Библиографическое описание:

Жарова О. Н. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 51-54. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/281/13006/ (дата обращения: 11.12.2017).



Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, т. е. не достигшие 18 лет, могут находиться на полном государственном обеспечении в специализированных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К таким организациям относятся: образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. До вступления в силу ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ они именовались учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Главной задачей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под устройством понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги [1]. Из п. 1 ст. 155.1 СК РФ следует, что если такая организация на территории субъекта РФ, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, в которую он может быть устроен исходя из его потребностей, отсутствует, то ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта РФ, на территории которого такая организация имеется.

В организации дети могут пребывать временно в целях получения ими медицинских, социальных, образовательных или иных услуг, либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, что не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка [2].

Некоторые типы таких организаций указаны в ст. 1 Закона № 159-ФЗ. К числу таких организаций относятся: — дома ребенка; — образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — общеобразовательные школы-интернаты; — специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты; — оздоровительные образовательные организации санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; — специальные учебно-воспитательные организации для детей и подростков с девиантным поведением; — детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; — детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками; — специализированные организации для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; — другие организации системы здравоохранения, социальной защиты и образовательные организации, в которых содержатся и воспитываются дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Для детей и подростков с девиантным (т. е. отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением создана система специальных учебно-воспитательных организаций.

Несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет принимаются в социально-реабилитационные центры и приюты. Туда дети могут обратиться за помощью самостоятельно или быть устроенными по инициативе родителей (их законных представителей), а также поступить по заявлению других граждан, организаций или учреждений. Деятельность таких детских центров и приютов регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации».

Дома ребенка являются самостоятельными медицинскими организациями, созданными для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проще говоря, дома ребенка представляют собой медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения [3]. В домах ребенка круглосуточно могут содержаться дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно [4].

В соответствии со ст. 155.1 СК РФ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством РФ.

Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 № 558. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются условия пребывания, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства. Также обеспечивается содержание, воспитание, образование детей, защита их прав и законных интересов. Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Опека и попечительство названы в Законе № 159-ФЗ единой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Однако, если рассматривать понятия опеки и попечительства не в рамках закона, а как самостоятельные понятия, то и опека, и попечительство являются двумя независимыми друг от друга формами устройства детей [5]. В статье 1 Закона оба понятия для удобства понимания «соединены» в одно. В понятии, приведенном в данной статье, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Установление опеки означает, что опекун от имени подопечного и в его интересах осуществляет все без исключения юридические действия (например, выдает доверенности, подписывает договоры, совершает сделки в отношении движимого и недвижимого имущества и т. п.) [6].

Опекун и попечитель обязаны получать предварительное разрешение органа опеки и попечительства совершать перед совершением сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Попечительство отличается от опеки тем, что попечитель не имеет следующих полномочий:

а) совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, которые по своему характеру могут быть совершены только лично;

б) предъявлять в суд иск о применении последствий недействительности совершенной подопечным сделки, а также о признании действительной той сделки, которая совершена к выгоде подопечного (ст. ст. 171, 172 ГК РФ);

в) нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным (ст. ст. 1073 и 1076 ГК РФ), а также отвечать по сделкам малолетнего (п. 3 ст. 28 ГК РФ).

Закон № 159-ФЗ называет приемную семью самостоятельной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, то есть приравнивает приемную семью к таким формам устройства, как опека и попечительство. Однако по смыслу СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве» приемная семья самостоятельной формой устройства детей не является, а относится к виду опеки, равно как и патронатное воспитание [7].

Основополагающие нормы о приемной семье содержатся в СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве». В отличие от опеки и попечительства, в указанных нормативных актах приемная семья не названа законодателем формой устройства детей. Особенностью приемной семьи, которая определяет ее как самостоятельную форму устройства, является то, что она возникает не из административного акта, а из договора [8].

Приемной семьей согласно п. 1 ст. 152 СК РФ признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (п. 1 ст. 152 СК РФ).

Правила создания приемной семьи и основные условия передачи детей в приемные семьи, в том числе и условия заключения договоров о приемной семье, регулируются Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Основным отличием приемной семьи от таких форм устройства, как опека и попечительство, является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями (если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства и приемной семьей. Разграничение проводится на основе закона и договора о передаче ребенка в приемную семью.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется только с учетом мнения ребенка. Не может быть передан в приемную семью ребенок, достигший 10-летнего возраста, который не желает проживать в приемной семье. Для того, чтобы принять ребенка в семью, приемные родители составляют и подают в орган опеки и попечительства заявление о передаче им конкретного ребенка. Количество детей в приемной семье не должно, как правило, превышать восьми, включая собственных детей приемных воспитателей. Приемные родители приравнены в своих правах к законным представителям интересов ребенка, поэтому имеют полное право защищать права ребенка всеми доступными способами, в том числе через суд, без специального полномочия.

Законами субъектов РФ могут определяться случаи, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на воспитание в патронатную семью. Так, согласно ч. 3 ст. 26 Закона Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» к названным случаям относятся:

‒ во-первых, пребывание ребенка в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более трех месяцев и отсутствие граждан, желающих усыновить этого ребенка, установить над ним опеку или попечительство либо принять на воспитание в приемную семью;

‒ во-вторых, наличие у ребенка тяжелых заболеваний, требующих постоянного ухода, или инвалидности и отсутствие граждан, желающих усыновить этого ребенка, установить над ним опеку или попечительство либо принять на воспитание в приемную семью;

‒ в третьих, возврат усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем ребенка в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [9].

Подбор и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, органы опеки и попечительства выполняют не только самостоятельно. Они могут передавать названные полномочия образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые отбираются в установленном порядке

Литература:

  1. Арутюнян Г. В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2009. № 4.
  2. Байкин И. М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. 2011. № 2.
  3. Ильина О. Ю., Алексеев А. А. Коррупциогенные факторы в законодательстве об опеке и попечительстве как предпосылка нарушения прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. 2010. № 2. С. 3.
  4. Исхакова Э. М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. 2013. № 6.
  5. Карибян С. О. Правовые проблемы обеспечения жильем детей-сирот // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 1.
  6. Козлов С. С., Митчина Л. А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. 2011. № 3. С. 14.
  7. Коротаева Э. Г. Проблемы нормативно-правового регулирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации // Практика исполнительного производства. 2016. № 4.
  8. Матюшева Т. Н. Эволюция статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современное право. 2013. № 11. С. 50.
  9. Подласенко О. А. Надзор за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение // Законность. 2014. № 7. С. 31.
Основные термины (генерируются автоматически): попечения родителей, приемную семью, СК РФ, устройства детей, приемной семье, социальные услуги, интересов детей, формой устройства детей-сирот, ГК РФ, образовательные организации, медицинские организации, Постановлением Правительства, приемной семьи, дома ребенка, законных интересов детей, трудной жизненной ситуации, субъекта РФ, самостоятельной формой устройства, ФЗ «Об опеке, жилищное право.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос