В данной научной статье рассматриваются основные изменения законодательства в сфере правового регулирования избирательного процесса Российской Федерации, что является одним из актуальных вопросов настоящего времени. Анализируются спорные вопросы и основные нормативно-правовые акты, применяемые в данной сфере.
Ключевые слова: избирательный процесс, выборы, демократия, избирательное законодательство, Постановления Конституционного суда Российской Федерации, избиратели.
На протяжении нескольких десятилетий для формирования высших органов как государственной, так и местной власти используется институт непосредственной демократии — выборы. Процесс формирования органов публичной власти посредством выборов, как механизма трансформации власти народа в публичную власть, прочно вошел в практику государственного строительства и развития местного самоуправления в нашей стране. С использованием процедуры выборов замещается пост Президента Российской Федерации, формируются Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления и главы муниципальных образований. А теперь и высшие должностные лица субъектов Федерации также замещают свои посты посредством выборов. Количественное разнообразие в масштабах страны органов публичной власти, избираемых непосредственно населением, влечет за собой практически постоянное возобновление избирательного процесса.
Избирательный процесс является одним из видов юридических процессов, данный процесс организует как реализацию норм избирательного права, так и их практическое применение, включая и действия участников данного процесса. На данный момент в условиях становления правового и демократического государства возрастает и роль самого избирательного процесса, как легитимного способа формирования, как органов государственной власти, так и органов власти на муниципальном уровне.
Особое значение в понимании природы и смысла избирательного процесса играют международные избирательные стандарты.
Процесс формирования современного избирательного права и избирательного законодательства Российской Федерации выходит за рамки только национально-правовых оснований и источников регулирования избирательных отношений.
Правовая регламентация избирательного процесса включает в себя элементы как внутринационального, так и международного права.
Расширение состава источников избирательного права вытекает из положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
К числу основных источников международных стандартов в области избирательных прав и свобод российских граждан следует отнести Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1949 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году и вступивший в силу в 1976 году, Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года, Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государстви другие.
Для Российской Федерации международными стандартами демократических выборов являются:
международные стандарты в области избирательного права и избирательного процесса — право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании или использовании иных процедур, которые обеспечивают свободное волеизъявление гражданина, на основе периодического и обязательного проведения выборов, их подлинного, справедливого, открытого и гласного характера;
важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса — уважение, соблюдение и защита демократических прав и свобод человека и гражданина, идеологическое многообразие, плюрализм;
правовые гарантии — организация голосования и подсчета голосов независимыми избирательными органами, наличие и эффективное функционирование механизмов защиты избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса, обжалование итогов голосования и результатов выборов, действенный гражданский контроль и международное наблюдение.
В своей рецензии Ю. А. Веденеев пишет о том, что международные избирательные стандарты являются правовой предпосылкой и основанием унификации национального законодательства, что позволяет обеспечить его соответствие общезначимым целям и задачам, инициировать интеграционные процессы отдельных национальных государств в сообщества демократических государств [1].
Действительно, российское избирательное законодательство не стоит на месте, а развивается с течением времени, что обуславливается изменение политической обстановки в стране.
Федеральный Закон № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» затрагивает основополагающие положении организации и проведения любых выборов в России.
Проанализируем принципиальные изменения избирательного законодательства в России.
1. Установление единого дня голосования в году для региональных и муниципальных выборов — второе воскресенье сентября года, в котором истекают полномочия выборного органа или должностного лица [2].
Среди явных позитивных моментов для обоснования такого нововведения отмечались: унификация и упорядочение избирательного процесса, повышение уровня организации выборов; рост интереса к ним избирателей; возможность более тщательной подготовки политических партий к предстоящим избирательным кампаниям; экономия средств, выделенных на подготовку и проведение выборов [3].
2. Изменения избирательного законодательства затронули и территориальные единицы, образуемые для проведения выборов — избирательные участки и избирательные округа, которые теперь создаются также на постоянной основе сроком на 5 и 10 лет соответственно [4].
3. Согласно внесенным поправкам граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, за совершение особо тяжких преступлений — 15 лет [5].
Ранее, в соответствии с положениями п. 3.2 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, не имели права быть избранными.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 20-П данное положение, устанавливающее бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации. 21 февраля 2014 года принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на реализацию данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Избиратели, участники референдума получили право обжаловать решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме [6]. Ранее такого права для отдельных граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, не предусматривалось.
Суд по соответствующему заявлению может отменить решение комиссии об итогах голосования на участке в следующих случаях. Это нарушение правил составления списков избирателей, участников референдума либо порядка и установления итогов голосования. Условие — данные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан. Отмена судом решения об итогах голосования влечет признание соответствующей комиссией этих итогов недействительными.
Поправки обусловлены постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 г. N 8-П.
5. Возвращение графы «против всех» на муниципальных выборах [7]. При этом выборы будут признаны несостоявшимися, если против всех в конкретном округе проголосуют больше избирателей, чем за кандидата, набравшего наибольшее число голосов.
6. Согласно изменениям смогут проголосовать досрочно избиратели, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности и т. д.) будут отсутствовать по месту жительства и не смогут проголосовать на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей. Для этого избиратели должны будут не ранее чем за 10 дней до дня голосования прийти в территориальную избирательную комиссию и заполнить бюллетень.
Ранее вопрос о возможности досрочного голосования по уважительной причине рассматривался Конституционным Судом РФ, который предписал федеральному законодателю закрепить такую возможность (Постановление КС РФ от 15.04.2014 N 11П).
Дальнейшее совершенствование избирательного процесса связано с тем, что российская избирательная система активно осваивает информационные технологии. Автоматизация избирательных процессов в Российской Федерации связана, прежде всего, с Государственной автоматизированной системой Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»).
Среди правоведов и политиков активно ведется дискуссия о пределах электронного дистанционного голосования в Российской Федерации с помощью сети Интернет и мобильных сетей связи. Следует отметить, что пока не решена проблема обеспечения баланса между доступностью голосования и доверием граждан к системам голосования.
Также активно идет обсуждение о введении порога явки на выборах, связанного с повышением активности населения в данной сфере. В последнее время проблема явки стала проявляться постоянно. Именно для решения данной проблемы необходимо вернуть порог явки избирателей, иначе с каждым годом количество избирателей будет уменьшаться. В свою очередь порог явки будет способствовать честным и легитимным выборам лишь в том случае, если на них будут использоваться инструменты реального гражданского контроля.
Подводя итог, можно говорить о том, что в целях повышения эффективности избирательного процесса, процесс совершенствования подразумевает:
‒ Концептуальные изменения, усиление контроля над федеральными органами, за политическим процессами, которые происходят на федеральном уровне, выборные порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, корректировка разграничений полномочий субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в данной области
‒ Корректировка юридико-технического характера, т. е. существует необходимость установления согласованности норм, в том числе изменение отдельных положений, приведение актов, изданных на муниципальном уровне в соответствии с федеральным избирательным законодательством, введение некоторых цензов для кандидатов, совершенствование информационной базы.
Таким образом, для дальнейшего функционирования избирательного процесса необходимо совершенствование законодательства его регулирующего. Необходимость совершенствования связана как с развитием страны в целом, так и сознания народа ее населяющего, а именно с изменением политической и общественной обстановки в стране. Также необходимым представляется совершенствование, и развитие избирательного законодательства субъектов Российской Федерации является одним из важнейших условий поступательного развития российской избирательной системы в целом
Литература:
1. Ю. А. Веденеев Рецензия: Выборы, международные избирательные стандарты и гражданская правовая культура.//http://www.cikrf.ru/about/library/recenzii/vedeneev.html
- Федеральный Закон от 02.10.2012 N 157-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Российская газета N 230, 05.10.2012.
- В. Е Чуров Тенденции эволюции российской избирательной системы (вектор развития российской избирательной системы) // http://www.cikrf.ru/news/relevant/2012/11/26/vector.html
- Федеральный закон от 02.10.2012 N 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // N 230, 05.10.2012,
- Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // «Российская газета», N 44, 25.02.2014
- Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Российская газета», N 77, 04.04.2014
- Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета», N 127, 06.06.2014.

