Международный опыт в профилактике молодежного экстремизма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 914 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, М. А. Международный опыт в профилактике молодежного экстремизма / М. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 160-165. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12129/ (дата обращения: 16.12.2024).



Как показывают исследования в России и мире, одной из самых острых социальных и политических проблем является проблема молодежного экстремизма, особенно актуальна она на фоне усиления глобальной террористической активности.

Международное определение понятия экстремизм закреплено в Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая была принята в 2003 году. Там говорится о том, что экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма [3, с.1].

Молодежному экстремизму присущ ряд особенностей, отличающего его от экстремизма взрослых, это высокая эмоциональность конфликтных ситуаций, не критическое отношение к поступкам, хладнокровье к последствиям. Молодые люди не отличается интеллектуальной и информационной подготовкой, но имеют огромное влияние на их поведение идеи экстремисткой направленности и учения. Проблема экстремизма среди молодежи приобретает глобальный характер и превращается в одну из главных угроз социальной стабильности. Многие ученые и практики не могут однозначно дать ответ, какие именно факторы и причины порождают направление в виде экстремизма среди молодежи, какую профилактическую работу проводить с данным видом угрозы, как снизить уровень экстремизма в стране.

Эксперты ЦЭПР (центра экономических и политических реформ далее ЦЭПР), опираясь на статистику Судебного департамента при Верховном суде РФ установили, что с 2011 года резко выросло число осужденных за совершение деяний предусмотренного в статье 282 УК РФ, со 137 до 414 человек. В первую очередь растет число осужденных по ч.1 данной статьи (возбуждение ненависти либо вражды, совершенное с использованием интернета). Если в 2011 году было 82 таких осужденных, то в 2015-м — уже 369.

Еще более выросло число осужденных по статьям 280 УК РФ и 280–1 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и сепаратизму) — с 12 до 69 человек.

В 2015 году также увеличилось количество тех, кого осудили по ч. 2 ст. 280 УК РФ (те же действия с использованием СМИ и интернета).

В 2014 году подобных уголовных дел было всего четыре, а в 2015-м уже 19, так же впервые были вынесены приговоры по недавно введенной в уголовное законодательство ст. 280.1 УК РФ (призывы к сепаратизму) [4, с.1]. При всем этом экстремизм, как говорилось выше, полностью искоренить невозможно. Так как экстремизм есть не что иное, как некая разновидность извечно го и неумирающего спутника всего человечества.


В России в целях борьбы с экстремизмом создана служба Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России), которая образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о создании Службы по противодействию экстремизму системы МВД России от 6 сентября 2008 года № 1316. Новое наименование получило в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и с Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 4 марта 2011 года.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» средства, имеющиеся у властей для противодействия любой «экстремистской деятельности» общественной, религиозной или иной организации, могут быть «профилактическими» и могут состоять в запрете или ликвидации организации или временной приостановке её деятельности. В Законе посвящено значительное внимание профилактике экстремистской деятельности. Он побуждает государственные органы всех уровней принимать профилактические меры (в том числе «воспитательные, пропагандистские меры», как следует из статьи 5) в приоритетном порядке [1, ст. 5].

В настоящий момент мировое сообщество поняло, что необходимо активизировать борьбу с экстремизмом. В борьбе с ним нужно применять самые жесткие и решительные меры. Важно помнить, что вопрос о связи государственной молодежной политики и национальной безопасности поставлен самой жизнью. Ставка на молодежь — давний инструмент поддержания, как национального духа, так и внешней экспансии, как диалога культур, так и подрыва ценностных систем. В качестве примера, мы посмотрим, как с данной проблемой ведут борьбу в Германии, где молодежный экстремизм достаточно широко описывается в немецкой литературе, профилактике экстремизма в данной стране уделено особое внимание.

Необходимо подчеркнуть, что в Германии решающим условием успешной работы с молодежью является государственная поддержка структур, занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью, проблемами молодых людей, содействующих вхождению молодого поколения в общество.

В Германии выделяют основные факторы, направленные на снижение участия молодых людей в неформальных объединениях экстремистской направленности, это создание условий для успешной интеграции молодых граждан в общество, облегчение процесса адаптации в нем; содействие получению юношами и девушками первого профессионального образования, дальнейшее повышение уровня квалификации, а при необходимости — переквалификации; забота о молодых семьях и женщинах, помощь в создании благополучной семейной жизни; работа с молодыми иностранцами, детьми переселенцев, преодоление враждебного отношения молодых немцев к своим сверстникам из других стран; реализация программы, направленной на обеспечение занятости молодых людей в свободное время. Опыт ученых и социальных педагогов Германии может быть заимствован при разработке программ и методов работы в данном направлении в нашей стране. Конечно, речь идет не о прямом переносе, а об использовании соответствующих наработок с учетом специфики социально-экономической, политической и социокультурной ситуации в современной России.

Требует совершенствования и работа по внесению правоохранительными органами в государственные органы, администрации предприятий и организаций, а также в общественные объединения обязательных для исполнения представлений об искоренении причин и условий, которые способствуют возникновению и реализации угроз безопасности РФ. Исходя из этого, необходимо в целях предупреждения экстремистской и террористической деятельности дать полномочия ряду органов, входящих в государственную систему безопасности, в рамках своей компетенции объявлять предупреждения о недопустимости нарушения Федеральных законов Российской Федерации.

В Германии появление групп экстремисткой направленности среди молодежи было связано с изменением структуры общества. Встает вопрос, как отреагировать на растущую агрессивность молодых людей и на появление молодежных групп, какие меры необходимо предпринять. В этой связи в Германии проводят анализ общественных структур для определения основных направлений политики. На данных анализа применяют меры, направленные на компенсацию недостатков интеграции (вмешательства), социализации и инкультурации (процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры), которые в отдельных случаях могут быть даже успешными.

Но поскольку они лечат лишь симптомы, они едва ли смогут остановить процесс подрастания готовых к насилию подростков, ищущих убежища в экстремистки направленных группах. Рассмотрим некоторые из них, которые активно применяются на практике. Криминолог, кандидат юридических наук Германии Гундула Шафер-Фогель в своей монографии «Насильственные молодежные культуры симптом эрозии коммуникативных структур» определила ряд примеров в виде уровней интервенции (вмешательства), о возможных мерах профилактики и борьбы с молодыми преступниками и длительным насилием. Различные инстанции интервенции (вмешательства), отслеживают разные цели и их адресатами являются молодые жестокие преступники и молодые люди, которые предрасположены к поведенческим проблемами, к насилию в будущем. Инстанция интервенции (вмешательства), является политикой полиции, судебной и уголовно-исполнительной систем, органов образования, по делам молодежи и социальных работников, конечно же, родителей, но и готовы включиться в процесс даже такие далекие от юридической сферы профессии, как архитекторы, планировщики и наконец, СМИ. Главные цели интервенции (вмешательства) являются превенции (предупреждение, предохранение, предотвращение) и репрессии, а также эффективны специальные превенции, для воспитания миролюбия и отказа от насилия. Автор монографии считает, что в борьбе с экстремистским насилием, необходимо политическое образования и просвещение во многих отраслях наук.

Общество в Германии индивидуализирует свою профилактическую работу на отдельных преступниках, концепция интервенции (вмешательства) механизируют меры, а в её обязанности входит расправиться с насилием в социальных отношениях, в групповых личных отношениях, в общественных местах, молодежных центрах или на стадионах. Они часто ссылаются так же на переход, направленный на улучшение экономических и социальных условий жизни молодых людей на местном, на региональном или национальном уровне. Автор предлагает индивидуальные меры профилактики с молодежным направлением как экстремизм, в виде поведенческой терапии.

В данном случае молодые преступники как индивиды, являются, прежде всего, объектом обширных терапевтических усилий, терапевты в понимании автора это психологи. В качестве посреднических органов выступают как социальные службы, так и исправительные заведения, которые раскрывают заключенных молодых преступников, заключенных в исправительное учреждение и получают возможность осуществить психологическое лечение. Модели лечения развиваются в психологическом и психотерапевтическом исследовании об агрессии. Их цель — препятствовать агрессивному, насильственному социальному поведению. Путём специальной терапии агрессивные дети, подростки и те, кто уже проявил себя как преступники, должны учиться контролировать своё поведение и использовать альтернативные стратегии преодоления конфликта и фрустрации (неприятное напряженное психологическое состояние, которое спровоцировали непреодолимые или воображаемые трудности, препятствующие достижению цели, удовлетворению потребностей). В этой связи следует представить подходы Петерманна. Ф. и Кассо/Меллоя/Кавале [2, с.486–493].

Петерманн Ф, смог доказать, что при появлении агрессивного поведения главную роль играют искажённые процессы восприятия. Он предлагает тренинг отработки когнитивных и социальных навыков. Поскольку избирательное восприятие и односторонняя оценка людей и действий в совокупности с ограниченными навыками решения проблем и действий и ведут к агрессивным реакциям, таким образом, необходимо отрабатывать восприятие чужого и своего, а также новое видение проблем, что, прежде всего, призвано научить чувствовать других. Наконец, через ролевые игры должны отрабатываться новые навыки решения проблем и действий, чтобы в своей повседневной жизни человек мог лучше справляться с ситуациями. Через тренинг социальных навыков отрабатывается новое социальное поведение для постепенно усложняющихся ситуаций. Такие техники психологического воздействия на поведения включают в себя прямые обязанности психологов обучение модели, намеренное ужесточение и мягкое наказание. Исходя из этого терапевтического метода, Петерманн Ф. разработал групповой тренинг, который направлен на реабилитацию именно юных преступников, для чего требуется минимум 10 встреч по 100 минут для группы максимум 6-ти человек [2, с. 486–493]. В ролевых играх должны быть достигнуты, представленные выше, цели, игры должны касаться тем из повседневной жизни подростков: учёба, профессиональная деятельность, а также и свободное время, общение со сверстниками. Наряду с тренировкой способности чувствовать, необходимо отрабатывать уверенность в себе при общении со сверстниками, а также способность выражать похвалу и одобрение, признавать аутсайдеров и справляться с критикой и неудачами в профессиональной деятельности. Например, в групповых занятиях применяется такой способ как «не отправленное письмо», когда преступник пишет своей жертве письмо, в котором просит прощения, переосмысливает свой поступок и испытывает такие же чувства что и жертва, либо преступнику предлагается возместить жертве ущерб, причиненный преступлением.

С помощью такой терапии уже с 80-х гг. у юных преступников фиксируются заметные успехи в преодолении склонности к насилию и агрессии. Сами психологи признают, что агрессия и насилие не являются изолированно рассматриваемыми явлениями, они есть модели поведения, на которые влияет социальное окружение, поддерживает их или терпит и даже намеренно ужесточает. Поэтому всё больше осуществляются попытки не только приспособить терапевтические (психологические) методы вмешательства в поведение индивидуума, но и подключить его социальное окружение, особенно семью. В Германии, немало важную роль отводят полиции, как одно из эффективных способов профилактики насилия, особенно молодежной, здесь индивидуальная профилактика на первом месте. Подобного рода меры направлены на изолирование преступников, регулярно действующих в группах. От повышения индивидуального подхода уголовного преследования также ожидается превентивное действие. На юных преступников ориентированы также воспитательные меры, предписанные судами по делам несовершеннолетних, исправительные меры и наказания. Эти меры должны показать преступнику неправомерность его действия, отпугнуть его, иметь, прежде всего, воспитательный эффект. При установлении обязанностей, вынесении предписаний и наказания, назначаемого несовершеннолетнему преступнику, всегда появляется надежда на то, что в будущем он больше не будет совершать преступления. Закон, а так же суд по делам несовершеннолетних, предусматривает вынесение наказания исключительно как «ultima ratio» (последнее средство). В основе такого решения законодатель в Германии убежден в том, что преступность среди молодёжи, в том числе экстремисткой направленности, по крайней мере, частично продиктована всем ходом развития повседневной жизни общества, в случае незначительных правонарушений следует избегать показательных санкций. Исследования анализа и эмпирические исследования вынесенных юным преступникам наказаний, доказывают вероятность того, что только через наказание, сподвигнуть подростка к соответствующему нормам поведению очень мала. Во всяком случае, если совершённое преступление сразу быстро осуждается, то можно ожидать и от наказания какого-то воспитательного эффекта. Именно с целью, сдерживания праворадикального насилия, было рекомендовано осуждение в ускоренном процессе, возможность, которую дал закон Германии «По борьбе с преступностью» от 28.10.1994 (…I 3186) [2, с. 486–493]. Хотя репрессивные меры в последнее десятилетие в Германии, по меньшей мере, в общественной дискуссии возрождались, однако эмпирические исследования показывают, что, ужесточение пределов наказания само по себе едва ли имеет превентивное действие. Наконец, опрос, на которого часто ссылается в монографии Гундула Шафер Фогель, среди преступников, совершивших преступления на почве ксенофобии, показал, что даже серьёзность вынесенного наказания практически не имеет релевантности для будущего поведения. Лишь те, кто успешно несут условное наказание или не хотели бы вновь пережить пребывание в тюрьме, старались избегать новых обвинений. Конечно, меры не всегда дают положительный эффект. Так как большинство преступлений совершается в определённой ситуации спонтанно, нередко в состоянии опьянения, то зачастую и внешняя реальность уже не воспринимается адекватно и тем более, нет речи о возможности наказания с уголовно-правовой точки зрения. Поэтому опыт лишения свободы также не обязательно имеет превентивное действие, так как он может только благоприятствовать уголовной карьере. Этот опыт имеет показательный эффект, преступник закрепляется в своей роли преступника, вместе с тем появляется масса возможностей общения с другими осуждёнными и, тем самым, расширения своего собственного «уголовного ноу-хау». Благоприятный эффект может быть только в том случае, если преступника на непродолжительное время вырвали из семейного, нередко криминогенного молодёжного окружения и дали ему полностью осознать содеянное.

В этой связи кажется целесообразным, что законы Германии, касающиеся несовершеннолетних, предусматривают возможность выносить предписания, делать предупреждения и устанавливать обязанности (с воспитательной целью), то есть устанавливать менее серьёзные санкции. На практике в случае с менее серьёзными преступлениями или с не особо опасными преступниками с прекращением уголовного дела и преследования по соображениям целесообразности усиленно используются возможности диверсии; эти возможности, запрещаются при тяжких телесных повреждениях. Отдельные предписания и обязанности целиком ориентированы на преступника как индивидуума. Некоторые из них должны улучшить условия жизни подростка, как, например, предписание жить в семье или в общежитии. Другие должны им помочь лучше справляться в быту, например, предписание находиться под надзором определённого лица. Предписание пойти на учёбу или на работу имеет своей целью приобщить юных преступников к стабильному рабочему порядку. Введённая наряду с предписанием надзора в первом законе по изменению закона «Об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних» от 30 августа 1990 г. (… I 1853) возможность предписывать участие в социальном тренинге призвана улучшать интерактивные компетенции преступников [2, с. 486–493]. Программы тренингов ориентированы, как правило, на психологическое воздействие на поведение, человека описанными выше способами. Предписание отказаться от общения с определёнными лицами или от посещения кафе и мест развлечений поможет отдельным подросткам оградить их от социального окружения, которое может склонить их к совершению новых преступлений, будь то под влиянием молодёжной группы, на которую они ориентированы, будь то под влиянием алкоголя и возбуждающих наркотиков.

Огромную роль в Германии в профилактике молодежного экстремизма играет не только общество с его изменениями и проблемами, но и семья. Криминологи предлагают целые модули программ работы с семьями, профилактическая работа направлена не только на детей, но и на родителей. Родители сначала обучаются дома, либо получают личную консультацию специалистов, либо в участии в групповых встречах или информируются по телефону. В неблагоприятных семейных ситуациях, таких как психическое расстройство одного члена семьи с высокой степенью стресса и поддержки, данный подход показывал в лечении не очень высокие результаты. Родители выполняют в этой комплексной терапии различные функции. Они являются источником информации, их так же обучают самих, учат наблюдать за ребенком, признавать прогресс в поведении ребенка, видеть собственные недостатки в отношении с ребенком, чтоб изменить их собственное поведение, в данной ситуации родители становятся психотерапевтами в семье. И, наконец, они играют важную основополагающую функцию, мотивируя ребенка регулярно посещать сеансы терапии.

Сочетание поведенческого обучения и семейного оказывает положительное воздействие на длительный срок.

В Германии, так же, как и в России, прекрасно понимают, что молодежный экстремизм является не только угрозой национальной безопасности государства, её целостности, но опасен и для институтов демократии, формирующегося гражданского общества, то противодействие ему вызвано объективным стремлением к социальной и политической стабильности.

Задача профилактики экстремизма заключается в том, чтобы молодые люди плавно выходили из существующих структур самостоятельно, поэтому работа по профилактике со стороны органов внутренних дел в данном направлении очень важна.

Молодежь должна видеть реальные перспективы, куда она может двигаться, а для этого необходимо, модернизировать общество, мотивировать на изменение своих взглядов, поднять потенциал молодежи, её значимость для общества и построения будущего. В России к работе с молодежью необходимо подойти с креативностью, признать молодежь с её не свойственной для нашего поколения подходами к жизни, но направить их взгляды на существующее общество в правильном направлении.

Важным социальным институтом, имеющим возможность всецело реализовать государственную политику по работе с подростками и молодежью является, школа, то есть вся система образования, которая также выступает в качестве важного инструмента в процессе государственного воспитания молодежи. Не следует забывать, что большинство населения, в том числе и молодежи, не воспринимают экстремистских лозунгов. В этом плане Федеральная программа по профилактике в Германии в области противодействия преступлений экстремисткой направленности очень грамотно составлена. В её реализации принимают участие различные организации, но ведущую роль все же играет полиция. Данная программа работает и на федеральном и на земельных уровнях. Задачей программы является именно взаимодействие с населением, создание специальных служб по предупреждению преступности несовершеннолетних совместно с общественностью. Почему бы в России не принять опыт соседей и наладить работу по профилактике преступности, особенно молодежного экстремизма создав институт судопроизводства по делам несовершеннолетних, где цель не наказать, а предотвратить, дать время одуматься, понять, переосмыслить свои поступки, чтоб в будущем не возвращаться на путь преступности.

Немало важно, расширить службу по работе с подростками экстремисткой направленности, которая будет строиться на взаимодействии работы разных служб.

Молодёжь — это не только «настоящее», но и будущее страны, поскольку в определённое время она естественным путём сменит старшие поколения в различных сферах социальной жизни.

Помимо воспитательной и разъяснительной работы наибольшим преимуществом антиэкстремисткой пропаганды обладает обнародование главных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В связи с этим, видится необходимым издание специально го общедоступного изложения правоохранительными органами о мерах по борьбе с экстремизмом и экстремизмом в России. Такая практика существует, например, в США, ФРГ, Швеции и имеет понимание со стороны широких слоев населения.

Таким образом, в Германии подход к профилактике молодежного экстремизма большей степени связан с работой психологов, социальных служб, полиции, но в их взаимодействии. Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что именно молодежь наиболее восприимчива к идеям радикализма и экстремизма. Культурная профилактика экстремизма российской молодежи это одна из приоритетных задач государства и гражданского общества. Культура молодежи должна отвечать требованиям социальной безопасности и современного научно-технического развития. В связи с этим необходимо воспрепятствовать распространению экстремистской идеологии с использованием новых технологий, не мало важно, воспитание толерантного поведения по отношению к различным религиозным, национальным и социальным группам населения, чтоб религиозное и национальное самосознание у молодежи совпадало, не вызывало агрессии, нетерпимости.

Сейчас важно акцентировать внимание на создании условий, способствующих формированию высокой нравственно-правовой социализации и правовой культуры молодежи, формирование у российской молодежи культуры патриотизма в масштабах своей страны, которая способна противостоять негативной внешней среде, а начинать нужно с духовного, нравственного, патриотического воспитания молодежи. В целях профилактики целесообразно создать общегосударственную программу, в которой будет прослеживаться взаимосвязь, правоохранительных, психологических, социальных аспектов, по устранению деформации правового сознания в молодежной среде.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О противодействии экстремистской деятельности».
  2. Gundula Schafer-Vogel. «Gtwalttatige Jugendkulturen-Symptom der Erosion kommunikativer Strukturen»,.- 134-е.- Berlin: 2007,.- 600 с,. автор.перевод с немецкого Яковлевой М. А.
  3. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» // URL:htt://www.coe/int/T/r/parliamentary_assembly1344(2003), (дата обращения 20.02.2017)
  4. «Экстремизм до степени смешения»// Газета. ру. URL: htt//www.gazeta.ru/politics/2016/05/04_a_821929.shtml (дата обращения 26.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): молодежный экстремизм, преступник, Россия, Германий, Российская Федерация, УК РФ, мера, молодежь, экстремизм, превентивное действие.