Автор: Хечиев Бата Баатрович

Рубрика: 16. Правоохранительные органы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 08.07.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Хечиев Б. Б. Проблемы противодействия коррупции в России [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 90-93. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12610/ (дата обращения: 15.12.2017).



В данной статье автором рассматривается коррупционная обстановка в современной России и наиболее распространенные виды коррупции, а также изучены масштабы распространения и предложены меры борьбы с коррупцией.

Ключевые слова: Россия, коррупция, борьба с коррупцией

Данная тема исследования является особенно актуальной по причине того, что в Российской Федерации практически отсутствуют сферы социальной жизни общества, которые не были поражены коррупцией. По данным приведенным ВЦИОМ, к наиболее коррупционным сферам россияне относят: ГИБДД — 32 %, сферу медицины — 21 %, полицию — 21 %, судебную систему — 20 %, ЖКХ — 19 %. С коррупциогенной обстановкой в приведенных выше сферах граждане сталкиваются в ходе своего непосредственного взаимодействия в повседневной жизни, и приведенные данные являются свидетельством о том, что гражданам достаточно часто приходится сталкиваться с «бытовыми» проявлениями коррупции [1.С.180].

Рассматривая динамику наиболее распространенных видов преступлений коррупционной направленности (дача взятки и получение взятки), можно сделать вывод, что начиная с 2011 г. в динамике числа выявленных фактов получения взятки наблюдается устойчивая тенденция равномерного незначительного снижения. Со второго полугодия 2015 г. данная тенденция изменилась на противоположную — равномерный незначительный рост. В 2015 г. в стране выявлено на 5,2 %, или 454 факта, больше, чем в 2014 г. (6399 фактов против 5945).

base_32798_98812_5

Рис. 1. Динамика числа выявленных фактов получения и дачи взятки. Российская Федерация. 2008–2015 гг. [2, C. 41]

В динамике числа выявленных фактов дачи взятки с 2013 г. наблюдается устойчивая тенденция роста этого показателя, и в 2015 г. число зарегистрированных фактов дачи взятки (6771) превысило число зарегистрированных фактов получения взятки (6399).

На рис. 2 приведен график динамики ежемесячного числа выявленных фактов получения взятки в Российской Федерации в 2008–2015 гг. Из рисунка видно, что часто максимальные значения числа выявленных фактов получения взятки наблюдаются в конце кварталов — марте, июне и сентябре.

base_32798_98812_6

Рис. 2. Динамика ежемесячного числа выявленных фактов получения взятки. Российская Федерация. 2008–2015 гг. [2.C,42]

Анализ статданных свидетельствует о сложившейся практике работы правоохранительных органов для обеспечения в первую очередь «хороших» показателей работы в отчетном периоде. Прокуроры регулярно сталкиваются с ситуациями, когда выявленные коррупционные преступления не ставятся своевременно на учет при наличии необходимых показателей в отчетном периоде, а переносятся на следующий квартал (год).

Отчасти следствием такого подхода явился резкий рост привлеченных к уголовной ответственности взяткодателей.

Итак, масштабы коррупционной преступности делает особенно актуальной вопрос совершенствования мер противодействия ей. В качестве меры борьбы с коррупцией можно предложить следующие:

1) обеспечение прозрачности деятельности государственных и муниципальных служащих путем создания Реестра доходов, доступный для ознакомления обществом;

2) разработка принципов этического поведения государственных и муниципальных служащих и создание системы контроля за их соблюдением;

3) ужесточение уголовного наказания за совершение коррупционных преступлений;

4) поощрение лиц, сообщающих о факте коррупционного преступления и оказывающих содействие борьбе с преступлениями;

5) защита лиц, сообщающих о факте коррупционного преступления.

Однако в настоящее время требования универсальной Конвенции ООН об обеспечении защиты лиц, сообщающих информацию о коррупционных правонарушениях, не в полной мере учтены в законодательстве Российской Федерации. Основные проблемы в данном вопросе заключаются в следующем:

– ограничение круга лиц, которым предоставляется защита. Защита предоставляется только государственным и муниципальным служащим.

– ограничение круга лиц, обязанных сообщить о факте коррупционного преступления.

Одной из мер, существующих с 2008 года является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Она призвана стать одной из основных мер по профилактике коррупции. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4]. Этот Закон устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза — это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. По ее результатам составляется самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенных факторов.

Литература:

  1. Гладких В. И. Противодействие коррупции на государственной службе. М.: Юрлитинформ, 2014. С.180
  2. Евланова О. А., Илий С. К., Коимшили Г. Ф., Красникова Е. В., Щекк Е. А. Состояние коррупционной преступности в Российской Федерации в 2015 г.// Безопасность бизнеса. 2016. № 3. С.40–50.
  3. Федеральный закон РФ от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О противодействии коррупции»// СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1), ст. 6228; 2016. N 27 (Часть I), ст. 4169.
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609; 2013. № 43. Ст. 5449.
Основные термины (генерируются автоматически): фактов получения взятки, нормативных правовых актов, дачи взятки, фактов дачи взятки, факте коррупционного преступления, проектов нормативных правовых, Российской Федерации, антикоррупционной экспертизе нормативных, экспертизе нормативных правовых, нормативных правовых актов», «Об антикоррупционной экспертизе, дача взятки, ограничение круга лиц, получение взятки, коррупциогенных факторов, динамике числа, антикоррупционной экспертизы нормативных, ежемесячного числа, устойчивая тенденция, коррупционной преступности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос