Библиографическое описание:

Симонова М. А., Хурбаева Ш. Х. Специфика регулирования института наследования нормами права и религиозными нормами [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 3-6. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11753/ (дата обращения: 18.12.2017).



В Российской Федерации взаимодействие права с религиозными нормами проявляется в законодательном признании свободы совести и религии, что проявляется в свободном исповедании традиционных для населения верований: православного христианства, католицизма, ислама, буддизма, иудаизма [1].

Общество — динамичная система, которая все время претерпевает развитие и изменение. Система, которой невозможно управлять без каких-либо средств. Такими средствами могут быть нормы права, нормы морали, религиозные нормы. Религиозные нормы регулируют отношение людей к Богу, церкви и соответственно направляет их поведение и действия. Право и религия играют немаловажную роль в регулировании институтов гражданского общества, в частности, в регулировании семейных отношений.

Очевидно, что необходимо регулировать и направлять людей с помощью норм, которые соответствуют внутренним устоям и принципам человека, тогда он осознанно и по собственному желанию будет им следовать и не искать причин и поводов нарушить установленные правила.

Взаимодействие норм права и религиозных норм, бесспорно. Данные нормы имеют ряд сходств и некоторые различия. Заметим, что исполнение правовых норм, в отличие от конфессиональных обеспечивается силой государственного принуждения и является обязательным, тогда как религиозным нормам следуют по велению сердца и разума, самостоятельно, без вмешательства каких-либо государственно — властных структур.

Одним из аспектов взаимоотношения права и религии в семейной жизни является процедура наследования. Наследование — переход имущества, прав и связанных с ними обязанностей умершего лица (наследодателя) к иным лицам (наследникам). Наследование — институт гражданского права, который является основой повседневной жизни человека. Каждый в жизни может столкнуться с таким моментом, когда потребуется применение норм наследования. Данный институт регламентируют как нормы права, так и религиозные нормы.

Право наследования гарантируется Конституцией РФ и входит в число основных прав человека (ч. 4 ст. 35). Особым источником наследственного права является раздел пятый части третьей Гражданского Кодекса РФ, а также другие нормы Гражданского Кодекса РФ. Наследственное правопреемство является общим, это значит, что при переходе прав и обязанностей лица, которое является наследодателем, они остаются неизменными и представляют одно целое. Основаниями наследственного права являются наследование по завещанию и по закону (ст. 1111 ГК РФ).

В наследство могут входить вещи, принадлежавшие наследодателю на праве собственности или ином вещном праве. Наследование по завещанию осуществляется согласно лично составленному завещанию. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников

в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, включить в завещание иные распоряжения (ч. 1 ст. 1119 ГК РФ).

Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства. Наследники одной очереди наследуют имущество в равной доле.

Гражданский Кодекс РФ всесторонне и достаточно детально рассматривает данную сферу общественных отношений.

Проанализируем регламентацию института наследования мусульманскими религиозными нормами. Они достаточно полно и весьма четко регулируют семейные отношения, в том числе и право наследования. В мусульманском праве также выделяются два основания приобретения наследования — по завещанию и по закону.

Коран, как основной источник мусульманского права, предусматривает достаточно четкие установленные нормы относительно порядка наследования, долей наследников и порядка их принятия. Данные положения находятся непосредственно в тексте Корана, который на эту тему содержит 35 стихов [5].

Особенностью наследования в мусульманском праве является то, что даже при наличии такого основания как наследование по завещанию, оно имеет не главенствующую роль [7]. Это выражается в том, что данный вид наследования имеет некоторые ограничения и запреты. Исламские нормы призваны защищать интересы семьи в большей степени, поэтому по завещанию наследодатель может передать в пользование не более одной трети всего имущества, остальная же часть должна перейти к наследникам по закону.

«Когда человек умирает, то все его дела прерываются, кроме трех: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться другие люди, и праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». На детей погибших родителей возлагается обязанность:

  1. Оплатить расходы на погребение умершего.
  2. Выплатить все его долги.
  3. Выделить долю наследникам по завещанию.
  4. Распределить оставшуюся собственность между наследниками в соответствии с законами шариата.

Принципы наследования в мусульманских догматах во многом перекликаются с правовыми принципами российского права.

Перечень наследников перечислены в Коране и Сунне: отец, мать, муж, жена, дочь, полнокровная, единокровная (с общим отцом) и единоутробная (с общей матерью) сестра, полнокровный и единокровный брат.

Небезынтересным является та особенность, которая заключается в гендерном неравенстве в странах, исповедующих Ислам. Она также выделяется в наследственном праве. Наследники мужского пола получают вдвое больше чем наследники женского пола. Этот аспект критикуется многими представителями борцов за равноправие [3].

Мусульманские религиозные нормы имеют свою специфику, связанную с особенностями развития исламского общества. Следует учитывать истоки данной религии и общественное устройство того времени: женщина по сути почти не имела прав.

Православное христианство также имеет свою специфику регулирования института наследования.

По христианским канонам большая часть собственности принадлежала семье умершего и не подлежала разделению после смерти кого-либо из членов семьи. Личные вещи передавались близким родственникам, а в их отсутствии наследник мог назначаться. Так же как и в мусульманских религиозных нормах, эти действия были нужны для того, чтобы сохранить стабильное имущественное положение в семье и помочь пережить потерю близких [4].

Со временем также было введено новое основание приобретения наследства — по завещанию. Оно основывалось на том, что завещание составляется в присутствии священника. В качестве завещания рассматривались как расписки, составленные в письменной форме, так и, например, «последние слова» умершего священнику.

Роль церкви определялась тем, что выполнение просьбы покойного является способом освобождения и очищения его души. Церковь рассматривала смерть человека, который не оставил завещания как своеобразный грех, считалось, что он не смог покаяться. Для того чтобы решить эту проблемы, необходимо было направить имущество умершего для спасения его души. Оно передавалось в пользование семье или в распоряжение церкви. Родственники в наследовании по завещанию также могли рассчитывать только на две трети всего имущества.

Подводя итог, заметим, нормы права и религиозные нормы являются основами, которые направляют развитие общества. В соответствии с соотношением норм права и религиозных норм делается вывод о взаимоотношении государства и общества. Семейные отношения регламентируются и нормами права, и религиозными нормами, институт наследования также может подвергаться регулированию и со стороны правовых норм, и со стороны религиозных норм. Из проведенного нами анализа видно, что указанное регулирование весьма схоже. Во главу угла ставятся интересы близких родственников, присутствует наследование как по закону, так и по завещанию.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 28.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.
  3. Шайдуллина Л, И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос). М., 1978. С. 45.
  4. Глазова Е. В. История государства и права зарубежных стран/Е. В. Глазова, Л. Н. Трехова- СПБ.:Питер, 2009. С. 192.
  5. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 100.
  6. Науменко Ольга Валерьевна Наследование в мусульманском праве // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. № 18 (194). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nasledovanie-v-musulmanskom-prave.
  7. http://umma.ru/fetvi/deti/4851-nasledovanie.
Основные термины (генерируются автоматически): религиозные нормы, нормы права, религиозными нормами, института наследования, регулирования института наследования, наследования нормами права, религиозных норм, мусульманском праве, норм права, Гражданского Кодекса РФ, применение норм наследования, Российской Федерации, наследования мусульманскими религиозными, ГК РФ, наследственного права, основания приобретения наследования, правовых норм, Взаимодействие норм права, Право наследования, нормы Гражданского Кодекса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос