Некоторые вопросы процедуры установления статуса беженца и переселенца в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 20.01.2017

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Коняхина И. Ю., Манжукова О. А. Некоторые вопросы процедуры установления статуса беженца и переселенца в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 8-11. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11721/ (дата обращения: 25.09.2018).



Мы живем в XXI веке, который называют веком информационных (высоких) технологий или технического процесса, но, охваченное процессами глобализации, наше общество и государство сталкивается с такими, казалось бы «земными» проблемами, как международная миграция.

Многомиллионные потоки людей, пересекают национальные границы (легально и нелегально), по различным причинам и образуют не только рынки труда, но и преступные сообщества, поскольку перемещается население из стран с низким уровнем жизни.

Следует отметить, что распад СССР не только изменил политическую карту мира, но также обострил межэтнические конфликты, породил острейшие политические, экономические и социальные проблемы. Большое число русскоязычных граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. В связи с этим в массовых масштабах началось переселение этого населения в Россию.

Но и на территории России происходит вынужденное переселение большого количество граждан, что вызывает необходимость правового регулирования статуса этих лиц и принятие адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы. Ведь с началом массовой миграции населения в Российскую Федерацию (всего за 1992–1999 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев) законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. [12, с. 23]. В настоящее время вопросы беженцев и переселенцев регулирует не только Конституция РФ, но и ряд Федеральных законов: «О беженцах»; «О вынужденных переселенцах», а также «Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев».

Следует отметить, что понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются друг от друга. Главное отличие здесь — в гражданстве.

Беженец не является гражданином РФ и находится вне страны своей гражданской принадлежности, в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности и иных [4]. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.

Вынужденный переселенец — гражданин РФ, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России, вынужденный покинуть прежнее место жительства и переселиться в другой субъект РФ. Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего Союза, который получил статус беженца РФ и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца он был вынужден сменить место проживания и переехать в другой субъект Федерации [7].

Беженцы и вынужденные переселенцы — люди, подвергавшиеся гонениям и враждебному отношению по различным признакам на родине, вынужденные по этой причине покинуть ее.

Основные признаки, по которым иностранцы и граждане РФ могут получить статус беженца или переселенца, следующие:

– расовая или национальная принадлежность;

– принадлежность к социальной группе;

– политические убеждения;

– вероисповедание;

– язык.

Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований, предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в РФ.

Порядок оформления статуса беженца и порядок оформления статуса вынужденного переселенца аналогичны. Его могут получить как один человек, так и его домочадцы, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по перечисленным выше признакам.

Для получения статуса нужно подать ходатайство вместе с определенным набором документов в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Бланк ходатайства выдается там же. В случае, когда лицо, желающее стать беженцем, еще находится за границей РФ, ему нужно обращаться в дипломатическое представительство или консульство РФ. При отсутствии возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано уполномоченным представителем на основании доверенности.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо: ходатайство; две черно-белые фотографии заявителя и достигших 18-летнего возраста членов семьи, указанных в ходатайстве; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий принадлежность к гражданству РФ (для граждан РФ); свидетельство о браке (о расторжении брака), пенсионное удостоверение, удостоверение одинокого родителя или многодетной семьи, документы, подтверждающие время выбытия с прежнего места жительства и прибытия в Россию (при наличии); документы, свидетельствующие о совершении в отношении заявителя и членов его семьи насилия, преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию [9, с. 64–65].

Документы подаются в оригинале, а при их подаче должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых есть в ходатайстве.

Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке [7]:

  1. если заявитель находится вне пределов РФ, ходатайство рассматривается в течение одного месяца;
  2. ходатайство, поданное на территории РФ, рассматривается в течение 5-ти дней.

При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца).

Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям [10, с. 7, 13]:

– человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы;

– человек совершившее тяжкое преступление;

– человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца;

– если человек покинул место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.

В соответствии с федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах», если у вынужденного переселенца (беженца) есть обстоятельства, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса по заявлению продлевается территориальным органом миграционной службы на год.

При этом, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается [13]:

– при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве;

– в случае пропуска без уважительных причин срока обращения с заявлением о продлении статуса.

Cтатус вынужденного переселенца (беженца) может быть утрачен если [14, с. 46]:

– прекращения гражданства РФ;

– выезда для постоянного проживания за пределы России;

– истечения срока предоставления статуса вынужденного переселенца (беженца).

Решение о лишении статуса вынужденного переселенца (беженца) принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы в случае уличения переселенца (беженца) в том, что он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы.

Лицо, признанное беженцем (переселенцем) и члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если они находятся вне ее пределов;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в РФ;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

5) охрану представителями территориального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым для временного поселения;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение;

11) получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования;

12) оформление проездного документа для выезда за пределы территории РФ;

13) обращение с заявлением о приобретении гражданства РФ;

14) участие в общественной деятельности;

15) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

16) выезд на место жительства в иностранное государство;

17) пользование иными правами.

При этом, лицо, признанное беженцем (переселенцем), и прибывшие с ним члены его семьи обязаны [12, с. 16]:

1) соблюдать Конституцию России и иное законодательство;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении личных данных;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы РФ;

6) сняться с учета в территориальном органе исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать там на учет.

При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов. 1995. № 2. С.22–29.
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.).
  3. Конституция России от 12 декабря 1993 г. (с уч. поправок от 30 декабря 2008 N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014 г.
  4. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 № 4528–1 «О беженцах» //ВСНД РФ и ВС РФ 1993. № 12. Ст. 425; Российская газета, N 292 от 23 декабря 2016.
  5. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2014 N 30 ч.1, ст. 4219.
  6. Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» // СЗ РФ. 2008 № 30. Ст. 3285; 2015 N 1 ч.1, ст. 61.
  7. Закон РФ «О вынужденных ᴨереселенцах» // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110; 2012 N 27 ч.2, ст. 4262.
  8. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» // СЗ РФ. 2011. № 16. Ст. 1604.
  9. Абрамов В. А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. М.: «Ось-89», 2007.
  10. Андрейцо С. Ю., Казанков А. П., Казанкова М. А. Правовые проблемы беженцев в контексте процессов вынужденной миграции. СПб.: Изд-во Медицинская пресса, 2015.
  11. Клинова Е. В. Правовое положение беженцев. М., 2009.
  12. Земскова А. В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
  13. Волох В. А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и политика. 2007, № 11. С. 10–11.
  14. Сафонов В. Е., Искендеров Р. Р. Некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в Российской Федерации // Миграционное право. 2006, № 2. С. 46–48.
Основные термины (генерируются автоматически): вынужденный переселенец, территориальный орган, место жительства, беженец, место пребывания, получение содействия, исполнительная власть, гражданин РФ, Федеральная миграционная служба, временное размещение.

Похожие статьи

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы...

В статье описываются основы взаимодействия Федеральной миграционной службы и органов внутренних дел.

Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство, территория РФ, гражданин, РФ, документ, государственная услуга, выдача...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

На территории 61 субъекта Российской Федерации развернуто 282 пункта временного размещения (ПВР), в которых были

В 2015 году в территориальные органы ФМС России от иностранных граждан поступило 1 358 ходатайств о признании беженцами и 151 131...

Возможности социальной работы с вынужденными...

Получение собственного жилья сопряжено с серьезными трудностями даже в том случае, если вынужденные переселенцы зарегистрированы в Федеральной миграционной службе и их статус нуждающихся официально подтвержден.

Миграционный кризис в Европе в современных условиях

Условия проживания мигрантов в Европе. Центры временного содержания мигрантов

она так же, как Западная Европа и США, является одним из популярнейших мест для мигрантов.

Сегодня в связи с большим потоком беженцев и вынужденных переселенцев из Сирии...

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ...

Наличие брака с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не...

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

...по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным

въезжающим на территорию Российской Федерации, федеральный государственный надзор и контроль в области миграции...

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Развитие сотрудничества федеральных и региональных...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Факторы, влияющие на миграционную политику России...

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется на основании

Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблемы взаимодействия Федеральной миграционной службы...

В статье описываются основы взаимодействия Федеральной миграционной службы и органов внутренних дел.

Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство, территория РФ, гражданин, РФ, документ, государственная услуга, выдача...

Миграционные процессы и защита прав иностранных граждан...

На территории 61 субъекта Российской Федерации развернуто 282 пункта временного размещения (ПВР), в которых были

В 2015 году в территориальные органы ФМС России от иностранных граждан поступило 1 358 ходатайств о признании беженцами и 151 131...

Возможности социальной работы с вынужденными...

Получение собственного жилья сопряжено с серьезными трудностями даже в том случае, если вынужденные переселенцы зарегистрированы в Федеральной миграционной службе и их статус нуждающихся официально подтвержден.

Миграционный кризис в Европе в современных условиях

Условия проживания мигрантов в Европе. Центры временного содержания мигрантов

она так же, как Западная Европа и США, является одним из популярнейших мест для мигрантов.

Сегодня в связи с большим потоком беженцев и вынужденных переселенцев из Сирии...

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ...

Наличие брака с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации

По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в территориальный орган ФМС России не...

Динамика миграции стран СНГ и организация миграционной...

...по месту жительства и месту пребывания, оформление, выдача специальных свидетельств беженцам и вынужденным переселенцам, и иным

въезжающим на территорию Российской Федерации, федеральный государственный надзор и контроль в области миграции...

Организация незаконной миграции: проблемы предупреждения...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Развитие сотрудничества федеральных и региональных...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган, региональный уровень, Правительственная комиссия...

Факторы, влияющие на миграционную политику России...

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется на основании

Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с...

Задать вопрос