Правовое регулирование банкротства кредитных организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 26.12.2017

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Бабкин Э. Д. Правовое регулирование банкротства кредитных организаций [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13549/ (дата обращения: 25.06.2018).



В данной статье проводится исследование вопросов, которые относятся к правовому регулированию отношений, связанных с банкротством и несостоятельностью кредитных организаций. Автор анализирует те изменения, которые были внесены в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в той его части, которая касается банкротства и несостоятельности кредитных организаций. Автором также проводится сравнение положений ранее действующего закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ с положениями того Федерального закона, который действует в данный момент, а именно — Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Ключевые слова: банкротство, кредитная организация, несостоятельность, Банк России, сделки.

This article studies the issues of legal regulation of relations connected with bankruptcy and insolvency of credit institutions. The author analyzes the changes that have been made to the Federal law «About insolvency (bankruptcy)» in the part which relates to bankruptcy and insolvency of credit institutions. The author also compares the provisions of previously existing law «About insolvency (bankruptcy) of credit organizations» from 25.02.1999 № 40-FL with the provisions of that Federal law, which acts at the moment, namely the Federal law «About insolvency (bankruptcy)» from 26.10.2002 № 127-FL.

Key words: bankruptcy, credit organization, an inconsistency, Bank of Russia, transactions.

Кроме ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [4] отдельные вопросы, относящиеся к банкротству кредитных организаций, регулируются также и положениями иных НПА, среди которых можно перечислить такие, как КоАП РФ [1], ФЗ «О банках и банковской деятельности» [2], ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [3], ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [5], а также некоторыми другими.

Если говорить о ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то в соответствии с нормами данного закона, которые содержатся в главе 9, регулируется порядок и условия осуществления мер, направленных на предупреждение несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также определяются особенности оснований и порядка, в соответствии с которыми кредитные организации признаются несостоятельными (банкротами), а также ликвидируются в рамках конкурсного производства.

Необходимо отметить, что в настоящее время ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по факту представляет собой единый НПА, положениями которого регулируется банкротство всех субъектов хозяйствования [8]. При анализе данного НПА можно прийти к выводу, что многие его нормы представляют собой прямое заимствование из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ [7]. Тем не менее, необходимо также отметить тот факт, что законодателем были внесены значительные изменения в положения общих и специальных норм данного закона, касающиеся регулирования банкротства кредитных организаций. Так, например, что касается определения банкротства, а также критериев кредитной организации об удовлетворении требований кредиторов, то они изменений не претерпели, поскольку и по настоящий момент времени кредитная организация рассматривается как неспособная к удовлетворению требований кредиторов относительно денежных обязательств, выплаты выходных пособий и (или) оплаты труда лиц, которые работали или работают в соответствии с трудовым договором, исполнения обязанностей касательно уплаты обязательных платежей, если все вышеперечисленное не было исполнено организацией в течение 14 дней после того, как наступила дата их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации не является достаточной для того, чтобы исполнить ее обязательства перед кредиторами и (или) обязанности, касающейся уплаты обязательных платежей.

Если говорить о мерах, касающихся предупреждения банкротства кредитных организаций, то к таким ранее существующим мерам, как финансовое оздоровление, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, а также реорганизация кредитной организации, законодателем были добавлены такие, как предупреждение банкротства кредитных организаций, имеющих разрешение (лицензию) на то, чтобы привлекать во вклады денежных средств физлиц, а также на открытие и дальнейшее ведение банковских счетов физлиц, причем такое разрешение должно быть выдано Банком России.

Для того, чтобы поддерживать стабильность банковской системы Российской Федерации и защищать законные интересы кредиторов кредитных организаций в том случае, если у кредитной организации проявятся признаки неустойчивого финансового положения, а также для того, чтобы выявлять ситуации, которые могут угрожать стабильности банковской системы и законным интересам кредиторов, Банк России совместно с Агентством по страхованию вкладов имеет полное право осуществления мер, направленных на предупреждение банкротства кредитных организаций [6].

В данном случае имеются в виду кредитные организации, которые представляют собой участников системы обязательного страхования вкладов физлиц в кредитных организациях Российской Федерации, причем обеспечивает функционирование данной системы именно Агентство по страхованию вкладов.

