Автор: Осмонова Айгуль Абдылдаевна

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Осмонова А. А. Проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 157-160.



В данной статье характеризуются основные проблемы и перспективы борьбы с коррупцией в государственных органах Кыргызской Республики.

Ключевые слова: государственная власть, коррупция, противодействие коррупции, доверие населения, антикоррупционная политика, социально-экономические проблемы, угроза национальной безопасности

This article describes the basic problems and prospects of fighting corruption in the state structures of the Kyrgyz Republic.

Keywords: state power, corruption, countering corruption, public confidence, anticorruption policy, socio-economic problems, national security threat

Вопросы борьбы с коррупцией приобретают в современных условиях всю большую значимость. Коррупция является опасным социально-негативным явлением, представляющим угрозу институтам государства и стабильности общественной жизни.

Кыргызская Республика, как и другие постсоветские страны, переживает тяжелый период трансформации. Такие периоды всегда сопровождаются ростом коррупции, которая воспринимается как болезненная проблема, как труднопреодолимое препятствие, как источник многих других зол — и для страны, и для граждан. Однако проблема несколько сложнее

В Кыргызской Республике разрушающий эффект коррупции затронул сегодня почти все сферы жизни. Коррупция не только широко распространена в государственных структурах, она проникла буквально повсюду, начиная с больниц и школ, частного сектора и заканчивая совместными проектами, осуществляемые при поддержке иностранных инвесторов и международных доноров. Коррупция, возведенная в разряд обычных отношений между, нечистыми на руку, государственными чиновниками, сотрудниками правоохранительных и судебных органов, сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения и простыми гражданами стала одной из главных причин нагромождения нерешенных социальных проблем, ухудшения общей экономической ситуации в стране.

Сегодня тема борьбы c коррупцией находится в центре общественного внимания. В своей инаугурационной речи Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. сказал: «Следующий наш шаг — бескомпромиссная борьба с коррупцией. Если мы не искореним все проявления коррупции в нашем обществе, то будущее нашей страны под угрозой». [7]

Коррупция не только кардинально сдерживает социально-экономическое развитие Кыргызской Республики, мешает реализации национальных проектов, но и препятствует дальнейшей интеграции кыргызской экономики, ухудшает имидж страны за рубежом. Представляет собой серьезную угрозу функционированию государственной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие регионовКыргызской Республики. Отрицательно сказываются неполнота и бессистемность правовой базы противодействия коррупции, четких положений о полномочиях и ответственности государственных органов и должностных лиц, недооценка правового регулирования вопросов проведения антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной экспертизы законодательных актов.

В Кыргызстане коррупция получила широкое распространение в силу ряда причин как объективного, так и субъективного характера. К их числу относится негативное наследство прошлого, не преодоленное до конца и в годы независимости, в частности, не подконтрольность власти и обществу традиции «дачи и получения взяток».

Оценка понимания и специфики коррупции в Кыргызской Республике первоначально требует рассмотрения имеющихся терминологических определений коррупции.

В римском праве существовал термин «Corrumpire», который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Это понятие произошло от сочетания латинских слов: «correi» — это несколько участников одной из сторон процесса и «rumpere» — ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие нескольких (не менее двух) лиц с целью порчи или «повреждения» нормального хода судебного разбирательства или процесса управления общественными делами. Слово «Corrupt» в переводе с английского означает — развращенный, продажный, бесчестный, а «Сorruption» — порча, разложение, растление, искажение, испорченность.

Единственного, однозначного определения понятия «коррупция» в настоящее время не существует. Это связано, как со сложностью самого социального явления, так и с разницей позиций, с которых оно рассматривается (политических, экономических, правовых, моральных, этических, бытовых и т. д.). [1, с. 107]

Как известно, еще в трудах философов-просветителей проблема борьбы с коррупцией занимала особое место. Так, одной из мер воздействия на преступность Аристотель видел в борьбе с коррупцией, предлагая запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей. Вместе с тем борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться». [2, с. 830]

В свою очередь, говоря о предупреждении коррупции, Гегель отмечал, что: «В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет: теперь же полагают, что это никого не касается». [3, с. 524]

Другой великий философ Аль-Фараби отмечал, что «должность люди занимают не в зависимости от знатности и богатства, а в зависимости от способностей». [4, с. 29]

Известные американские исследователи проблемы коррупции

М. Джонстон и Дж. С. Наем определяют ее, как «поведение, отклоняющееся от того, которое предписано должностному лицу, имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций». [5, с. 37]

Подобного взгляда на коррупцию придерживаются многие российские эксперты в сфере противодействия коррупции Г. А. Сатаров, М. И. Левин, М. Л. Цирик, О. Плохой, С. Сапронов и другие характеризуют коррупцию, как «злоупотребление служебным положением в корыстных целях. [6, с. 34]

В международном праве, определение и подходы к коррупционным преступлениям содержатся в таких актах, как: Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. и Конвенция ООН против коррупции 2003 года, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.

В Кыргызской Республике имеется определенная законодательная база для противодействия коррупции, в частности, Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» от 8 августа 2012 года№ 153, Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года № 26, Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013–2017 годы, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013года № 11 (отдельно выделенный блок «Антикоррупционные меры»), Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215. Но при всем многообразии трактовок термина «коррупция» и основных ее форм, ни в одном официальном документе не отражены такие понятия, имеющие непосредственное отношение к коррупции, как:

фаворитизм — страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение их на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы);

непотизм/кумовство — замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка;

протекционизм — создание внутри функционирующей системы органов государственной власти и местного самоуправления сплоченных групп чиновников («своей команды») для удовлетворения корпоративных целей;

лоббизм — оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого добиться принятия или отклонения определенного законопроекта и многие другие.

Следует также отметить, что при определении составляющих термина «коррупции» отсутствует четкая формулировка и разграничение понятия, что является видом, а что формой коррупции. По крайне мере, ни в одном официальном документе не отражено терминологическое определение «вида» и «формы» коррупции.

Как показывает практика, многие существующие и используемые терминологические понятия в Кыргызстане, не в полной мере охватывают возможности всего нормативно-правового поля.

На сегодняшний день по Индексу восприятия коррупции (ИВК) Transparency International в 2015 году Кыргызстан набрал 28 баллов и занял 123 место по сравнению с 27 баллами и 136 местом в 2014 году и 24 баллами и 150 местом в 2013 году. [8] Это говорит о том, что ситуация с уровнем коррупции за отчетный период практически не изменилась, основные показатели остались на прежнем уровне. Улучшение позиций произошло лишь за счет изменения методологии оценки и увеличения количества оцениваемых стран. Лидером рейтинга уже второй год подряд остается Дания, а последнее место разделили Северная Корея и Сомали, набрав всего лишь по 8 баллов.

Безусловно, что с коррупцией необходимо бороться, однако следует признать, что коррупция в системе государственной службы Кыргызской Республики не ограничивается мелкими взятками. Конечно же, коррупция в системе государственной службы представляет повышенную опасность для общества и государства. В результате происходит снижение доверия граждан к государственной власти. Коррупция в системе государственной службы разрушает эту систему, порождает отрицательное отношение к государственным институтам и государственным служащим. В итоге недоверия к институту государственной службы падает ее авторитет в глазах граждан.

Негативные результаты деятельности госслужащих, вызванные их коррумпированностью, нередко занимающих ответственные должности в государственном аппарате, делают систему госуправления малорезультативной и малопривлекательной для честных граждан страны. Таким образом, коррупция в системе государственной службы подрывает государственные основы, нарушает права граждан, а также создает угрозу обеспечению национальной безопасности Кыргызской Республики. Таким образом, мы вынуждены признать, что коррупция — это не просто система уголовных преступлений, а сложное общественно-политическое явление, угрожающее национальной безопасности республики.

Антикоррупционная политика нашего государства, предполагает осуществления комплекса различных мер. Но, к сожалению, некоторые из них фактически остаются декларативными. Ряд факторов мешает осуществлению эффективной антикоррупционной политики. Мало внимания уделяется искоренению причин коррупции, а противодействие сводится к разработке и изменению санкций за уже совершенные коррупционные правонарушения и др.

Низкий уровень правовой культуры значительной части кыргызстанского общества, правовой нигилизм, боязнь идти против сложившейся системы, отношение к коррупции как к обыденному явлению- все это также способствует росту коррупции в системе государственной службы. Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции является одной из важнейших задач антикоррупционной политики.

Следовательно, для успешного противодействия коррупции необходимо активное участие не только уполномоченных государственных органов, но и общественных институтов. В целом, такой комплексный подход к борьбе с коррупцией должен придать деятельности государственных органов и общественных организаций в этой сфере целенаправленный, последовательный и системный характер. В конечном итоге, последовательная антикоррупционная политика государства должна служить укреплению государственной независимости Кыргызстана и обеспечению национальной безопасности республики.

Литература:

  1. Ванцев В. А. Этапы развития понятия «коррупция» // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией. Москва-Иркутск, 2002.
  2. Аристотель. Сочинения: пер. с древнегреч. В 4 т. 4/Аристотель. Москва, 1983.
  3. Гегель Г. В. Ф. Философия права: пер. с нем./ Г.В. Ф. Гегель. Москва, 1990.
  4. Хайруллаев М. М. Фараби и его философские взгляды. Москва.: Полиграф, 2005.
  5. Джонстон М. Поиск определений: качество политической жизни и проблема коррупции // Международное жюри социальных наук. — Париж, — 1997. — № 16.
  6. Левин М. И., Цирик М. Моделирование коррупции. // Экономика и математические методы. 1998.
  7. Артыкбаева С. Ж. Проблемы антикризисного регулирования и управления социально-экономическими процессами Кыргызской Республики //Экономика и предпринимательство — Москва.-№ 11 (ч.4) 2014 С.147–150
  8. Выступление Алмазбека Атамбаева на церемонии официального вступления в должность Президента Кыргызской Республики http://www.president.kg/ru/news/vystuplenija_obraschenija/229_vyistuplenie_almazbeka_atambaeva_na_tseremonii_ofitsialnogo_vstupleniya_v_doljnost_prezidenta_kyirgyizskoy_respubliki/.
  9. Transparency International, “Corruption Perceptions Index,” 2015.www.transparency.kg/ — сайт филиала международной организации Transparency International в Кыргызской Республике.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызской Республики, противодействия коррупции, системе государственной службы, Президента Кыргызской Республики, Кыргызской Республике, органах Кыргызской Республики, государственных органах Кыргызской, противодействие коррупции, Кыргызской Республики «О, Указом Президента Кыргызской, Кыргызской Республики Атамбаев, развитие Кыргызской Республики, государственной власти, базы противодействия коррупции, противодействия коррупции Г, политики Кыргызской Республики, службы Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики, проявления коррупции, развития Кыргызской Республики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос