Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Некоторые проблемные вопросы международного усыновления (удочерения)

9. Гражданское право и процесс
2
Поделиться
Библиографическое описание
Симонова, Е. В. Некоторые проблемные вопросы международного усыновления (удочерения) / Е. В. Симонова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/10279.


Одна из главных задач международного частного права — это защита прав, свобод и интересов членов семьи. Во все времена семья для каждого человека остается неисчерпаемым источником любви, верности и поддержки. Семья играет важную роль в жизни каждого человека, а особенно в жизни ребенка. Семья является его первым и самым необходимым источником социальных идеалов, закладывает основы общественного поведения, именно в семье у ребенка формируется мировоззрение на жизнь.

Семейные правоотношения, осложненные иностранным элементом, становятся все более распространенными из-за открытости государств, их интеграции на мировую арену. Общеизвестно, что одной из наиболее острых проблем в Российской Федерации является рост количества детей, оставшихся без попечения родителей. СК РФ (ст. 124) признает усыновление приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку именно оно в наибольшей степени обеспечивает ребенку условия жизни, аналогичные условиям жизни в родных семьях. Усыновление (удочерение) представляет собой процесс принятия на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми. [3, с. 17]

В России признается усыновление детей не только своими гражданами, но и иностранцами. В последнее время, усыновление российских детей иностранными гражданами стало распространенным, поэтому проблемы, поднятые в статье, являются актуальными. В соответствии с законодательством, иностранные граждане-кандидаты в усыновители вправе проводить процедуру усыновления ребёнка как самостоятельно («независимое усыновление»), так и через представительства иностранных органов и организаций, получивших разрешение на осуществление такой деятельности на территории Российской Федерации.

Однако в настоящее время все чаще поступают сигналы о насилии иностранцев над усыновленными детьми, в том числе и из России, что заставляет задуматься о необходимости усиления правовых механизмов защиты прав и интересов усыновленных россиян.

В настоящий момент процесс международного усыновления в России на национальном уровне осуществляется на основе следующих законодательных актов:

 Семейный кодекс РФ (ст. ст. 124, 165);

 Гражданский процессуальный кодекс РФ (глава 29);

 Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

 Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

 Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

Также имеется ряд подписанных и ратифицированных Россией международных конвенций и договоров, касающихся усыновления -Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка от 20.11.1989 года.

Важными правовыми актами, регулирующих вопросы международного усыновления, являются Европейская конвенция об усыновлении детей от 24.04.1967г, Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления от 29.05.1993, которую, подписала 7 сентября 2000 года, но не ратифицировала РФ и др.

Подписание Россией двусторонних соглашений с другими странами о сотрудничестве в области усыновления детей продвигается достаточно медленно. В настоящий момент такие договоры подписаны с Италией в ноябре 2008 года, с США такой документ был подписан в июле 2011 года, с Францией — в ноябре 2011 года. Переговоры о заключении аналогичных соглашений ведутся с Испанией, Великобританией и Ирландией. В этих договорах основным является условие, что передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается, только если в стране происхождения для него невозможно найти семью. При этом усыновить ребенка из России можно лишь при содействии уполномоченной организации. Кроме того, кандидат в усыновители обязательно должен пройти необходимую социально-психологическую подготовку. Этими соглашениями определяется и порядок приобретения усыновленным ребенком гражданства принимающего государства и сохранения гражданства государства происхождения.

В связи с принятием нашумевшего Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вопрос о международном усыновлении нуждается в дополнительном рассмотрении. Необходимо такими соглашениями усиливать механизмы контроля над условиями жизни и воспитания усыновленных детей, а также прописывать порядок возвращения ребенка в государство происхождения в случае отмены усыновления и вопросы обязательности согласия государства происхождения на переусыновление ребенка новыми родителями.

Проблемы международного усыновления основаны не только на недостаточной правовой регламентацией этого вопроса. Материалы правоприменительной и судебной практики по делам об усыновлении гражданам США, Германии российских детей позволили выявить недостатки практического свойства. Считаем, что в настоящий момент судебный порядок усыновления ребенка позволяет добиться максимального соблюдения прав и законных интересов усыновляемого, достижения независимости решения об усыновлении ребенка, или решения об отказе в усыновлении ребенка судом. Вместе с тем появились некоторые сложности. Например, суд, рассматривающий дело в порядке особого производства в закрытом заседании, не всегда тщательно разбирается в данном деле, полагаясь, в основном, на органы опеки и попечительства. А компетенция работников органов опеки и попечительства не всегда на высоком уровне. Следовательно, возможны злоупотребления и умышленные «ошибки» (угрозы, подмена ребенка, подкуп и прочее). Все эти факты особенно актуальны при усыновлении российских детей иностранными гражданами.

Актуальной остается проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. Процедура международного усыновления требует повышенного внимания, поскольку усыновляемые дети передаются на воспитание в семьи иностранных граждан, поживающих за пределами Российской Федерации. Это приводит к необходимости формирования особого порядка международного усыновления и системы контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и интересов на территории иностранного государства [5, с. 17]. По российскому законодательству усыновившие ребёнка родители должны предоставлять отчёты после усыновления. Часто такие отчёты не предоставляются или предоставляются недостоверные сведения. Чаще всего это случается при независимом усыновлении. Необходимо детально регламентировать требования, предъявляемые к иностранным усыновителям и более тщательно проверять сведения, предоставляемые ими.

Для правильного и справедливого решения суда об усыновлении возникает необходимость неукоснительного соблюдения досудебного порядка административной процедуры усыновления, что не всегда имеет место в практической деятельности органов опеки и попечительства [7, с. 13].

В целях защиты прав и законных интересов усыновляемых детей необходимо усилить контроль по соблюдению законодательства Российской Федерации об усыновлении. При этом следует руководствоваться принципами приоритета усыновителей из числа российских граждан. Основным условием этого является своевременное и полное представление в региональный банк данных сведений о детях, подлежащих усыновлению. Необходимо, также следует ввести административные меры наказания и ужесточение контроля над исполнением должностными лицами домов ребенка, детских домов, школ-интернатов законодательства Российской Федерации об усыновлении в этой части.

Органы опеки и попечительства должны проводить своевременную проверку состояния работы по выявлению и учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принятие мер по защите их прав и интересов. РФ должна проводить большую работу по популяризации усыновления российскими гражданами, необходимо организовывать программы и публикации, направленные на формирование позитивного отношения общества к обеспечению прав детей жить и воспитываться в семье. Также нужно ввести нормативные акты, предоставляющие усыновившим семьям право на льготы по уплате налогов, разработать систему социальной поддержки, а также награждение знаками отличия или применение мер общественного поощрения. Государство должно стимулировать и заинтересовывать российских граждан в вопросах усыновления российских детей. Необходимо закрепить в российском законодательстве положение, о том, что иностранные родители обязаны пройти подготовку в России, чтобы лучше узнать русский менталитет, особенности культуры и искусства. Чтобы ребенок, попадая в новую семью, смог легко адаптироваться в знакомых ему условиях.

Резюмируя вышесказанное, следует выделить, что международное усыновление является одним из важных факторов жизни современного российского общества. Однако существуют проблемы, которые нуждаются в решении. Например, проблему насилия в отношении детей помогут решить законы об ограничении или полном запрете усыновления российских детей, таких как закон «Димы Яковлева». Данные нормативные акты следует принять в отношении стран, где чаще всего возникают случаи насилия. Также необходимо заключение двусторонних соглашений, которые регламентировали бы вопросы усыновления. Эти законы и соглашения помогли бы предотвратить незаконную деятельность в отношении усыновляемых детей, а также их похищения, подмены, торговлю детьми, эксплуатацию детского труда. Кроме того, в целях защиты интересов детей, необходимо детально проверять документы, которые предоставляют иностранные усыновители. Данные меры позволят сократить число несчастных случаев, связанных с усыновлением российских детей иностранными гражданами и защитят их жизнь и здоровье. Российские граждане должны быть заинтересованы в вопросах усыновления российских детей.

Литература:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.// Российская газета. 1993. 25дек.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) //СЗ РФ 01.01.1996, № 1.
  3. Гришаев С. П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // СПС КонсультантПлюс, 2009
  4. Марышева Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России //«Волтерс Клувер», 2007. СПС «КонсультантПлюс».
  5. Паршукова К. Ю. Общая характеристика отношений, порождаемых усыновлением, и их правовая природа // Семейное и жилищное право. — 2008. — № 2. — С. 17–20.
  6. Туганов Ю. Н., Климова Е. А. Проблемы международного усыновления российских детей [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — 215 с.
  7. Чашкова С. Ю. Теория и практика международного усыновления // Семейное и жилищное право. — 2008. — № 5. — С. 13–17.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный