Государственный контроль (надзор) в сфере возмездного оказания медицинских услуг
Автор: Ракова Юлия Александровна
Рубрика: 9. Гражданское право и процесс
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 05.02.2017
Статья просмотрена: 1041 раз
Библиографическое описание:
Ракова, Ю. А. Государственный контроль (надзор) в сфере возмездного оказания медицинских услуг / Ю. А. Ракова. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11824/ (дата обращения: 17.12.2024).
В силу п. 33 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг [1] (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 г. № 1006, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере возмездного оказания медицинских услуг посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок медицинских организаций на предмет соблюдения Правил, а также посредством принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, наблюдения за исполнением обязательных требований и т. д.
Основными задачами в области защиты прав потребителей, которые ставит перед собой данный государственный надзорный орган, являются:
1) обеспечение эффективности осуществления федерального государственного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований при осуществлении своей деятельности;
2) внедрение и реализация комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет информирования потребителей и повышения правовой грамотности населения;
3) организация и проведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;
4) повышение эффективности судебной защиты прав потребителей, защиты законных интересов неопределенного круга потребителей.
Роспотребнадзор руководствуется в своей деятельности: Конституцией РФ; федеральными конституционными законами; федеральными законами (например, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.); постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»); приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ; постановлениями главного государственного санитарного врача РФ; а также санитарными нормами, требованиями и методическими указаниями и т. д.
Реализация контрольно-надзорных полномочий в сфере возмездного оказания медицинских услуг Роспотребнадзором осуществляется с соблюдением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2] (далее Закон). В 2015 году с вступлением в силу ст. 26.1 Закона установлен «мораторий» на проведение органами контроля плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства с 2016 по 2018 годы. Однако законодатель исключил те субъекты, которые осуществляют деятельность в сфере здравоохранения, тем самым признавая всю важность государственного надзора в данной области.
Стоит отметить, что в то же время надзорная деятельность Роспотребнадзора затруднена действием ряда норм Закона. В силу ст. 11 Закона Роспотребнадзор обязан уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до ее начала любым доступным способом (в том числе при внеплановой проверке на основании обращения или заявления гражданина) [2]. Это дает возможность проверяемым субъектам скрыть те или иные факты нарушений в сфере предоставления платных медицинских услуг до начала проведения проверки. В соответствии со ст. 9 Закона организация и проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется согласно разрабатываемому ежегодному плану, который в свою очередь согласовывается с органами прокуратуры [2]. На практике при соблюдении данной нормы возникает «скрытая» подчиненность государственного надзорного органа прокуратуре.
Ежегодно на официальном сайте Управление Роспотребнадзора по Саратовской области представляет информацию по итогам проверок медицинских организаций на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг. Так, в 2015 году специалистами Управления проверено 175 организаций различных организационно-правовых форм собственности на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг на территории области, в 50 организациях установлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации (в 2014 году было проверено 119 медицинских организаций, в 62 из них были выявлены нарушения; в 2013 году было проверено 96 медицинских организаций, в 48 из них были выявлены нарушения) [3].
Наиболее часто выявлялись следующие нарушения:
1) отсутствие информации о месте нахождения учреждения (месте его государственной регистрации); отсутствие данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; отсутствие информации о квалификации специалистов, уровне их профессионального образования и графике работы; отсутствие сведений об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
2) не заключение договора на оказание платных медицинских услуг с гражданами в письменной форме;
3) одностороннее изменение исполнителем условий договора,
4) одностороннее расторжение договора по инициативе исполнителя;
5) включение в договор условий, ущемляющих права заказчика (потребителя), например, включение условия об обязательном уведомлении исполнителя о желании заказчика (потребителя) досрочно расторгнуть договор; об обязательном обращении заказчика (потребителя) сначала в устной форме к исполнителю при возникновении спора; невозможность отказа потребителя от исполнения договора об оказании услуг в любое время; установление исключительной подсудности; отнесение на фактические затраты цены услуги в полном объеме; ограничение потребителя в сроках предъявления претензий по качеству полученных медицинских услуг к исполнителю услуги т. д.;
6) ограничение ответственности исполнителя услуг за исход лечения (качество оказанной услуги);
7) отсутствие сайта организации, оказывающей платные медицинские услуги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при этом доводы представителей организаций, оказывающих платные медицинские услуги, о том, что сайт находится в разработке или проверяемый сайт не является официальным и в связи с исчезновением разработчика невозможно внести коррективы в его содержание, судом не учитывались).
В 2015 году в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области поступило 86 обращений от граждан, органов государственной власти и местного самоуправления (в 2014 году — 64, в 2013 году — 47 обращений) по вопросам соблюдения требований законодательства РФ при предоставлении платных медицинских услуг медицинскими организациями [3]. Наиболее частыми причинами для обращений из года в год являются нарушение требований стандартов оказания медицинской услуги, несогласие с установленными ценами на оказываемые услуги, ограничение прав потребителя на выбор требований к исполнителю при ненадлежащем оказании услуги и т. д. При этом, около 60 % от общего количества обращений граждан содержали вопросы имущественного характера, в том числе о правомерности взимания полной стоимости услуги при расторжении договора по инициативе потребителя [3]. В результате рассмотрения обращений потребителей, поступивших в 2015 году, специалистами Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. Так, в 63 % случаев заявителям были даны необходимые разъяснения (специалисты рекомендовали потребителям обратиться к исполнителям в целях возможного урегулирования конфликтных ситуаций в досудебном порядке, а в случаях отказа от добровольного удовлетворения имущественных требований, гражданам разъяснялось право на защиту нарушенных прав в суде, процессуальные возможности Роспотребнадзора в рамках судебной защиты); 23 % письменных обращений направлено на рассмотрение в другой государственный орган в соответствии с предусмотренной компетенцией; 20 % обращений явилось основанием для проведения внеплановых проверок [3].
Ежегодный анализ выявленных нарушений при осуществлении государственного контроля в сфере возмездного оказания медицинских услуг очень важен, поскольку позволяет разработать комплекс превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию наиболее частых нарушений прав потребителей платных медицинских услуг, в том числе за счет информирования потребителей и повышения правовой грамотности населения, организации круглых столов с представителями медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги.
Таким образом, государственный контроль (надзор) является одним из ключевых звеньев системы государственного управления. От его эффективности и действенности зависит реализация российского законодательства, а также обеспечение прав и законных интересов граждан России.
Литература:
- Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 // Российская газета. № 233. 10.10.2012.
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 05.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
- Об итогах проверок в 2015 году медицинских организаций, оказывающих населению платные медицинские услуги. URL: Официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области. http://64.rospotrebnadzor.ru/