Продажа участков на Луне: история возникновения предприятия и его законность | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 2589 раз

Библиографическое описание:

Чуриков, Н. А. Продажа участков на Луне: история возникновения предприятия и его законность / Н. А. Чуриков. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12163/ (дата обращения: 18.04.2024).



Вот уже более тридцати лет компания Lunar Embassy и её многочисленные филиалы по всему миру промышляют продажей сертификатов о владении Луной и другими небесными телами. Ряды клиентуры пополняются всё новыми и новыми новобранцами, доходы сотрудников организации неустанно растут, расширяется спектр небесных тел, а вот вопросы законности некоторых аспектов данной деятельности так и остаются для многих открытыми. Разобраться в истоках возникновения и законности данного явления представляется весьма разумной задачей.

Ключевые слова: продажа участков на Луне, небесные тела, Lunar Embassy

В 1980 году гражданин Соединённых Штатов Америки Денис Хоуп, проштудировав «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (далее — «Договор о космосе»), в частности вторую статью этого договора, где сказано, что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению», пришёл к заключению о возможности присвоения небесных тел, включая Луну, в частную собственность [1].

В результате выявленного, Денисом была составлена «Декларация собственности», а позже написано письмо, адресованное Организации Объединённых наций, содержанием которого значились — предъявление права собственности на Луну и разъяснение вопросов касательно возможности подобной деятельности.

Вслед за тем, самоназванный владелец небесного тела основал компанию Lunar Embassy («Лунное Посольство») и начал реализацию продаж инопланетных наделов земли. Что примечательно, главный офис данной компании базируется в штате Невада. Именно в этом занимательном представителе англосаксонской правовой семьи считается незаконным оставлять в залог зубные протезы и ездить на верблюдах по шоссе, а прежде, чем сделать завивку своим дочерям, родителю необходимо получить особую государственную лицензию.

На сегодняшний день компания Lunar Embassy — это крупная и прибыльная организация, имеющая филиалы более чем в 180 странах мира, которая, к слову, несмотря на своё изначальное наименование, продаёт также участки на Марсе, Венере, Меркурии и других небесных телах, что выгодно отличает компанию Хоупа от конкурентов в избранной нише продаж.

Так, аналогичным промыслом занимается компания Lunar Registry, правда, в отличие от «Лунного Посольства» специализация ограничивается только лунными участками. Причём между двумя компаниями проходили судебные разбирательства, что весьма примечательно, затрагивающие исключительно вопросы авторского права, а не прав собственности.

К слову, Дэннис Хоуп далеко не первый, кто решил, что может претендовать на лунные территории и отнюдь не первый, кого посетила подобного рода идея. Так, ещё в 1937 году житель штата Джорджия Линсдей предъявил претензии на «все планеты, острова в космосе и другие материи». В 1940-х годах было зафиксировано множество запросов в Администрацию по управлению землями (US Bureau of Land Management) на лунные участки. В 1948 году Джеймс Томас Манган из Чикаго объявил себя Первым Представителем Нации Звёздного Пространства и предложил продавать «участки космоса» заинтересованным покупателям. В дальнейшем последовали и другие многочисленные попытки занять лунные территории, другие планеты или даже звёзды [7].

Следует упомянуть и рассказ 1963 года замечательного американского фантаста Уильяма Тенна «Берни по прозвищу Фауст», где, пусть и в юмористической форме, но подробно показана идейная схема продажи небесных тел. К тому же весьма поучителен диалог из этого произведения, в котором, один из центральных персонажей, покупая спутник Земли, акцентирует внимание на том, что ему нужны исключительно права на Луну, а не всё остальное [5]. Впрочем, к идейным истокам следовало бы отнести и Артура Фергюссона, который сумел «продать» Белый дом со статуей Свободы, и Виктора Люстига, «продавшего» Эйфелеву башню.

Затронув исторический аспект и истоки происхождения, следует перейти к оценке законности данного явления. Оценка должна происходить по двум направлениям — оценка законности права собственности на небесные тела и оценка законности продажи сертификатов о владении небесными телами.

Что касается первого аспекта, то в соответствии с «Договором о космосе» запрещается «национальное присвоение ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». То есть, никакая из стран не имеет права заявлять о нарушении своего суверенитета в случае, если кто-либо реализует посадку на Луну или реализует запуск искусственного спутника в космос. Тем не менее некоторые юристы придерживаются мнения о том, что данный запрет не касается частного присвоения, а отдельные специалисты по космическому праву выступают за признание прав на объекты недвижимости на основе юрисдикции, а не территориального суверенитета [3]. То есть, договор 1967 года не содержит дословного запрета на приобретение в собственность участков спутника Земли. Собственно на это упущение в законе и ссылается Денис Хоуп.

Превалирующее число специалистов по космическому праву не согласны с правомерностью использования данной правовой лакуны, так как предполагается, что государства принимают на себя международно-правовую ответственность за деятельность национальных компаний или частных предпринимателей в космическом пространстве, и, следовательно, представленный выше запрет распространяет своё действие и на частный сектор [3].

Согласно документам, которые затрагивают переговоры, касающиеся «Договора о космосе», в те времена не наблюдалось желания распространять принципы частной собственности на космическое пространство, однако прямого запрета данный договор не содержит [3]. Со временем выводы были сделаны, и уже в «Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах» запрет был выражен гораздо более явственно.

В «Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах» 1979 года утверждается, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения, или любого физического лица», а Космическое пространство, Луна, небесные тела являются общим достоянием человечества [2].

То есть, на сегодняшний день нормы международного права не подтверждают право собственности за пределами планеты Земля. Провозглашаются принципы исключительно мирного использования Луны и других небесных тел, принцип равных прав всех государств на исследования небесных тел, принцип недопустимости претензий со стороны любого государства на распространение своего суверенитета на какое-либо небесное тело.

Надо понимать, что для возникновения права собственности обязательными условиями являются наличие комплекса внутригосударственных норм, которые бы регулировали отношения собственности в соответствующей области (в данном случае — области гражданского права), а также определённый юридический факт, который бы прямо приводил к появлению права собственности. То есть, данное право первостепенно должно опираться на национальное законодательство. Следовательно, уникальность содержания, а также основания возникновения и прекращения такого права ограничены рамками внутригосударственного правового регулирования. Стало быть, при отсутствии гражданского законодательства, а также незыблемой связи государства со своим правопорядком отсутствует и механизм приобретения права собственности [4].

Что касается второго аспекта, то законность продажи сертификатов о владении небесными телами упирается исключительно на полноту и детальность раскрытия информации обратившимся за покупкой клиентам о том, что собственно они покупают. Приобретая сертификат «лунных компаний», покупатель не приобретает право собственности. В связи с этим весьма примечательна рубрика «Вопрос-ответ» на сайте российского филиала «Лунного посольства», изобилующая казуистическими замалчиваниями и саркастически отвергающая конкретику в ответной форме. К примеру, на вопрос о перспективах владельцев сертификатов в связи с освоением Луны выдвигается ответ, включающий в себя следующее: «Уверенности никогда нет ни в чем, кроме того, что все мы смертны. И только Вам самим нужно решить, будете ли Вы (Ваши внуки или правнуки) участвовать в самом эпохальном событии всей истории цивилизации — создании Лунной Республики.». На вопрос же о том является ли представленная деятельность обманом, даётся утвердительный ответ: «Нет, конечно же нет! С ноября 1980 года Лунное Посольство продало уже более миллиона участков только лишь на одной Луне.» [6].

Продажа участков на Луне — это казалось бы абсурдное предложение на деле являет собой изящно вымеренную правовую авантюру. Львиная доля клиентуры осознаёт, что приобретает лишь материал из древесной целлюлозы, а не право собственности на земли спутника Земли. Однако потребительский пыл не угасаем и неутомим, а связано это преимущественно не с низким уровнем правовой грамотности населения, а с тем, что сертификат о приобретении лунного участка — это прежде всего изумительный образец оригинальной сувенирной продукции.

