Корпоративные эмиссионные ценные бумаги: доктринальное понимание, понятие, перечень, особенности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2017)

Дата публикации: 23.10.2017

Статья просмотрена: 2267 раз

Библиографическое описание:

Горбушин, М. М. Корпоративные эмиссионные ценные бумаги: доктринальное понимание, понятие, перечень, особенности / М. М. Горбушин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 38-45. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/282/13144/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье приводится подробный обзор доктрины с комментариями и попутными замечаниями, затем выводятся собственные научно-теоретические положения о корпоративных эмиссионных ценных бумагах: два определения на основе их признаков, перечень, а также особенности, которые включают в себя их место в системе ценных бумаг и в системе объектов гражданских прав.

Ключевые слова: корпорация, корпоративный, корпоративная организация, корпоративное право, ценные бумаги, эмиссионные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги, корпоративные эмиссионные ценные бумаги, акции, акционерное общество, конвертируемые облигации акционерных обществ, опционы эмитента, объекты гражданских прав, иное имущество

In this article a detailed review of the doctrine is given with comments and accompanying observations, then new scientific and theoretical statements about corporate issuable securities are deduced: two definitions, based on their attributes, list and distinctive features, which include their place in the securities system and in the civil rights objects system.

Keywords: corporation, corporate, corporate organization, corporate law, securities, issuable securities, corporate securities, corporate issuable securities, shares, joint-stock company, convertible bonds of joint-stock companies, issuer options, civil rights objects, other property

В российском законодательстве имеют место четыре вида эмиссионных ценных бумаг: акция, облигация, опцион эмитента и российская депозитарная расписка. Их определения даны в ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» [1].

Термин «корпоративные эмиссионные ценные бумаги» (или «корпоративные ценные бумаги») употребляется в правовой литературе и имеет длительную историю, несмотря на отсутствие легального определения.

В науке нет единства во взглядах на корпоративные ценные бумаги. Имеют место три концепции. Под такими бумагами понимаются:

  1. Бумаги, выпускаемые любыми юридическими лицами;
  2. Бумаги, выпускаемые корпоративными организациями;
  3. Бумаги, выпускаемые корпоративными организациями и наделяющие их владельцев правами участия (членства) в них (корпоративными правами).

Согласно первой концепции, понятия «корпорация» и «юридическое лицо» тождественны, поэтому слово «корпоративные» в названии корпоративных ценных бумаг означает ценные бумаги, выпускаемые любыми юридическими лицами, и отграничивает их от ценных бумаг, выпускаемых государством.

Распространенность подобной концепции объясняется историческими причинами.

Так, законодательное определение корпоративных организаций (корпораций) появилось в российском праве только в 2014 году. Оно было дано в ст.65.1 ГК РФ: юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п.1 ст.65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) [2]. Согласно абз.1 п.1 ст.65.3 ГК РФ, высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

До 2014 года слово корпорация употреблялось сразу в двух значениях: в современном (законодательном) — лишь некоторыми учеными, а также в значении юридического лица — многими учеными и в обиходе.

Некоторые цивилисты уже давно видели необходимость выделить из общего числа юридических лиц особую группу, которая будет включать в себя корпоративные организации. Так, например, М. М. Агарков еще в 1927 году понимал корпорацию в современном ключе. Корпорации, по его мнению, — это юридические лица, где участники обладают правами участника (членства) в них, например, правом участвовать в общем собрании, о котором говорится не только у М. М. Агаркова, но и в упомянутом абз. 1 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Подробнее о позиции М. М. Агаркова будет сказано далее.

Как видно, с определением, данным М. М. Агарковым, совпало современное (легальное) определение корпорации. Вместе с тем для многих ученых, а также в обиходе до 2014 года корпорация была синонимом юридического лица, так как сама этимология слова корпорация не предполагала отличий от юридического лица. Так, слово корпорация произошло от латинского слова corpus — тело, объединение.

Сторонниками концепции, согласно которой корпоративные ценные бумаги выпускаются любыми юридическими лицами, являются Я. М. Миркин, Ж. А. Волова, Л. П. Давиденко, А. Н. Асаул, Н. С. Сорокина и И. А. Дикарева.

Я. М. Миркин в 1995 году писал: «Корпоративные ценные бумаги — фондовые инструменты, выпускаемые предприятиями и организациями» [3, с. 79]. Логично предположить, что под «организациями» автор понимал те организации, которые не являются унитарными организациями (предприятиями), то есть те организации, которые позже будут названы корпоративными.

Ж. А. Волова в 2003 году к корпоративным ценным бумагам относила облигацию и вексель [4, с. 47]. Следует отметить, что облигации и векселя могут выпускаться и выдаваться не только корпоративными (определения которых в том году еще тем не менее не было), но и унитарными организациями, то есть обоими видами юридических лиц. Так, государственное или муниципальное предприятие вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей, согласно абз.4 п.1 ст.24 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [5].

Л. П. Давиденко в 2004 году издала учебное пособие под названием «Корпоративные ценные бумаги: акции, облигации, векселя» [6, с. 1]. Исходя из данного названия, можно сделать вывод, что мнение Л. П. Давиденко совпадает с мнением Ж. А. Воловой, несмотря на то что первая включила в перечень корпоративных бумаг также акцию.

А. Н. Асаул в 2008 году выделял, помимо прочего, такие ценные бумаги, как корпоративные облигации [7, с. 39] и корпоративные векселя [7, с. 45]. Также он говорил о государственных облигациях [7, с. 12] и казначейских векселях [7, с. 24]. Очевидно, что он употреблял термин «корпоративные ценные бумаги» для отграничения ценных бумаг, выпускаемых юридическими лицами, от ценных бумаг, выпускаемых государством. При этом под корпоративными ценными бумагами в данном случае следует понимать бумаги всех юридических лиц (корпоративных и унитарных), потому что, например, государственное или муниципальное предприятие вправе, как уже отмечалось, осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Н. С. Сорокина и И. А. Дикарева в 2017 году в совместной статье писали: «Корпоративная ценная бумага — это ценная бумага, эмитентом которой выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности, а также банки, инвестиционные компании и фонды» [8, с. 97].

Представляется необоснованным отнесение к корпоративным ценным бумагам бумаг всех юридических лиц после того, как в 2014 году было дано легальное определение корпораций.

Также в литературе имеет место вторая концепция, согласно которой слово «корпоративные» в названии корпоративных ценных бумаг соотносится с корпоративными организациями-эмитентами, поэтому их эмитентами могут быть не все юридические лица, а только организации, понимаемые как корпоративные.

К сторонникам данной концепции относятся Е. Н. Решетина, А. В. Мелькумянц, О. К. Кремлева и Е. П. Губин.

Е. Н. Решетина в 2003 году [9, с. 35], а также без изменений в 2013 году писала: «Корпоративная эмиссионная ценная бумага — эмиссионная ценная бумага, выпускаемая коммерческой организацией (хозяйственным обществом), основанной на объединении участия и капиталов, которая предоставляет ее собственнику соответствующий объем прав, отраженный Законом о РЦБ и специальным законодательством» [10, с. 32]. Отсюда можно сделать вывод, что автор приводит следующие отличительные признаки корпоративных эмиссионных ценных бумаг: выпускаются хозяйственными обществами; предоставляют соответствующий объем прав, отраженный ФЗ «О рынке ценных бумаг» и специальным законодательством. Какие именно права предоставляются, автор не раскрывает. Согласно абз. 1 введения к действовавшему в то время Кодексу корпоративного поведения, корпоративное поведение — понятие, охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением хозяйственными обществами [11]. Основываясь на данном определении корпоративного поведения, Е. Н. Решетина пришла к выводу, что перечень корпоративных организаций исчерпывается хозяйственными обществами: «С официальной точки зрения в понятие корпорации входит большинство хозяйственных обществ» [10, с. 29]. Она обосновала это так: «Следует иметь в виду, что Кодекс носит рекомендательный характер, но его основные принципы можно считать выражением официальной точки зрения государственного органа» [10, с. 30].

А. В. Мелькумянц в 2007 году писал: «Под корпоративными эмиссионными ценными бумагами следует понимать эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые хозяйственными обществами и предоставляющие их собственнику соответствующий набор имущественных и неимущественных прав» [12, с. 107].

О. К. Кремлева в 2009 году писала: «Корпоративные ценные бумаги — это документы, удостоверяющие в совокупности или выборочно имущественные и тесно связанные с ними неимущественные права их обладателей на управление корпорацией — эмитентом» [13, с. 55]. Также она писала, что «акции в наибольшей из всех корпоративных ценных бумаг мере содержат закрепление неимущественных прав их владельцев» [13, с. 55]. Отсюда следует, что не только акция относится к корпоративным ценным бумагам. Учитывая то, что одновременное закрепление имущественных и неимущественных прав — это, согласно ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг», один из признаков эмиссионной ценной бумаги, можно сделать вывод, что О. К. Кремлева под корпоративными бумагами понимает эмиссионные ценные бумаги, причем выпускаемые только корпорациями, так как под корпоративными организациями она понимала юридические лица, основанные на объединении капиталов [13, с. 46–47].

Е. П. Губин в 2015 году писал: «К корпоративным ценным бумагам в широком смысле можно отнести все ценные бумаги, выпускаемые корпорациями. Однако нас интересуют исключительно эмиссионные корпоративные ценные бумаги, выпускаемые корпорациями: акции, облигации, опционы эмитента» [14, с. 502].

Существует третья концепция, согласно которой слово «корпоративные» в названии корпоративных ценных бумаг соотносится с корпоративными правами, а не с корпоративными организациями-эмитентами, поэтому их эмитентами могут быть не все корпоративные организации, а лишь те из них, кто управомочен выпускать ценные бумаги, наделяющие их владельцев правами участия в управлении ими.

Сторонниками данной концепции являются М. М. Агарков, Е. А. Крашенинников, Г. Н. Шевченко, И. Н. Бутина, Е. А. Суханов, Э. С. Петросян и С. М. Бойцов.

М. М. Агарков в 1927 году писал: «Права, которые составляют содержание ценных бумаг, могут принадлежать к различным категориям субъективных частных прав. Чаще всего они принадлежат к обязательственным правам. Но они могут быть также вещными правами, правами членства в корпорации или же представлять собой управомочие на совершение действий, затрагивающих чужую правовую сферу, т. е. принадлежать к так называемым секундарным правам» [15, с. 7]. Также он утверждал: «Можно классифицировать бумаги, в зависимости от того, какое право в них выражено. С этой точки зрения различают обязательственно-правовые, вещно-правовые и корпоративные бумаги. Кроме того, существуют бумаги, в которых выражено управомочие на совершение определенного действия» [15, с. 38–39]. М. М. Агарков дает название ценным бумагам, содержание которых составляют права членства в корпорации: корпоративные ценные бумаги. В качестве корпоративной бумаги он называет акцию: «Акция является корпоративной бумагой и предоставляет своему владельцу права участника в акционерном обществе» [15, с. 100]. Такие права участника он называет корпоративными правами: «Акционеру принадлежат прежде всего корпоративные права — права участия в общем собрании и т. д». [15, с. 90]. Итак, по мнению М. М. Агаркова, корпоративные ценные бумаги — это ценные бумаги, предоставляющие их владельцам корпоративные права, то есть права участника (членства) в корпорации. Можно заключить, что он выделяет два отличительных признака (критерия) таких ценных бумаг: выпускаются корпорациями; наделяют их владельцев правами участника (членства) в корпорации.

Также следует выяснить, как М. М. Агарков определяет корпорацию. Исходя из приведенных цитат, можно сделать вывод, что он относит акционерные общества, где есть права участника (членства), к корпорациям. Это значит, что под корпорациями он понимает юридические лица, где участники обладают правами участника (членства) в них, например, как было сказано, правом участвовать в общем собрании.

Е. А. Крашенинников в 1995 году писал, что содержание акции составляет право членства в корпорации, из которого проистекают многочисленные корпоративные права: например, право голоса, активное и пассивное избирательное право на занятие должностей в обществе, право вносить предложения и т. д. [16, с. 13] Основываясь на этом, он сделал заключение, что «акция есть корпоративная ценная бумага» [16, с. 13]. Очевидно, Е. А. Крашенинников в качестве корпоративной ценной бумаги называет только акцию.

Г. Н. Шевченко в 2005 году писала: «Традиционное определение ценной бумаги, содержащееся в ГК РФ, указывает, что ценная бумага удостоверяет имущественные права, однако акция, как корпоративная ценная бумага, наряду с имущественными предоставляет и иные права: право на участие в управлении акционерным обществом, право на получение информации о деятельности акционерного общества и другие права, которые нельзя отнести к имущественным» [17, с. 37].

Отличие акции от остальных корпоративных ценных бумаг Г. Н. Шевченко видит в том, что акция — единственная эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет неимущественные права.

Многие отечественные цивилисты считают, что из всех эмиссионных ценных бумаг неимущественные права предоставляются только акцией. Их вывод вытекает из анализа ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». В ней дано определение эмиссионной ценной бумаги, согласно которому такая ценная бумага, помимо прочего, закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав. В данной статье в качестве эмиссионных ценных бумаг названы акция, облигация, опцион эмитента и российская депозитарная расписка, но из их определений ясно, что, кроме акции, никакие другие ценные бумаги не закрепляют неимущественных прав. На самом деле определение эмиссионной ценной бумаги верно: каждая эмиссионная ценная бумага закрепляет неимущественные права, как минимум, право на получение информации, связанной с владением ценной бумагой, но могут иметь место и другие права. Например, исходя из ст.29.6 ФЗ «О рынке ценных бумаг», становится ясно, что облигация закрепляет неимущественное право ее владельца на участие в общем собрании владельцев облигаций, но, учитывая компетенцию подобного собрания, данную в ст.29.7 ФЗ «О рынке ценных бумаг», права на участие в нем нельзя считать корпоративными правами, так как, согласно абз.1 п.1 ст.65.3 ГК РФ, высшим органом корпорации является общее собрание акционеров. Отличие акции от остальных эмиссионных ценных бумаг заключается в том, что она предоставляет более широкий набор неимущественных прав: не только, например, прав на получение информации, связанной с владением ценной бумагой, но и корпоративных прав.

И. Н. Бутина в 2006 году справедливо отмечала: «Акция является единственной корпоративной ценной бумагой, т. е. ценной бумагой, удостоверяющей право членства в хозяйственном, а точнее — акционерном обществе. Иными словами, акция всегда неразрывно связана с существованием и деятельностью акционерного общества. При этом подразумевается, что акция эмитируется только акционерными обществами и носит бессрочный характер, т. е. не имеет заранее определенного конечного срока погашения, поскольку срок существования акции, по общему правилу, равен сроку существования самого акционерного общества» [18, с. 76].

Е. А. Суханов в 2011 году писал, что корпоративные ценные бумаги — это ценные бумаги, «выпускаемые хозяйственными, главным образом акционерными, обществами» [19, с. 328]. Вместе с тем он уточняет, добавляя, что это ценные бумаги, «выражающие право на участие в делах акционерного общества (акции и их сертификаты)» [19, с. 327].

Э. С. Петросян в 2012 году определял корпоративную ценную бумагу как «оборотоспособную, эмиссионную ценную бумагу с установленными законодательством реквизитами и формой, признанную государством, выпущенную юридическим лицом и предоставляющую владельцу имущественные и неимущественные права в течение всего срока существования эмитента» [20, с. 52]. Срок акций, в отличие от остальных эмиссионных ценных бумаг, не ограничивается конкретным временным отрезком, как было отмечено двумя абзацами выше. Акции действуют на протяжении всего времени существования акционерного общества и даже после его ликвидации, так как, согласно абз.5 ст.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг», акция закрепляет права ее владельца на часть имущества, остающегося после ликвидации акционерного общества.

С. М. Бойцов в 2015 году писал: «Корпоративная ценная бумага — это эмиссионная ценная бумага, выпускаемая корпорацией и удостоверяющая особое корпоративное право на участие в управлении корпорацией, а также иные корпоративные права имущественного и неимущественного характера. На сегодняшний день корпоративной бумагой является акция» [21, с. 76].

Итак, после изучения всех приведенных определений можно заключить, что в правовой доктрине есть три различных пути понимания корпоративных ценных бумаг.

Теперь следует перейти к выведению собственных научно-теоретических положений о корпоративных эмиссионных ценных бумагах.

Первый очевидный критерий таких ценных бумаг — это то, что они являются эмиссионными.

Вторым очевидным критерием корпоративных эмиссионных ценных бумаг является тот факт, что их эмитентами выступают юридические лица, а не государство. Так, согласно абз.1 п.1 ст.65.1 ГК РФ, корпорации — это определенный вид юридических лиц.

Существует и третий, основной, критерий корпоративных эмиссионных ценных бумаг. С одной стороны, если слово «корпоративные» в их названии соотносить с корпоративными организациями-эмитентами, то корпоративными эмиссионными ценными бумагами можно считать эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые всеми корпоративными организациями, которые уполномочены их выпускать. С другой стороны, если слово «корпоративные» соотносить с уже упомянутыми корпоративными правами, удостоверяемыми такими ценными бумагами, то круг возможных эмитентов будет значительно сужен. Если придерживаться первой позиции, получится ситуация, при которой эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые корпоративными организациями, будут отличаться от эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых унитарными организациями, только названием, но не сущностью. Как уже было сказано, государственное или муниципальное предприятие вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций. Все эти ценные бумаги (корпоративные и унитарные) можно будет объединить в одну группу и назвать эмиссионными ценными бумагами юридических лиц. Если же придерживаться второй позиции, то акции, выпускаемые акционерными обществами, будут отличаться от других эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых акционерными обществами, от эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых остальными корпоративными организациями, а также от эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых унитарными организациями, тем, что они наделяют их владельцев правами на участие в управлении их эмитентом, то есть корпоративными правами в отношении их эмитента. Представляется обоснованной вторая позиция, представителями которой являются М. М. Агарков, Е. А. Крашенинников, Г. Н. Шевченко, И. Н. Бутина, Е. А. Суханов, Э. С. Петросян и С. М. Бойцов. Следует признать, что третьим критерием корпоративных эмиссионных ценных бумаг является то, что они наделяют их владельцев корпоративными правами в отношении их эмитента (правами на участие в управлении их эмитентом).

Корпоративные права имеют место во всех корпоративных организациях, что следует из определения корпорации, но не во всех корпоративных организациях корпоративные права удостоверяются эмиссионными ценными бумагами: такое возможно только в акционерных обществах, потому что в них, согласно абз.1 п.1 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах», уставный капитал разделен на определенное число акций [22]. В других корпорациях, например, в обществах с ограниченной ответственностью, функцию акций выполняют доли в уставном капитале, так как, согласно абз.1 п.1 ст.2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в таких обществах уставный капитал разделен на доли [23]; однако доли не являются ценными бумагами.

Исходя из трех указанных критериев корпоративных эмиссионных ценных бумаг, можно составить определение последних. Корпоративные эмиссионные ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые корпоративными организациями и наделяющие их владельцев корпоративными правами в отношении их эмитента. Как было сказано, корпоративные права возможны только в корпоративных организациях, поэтому, несмотря на вывод о том, что корпоративные эмиссионные ценные бумаги выпускаются юридическими лицами, необходимо сузить перечень возможных эмитентов до корпораций. С другой стороны, если сузить его до акционерных обществ, тогда определение корпоративных эмиссионных ценных бумаг будет практически повторять определение акции. Родовое понятие должно быть шире видового. Поэтому в определении корпоративных эмиссионных ценных бумаг необходимо указать, что они выпускаются именно корпоративными организациями, чтобы в случае появления новых видов корпоративных эмиссионных ценных бумаг и новых видов корпораций, где уставный капитал разделен на такие ценные бумаги, данные новые ценные бумаги могли, как и акции в настоящее время, подпадать под выведенное определение корпоративных эмиссионных ценных бумаг.

Также представляется возможным дать второе определение корпоративных эмиссионных ценных бумаг. Корпоративные эмиссионные ценные бумаги — это эмиссионные ценные бумаги, на определенное число которых разделен уставный капитал корпоративной организации.

Исходя из трех указанных критериев корпоративных эмиссионных ценных бумаг, можно составить закрытый перечень последних, ставший очевидным после проведенного исследования. В настоящий момент он включает в себя только акцию. Объект данного исследования сужен до акции.

Корпоративные эмиссионные ценные бумаги занимают определенное место в системе ценных бумаг, которую необходимо представить в виде нескольких различных классификаций.

В первой классификации ценные бумаги делятся по способу введения в гражданский оборот: на эмиссионные (ст. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг») и неэмиссионные, не обладающие признаками первых.

Корпоративные эмиссионные ценные бумаги, как было сказано, относятся к эмиссионным.

Во второй классификации эмиссионные ценные бумаги делятся по эмитенту. Уже отмечалось, что ценные бумаги могут выпускаться юридическими лицами. Вместе с тем также имеют место государственные и муниципальные ценные бумаги, эмитентами которых являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами, согласно абз.1 п.3 ст.2 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [24].

Отсюда следует, что эмиссионные ценные бумаги, в зависимости от их эмитента, можно разделить на государственные, муниципальные и частные, то есть выпускаемые юридическими лицами, — по аналогии с государственной, муниципальной и частной собственностью.

Корпоративные эмиссионные ценные бумаги, как было сказано, относятся к частным, которые при этом можно разделить на три подгруппы: корпоративные ценные бумаги; ценные бумаги, конвертируемые в акции; ценные бумаги, не наделяющие их владельцев корпоративными правами в отношении их эмитента.

К ценным бумагам, конвертируемым в акции, относятся конвертируемые облигации акционерных обществ и опционы эмитента. Данные ценные бумаги могут конвертироваться в акции, согласно п.2 ст.7 ФЗ «Об акционерных обществах». Отсюда можно сделать вывод, что конвертируемые облигации акционерных обществ и опционы эмитента наделяют их владельцев корпоративными правами в отношении их эмитента косвенным путем. Данное свойство ставит их в промежуточное положение между корпоративными ценными бумагами и ценными бумагами, не наделяющими их владельцев правами участия. К последним также относятся неконвертируемые облигации акционерных обществ.

К группе эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, не относятся привилегированные акции, которые могут конвертироваться в обыкновенные акции и привилегированные акции иных типов, согласно абз.2 п.3 ст.32 ФЗ «Об акционерных обществах». Несмотря на возможность их конвертации, привилегированные акции являются в первую очередь акциями, наделяющими их владельцев корпоративными правами, пусть и в ином объеме, так как, согласно абз.1 п.1 ст.32 ФЗ «Об акционерных обществах», владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено ФЗ «Об акционерных обществах». Конвертируемость разных видов и типов акций не выходит за пределы понятия акций, а значит, привилегированные акции относятся к корпоративным ценным бумагам.

В третьей классификации эмиссионные ценные бумаги делятся по закреплению имени владельца. Согласно абз.1 ст.16 ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя.

Корпоративные эмиссионные ценные бумаги относятся к именным: акция лишилась возможности выпускаться в качестве ценной бумаги на предъявителя после вступления в силу ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст.1) [25]. С этого момента акция может быть только именной ценной бумагой.

Также с этого момента именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, что служит основанием для составления еще одной классификации.

В четвертой классификации ценные бумаги делятся по форме: на документарные и бездокументарные.

Определения документарных и бездокументарных ценных бумаг содержатся в ст.142 ГК РФ. Общим для двух данных видов ценных бумаг является то, что в обоих случаях имеют место обязательственные и иные права. В связи с этим представляется обоснованным вывод, согласно которому данные определения ценных бумаг следует считать не определениями двух разных понятий, а классификацией ценных бумаг по форме. С другой стороны, в литературе давно ведутся справедливые дискуссии о правовой природе бездокументарных ценных бумаг, которые не являются ни документами, ни бумагами, поэтому отнесение бездокументарных бумаг к ценным бумагам не может быть бесспорным и служит предметом для отдельного исследования, выходящего за рамки темы настоящей статьи.

Как уже было сказано, эмиссионные ценные бумаги могут быть именными или на предъявителя. Согласно абз.1 ст.16 ФЗ «О рынке ценных бумаг», именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

В качестве исключения из правила о том, что именные эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными, в абз.1 ст.4 ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» названы именные государственные и муниципальные ценные бумаги в документарной форме, но данные бумаги не относятся к частным.

Корпоративные эмиссионные ценные бумаги относятся к бездокументарным: поскольку акция является именной ценной бумагой, то она может выпускаться только в бездокументарной форме.

Классификация ценных бумаг по форме является наиболее важной, так как ответ на вопрос о месте корпоративных эмиссионных ценных бумаг в данной классификации позволит ответить на вопрос об их месте в системе объектов гражданских прав.

Употребление термина «объект гражданских прав» требует дать определение этого понятия. Оно приводится в ст. 128 ГК РФ, но путем классификации, перечисления, этих объектов. Такой вид изложения норм права в статьях нормативных правовых актов назван казуистическим. Он используется, когда трудно объединить все частности в одно абстрактное определение [26, с. 237]. Исходя из указанной статьи, все объекты гражданских прав делятся на две большие группы: нематериальные блага и все остальные. Так как нематериальным благам всегда противопоставляются материальные, следует называть данные «все остальные» блага материальными. Отсюда можно сделать вывод, что объекты гражданских прав — это материальные и нематериальные блага, с которыми у лица может быть юридическая связь. В свою очередь, такая связь, включающая в себя гражданские права и обязанности, может возникать, изменяться либо прекращаться. Материальные блага включают в себя имущество; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальную собственность). Имущество делится на вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги) и иное имущество (в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги и имущественные права). Из данной статьи следует, что ценные бумаги относятся к имуществу, но документарные ценные бумаги являются вещами, а бездокументарные — «иным имуществом», не относящимся к вещам.

Отсюда можно заключить, что корпоративные эмиссионные ценные бумаги относятся к «иному имуществу». С другой стороны, особенность корпоративных эмиссионных ценных бумаг заключается в том, что, покупая такие бумаги, новоиспеченный акционер приобретает часть юридического лица (компании, бизнеса), а не просто ценные бумаги. В связи с этим акции могут пониматься не только как «иное имущество».

Тот факт, что из всех ценных бумаг только корпоративные бумаги понимаются как часть организации, говорит об уникальной правовой природе понятия «корпоративные эмиссионные ценные бумаги» (в отличие от всех остальных, некорпоративных, бумаг).

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок: профессиональный курс в Финансовой Академии при Правительстве РФ. М., 1995. 532 с.
  4. Волова Ж. А. Опционные модели оценки стоимости корпоративных ценных бумаг // Дайджест-финансы. 2003. № 7 (103). С. 47–50.
  5. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.
  6. Корпоративные ценные бумаги: акции, облигации, векселя: учебное пособие / Давиденко Л. П. М., 2004. 84 с.
  7. Корпоративные ценные бумаги как инструмент инвестиционной привлекательности компаний / Под ред. д.э.н., профессора Асаула А. Н. СПб., 2008. 288 с.
  8. Сорокина Н. С., Дикарева И. А. Рынок корпоративных ценных бумаг России // Инновационная наука. 2017. № 1–1. С. 97–98.
  9. Решетина Е. Н. Корпоративные эмиссионные ценные бумаги и их купля-продажа при первичном размещении: проблемы правового регулирования: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03. Ростов н/Д., 2003. 180 с.
  10. Решетина Е. Н. Суррогат или ценная бумага? М., 2013. 136 с.
  11. Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (вместе с «Кодексом корпоративного поведения» от 05.04.2002) // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4.
  12. Мелькумянц А. В. Корпоративное право: конспект лекций. Ростов н/Д., 2007. 285, [1] с.
  13. Кремлева О. К. Понятие корпоративных ценных бумаг // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2009. № 3. С. 46–55.
  14. Корпоративное право: учебник / отв. ред. И. С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015. 1080 с.
  15. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. М., 1927. 168 с.
  16. Крашенинников Е. А. Именная акция как ценная бумага // Очерки по торговому праву: сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. Е. А. Крашенинникова. Ярославль, 1995. С. 3–17.
  17. Шевченко Г. Н. Акция как корпоративная ценная бумага // Журнал российского права. 2005. № 1 (97). С. 37–46.
  18. Бутина И. Н. Правовая сущность современной акции как ценной бумаги // Правоведение. 2006. № 6. С. 67–81.
  19. Российское гражданское право: учебник. В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М., 2011. 958 с.
  20. Петросян Э. С. Проблемы дефиниции корпоративной ценной бумаги // Право и экономика. 2012. № 8. С. 49–53.
  21. Бойцов С. М. Понятие корпоративной ценной бумаги // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3 (41). С. 69–76.
  22. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
  23. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
  24. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.
  25. Федеральный закон от 28.12.2002 № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 2002. № 52 (2 ч.). Ст. 5141.
  26. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2016. 464 с.
Основные термины (генерируются автоматически): построение имиджа, Маргарета Марк, современное общество, формирование имиджа, ESS, носитель имиджа, основа архетипов, потенциальный покупатель, социальный успех, Юнга.

Ключевые слова

акционерное общество, ценные бумаги, акции, корпорация, объекты гражданских прав, корпоративное право, эмиссионные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги, корпоративный, корпоративная организация, корпоративные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые облигации акционерных обществ, опционы эмитента, иное имущество

Похожие статьи

Формирование и развитие имиджа организации

2) образ (имидж) персонала, отражающий физические, психофизиологические, социальные данные, культуру, профессиональную

общественности, построение системы формирования, неосязаемый имидж, формирование имиджа, внешний имидж, создание имиджа.

Имидж как фактор успешности в бизнесе | Статья в журнале...

Для создания эффективного имиджа необходимо представлять, какой именно имидж необходим.

– о социальной ответственности перед обществом — качество работы, род деятельности

Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как...

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

имидж организации, общественное мнение, внутренний имидж, корпоративный имидж, целевая группа общественности, построение системы формирования, неосязаемый имидж, формирование имиджа, внешний имидж... Основные компоненты, этапы и средства...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на

Необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется следующими причинами

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Вопросам формирования и развития имиджа уделяли внимание представители разных

В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж

Е. Б. Перелыгина, учитывая в основе мотивацию, выделяет имидж самоощущения и имидж...

Основные тенденции, сдерживающие формирование и развитие...

Нужно отметить, что проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна.

Так, например, Ф. Котлер, К. Л. Келлер предлагают следующее определение: имидж, или образ, — это восприятие компании или ее товаров обществом [4,с.348].

Роль рекламы в формировании имиджа компании на примере...

Для понимания роли рекламы при формировании положительного имиджа предприятия следует дать определение понятию «имидж» в современной науке.

 убеждение в том, что деятельность компании приносит пользу обществу

Формирование имиджа организации | Статья в журнале...

Формирование и развитие имиджа организации.

Социальный имидж организации. Представление общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

Роль дизайна рекламного образа (имиджа) компании...

Таким образом, имидж — это образ потребности, создаваемый художественными

Ее основная цель — ознакомить потенциальных покупателей или пользователей с продукцией

Особую роль в формировании имиджа организации несет реклама, а именно — престижная...

Похожие статьи

Формирование и развитие имиджа организации

2) образ (имидж) персонала, отражающий физические, психофизиологические, социальные данные, культуру, профессиональную

общественности, построение системы формирования, неосязаемый имидж, формирование имиджа, внешний имидж, создание имиджа.

Имидж как фактор успешности в бизнесе | Статья в журнале...

Для создания эффективного имиджа необходимо представлять, какой именно имидж необходим.

– о социальной ответственности перед обществом — качество работы, род деятельности

Формирование имиджа оптово-розничных торговых сетей как...

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

имидж организации, общественное мнение, внутренний имидж, корпоративный имидж, целевая группа общественности, построение системы формирования, неосязаемый имидж, формирование имиджа, внешний имидж... Основные компоненты, этапы и средства...

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

В современных социально-экономических условиях имидж образовательных организаций является одной из ключевых характеристик, определяющих их успешность на

Необходимость формирования имиджа образовательной организации определяется следующими причинами

Имидж лидера: составляющие индивидуального стиля...

Вопросам формирования и развития имиджа уделяли внимание представители разных

В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж

Е. Б. Перелыгина, учитывая в основе мотивацию, выделяет имидж самоощущения и имидж...

Основные тенденции, сдерживающие формирование и развитие...

Нужно отметить, что проблема формирования и развития имиджа актуальна и своевременна.

Так, например, Ф. Котлер, К. Л. Келлер предлагают следующее определение: имидж, или образ, — это восприятие компании или ее товаров обществом [4,с.348].

Роль рекламы в формировании имиджа компании на примере...

Для понимания роли рекламы при формировании положительного имиджа предприятия следует дать определение понятию «имидж» в современной науке.

 убеждение в том, что деятельность компании приносит пользу обществу

Формирование имиджа организации | Статья в журнале...

Формирование и развитие имиджа организации.

Социальный имидж организации. Представление общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.

Роль дизайна рекламного образа (имиджа) компании...

Таким образом, имидж — это образ потребности, создаваемый художественными

Ее основная цель — ознакомить потенциальных покупателей или пользователей с продукцией

Особую роль в формировании имиджа организации несет реклама, а именно — престижная...