУ товаров или услуг; 2) оплата сбора (если количество товаров/услуг по одной заявке превышает 10, за каждую позицию взимается дополнительный сбор); 3) представление необходимых документов (заполненной заявки; изображения товарного знака и других) [6, с. 36–37]. При этом если данный товарный знак уже был зарегистрирован в Российской Федерации (или в другой стране-участнице Парижской конвенции / ВТО) менее чем за шесть месяцев до даты подачи заявки в КНР и заявитель желает истребовать право приоритета, то дополнительно в Ведомство Китая по товарным знакам подается декларация, заявляющая о приоритете, и в течение трех месяцев с даты подачи заявки предоставляется дубликат свидетельства на товарный знак, заверенный соответствующим национальным ведомством по товарным знакам, в котором указаны дата и номер заявки.

После подачи заявки Ведомство Китая по товарным знакам проводит формальную экспертизу, заключающуюся в проверке заявительных документов на соответствие требованиям по перечню необходимых документов и правилам их оформления. При успешном прохождении данного этапа, производится экспертиза по существу, в ходе которой Ведомство Китая по товарным знакам проверяет соответствие заявки Закону КНР «О товарных знаках» (статьи 10 и 11) [5], а также идентичность или схожесть до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками или ранее поданными заявками на регистрацию товарного знака третьих лиц. Если заявка не противоречит закону КНР «О товарных знаках» и не найдено других схожих товарных знаков, то такая заявка получает предварительное одобрение и публикуется в официальном бюллетене Ведомства. Если товарный знак одобрен только для отдельных из указанных в заявке товаров, то заявка считается одобренной частично. В том случае, если заявка не соответствует Закону КНР «О товарных знаках» или выявлены тождественные или схожие до степени смешения товарные знаки, Ведомство отказывает в регистрации товарного знака, о чем письменно уведомляет заявителя (гл. III Закона КНР «О товарных знаках» [5]).

Как установлено ст. 33 Закона КНР «О товарных знаках» [5], после публикации заявки в официальном бюллетене Ведомства в течение трех месяцев заинтересованные лица могут подать возражения против регистрации товарного знака. При отсутствии возражений Ведомство регистрирует товарный знак и выдает свидетельство о регистрации, срок действия которого составляет 10 лет, начиная с даты принятия решения о регистрации. Таким образом, процедура национальной регистрации товарного знака в КНР составляет около полутора лет. Так, например, пивоваренная компания «Балтика» могла с 2008 г. предъявлять требования к китайским конкурентам о запрете использования обозначений Kuyadom, похожих на их собственные, уже зарегистрированные. Однако компания «Балтика» не предъявила соответствующих требований, что подтверждается отсутствием такой информации в базе Ведомства, ввиду чего на протяжении уже пяти лет безуспешно пытается аннулировать регистрацию товарного знака Kuyadom, который, по мнению компании «Балтика», схож до степени смешения с логотипом баночного пива «Балтика 3», «Балтика 7» и «Балтика 9» [7].

Международная процедура регистрации товарного знака доступна только для юридических и физических лиц тех стран, которые являются участниками Мадридского соглашения о международной регистрации знаков [8] или Протокола к Мадридскому соглашению [9]. Поскольку и Российская Федерация, и КНР являются участниками Мадридского протокола, международная заявка от российской компании с последующим распространением правовой охраны на территорию КНР может быть подана на основе российской заявки о государственной регистрации товарного знака, поданной в Роспатент.

Международная заявка должна содержать обязательные сведения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) изображение товарного знака; 2) перечень товаров и услуг, в отношении которых испрашивается охрана; 3) договаривающиеся стороны правовой охраны [10, с. 4]. Подача международной заявки носит возмездный характер и сопровождается уплатой следующих пошлин: 1) основной, 2) добавочной за договаривающуюся сторону, 3) дополнительной за каждый класс товаров и услуг сверх трех [10, с. 5]. После подачи заявки ведомство происхождения удостоверяет, что регистрируемый знак, а также его описание и признаки тождественны знаку в базовой регистрации или в базовой заявке. Ведомство происхождения также удостоверяет дату, в которую оно получило просьбу о представлении международной заявки [10, с. 6].

В свою очередь, Международное бюро проверяет соответствие международной заявки требованиям Соглашения или Протокола и Общей инструкции. При нарушении правил подачи заявки ведомство происхождения и заявитель обязательно информируются с целью устранения нарушений в трехмесячный срок. Если международная заявка соответствует установленным требованиям, сведения о товарном знаке вносятся в Международный реестр и публикуются в Бюллетене, а Международное бюро уведомляет государство, в котором испрашивается охрана [10, с. 6]. В течение трех месяцев, начиная с первого числа следующего месяца после публикации в Бюллетене международных знаков ВОИС, действует период для подачи возражений в соответствующем государстве. Если в течение восемнадцати месяцев с момента внесения сведений о товарном знаке в Международный реестр не поступит возражений от официальных органов государства, в котором испрашивается охрана, то товарный знак будет считаться зарегистрированным с даты выдачи ВОИС свидетельства о регистрации [6, с. 38].

Таким образом, международная регистрация занимает меньше времени, чем национальная: трехмесячный период для подачи возражений начинается с публикации заявки в международном бюллетене, которая осуществляется по получении заявки (а при национальной регистрации в КНР публикация в китайском Бюллетене товарных знаков осуществляется только после предварительного одобрения в конце предварительной экспертизы, которая может длиться более года) [6, с. 39].

При регистрации товарного знака в КНР следует учитывать следующее: свидетельство о регистрации товарного знака на китайском языке может быть выдано только при национальной регистрации. Поскольку практически все действия по защите прав на товарные знаки осуществляются через Государственную администрацию промышленности и торговли КНР, представляется более простым способом доказать сам факт существования и область действия товарного знака, если представить в местное бюро Государственной администрации промышленности и торговли свидетельство о регистрации товарного знака, выданное в КНР. Для этого необходимо ходатайствовать перед Ведомством по товарным знакам КНР о заверении международной регистрации товарного знака. Данная процедура занимает около трех месяцев [6, с. 39].

При этом, как отмечают специалисты, при регистрации товарного знака в КНР важно помнить следующую особенность: регистрация товарного знака с использованием латинского шрифта не является защитой от использования или регистрации того же или похожего товарного знака, написанного по-китайски. Возможно написание «латинского» товарного знака на китайском языке как путем перевода, так и путем транслитерации. В свою очередь, для транслитерации могут использоваться несколько доступных иероглифов, которые имеют сходное звучание. Поэтому, если иностранное слово не имеет единственного перевода на китайский язык, регистрации товарного знака, воспроизведенного латинскими буквами, недостаточно для охраны китайского эквивалента, который не является просто переводом. Если же такая китайская версия товарного знака уже существует в другой азиатской стране, то рекомендуется обеспечить, чтобы китайская версия была тождественной, то есть если на территории КНР регистрируется товарный знак, который уже зарегистрирован на территории другого государства, то на территории КНР написание (изображение) регистрируемого товарного знака должно быть идентично уже зарегистрированному на территории другого государства [6, с. 35–36].

Так, компании Дональда Трампа в 2017 г. подали заявки на регистрацию более 30 товарных знаков на территории КНР с использованием имени Трампа, так как за полтора года в КНР было зарегистрировано более 80 компаний, в название которых входит один из двух наиболее распространенных вариантов китайского написания имени «Трамп» (например, государственная компания Xi’an Trump Garden Green Engineering, управляемая горным бюро одного из городов провинции Шааньси; Jiangsu Trump Environmental Protection Technology; Trump (Shenzhen) Talent Management; Shenzhen Trump Culture & Creativity Co; Shenzhen Trump Food & Beverage Management; Yunnan Trump Welding Technology и др.). Более того, существует несколько вариантов обозначения имени Трампа при помощи китайских иероглифов, что создает дополнительные трудности в доказательстве исключительного права на его использование в товарных знаках [11].

При сравнительном анализе международной и национальной систем регистрации товарного знака на территории КНР, можно выделить следующие преимущества международной регистрации: возможность регистрации товарного знака без привлечения китайский поверенных по товарным знакам; отсутствие необходимости перевода заявки на китайский язык; возможность расширения территории действия товарного знака по сравнению с первоначальной заявкой; единые пошлины, исчисляемые в одной валюте (швейцарских франках); единая процедура для продления регистрации товарного знака; более быстрый процесс регистрации [6, с. 39].

На основании изложенного следует сделать вывод, что Мадридская система представляется более привлекательной с точки зрения организации процесса регистрации товарного знака, в частности, на территории КНР, ввиду унифицированности процесса регистрации и отсутствия необходимости детального изучения законодательства в области товарных знаков выбранной страны регистрации товарного знака.

Литература:

  1. Волков К. Глава МИД Китая назвал отношения России и КНР лучшими в истории // Российская газета от 08.03.2017 г. https://rg.ru/2017/03/08/glava-mid-kitaia-nazval-otnosheniia-rossii-i-knr-luchshimi-v-istorii.html (дата обращения: 20.12.2017 г.).
  2. «Apple» потеряла эксклюзивные права на бренд iPhone в Китае // Ведомости от 04.05.2016 г. https://www.vedomosti.ru/technology/news/2016/05/04/639930-apple-prava (дата обращения: 20.12.2017 г.).
  3. «АвтоВАЗ» начал лицензировать производство детских игрушек // Ведомости от 03.08.2012 г. https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2012/08/03/priora_edet_v_detsad (дата обращения: 20.12.2017 г.).
  4. Бажанов П. В. Ведение бизнеса в Китае: правовые аспекты. Выпуск 1. Обзор правовой среды для бизнеса. — М., 2015. С. 104.
  5. Закон Китайской Народной Республики «О товарных знаках» от 23.08.1982 г. (вступил в силу 01.03.1983 г.; с изменениями, внесенными Решением Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей «О внесении изменений в законодательные акты Китайской Народной Республики, приятые в области охраны товарных знаков» от 30.08.2013 г.) // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=13198 (дата обращения: 20.12.2017 г.).
  6. План действий по охране интеллектуальной собственности в Китае // Центр интеллектуальной собственности «Сколково» http://sk.ru/foundation/ipcenter/p/china_ip.aspx (дата обращения: 20.12.2017 г.).
  7. Ястребова С. «Балтика» борется за китайский рынок // Ведомости от 11.05.2017 г. № 4318.
  8. Соглашение о международной регистрации знаков от 14.04.1891 г. (г. Мадрид) // Публикация ВОИС. 1992. № 260 (R).
  9. Протокол к Соглашению о международной регистрации знаков от 28.06.1989 г. // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) http://www.wipo.int/madrid/ru/legal_texts/protocol/madrid_protocol.htm (дата обращения: 20.12.2017 г.).
  10. Мадридская система международной регистрации знаков: цели, особенности, преимущества. Краткий обзор // Публикация ВОИС. 2016. № 418R.
  11. В Китае настаивают на законности регистрации торговых марок с именем Трампа // Ведомости от 10.03.2017 г. https://www.vedomosti.ru/business/news/2017/03/10/680685-kitae-torgovih-marok-trampa (дата обращения: 20.12.2017 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, КНР, знак, международная заявка, территория КНР, регистрация, IPHONE, Ведомство Китая, Китай, национальная регистрация.

Похожие статьи

Торговые отношения с Китаем. Контракты на поставку: требования...

Вход / Регистрация.

«Контракт на поставку консервов из КНР. Гор. Пекин.

Ключевые слова:китайский язык, бренд, перевод, прагматическая адаптация, товарный знак, значение иероглифов, марка.

Прагматическая адаптация при переводе якутских брендов на...

Вход / Регистрация.

Товарный знак должен соответствовать грамматическим правилам и легко запоминаться.

По сравнению с Российской Федерацией, в других странах, в том числе и КНР, источники природных ресурсов уже начинают угасать.

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): КНР, Россия, РФ, Китай, один, проект, Европа, Шелковый путь, железнодорожный мост, китайская стратегия.

Энергетическая политика КНР в начале XXI века | Молодой ученый

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, китайское руководство, КНР, энергетическая безопасность, китайская экономика, ресурс, газ, китайское правительство, западно-континентальный район, международная арена.

Миграция русских в СУАР (КНР): исторические аспекты...

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, русский, КНР, Алтайский край, Россия, современное положение русских, общая численность населения, Октябрьская революция, Гражданская война, СССР.

Организация рекламной деятельности в КНР | Статья в журнале...

Вход / Регистрация.

В статье рассматривается организация рекламы для международных компаний в Китае.

Во-вторых, выдаваемая по всем регионам официальная статистика КНР часто является неточной.

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за...

Вход / Регистрация.

В 2006 году Китай ввел национальный план развития науки и техники (2006–2020 гг.), в соответствии с которым правительственные учреждения провинций КНР могут закупать только ту продукцию, которая внесена в специальный каталог.

Основные аспекты и распределение ролей при формировании...

Вход / Регистрация.

Китайская Народная Республика (КНР) образовалась в результате победы Коммунистической партии Китая (КПК) над партией Гоминьдан в гражданской войне 1945...1949 годов.

Похожие статьи

Торговые отношения с Китаем. Контракты на поставку: требования...

Вход / Регистрация.

«Контракт на поставку консервов из КНР. Гор. Пекин.

Ключевые слова:китайский язык, бренд, перевод, прагматическая адаптация, товарный знак, значение иероглифов, марка.

Прагматическая адаптация при переводе якутских брендов на...

Вход / Регистрация.

Товарный знак должен соответствовать грамматическим правилам и легко запоминаться.

По сравнению с Российской Федерацией, в других странах, в том числе и КНР, источники природных ресурсов уже начинают угасать.

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): КНР, Россия, РФ, Китай, один, проект, Европа, Шелковый путь, железнодорожный мост, китайская стратегия.

Энергетическая политика КНР в начале XXI века | Молодой ученый

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, китайское руководство, КНР, энергетическая безопасность, китайская экономика, ресурс, газ, китайское правительство, западно-континентальный район, международная арена.

Миграция русских в СУАР (КНР): исторические аспекты...

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, русский, КНР, Алтайский край, Россия, современное положение русских, общая численность населения, Октябрьская революция, Гражданская война, СССР.

Организация рекламной деятельности в КНР | Статья в журнале...

Вход / Регистрация.

В статье рассматривается организация рекламы для международных компаний в Китае.

Во-вторых, выдаваемая по всем регионам официальная статистика КНР часто является неточной.

Анализ контрактной системы в сфере государственных закупок за...

Вход / Регистрация.

В 2006 году Китай ввел национальный план развития науки и техники (2006–2020 гг.), в соответствии с которым правительственные учреждения провинций КНР могут закупать только ту продукцию, которая внесена в специальный каталог.

Основные аспекты и распределение ролей при формировании...

Вход / Регистрация.

Китайская Народная Республика (КНР) образовалась в результате победы Коммунистической партии Китая (КПК) над партией Гоминьдан в гражданской войне 1945...1949 годов.