В данной статье автором дано понятие муниципального права как отрасли права, приведены характеристики муниципального права как самостоятельной правовой отрасли. Дано обозначение источникам права в целом, а также приведены виды нормативных правовых актов и документов с наиболее значимыми примерами, составляющих основу правовой базы отрасли муниципального права. Проанализирован вопрос о включении правового обычая, а также судебных решений (в частности решений Конституционного суда Российской Федерации) в систему источников правовой базы муниципального права.
Ключевые слова: муниципальное право, источники муниципального права, правовой обычай, решения Конституционного суда.
Государство и местное самоуправление в своей сущности тесно взаимосвязаны, государственные начала имеют место быть и в местном самоуправлении, так как местное самоуправление само по себе обладает всеми признаками государственности. Местному самоуправлению наряду с признаками публичной власти присущи элементы гражданского общества [1, С.254].
Учитывая быстрые темпы развития международного сотрудничества в различных сферах общественной жизни, соотношение двух систем правового регулирования приобретает большое значение и в области муниципальных правоотношений [2, С.116].
Важно отметить, что современный период формирования местного самоуправления в России отмечен проведением его глобальной реформы, которая выступает частью проводимой реорганизации всей публичной власти в стране. Сейчас ведется поиск самой совершенной модели функционирования местного самоуправления, которая могла бы обеспечить оптимизацию укрепления Российской Федерации и ее единство. Проводятся масштабное разграничение предметов ведения, ресурсов, полномочий, ответственности между государственной и мест ной властью [3, С.37].
Муниципальное право представляет собой активно развивающуюся новую комплексную отрасль права, состоящую из совокупности юридических норм, регулирующих определенные общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований вопросов местного значения как непосредственно, так и через определенные выборные и иные органы.
Муниципальное право характеризуется своим особым предметом, а также методом правового регулирования правоотношений. Предмет муниципального права, как и у любой другой отрасли права, составляют определенные общественные отношения, метод представляет собой смешение императивного и диспозитивного метода. Также особое место в системе методов занимает метод гарантий.
Однако еще одним признаком, характеризующим муниципальное право как правовую отрасль, является ее правовая база, иначе говоря, ее источники. Под источниками права понимают формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм [4].
Признаками источников муниципального права, как и любых других источников права, являются обязательность для всех людей без допущения какой-либо дискриминации и дисгармонии и нормативность. Своеобразие же правовой базы муниципальных правоотношений заключается в том, что она регулирует форму осуществления народом своей власти на местах.
Условно все источники отрасли муниципального права можно разделить на три группы, классифицируемые по основанию уровня принятия данных актов:
Федеральный уровень;
Уровень субъектов Российской Федерации;
Акты муниципальных образований.
К первой категории необходимо, безусловно, отнести Конституцию России. Именно муниципальному праву отведена целая глава, регулирующая общественные отношения, возникающие на местном уровне [6]. Конституция является основным законом страны и соответственно самым главным источником права. Именно в Конституции закрепляются исходные начала и установки муниципального права, основные гарантии прав местного самоуправления и наиболее важные принципы осуществления власти по вопросам местного значения. В главе 8 Конституции закрепляются такие важные принципы, как равная защита абсолютно всех форм собственности, включая также и муниципальную, запрет ограничения прав местного самоуправления и иные положения.
Необходимо упомянуть также как вид источников общепризнанные принципы и нормы международного права и соответственно международные договоры России. Спор о том, какой источник является наиболее авторитетным Конституция или международное право, не утихает до сих пор. Как бы то ни было, ученые-конституционалисты не пришли к единому мнению о первенстве основного закона либо же международных источников. Если же говорить о последнем, то в качестве правовой базы муниципального права здесь необходимо выделить Европейскую хартию местного самоуправления, которая в 1998 г. была ратифицирована Россией, и, следовательно, именно с этого момента стала полноправным «членом» источников отрасли. Хартия закрепляет более высокий международный уровень гарантий местного самоуправления [7].
Среди федеральных конституционных законов нет актов, посвященных полностью организации местного самоуправления, лишь некоторые положения косвенным образом затрагивают вопросы местного значения.
Зато среди федеральных законов, регулирующих предмет муниципального права можно назвать Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который играет роль кодифицированного акта и регулирует наиболее общие положения и, по сути, является одним из наиболее основных актов, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления [5], Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который регулирует область участия населения муниципального образования в решении вопросов местного значения [8], Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», который регулирует не только общественные отношения муниципалитета, но и правоотношения, возникающие в сфере гражданского права [9].
К федеральным законам также необходимо отнести кодифицированные акты, например, такие как Налоговый кодекс (включающий в себя положения о местных налогах), Гражданский кодекс (содержащий в себе пункты о муниципальной собственности), Бюджетный кодекс (регулирующий местный бюджет), Земельный кодекс (определяющий полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях) и др.
Далее к источникам необходимо определить указы Президента (к примеру, Указ «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерациий») и постановления Правительства (в качестве примера: Постановление «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»).
Акты федеральных органов исполнительной ветви власти также играют немаловажную роль в формировании базы муниципального права как отрасли. К ним в качестве примера можно отнести Указания о порядке применения бюджетной классификации России Министерства финансов, которые используются при составлении местного бюджета муниципальными образованиями.
Вторую группу правовой базы составляют акты субъектов России, как то конституции республик, уставы субъектов, законы субъектов и т. п. Например, в Конституции республики Башкортостан отведена, как и в Конституции России, целая глава, посвященная вопросам муниципальных образований в субъекте [10].
И, наконец, в третью категорию входят нормативные акты, принятые в пределах муниципальных образований. К ним можно отнести уставы муниципальных образований, решения представительных органов местного самоуправления, акты глав местных администраций, решения, принятые на местном референдуме и т. д.
Классификация источников по уровню их принятия не является единственной, но все же представляет собой наиболее значимую. К иным классификациям можно отнести классификации по юридической силе, по предметам ведения местного самоуправления, по кругу субъектов и др.
Если рассматривать вопрос о включении обычая в состав источников муниципального права, то необходимо однозначно отметить, что обычай является такой же важной составляющей правовой базы, как и остальные правовые акты. Значение обычая отмечено как в Конституции (ч. 1 ст. 131 «Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и других местных традиций»), так и в законах. Значимость именно этого источника права в системе источников муниципального права объясняется тем, что всегда в рамках границ территории муниципального образования население является более сплоченным и локально обустроенным по сравнению с государством в целом.
Если же говорить о судебных решениях как о внешнем выражении права, то это ошибочное утверждение. В силу сложившейся правовой системы в России (а именно, это романо-германская правовая семья) судебный прецедент не является источником права, а значит, не может входить в систему правовой базы муниципального права и других отраслей. Однако это не значит, что можно сразу отсекать судебные решения, поскольку, даже не являясь источниками права, они значительно воздействуют и влияют на систему права. Именно с помощью решений Конституционного суда Российской Федерации разрешаются коллизии в области местного самоуправления, которые вызваны принятием противоречащих Конституции и другим вышестоящим законам нормативных актов.
Таким образом, если подвести итог всему вышесказанному, источники муниципального права представляют собой исходящие от имени государства или официально признаваемые им (в случае, если инициатором акта является население) формы закрепления норм муниципального права. Система юридических источников муниципального права является классифицирующим признаком отрасли, характеризующим ее как самостоятельную отрасль права.
Литература:
1. Искужина Г. Р., Аминов И. Р.Местное самоуправление как институт публичного управления в российской федерации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 26. С. 251–255.
2. Ибрагимов Т. М., Аминов И. Р. К вопросу о международно-правовых источниках муниципального права // В сборнике:Перспективы развития научных исследований в 21 векесборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 116–120.
3. Рафикова Г. Х., Аминов И. Р. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // Политика и право в социально-экономической системе общества. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 14.05.2015. С. 35–40.
4. Никитин А. Ф. Юридический словарь. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. С. 213.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ».
6. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 //Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 36. — Ст. 4466.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Ведомости Федерального СобранияРФ, N 29, 11.10.2003.
8. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательстваРоссийскойФедерацииот 1996 г., N 49,ст. 5497.
9. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» //«Российская газета» от 26 января 2002 г., N 16 (2884).
10. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. — 2003. — № 1(157).