Необходимо также отметить то изменение, которое было внесено в положения статьи 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В настоящее время производство по делу о банкротстве арбитражный суд может возбудить только при том условии, что требования к должнику, который представляет собой юридическое лицо, в совокупности составляют сумму не меньшую, чем 300 тысяч рублей. Раньше размер таких требований составлял всего 100 тысяч рублей, что представляло собой явно заниженные требования.

Изменениям подверглись также и положения статьи 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые касаются права на обращение кредитной организации в арбитражный суд. Так, например, для кредитных организаций, которые выступают в качестве конкурсных кредиторов, предусмотрен более простой порядок обращения в арбитражный суд, поскольку право на такое обращение у них появляется с той даты, в которую у должника появились внешние признаки банкротства. Что касается права на обращение в арбитражный суд, то оно также возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации при том условии, что предварительно (в срок не меньший, чем 15 календарных дней до того, как обратиться в арбитражный суд) было опубликовано уведомление о том, что имеется намерение об обращении с заявлением о том, чтобы должник был признан банкротом посредством включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Необходимо также отметить и еще одну деталь, которая касается признания сделок кредитной организации недействительными. Так, в соответствии с общими правилами, сделку, которую должник совершил относительно отдельного кредитора или другого лица, арбитражный суд может признать в качестве недействительной в том случае, если ее совершение имело место после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом либо же в течение 1 месяца до того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Такого же рода сделка, которую должник совершил в течение срока в шесть месяцев до того, как суд принял заявление о признании должника банкротом, может быть признана судом недействительной в том случае, если есть условия, которые предусмотрены абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 61.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» либо же если будет установлено, что кредитору или другому лицу, относительного которого имело место совершение такой сделки, было известно о том, что кредитная организация обладает признаком неплатежеспособности или ее имущества недостаточно, либо же о таких обстоятельствах, которые бы дали возможность сделать вывод относительно признака неплатежеспособности либо не достаточности имущества.

Если же говорить о кредитных организациях, то исчисление периодов, в течение которых имело место совершение таких сделок, которые могут быть признаны недействительными либо возникновение тех обязательств кредитной организации, которые указаны в положениях статей 61.2, 62.3 и пункте 4 статьи 61.6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» начинается с той даты, в которую Банк России назначил временную администрацию для управления кредитной организацией [9], а в том случае, если относительно кредитной организации имеет место осуществление мер, касающихся предупреждения банкротства, то с той даты, в которую Комитетом банковского надзора Банка России был утвержден план участия Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер, которые направлены на то, чтобы предупредить банкротство банка.

Таким образом, можно прийти к выводу, что те изменения, которые были внесены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», являются весьма положительными, однако, необходимо отметить спорный характер значительного их числа [10]. Именно по данной причине необходимо дальнейшее совершенствование правовых норм, касающихся сферы банкротства кредитных организаций, что будет способствовать устранению значительного количества пробелов в законодательстве.

Литература:

  1. Гузнов А. Г. Меры по предупреждению банкротства банка, осуществляемые с участием агентства по страхованию вкладов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 1 (108). — С. 188–194.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
  3. Самохвалова А. Ю. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2016. — № 4 (111). — С. 172–175.
  4. Тарасенко О. А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 8 (69). — С. 84–95.
  5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 26.07.2017) «О банках и банковской деятельности» // «Российская газета», N 27, 10.02.1996.
  6. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // «Российская газета», N 127, 13.07.2002.
  7. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «О несостоятельности (банкротстве)" // «Российская газета», N 209–210, 02.11.2002.
  8. Федеральный закон от 29.07.2004 N 96-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // «Российская газета», N 170, 11.08.2004.
  9. Галкина М. В., Ермаков С. Л., Фролова Е. Е., Ястребов О. А. Экономические и правовые основы функционирования банковского сектора Российской Федерации // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 12. С.77–78.
  10. Ермаков С. Л., Фролова Е. Е. Комплексное антикризисное управление российским банковским сектором как важнейший инструмент экономического регулирования развития страны. Иркутск. 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): арбитражный суд, кредитная организация, банкротство, Российская Федерация, Банк России, законный интерес кредиторов, банковская система, обязательное страхование вкладов, предупреждение банкротства, законодатель были.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос