Авторы: Вус Михаил Александрович, Кондратьев Владимир Владимирович

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Вус М. А., Кондратьев В. В. К вопросу о государственной тайне [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 29-31.



Акцентируется внимание на правовом институте государственной тайны и его модельном регулировании в рамках ОДКБ.

Ключевые слова: государственная тайна, конституционный закон, степени и грифы секретности, ОДКБ

I. Реалии международной обстановки, новые политические и экономические условия актуализируют задачи совершенствования защиты информации. Одной из основных угроз государственной и общественной безопасности, наносящей ущерб национальным интересам, остаётся разведывательная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств. В разделе «Государственная и общественная безопасность» обновлённой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации эта угроза названа первой. В перечне факторов, негативно влияющих на национальную безопасность в области науки, технологий и образования в Стратегии указана несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий. [1]

Актуальность проблемы защиты государственной тайны находит своё отражение в стратегических и доктринальных документах государства, излагающих систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации в числе основных направлений обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности указывает на защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну. [2]

Выступая 16.02.2017 г. на ежегодном расширенном заседании коллегии ФСБ России, Президент В. В. Путин отметил стоящую на повестке дня задачу совершенствования системы защиты сведений, составляющих государственную тайну. Президент подчеркнул также возрастающую актуальность этой задачи в условиях перехода ведомств на электронный документооборот. [3]

II. Государственная тайна позиционируется как инструмент обеспечения безопасности; законодательное регулирование сферы её защиты является важным элементом суверенитета и обеспечения безопасности государства. Вместе с тем государственная тайна — непростое и достаточно противоречивое социально-правовое явление. Как объект защиты государства, тайна выступает в роли политико-правовой категории. Это часть информации, которая изъята из свободного оборота.

Законодательство о государственной тайне является своеобразной границей между закрытостью информации, гарантирующей безопасность государства, и свободой доступа к открытой информации. Рамки, принципы и уровень законодательного закрепления института государственной тайны являются показателями развитости правовой системы государства.

В соответствии с действующим российским законодательством, сведения об организации или о фактическом состоянии защиты государственной тайны отнесены к государственной тайне. Тем не менее, в первой Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (была утверждена поручением Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895; в настоящее время утратила силу) публично указывалось на ухудшение ситуации с защитой государственной тайны. В последнее десятилетие прошлого века имело место разграбление государственной тайны и уход значительных её массивов за границу. [4, с.7]

При всей своей актуальности вопросы защиты государственной тайны, относящиеся к сфере компетенции специальных служб, носят закрытый характер. Вследствие этого в научном плане они разработаны слабо. Тем ценнее для исследователей материалы и публикация, основанные на достоверных фактических данных о состоянии проблемы.

Актуальным проблемным вопросам совершенствования правового регулирования сведений, составляющих государственную тайну, была посвящена фундаментальная по своему характеру статье бывшего начальника Академии ФСБ России, вышедшая в свет в академическом сборнике, посвящённом организационно-правовым вопросам борьбы с терроризмом. [5, с. 215–237]

Криминологический анализ уголовных дел, предметом преступления в которых являлась государственная тайна, позволил профессионалам говорить о системном кризисе института государственной тайны, а также о недооценке обществом значимости защиты государственной тайны. В упомянутой статье был обозначен ряд концептуальных позиций, а также необходимых мер, нацеленных на совершенствование действующего законодательства о государственной тайне. Особое внимание было обращено на необходимость усиления системообразующей роли Закона «О государственной тайне» (от 21.07.1993 № 5485–1, в действующей редакции), необходимость комплексного правового регулирования её оборота нормами различных отраслей права, настоятельную необходимость уточнения критериев отнесения к государственной тайне соответствующих сведений и недопустимость расширительного подхода к определению её понятия и круга относимых к ней сведений. Прозвучало предложение об оптимальности деления государственной тайны на два уровня: сведения, являющиеся просто государственной тайной и сведения особой важности как исключительный вид государственной тайны.

Спустя десятилетие следует отметить, что, при несомненной актуальности озвученных проблем и подходов к их решению, названная статья оказалась незамеченной законодателями. «Вопросы тайноведения» юридической наукой разработаны сегодня слабо, практика традиционно тяготеет к «административистским» подходам. Многие проблемы правового регулирования государственной тайны, как отмечают исследователи, являются следствием недостаточной разработанности на научном уровне понятийного, методологического и терминологического аппарата государственной тайны как видового по отношению к общеправовому понятию тайны. [6]

III. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации акцентирует внимание на важности международного сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Государства ‒ члены ОДКБ, в соответствии с её Уставом, принимают меры по развитию договорно-правовой базы регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, по гармонизации национального законодательства в вопросах обороны, военного строительства и безопасности. Защита государственной тайны является как важной самостоятельной функцией каждого государства, так и совместной задачей, решаемой всеми государствами — членами ОДКБ.

Одним из первых рекомендательных актов, принятых Парламентской Ассамблеей ОДКБ стали Рекомендации по сближению национального законодательства по вопросам защиты государственной тайны. [7, с.11–19] Программой деятельности Ассамблеи по сближению и гармонизации национального законодательства государств — членов ОДКБ на 2016–2020 гг., предусмотрена разработка Модельного закона ОДКБ «О государственной тайне». [8, с. 29–34]

Регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением защиты государственной тайны, в государствах — членах ОДКБ имеет свои исторические корни. В теории и практике государственного строительства с советских времён используется обобщающая категория «государственные секреты», объединяющая институты государственной и служебной тайны. [9, с.8–9]

Предметом разрабатываемого для ОДКБ законопроекта является институт государственной тайны. Целями закона о государственной тайне представляются установление критериев отнесения к ней тех или иных сведений, критериев их засекречивания и рассекречивания, а также регулирование обращения таких сведений. Разработчики законопроекта исходили из постулата о том, что общественные отношения по поводу защищаемых сведений, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства, являются разновидностью конституционных правоотношений. В силу этого, для усиления системообразующей роли самого закона о государственной тайне и большей системности правового регулирования её оборота, необходимо придание Модельному закону ОДКБ «О государственной тайне» статуса органического (конституционного) закона.

В национальных законодательствах государств — членов ОДКБ используется трехуровневое деление засекречиваемой информации по степеням секретности. При этом для сведений, являющихся государственной тайной, большинство национальных законодательств отводят два ограничительных грифа: «особой важности» и «совершенно секретно». Нижний гриф и реквизит «секретно» используется для обозначения сведений, составляющих служебную тайну. Сроки засекречивания различных категорий сведений различны.

В отличие от сказанного, в Российской Федерации для сведений, отнесенных к государственной тайне, применяются все три грифа секретности с одинаковым максимальным сроком засекречивания. Однако при этом, как неоднократно указывали исследователи, сведения с грифом «секретно» по своему содержанию являются служебной тайной и должны защищаться иными правовыми, нежели институт государственной тайны. [10, с.220]

Сближение законодательства о государственной тайне в государствах — членах ОДКБ должно преследовать своей целью упрочение и обеспечение национальной и коллективной безопасности посредством осуществления согласованной политики и совместных мер по равнопрочной защите засекречиваемой информации. Исходя из этого представилось рациональным заложить в проект Модельного закона ОДКБ «О государственной тайне» юридическую конструкции с двумя степенями секретности для сведений, являющихся государственной тайной: «Совершенно секретно» и «Совершенно секретно ― особой важности».

При проработке текста статей законопроекта использовались разработки и материалы опубликованных исследований и диссертационных работ по данной проблематике.

Литература:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» («Российская газета». 31.12.2015).
  2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. («Российская газета». 6.12.2016).
  3. kremlin.ru [Электронный информационный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. 16.02.2017.
  4. «Россию постоянно обманывали» // Петербургский дневник. 20 ноября 2006 г. № 45(104).
  5. Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом / [Сост. В. П. Шульц]. — М.: Наука. 2006. — 238 с.
  6. Мартышин М. Ю. Государственная тайна как объект конституционно-правового регулирования: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.02. — Москва, 2009.- 191 с.
  7. Глоссарий основных понятий в законодательстве о государственной тайне государств — членов ОДКБ / Сост.: Бачило И. Л., Вус М. А., Гусев В. С., Макаров О. С. — СПб.: СПИИРАН. 2011. — 79 с.
  8. Вус М. А., Кондратьев В. В. К вопросу разработки модельного закона «О государственной тайне» для государств ОДКБ // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. Конф. (Москва. Декабрь 2016 г.). — М.: Издательский дом «Буки-Веди». 2016. ‒ iv, 98 с.
  9. Комментарий к Модельному закону МПА СНГ «О государственных секретах» / Вус М. А., Макаров О. С. / Предисловие: чл.-кор. РАН Р. М. Юсупов. — СПб.: СПИИРАН. 2015–136 с.
  10. Власов В. А. Совершенствование правового регулирования сведений, составляющих государственную тайну / В кн. «Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом» / [Сост. В. П. Шульц]. — М.: Наука. 2006.– С. 215–237.
Основные термины (генерируются автоматически): государственной тайны, государственной тайне, защиты государственной тайны, «О государственной тайне», Российской Федерации, безопасности Российской Федерации, ОДКБ «О государственной, института государственной тайны, институт государственной тайны, государственной тайной, национальной безопасности Российской, информационной безопасности Российской, правового регулирования, институте государственной тайны, Президента Российской Федерации, регулирования государственной тайны, разграбление государственной тайны, защитой государственной тайны, деления государственной тайны, вид государственной тайны.

Ключевые слова

Государственная тайна, ОДКБ, конституционный закон, степени и грифы секретности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос