Средства массовой информации содержат коммерческую информацию о товарах или услугах предлагаемых к продаже. Возможно ли при определении примерных цен, существующих на рынке ориентироваться на эту информацию. В каких случаях эта информация обязывает разместивших её лиц заключить договор на указанных условиях и какая будет ответственность за размещение недостоверной информации?
С юридической точки зрения, данные предложения могут быть рекламой или офертой. В Федеральном законе «О рекламе» дается определение, что же является рекламой согласно федеральному закону — «реклама — распространяемая любым способом, в любой форме, с помощью любых средств информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке» [1]. Согласно этому определению любая информация о товарах или услугах, которая предназначена для неопределенного круга лиц может быть признана рекламой, потому что основной целью размещения именно такой информации является привлечение внимание потенциальных потребителей к товарам или услугам.
Если в рекламе указаны недостоверные данные о цене или других существенных условиях предлагаемых к продаже товаров или услуг, такая реклама согласно ФЗ «О рекламе» является недостоверной. Ответственность за недостоверную информацию в рекламе несет Рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. В частности ФЗ «О рекламе» предусматривает административную ответственность в виде наложения штрафа. В случае, если данное правонарушение случается повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, недостоверная реклама влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В гражданско-правовом порядке, лица, права и интересы которых нарушены в результате рекламы, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Однако, возмещение убытков в гражданско-правовом порядке может растянутся на длительный срок, а с правовой точки зрения данные дела достаточно сложные.
Особому вниманию подлежит рассмотрению вопрос об информации, которая размещена в сети Интернет, в том числе на официальных информационных ресурсах организаций. По таким делам процесс доказывания факта размещения информации может быть сильно затруднителен. Дело в том, что при простой распечатке информации, не возможно доказать её подлинность и соответствие информации, размещенной на информационном ресурсе. В случае, если сделать распечатки с участием нотариуса, что бы нотариус смог заверить подлинность и идентичность распечаток с информацией размещенной на информационном ресурсе, то по закону придется вызвать предполагаемого нарушителя прав, для присутствия при данных действиях. Естественно, что предполагаемый нарушитель, узнав с какой целью ему предстоит явится к нотариусу, сможет заранее подправить информацию или вообще отключить информационный ресурс, т. е. сделать его недоступным для пользователей через Интернет.
Понятие оферты дается в статье 435 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье «Офертойпризнается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора» [2]. Принципиальное отличие оферты от рекламы, в том, что оферта с момента получения ее адресатом возлагает на лицо ее направившее обязанность заключить договор на указанных в оферте условиях.
На различных сайтах интернет- магазинов, листовках пишется о том, что информация не является публичной офертой. Однако, смысла делать такую надпись особо нет, так как нормами гражданского законодательства указано, если не указаны конкретные условия о цене, доставке, качестве, а указана только общая информация и призыв к покупке товара, то такая информация не является офертой. Если же в рекламном объявлении, который адресован каждому, кто увидит или прочитает это объявление, если указаны при этом абсолютно все условия продажи, то она уже будет признаваться публичной офертой, и рекламодатель будет обязан реализовывать товар на тех условиях, которые содержатся в рекламном объявлении.
Информация о товарах или услугах размещенная в средствах информации является по своей сути рекламой, а не офертой. Основное различие в том, что информация как и реклама не содержит всех существенных условий будущего договора (Существенными условиями считаются условия обязательные для данного вида договоров в силу закона, а также любое условие, которая одна из сторон посчитает обязательным для данного договора). Также оферта должна быть направлена строго определенным лицам в отличие от рекламы, которая размещается для неопределенного круга лиц. Единственным исключением из этого правила будет размещение информации о готовности заключить публичный договор. Согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ, «Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)». Особенность публичного договора в том, что организация не вправе отказаться от заключения данного договора, а также изменять цену товаров, работ или услуг, а также другие условия публичного договора.
Итак, существенными отличиями оферты от рекламы, даже несмотря на то, что они адресованы одному и тому же кругу лиц, является:
Публичные оферты весьма удобны для продвижения, нуждающихся в индивидуальном заключении договоров. Использование договоров публичной оферты открывает новые горизонты продавцам, особенно это касается сферы онлайн- торговли. Несмотря на доступность и кажущуюся простоту заключения сделок по договорам публичной оферты, лучше внимательно знакомиться с содержанием документов, обязанностями сторон с той же внимательностью, как в случае договоров индивидуального характера.
Литература:
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года Одобрен Советом Федерации3 марта 2006 года.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года.