Литература:

  1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года) // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 12.03.2017).
  2. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года) // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml (дата обращения: 12.03.2017).
  3. Кому принадлежит Луна? // ИноСМИ.ru . URL: http://inosmi.ru/world/20141029/223962712.html (дата обращения: 12.03.2017).
  4. ПРАВО НА КОСМОС // Вокруг Света. URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6271/ (дата обращения: 12.03.2017).
  5. Уильям Тенн. Берни по прозвищу Фауст. // http://lib.ru/. URL: http://lib.ru/INOFANT/TENN_W/faust.txt (дата обращения: 12.03.2017).
  6. Часто задаваемые вопросы о приобретении участка на Луне // Луна. URL: http://www.luna.ru/faq.html (дата обращения: 12.03.2017).
  7. Бурнаев С. С., Волкова Н. А. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЛУНЫ И ИНЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ // Publikacia.net. URL: http://publikacia.net/archive/2016/1/3/51 (дата обращения: 12.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Космическое пространство, тело, компания, собственность, деятельность государств, Лунное Посольство, национальное присвоение, оценка законности, продажа участков, частная собственность.

Ключевые слова

продажа участков на Луне, небесные тела, Лунное посольство, Lunar Embassy

Похожие статьи

Проблемы международно-правового регулирования...

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах; принятое ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества»...

Ограничения частной собственности на землю

В статье рассматриваются основные ограничения частной собственности на землю на законодательном уровне.

В целом же ограничению собственности на землю государство уделяет достойное внимание, поскольку после распада СССР нужно было поменять весь...

Право собственности на землю | Статья в журнале...

Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения.

Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.).

Правовое регулирование затонувшего имущества по...

Национальное законодательное определение термина «затонувшее имущество» дано в

Если имущество затонуло в открытом море, применяется закон государства флага судна.

Так, в 1840 г. в связи с проведением аукциона предметов, поднятых частными компаниями со...

Понятие девелопмента недвижимости в российском праве

Девелопмент земельных участков в инвестиционно-строительных компаниях. Баронин С. А., Люлькина Н. М. Анализ организационно-экономического механизма развития рынка аукционных продаж земельных участков в жилищном строительстве.

Международно-правовая защита объектов материального...

...или присвоение культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и военной

(памятники культуры могут находиться в собственности государства, частных лиц

просьбе государств-членов направляет миссии экспертов совместно с национальными службами...

К вопросу о понятии приватизации государственного...

Приватизация является особым способом передачи имущества из публичной собственности в частную, которая связана с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней...

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального...

Указанное направление исследования представляется актуальным в связи с возросшим интересом государств к арктическим пространствам.

В своей деятельности Комиссия опирается на три базовых документа, это: Правила процедуры Комиссии от 04.09.2008 г...

Похожие статьи

Проблемы международно-правового регулирования...

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах; принятое ООН в 1984 году, частично разъяснило права на ведение горнодобывающей деятельности в космосе: «Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества»...

Ограничения частной собственности на землю

В статье рассматриваются основные ограничения частной собственности на землю на законодательном уровне.

В целом же ограничению собственности на землю государство уделяет достойное внимание, поскольку после распада СССР нужно было поменять весь...

Право собственности на землю | Статья в журнале...

Объект права собственности на землю – в общем, участок земли как пространственный базис в определенных границах фиксированной площади и местоположения.

Весь земельный фонд страны (кадастровая оценка, мониторинг и др.).

Правовое регулирование затонувшего имущества по...

Национальное законодательное определение термина «затонувшее имущество» дано в

Если имущество затонуло в открытом море, применяется закон государства флага судна.

Так, в 1840 г. в связи с проведением аукциона предметов, поднятых частными компаниями со...

Понятие девелопмента недвижимости в российском праве

Девелопмент земельных участков в инвестиционно-строительных компаниях. Баронин С. А., Люлькина Н. М. Анализ организационно-экономического механизма развития рынка аукционных продаж земельных участков в жилищном строительстве.

Международно-правовая защита объектов материального...

...или присвоение культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и военной

(памятники культуры могут находиться в собственности государства, частных лиц

просьбе государств-членов направляет миссии экспертов совместно с национальными службами...

К вопросу о понятии приватизации государственного...

Приватизация является особым способом передачи имущества из публичной собственности в частную, которая связана с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней...

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального...

Указанное направление исследования представляется актуальным в связи с возросшим интересом государств к арктическим пространствам.

В своей деятельности Комиссия опирается на три базовых документа, это: Правила процедуры Комиссии от 04.09.2008 г...