В данной статье автором дано понятие муниципально — правовых отношений как одно из основных элементов отрасли муниципального права, а также приведены основные характеристики данных правоотношений. Выделена классификация муниципальных правоотношений по признаку их содержания. Раскрыты основные значимые элементы муниципальных правоотношений. Обозначены определенные субъекты, осуществляющих свои полномочия в области муниципально-правовых отношений, а также дана их краткая характеристика.
Ключевые слова: муниципальное право, предмет муниципального права, муниципально-правовые отношения, субъекты муниципально-правовых отношений.
Государство и местное самоуправление в своей сущности тесно взаимосвязаны, государственные начала имеют место быть и в местном самоуправлении, так как местное самоуправление само по себе обладает всеми признаками государственности. Местному самоуправлению наряду с признаками публичной власти присущи элементы гражданского общества [1, c. 252].
Однако следует констатировать, что в настоящий момент система муниципального управления в государстве во многом еще находится в положении «зародыша». И это в том числе связано с проблемами, которые возникают при попытках практической реализации гражданами его важнейших составляющих, включая институты непосредственной демократии [2, c. 104].
К сожалению, в России, процесс формирования местного самоуправления не единожды прерывался на весьма длительные периоды времени, именно в результате этих перерывов, у нас в настоящее время, имеется целый ряд проблем в его становлении и развитии. Первостепенной задачей в данное время выступает обеспечение развития местного самоуправления в России и повышение эффективности его деятельности, так как без развития местного самоуправления просто невозможно становление социально экономического развитого государства [3, c. 36].
Если говорить о появлении термин «муниципальное право», то необходимо заметить, что в российском праве он появился относительно недавно, несмотря на то, что определенные правоотношения в этой сфере берут свои корни из глубокой истории. Данная отрасль представляет собой совокупность определенных юридических норм, регулирующие правовые отношения. Чтобы отграничить муниципальное право от других отраслей права нужно выявить специфику правовых отношений, которые составляют его предмет.
Правовые отношения можно рассматривать как одну из важнейших форм социальной жизни общества, которая в свою очередь представляет собой правоведческую связь между несколькими участниками данных отношений, наделенными субъективными правами и обязанностями.
Подытожив все вышесказанное, необходимо уяснить, что муниципально-правовые отношения есть общественные отношения регулируемые нормами муниципального права, возникающие в процессе и в результате организации и деятельности местного самоуправления на определенных территориях отдельных муниципальных образований с учетом исторических и иных местных традиций [4].
С учетом содержания муниципальные правоотношения можно разделить на три следующие группы:
Отношения, связанные с определением состава органов местного самоуправления, контролем и надзором над деятельностью органов местного самоуправления, а также с установлением и изменением границ муниципальных образований.
Отношения, которые возникают в результате решения населением вопросов о социально-экономическом развитии муниципального образования через органы местного самоуправления.
Отношения, которые связаны с исполнением некоторых государственных полномочий.
Муниципальные правоотношения рассматриваются как самостоятельный обособленный вид правоотношений, так как носят свойственные только ему отличительные признаки.
Муниципально-правовые отношения характеризуются локально-территориальным характером. Они образуются на местном территориальном уровне, следовательно, их необходимо рассматривать в качестве отношений, возникающих в границах городов, поселков, сельских округов, районов и т. д.
Важно понимать, что особенностью муниципально-правовых отношений является их комплексный характер, что проявляется в реализации ими своих функций в различных сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, области охраны общественного порядка и др. Суть и правовая природа местного самоуправления состоит в том, чтобы самостоятельно решать населением вопросы местного значения.
Необходимо отметить, что муниципальные правоотношения возникают только на правовой основе, а значит, подчинены принципу законности. Нормы муниципального права предполагают необходимые условия возникновения, изменения и прекращения данных отношений, участники наделяются определенными правами и обязанностями, а также предусматривается юридическая ответственность за нарушение норм муниципального права.
Однако еще одним характеризующим признаком является то, что субъектом муниципально-правовых отношений является орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные властными полномочиями по решению данных вопросов, либо население, которое реализует свои права путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления.
Муниципальные правоотношения несут в себе много сложности в понимании, так как являются новым институтом в российской системе права. Поэтому необходимо определить, кто является субъектом данных правоотношений.
В свою очередь, субъектами непосредственно являются сами участники правоотношений. Они образуют достаточно объемный перечень лиц.
На основании п 1. ст. 126 ГК РФ муниципальному образованию принадлежит право собственности на имущество, кроме имущества, которое закреплено за созданными юридическими лицами на праве оперативного ведения и хозяйственного ведения, а также имущества в государственной или муниципальной собственности. Еще одним важным пунктом является независимость муниципального обязательства, которое проявляется в том, что оно лично отвечает по своим обязательствам [5].
В ст. 130 Конституции РФ указывается, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и независимое решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью [6]. Данное положение означает, что никто не вправе вмешиваться в деятельность населения при осуществлении вышеуказанных полномочий, а также влиять на их решения.
В ст. 14 Федерального закона РФ «Об Общественных объединениях» закрепляется норма, гласящая, что органами местного самоуправления и органами государственной власти с участием общественных объединений решаются вопросы, которые в определенных актами случаях затрагивают интересы общественных объединений [7].
В ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что органы местного самоуправления имеют право на создание муниципальных предприятий и учреждений, а также на участие в создании хозяйственных обществ, которые осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения. Цели, условия и установленный порядок деятельности и организации муниципальных предприятий и учреждений определяются органами местного самоуправления, а также в их полномочия входит утверждения их уставов, назначение на должность и освобождение от нее руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивание отчетов об их деятельности [8].
Местное самоуправление может также осуществляться гражданами путем выборов, референдума и других, указанных в нормативных актах, форм прямого волеизъявления, через органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления непосредственно сами управляют муниципальной собственностью, устанавливают бюджет, формируют местные налоги и сборы, обеспечивают охрану общественного порядка, а также занимаются решением иных вопросов местного значения. Как правило, к таким органам местного самоуправления можно отнести главу муниципального образования, исполнительный и представительный орган местного самоуправления.
Муниципально-правовые отношения как элемент правового регулирования в сфере местного самоуправления выполняют ряд значимых функций:
- Закрепляют определенное поведение участников данных отношений;
- Формирует и фиксирует круг лиц, на которых действуют соответствующие муниципально -правовые нормы;
- Представляют условие для возведения в действие особенных юридических способов.
Не менее значительным элементом правоотношений необходимо назвать объекты. Объектами муниципальных правоотношений являются предметы окружающего мира, связанные с поведением участников правоотношений. Для того чтобы раскрыть всю сущность объектов, необходимо дать классификацию по признаку сферы:
В административно-политической — уставы, власть, муниципально-правовые акты, соглашения и договоры органов государственной власти, пределы и территории муниципальных образований, символика, депутатские проверки, запросы и вопросы и другие объекты;
В гражданско-правовой сфере — муниципальная собственность, ценные бумаги, услуги и так далее;
В финансовой сфере — налоги, сборы и бюджеты, финансовый контроль над деятельностью органов и лиц, формирующих и исполняющий местный бюджет.
Таким образом, если подвести итог всему вышесказанному, муниципальные правоотношения можно рассматривать в качестве одного из наиболее удобных средств обеспечения взаимодействия муниципальной системы законодательства и практики осуществления местного самоуправления. Выступая в качестве предмета муниципального права муниципальные правоотношения являются одним из его характеризующих признаков наряду также с методом. Именно уяснение и разъяснение предмета муниципального права помогает отграничить данную отрасль права от других отраслей, а также выявить ее специфику и правовую природу.
Литература:
- Искужина Г. Р., Аминов И. Р. Местное самоуправление как институт публичного управления в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Киров, 2014. Т. 26. С. 251–255.
- Аминов И. Р., Кравченко Р. В. К вопросу о месте муниципального права в системе российского права // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 4. № 8. С. 102–105.
- Рафикова Г. Х., Аминов И. Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIVМеждународной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 35–40.
- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2011. — 672 с.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, № 2.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ».
- Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 20.11. 1995 г. № 47.
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Ведомости Федерального Собрания РФ, № 29, 11.10.2003 г.

