Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Некишев, В. Л. Право как социокультурный феномен: теоретико-методологический аспект / В. Л. Некишев, А. И. Миронович. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12113/ (дата обращения: 20.04.2024).



Проблема происхождения и сущности права до сих пор остается во многом загадкой для исследователей. И сегодня можно утверждать, что новые подходы к пониманию данного феномена, его роли в социуме и функциях стали реальной проблемой для общества, органов государственной власти и юриспруденции. [5]

Современные методологические подходы к праву, его происхождению и сущности базируются на взаимопроникновении знаний современных и классических научных концепций, формировавшихся столетиями. Обращаясь к историческому аспекту рассматриваемой нами проблемы, необходимо отметить, что социокультурный подход к праву имеет глубокие исторические корни, заложенные мыслителями эпохи античности — в трудах Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля, Римских юристов.

К этой проблеме обращались в разное время — Фома Аквинский, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, И Кант, Г. Фихте, Г. Гегель, представители исторической школы права, сторонники различных социологических феноменологических, экзистенциальных и иных концепций права.

Особый интерес с этих позиций представляет российская философско-правовая мысль, которая продолжала и развивала западноевропейские идеи о социокультурной ценности права. Так, А. П. Куницын ставил вопрос гуманистической роли права, которое, по его мнению, призвано защитить людей от взаимных распрей и обид [6]. Б. Н. Чичерин считал, что право — есть совместное существование под общим законом [7]. И. А. Ильин и Б. А. Кистяковский считали, что в праве как бы соединены различные субстанции — материальная и духовная, социальная и политическая, историческая и логическая, и т. д. [8]

Не отрицая того факта, что право, как сложная социальная система, «живет собственной жизнью», не следует забывать, что одно из условий саморазвития системы — ее открытый характер, возможность взаимодействия с внешней средой.

И, несмотря на то, что системный, синергетический подход к праву только еще «набирает обороты», однако уже имеются исследования, посвященные анализу системного характера права и законов его развития.

Сегодня представляют интерес работы, в которых в качестве важнейшей характеристики права рассматривается его возможность воспринимать информацию извне, активно взаимодействовать со всеми структурными элементами социальной системы. В рамках именно данного подхода мы можем вести речь о социокультурных характеристиках такого феномена как право. Иными словами, сущность системного методологического подхода к пониманию права построена на понимании личности как феномене, связанном с обществом совокупностью ценностей и норм. Именно такой подход позволяет ставить вопрос о правовом законе как справедливом законе, о правовом идеале, о правовом характере основного закона страны [9]. Как это, например, делает Е. В. Миряшева, которая выделяет четыре основные особенности справедливой конституции: стабильность и непрерывность в управлении страной; ограничение властных полномочий; постоянная договоренность между должностными лицами и другими лицами; ответственность должностных лиц перед людьми [10].

Важной характеристикой социокультурной методологии является переход от методологического монизма к методологическому плюрализму в изучении права.

Наконец, следует сказать, что в рамках данного подхода мы имеем дело с интеграцией, диалектической взаимосвязью поведенческих и символических сторон общественной жизни: включаясь в те или иные виды деятельности и решая социальные задачи, человек способен формировать новые идеи и нормы, соответствующие общественным потребностям. Человек изменяет общественную среду и создает право, как один из способов и результатов своей деятельности, право реально вплетено в материальную и духовную деятельность, существует вследствие этой деятельности и через эту деятельность, право и социальное взаимодействуя друг с другом, создают социум. И устойчивость социального развития во многом зависит от равновесия между этими факторами.

Общепринятый подход к праву как системы юридических норм обращает внимание на его институциональные функции, упуская из виду его социокультурную составляющую, которая и делает право активным фактором преобразования и стабилизации системы общественных отношений и важнейшим фактором формирования личности, ее адаптации к социокультурной среде. Правовая система в социокультурных координатах — это взаимодействие трех факторов: общества, личности и права как культурного феномена [11]. И именно личность. Ее естественные и неотчуждаемые права, является интегрирующим фактором, связывающим в единую систему право и социум [12].

Е. Н. Трубецкой, известный философ и юрист на рубеже XIX-XX вв., говорил, что право предполагает свободу выбора в двояком смысле-как способность нашей воли сознательно избирать то или иное поведение и как возможность действовать вовне, осуществлять цели во внешнем мире. Отсюда формула-право есть внешняя свобода, предоставленная и ограниченная правом. [13]

Также в русле нашей темы важно отметить аспект правоприменения, т. е. практической реализации законов. Если действовать не на правовых началах, то это может привести к негативной тенденции развития государства. Одной из коренных причин невысокой правовой культуры граждан и правовом нигилизме.

Думается, во многом в вопросе «право-культура» должен возникать вопрос: выдвижение культуры как одного из правовых приоритетов на стадии правотворчества и правоприменения позволит решить трёхуровневую задачу: повышение общекультурного уровня граждан, уровня правовой культуры и формирование более заинтересованного отношения всех слоёв общества к материальной и духовной культуре как объектам правового регулирования.

Не отрицая того случая, что право, как сложная социальная система, «живет собственной жизнью», формируясь характерно свойственным ей «законам движения правовой материи» — принципам, не следует забывать, что одно из условий саморазвития системы — ее публичный характер, возможность взаимодействия с внешней средой.

Согласно нашей точке зрения, право как особая социальная система не может не обладать некоторым набором инвариантов, которые присущи ей по определению, т. е. в рамках любых конкретно-исторических условий. [14]

Право- это есть некое «дополнение», социально-экономических платформ, базисов. Это качественно особенный и вполне независимый феномен социальной жизни.

То, что мы называем принципом права, не есть вектор, задающий извне пути развития права, а имманентно присущий ему принцип существования и деятельности. Здесь нам ближе всего семантико- лингвистическое понимание принципа не как идеи, а как основной особенности устройства, т. е. как принципа действия. Вместе с тем не следует забывать, что одно из условий саморазвития системы — ее открытый характер, возможность взаимодействия с внешней средой. Сегодня системный, синергетический подход к праву только еще «набирает обороты», однако уже имеются исследования, посвященные анализу системного характера права и законов его развития.

Подводя итог, можно сказать о соотношении права и культуры. Какое место занимает «культура» в праве и наоборот.

Известно, что социальная жизнь не может строиться только на технических методах. Здесь речь может и должна идти о ценностных (аксиологических) параметрах. Размышляя над вопросом, почему люди действуют именно так, а не иначе, почему они оценивают по — разному одну и ту же ситуацию, исследователю волей — неволей приходится признать важность роли культурных смыслообразующих элементов общественной жизни: ценностей, норм, образцов поведения, оценок, идей. В процессе исследования необходимо подняться до уровня общих вопросов культуры и применить культурологический метод, дающий возможность решить достаточно сложный вопрос о соотношении права и культуры.

Таким образом, социокультурная методология позволяет выявить гуманистическую ценность права в противовес законодательству, которое является не результатом естественно-исторического развития общества, а продуктом нормотворческой деятельности государства.

Литература:

  1. Пресняков М. В. К вопросу о социокультурном подходе к праву // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2013. — № 4. — С. 157–160.
  2. Поленина С. В. Право и культура: от правовой культуры к культурным правам // Российская юстиция. — 2007. — № 12. — С. 2–5.
  3. Слыщенков В. А. Сравнительное право и культура: размышления о культурном измерении правопорядка // Концепция права // Правовая культурология. — 2014. С. 38–71.
  4. Афанасьев В. С. Общая теория права и государства: учебник // под ред. В. В. Лазарева. — 5-е издание. — 2014. — 592 С.
  5. Юлдыбаев Е. Р. Мораль как социокультурный феномен // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12. № 4. С. 139.
  6. Куницын А. П. Право естественное. СПб., 1818. С. 140.
  7. Чичерин Б. Н. Наука и религия. М., 1879. С. 40.
  8. См.: Ильин И. Л. Понятие права и силы (опыт методологического анализа). Собр. соч. в 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 10-11; Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. Очерки методологии социальных наук и общей теории права. – М., 1916. – С. 13.
  9. Манджиев Т. Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Изв. Вузов. Правоведение. 1996. № 3. С. 8.
  10. См.: Миряшева Е. В. Реализация идей конституционализма в Англии и во вновь образованных коло­ниях в XVII-XVIII веках // История государства и права. 2011. № 16. С. 39-43.
  11. Гусейнов А. Право как феномен культуры. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2007. С. 34.
  12. Гриценко Г. Д. Правопонимание: антропологические и социокультурные аспекты. Ставрополь, 2002. С. 228.
  13. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. Юридический институт. СПб., 1998. С. 11-17.
  14. Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред. Г. Н. Комковой. М., 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, возможность взаимодействия, условие саморазвития системы, XIX-XX, общественная жизнь, открытый характер, подход, синергетический подход, системный характер, сложная социальная система, собственная жизнь, социальная жизнь, социокультурная методология.

Похожие статьи

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход. 4. Любая система находится в процессе развития.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений

Социальная сфера социокультурной образовательной среды... Социокультурная образовательная среда вуза как любая система представляет собой синергетическое взаимодействие четырех основных компонентов, каждый из которых в свою очередь является...

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

Социальные ценности, с позиции социологического подхода можно рассматривать как порождение определенного социума, которые

По мнению Д. А. Леонтьева, собственно психологическому подходу наиболее близким является рассмотрение ценностей как системы...

Социосинергетическое моделирование технологии социального...

Социосинергетические модели разрабатываются, опираясь на системный подход и на его новейшую модификацию – синергетический подход. В настоящее время использование системного подхода в социальном познании опирается на достижения синергетики.

Системно-структурный подход в исследовании локальной...

Системный подход при разработке структурной политики. внешняя среда, конечный продукт, дерево целей, системная деятельность, достижение целей, синергетический эффект, самая система, рабочая сила, минимальная плата, структурная политика.

Синергетическое видение креативного мышления

Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ.

система, образ, творческая активность, креативное мышление, синергетический подход, научная среда, механизм

Похожие статьи. Синергетика как общая методология современного образования.

Развитие организаций с позиций системного подхода

Системный подход - это методология исследования объектов как систем.

Основные понятия общей теории системного подхода. Система.

Открытые и закрытые системы. Если система взаимодействует с окружающей средой, то она считается открытой.

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

Педагогическая система является открытой, так как она обменивается энергией, информацией с окружающей средой.

Методология системного подхода в педагогике / А. М. Сидоркин. — С., 1989.

Теоретические и концептуальные основы исследования качества...

Основные подходы к оценке качества жизни населения. качество жизни, условие труда, возможность, человеческий потенциал, услуга, теория возможностей, теория благосостояния, оценка качества жизни, концепция, шведская модель.

Похожие статьи

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

3. Система находится в информационном и энергетическом взаимодействии со средой, то есть информационно-энергетический подход также включается в системный подход. 4. Любая система находится в процессе развития.

К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений

Социальная сфера социокультурной образовательной среды... Социокультурная образовательная среда вуза как любая система представляет собой синергетическое взаимодействие четырех основных компонентов, каждый из которых в свою очередь является...

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

Социальные ценности, с позиции социологического подхода можно рассматривать как порождение определенного социума, которые

По мнению Д. А. Леонтьева, собственно психологическому подходу наиболее близким является рассмотрение ценностей как системы...

Социосинергетическое моделирование технологии социального...

Социосинергетические модели разрабатываются, опираясь на системный подход и на его новейшую модификацию – синергетический подход. В настоящее время использование системного подхода в социальном познании опирается на достижения синергетики.

Системно-структурный подход в исследовании локальной...

Системный подход при разработке структурной политики. внешняя среда, конечный продукт, дерево целей, системная деятельность, достижение целей, синергетический эффект, самая система, рабочая сила, минимальная плата, структурная политика.

Синергетическое видение креативного мышления

Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ.

система, образ, творческая активность, креативное мышление, синергетический подход, научная среда, механизм

Похожие статьи. Синергетика как общая методология современного образования.

Развитие организаций с позиций системного подхода

Системный подход - это методология исследования объектов как систем.

Основные понятия общей теории системного подхода. Система.

Открытые и закрытые системы. Если система взаимодействует с окружающей средой, то она считается открытой.

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

Педагогическая система является открытой, так как она обменивается энергией, информацией с окружающей средой.

Методология системного подхода в педагогике / А. М. Сидоркин. — С., 1989.

Теоретические и концептуальные основы исследования качества...

Основные подходы к оценке качества жизни населения. качество жизни, условие труда, возможность, человеческий потенциал, услуга, теория возможностей, теория благосостояния, оценка качества жизни, концепция, шведская модель.