Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Осмонова А. А. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 157-160. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/226/12072/ (дата обращения: 16.08.2018).



В данной статье характеризуются основные проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики.

Ключевые слова: государственная власть, коррупция, противодействие коррупции, доверие населения, антикоррупционная политика, социально-экономические проблемы, угроза национальной безопасности

This article describes the basic problems and prospects of fighting corruption in the state structures of the Kyrgyz Republic.

Keywords: state power, corruption, countering corruption, public confidence, anticorruption policy, socio-economic problems, national security threat

Вопросы борьбы с коррупцией приобретают в современных условиях всю большую значимость. Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни.

Кыргызская Республика, как и другие постсоветские страны, переживает тяжелый период трансформации. Такие периоды всегда сопровождаются ростом коррупции, которая воспринимается как болезненная проблема, как труднопреодолимое препятствие, как источник многих других зол — и для страны, и для граждан. Однако проблема несколько сложнее

В Кыргызской Республике разрушающий эффект коррупции затронул сегодня почти все сферы жизни. Коррупция не только широко распространена в государственных структурах, она проникла буквально повсюду, начиная с больниц и школ, частного сектора и заканчивая совместными проектами, осуществляемые при поддержке иностранных инвесторов и международных доноров. Коррупция, возведенная в разряд обычных отношений между, нечистыми на руку, государственными чиновниками, сотрудниками правоохранительных и судебных органов, сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения и простыми гражданами стала одной из главных причин нагромождения нерешенных социальных проблем, ухудшения общей экономической ситуации в стране.

Сегодня тема борьбы c коррупцией находится в центре общественного внимания. В своей инаугурационной речи Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. сказал: «Следующий наш шаг — бескомпромиссная борьба с коррупцией. Если мы не искореним все проявления коррупции в нашем обществе, то будущее нашей страны под угрозой». [7]

Коррупция не только кардинально сдерживает социально-экономическое развитие Кыргызской Республики, мешает реализации национальных проектов, но и препятствует дальнейшей интеграции кыргызской экономики, ухудшает имидж страны за рубежом. Представляет собой серьезную угрозу функционированию государственной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие регионовКыргызской Республики. Отрицательно сказываются неполнота и бессистемность правовой базы противодействия коррупции, четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц, недооценка правового регулирования вопросов проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов.

В Кыргызстане коррупция получила широкое распространение в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера. К их числу относится негативное наследство прошлого, не преодоленное до конца и в годы независимости, в частности, не подконтрольность власти и обществу традиции «дачи и получения взяток».

Оценка понимания и специфики коррупции в Кыргызской Республике первоначально требует рассмотрения имеющихся терминологических определений коррупции.

В римском праве существовал термин «Corrumpire», который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Это понятие произошло от сочетания латинских слов: «correi» — это несколько участников одной из сторон процесса и «rumpere» — ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие нескольких (не менее двух) лиц с целью порчи или «повреждения» нормального хода судебного разбирательства или процесса управления общественными делами. Слово «Corrupt» в переводе с английского означает — развращенный, продажный, бесчестный, а «Сorruption» — порча, разложение, растление, искажение, испорченность.

Единственного, однозначного определения понятия «коррупция» в настоящее время не существует. Это связано, как со сложностью самого социального явления, так и с разницей позиций, с которых оно рассматривается (политических, экономических, правовых, моральных, этических, бытовых и т. д.). [1, с. 107]

Как известно, еще в трудах философов-просветителей проблема борьбы с коррупцией занимала особое место. Так, одной из мер воздействия на преступность Аристотель видел в борьбе с коррупцией, предлагая запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей. Вместе с тем борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». [2, с. 830]

В свою очередь, говоря о предупреждении коррупции, Гегель отмечал, что: «В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет: теперь же полагают, что это никого не касается». [3, с. 524]

Другой великий философ Аль-Фараби отмечал, что «должность люди занимают не в зависимости от знатности и богатства, а в зависимости от способностей». [4, с. 29]

Известные американские исследователи проблемы коррупции

М. Джонстон и Дж. С. Наем определяют ее, как «поведение, отклоняющееся от того, которое предписано должностному лицу, имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций». [5, с. 37]

Подобного взгляда на коррупцию придерживаются многие российские эксперты в сфере противодействия коррупции Г. А. Сатаров, М. И. Левин, М. Л. Цирик, О. Плохой, С. Сапронов и другие характеризуют коррупцию, как «злоупотребление служебным положением в корыстных целях. [6, с. 34]

В международном праве, определение и подходы к коррупционным преступлениям содержатся в таких актах, как: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и Конвенция ООН против коррупции 2003 года, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.

В Кыргызской Республике имеется определенная законодательная база для противодействия коррупции, в частности, Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» от 8 августа 2012 года№ 153, Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года № 26, Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013–2017 годы, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013года № 11 (отдельно выделенный блок «Антикоррупционные меры»), Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215. Но при всем многообразии трактовок термина «коррупция» и основных ее форм, ни в одном официальном документе не отражены такие понятия, имеющие непосредственное отношение к коррупции, как:

фаворитизм — страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение их на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы);

непотизм/кумовство — замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка;

протекционизм — создание внутри функционирующей системы органов государственной власти и местного самоуправления сплоченных групп чиновников («своей команды») для удовлетворения корпоративных целей;

лоббизм — оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого добиться принятия или отклонения определенного законопроекта и многие другие.

Следует также отметить, что при определении составляющих термина «коррупции» отсутствует четкая формулировка и разграничение понятия, что является видом, а что формой коррупции. По крайне мере, ни в одном официальном документе не отражено терминологическое определение «вида» и «формы» коррупции.

Как показывает практика, многие существующие и используемые терминологические понятия в Кыргызстане, не в полной мере охватывают возможности всего нормативно-правового поля.

На сегодняшний день по Индексу восприятия коррупции (ИВК) Transparency International в 2015 году Кыргызстан набрал 28 баллов и занял 123 место по сравнению с 27 баллами и 136 местом в 2014 году и 24 баллами и 150 местом в 2013 году. [8] Это говорит о том, что ситуация с уровнем коррупции за отчетный период практически не изменилась, основные показатели остались на прежнем уровне. Улучшение позиций произошло лишь за счет изменения методологии оценки и увеличения количества оцениваемых стран. Лидером рейтинга уже второй год подряд остается Дания, а последнее место разделили Северная Корея и Сомали, набрав всего лишь по 8 баллов.

Безусловно, что с коррупцией необходимо бороться, однако следует признать, что коррупция в системе государственной службы Кыргызской Республики не ограничивается мелкими взятками. Конечно же, коррупция в системе государственной службы представляет повышенную опасность для общества и государства. В результате происходит снижение доверия граждан к государственной власти. Коррупция в системе государственной службы разрушает эту систему, порождает отрицательное отношение к государственным институтам и государственным служащим. В итоге недоверия к институту государственной службы падает ее авторитет в глазах граждан.

Негативные результаты деятельности госслужащих, вызванные их коррумпированностью, нередко занимающих ответственные должности в государственном аппарате, делают систему госуправления малорезультативной и малопривлекательной для честных граждан страны. Таким образом, коррупция в системе государственной службы подрывает государственные основы, нарушает права граждан, а также создает угрозу обеспечению национальной безопасности Кыргызской Республики. Таким образом, мы вынуждены признать, что коррупция — это не просто система уголовных преступлений, а сложное общественно-политическое явление, угрожающее национальной безопасности республики.

Антикоррупционная политика нашего государства, предполагает осуществления комплекса различных мер. Но, к сожалению, некоторые из них фактически остаются декларативными. Ряд факторов мешает осуществлению эффективной антикоррупционной политики. Мало внимания уделяется искоренению причин коррупции, а противодействие сводится к разработке и изменению санкций за уже совершенные коррупционные правонарушения и др.

Низкий уровень правовой культуры значительной части кыргызстанского общества, правовой нигилизм, боязнь идти против сложившейся системы, отношение к коррупции как к обыденному явлению- все это также способствует росту коррупции в системе государственной службы. Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции является одной из важнейших задач антикоррупционной политики.

Следовательно, для успешного противодействия коррупции необходимо активное участие не только уполномоченных государственных органов, но и общественных институтов. В целом, такой комплексный подход к борьбе с коррупцией должен придать деятельности государственных органов и общественных организаций в этой сфере целенаправленный, последовательный и системный характер. В конечном итоге, последовательная антикоррупционная политика государства должна служить укреплению государственной независимости Кыргызстана и обеспечению национальной безопасности республики.

Литература:

  1. Ванцев В. А. Этапы развития понятия «коррупция» // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Москва-Иркутск, 2002.
  2. Аристотель. Сочинения: пер. с древнегреч. В 4 т. 4/Аристотель. Москва, 1983.
  3. Гегель Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем./ Г.В. Ф. Гегель. Москва, 1990.
  4. Хайруллаев М. М. Фараби и его философские взгляды. Москва.: Полиграф, 2005.
  5. Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции // Международное жюри социальных наук. — Париж, — 1997. — № 16.
  6. Левин М. И., Цирик М. Моделирование коррупции. // Экономика и математические методы. 1998.
  7. Артыкбаева С. Ж. Проблемы антикризисного регулирования и управления социально-экономическими процессами Кыргызской Республики //Экономика и предпринимательство — Москва.-№ 11 (ч.4) 2014 С.147–150
  8. Выступление Алмазбека Атамбаева на церемонии официального вступления в должность Президента Кыргызской Республики http://www.president.kg/ru/news/vystuplenija_obraschenija/229_vyistuplenie_almazbeka_atambaeva_na_tseremonii_ofitsialnogo_vstupleniya_v_doljnost_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki/.
  9. Transparency International, “Corruption Perceptions Index,” 2015.www.transparency.kg/ — сайт филиала международной организации Transparency International в Кыргызской Республике.
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Кыргызская Республика, государственная служба, государственная власть, Кыргызстан, антикоррупционная политика, Конвенция Совета Европы, национальная безопасность, национальная безопасность республики, официальный документ.

Похожие статьи

Национальные и международные нормы, связанные с борьбой...

Ключевые слова: государственная власть, коррупция, противодействие коррупции, доверие населения, антикоррупционная политика, социально-экономические проблемы, угроза.

Особенности системы государственного управления...

Особенности системы государственного управления Республики Кыргызстан. Авторы: Миннибаев Булат Илдарович, Гусманов Ильдар Флюрович.

Была сформирована национальная система высшего профессионального образования Кыргызской Республики...

Кыргызская Республика в ООН | Статья в журнале...

Кыргызская Республика в ООН. Автор: Орен Ялчин. Рубрика: Политология.

В отличие от начало 90-х годов, когда внешняя политика Кыргызской Республики находилась на этапе

интеграция, мировое сообщество. национальные интересы, коллективная безопасность.

Международное сотрудничество в области противодействия...

Антикоррупционная политика Республики Сингапур. Ключевые слова: системная коррупция, антикоррупционная политика, Исследовательское. Началось противодействие коррупции в высших эшелонах власти.

Коррупция как угроза безопасности современного государства...

Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупциейантикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало

Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы...

Коррупция в институционном обществе. Практика...

коррупция, Узбекистан, противодействие коррупции, негативное явление, незаконное получение, государственная власть, лицо, Конвенция Организации, Европейский Союз, частный сектор. Антикоррупционная политика: проблемы формирования...

Правовые основы антикоррупционной политики России

Антикоррупционная политика — это скоординированная деятельность органов государственной власти и структур гражданского общества, направленная на искоренение коррупции в обществе, развитии антикоррупционного сознания, на укрепление законности...

Основные направления антикоррупционной политики...

Результатом заражения системы государственной власти и частного бизнеса вирусом коррупции является всё возрастающее отставание по

В этой сфере деятельности основными задачами в рамках проведения единой антикоррупционной политики государства, являются...

Антикоррупционная политика Республики Сингапур

Антикоррупционная политика Республики Сингапур. Автор: Шурыгин Филипп Филиппович. Рубрика: Политология.

Контроль над коррупцией стратегически важен для национального развития Сингапура.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Национальные и международные нормы, связанные с борьбой...

Ключевые слова: государственная власть, коррупция, противодействие коррупции, доверие населения, антикоррупционная политика, социально-экономические проблемы, угроза.

Особенности системы государственного управления...

Особенности системы государственного управления Республики Кыргызстан. Авторы: Миннибаев Булат Илдарович, Гусманов Ильдар Флюрович.

Была сформирована национальная система высшего профессионального образования Кыргызской Республики...

Кыргызская Республика в ООН | Статья в журнале...

Кыргызская Республика в ООН. Автор: Орен Ялчин. Рубрика: Политология.

В отличие от начало 90-х годов, когда внешняя политика Кыргызской Республики находилась на этапе

интеграция, мировое сообщество. национальные интересы, коллективная безопасность.

Международное сотрудничество в области противодействия...

Антикоррупционная политика Республики Сингапур. Ключевые слова: системная коррупция, антикоррупционная политика, Исследовательское. Началось противодействие коррупции в высших эшелонах власти.

Коррупция как угроза безопасности современного государства...

Те меры, которые сегодня направлены со стороны государства на борьбу с коррупциейантикоррупционные комитеты, национальные проекты, продолжат оставаться мало

Хабибулин А. Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы...

Коррупция в институционном обществе. Практика...

коррупция, Узбекистан, противодействие коррупции, негативное явление, незаконное получение, государственная власть, лицо, Конвенция Организации, Европейский Союз, частный сектор. Антикоррупционная политика: проблемы формирования...

Правовые основы антикоррупционной политики России

Антикоррупционная политика — это скоординированная деятельность органов государственной власти и структур гражданского общества, направленная на искоренение коррупции в обществе, развитии антикоррупционного сознания, на укрепление законности...

Основные направления антикоррупционной политики...

Результатом заражения системы государственной власти и частного бизнеса вирусом коррупции является всё возрастающее отставание по

В этой сфере деятельности основными задачами в рамках проведения единой антикоррупционной политики государства, являются...

Антикоррупционная политика Республики Сингапур

Антикоррупционная политика Республики Сингапур. Автор: Шурыгин Филипп Филиппович. Рубрика: Политология.

Контроль над коррупцией стратегически важен для национального развития Сингапура.

Задать вопрос