Авторы: Коняхина Ирина Юрьевна, Манжукова Олеся Анатольевна

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 20.01.2017

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Коняхина И. Ю., Манжукова О. А. Некоторые вопросы процедуры установления статуса беженца и переселенца в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 8-11.



Мы живем в XXI веке, который называют веком информационных (высоких) технологий или технического процесса, но, охваченное процессами глобализации, наше общество и государство сталкивается с такими, казалось бы «земными» проблемами, как международная миграция.

Многомиллионные потоки людей, пересекают национальные границы (легально и нелегально), по различным причинам и образуют не только рынки труда, но и преступные сообщества, поскольку перемещается население из стран с низким уровнем жизни.

Следует отметить, что распад СССР не только изменил политическую карту мира, но также обострил межэтнические конфликты, породил острейшие политические, экономические и социальные проблемы. Большое число русскоязычных граждан оказались помимо своей воли жителями иностранных государств, являвшихся в прошлом союзными республиками. В связи с этим в массовых масштабах началось переселение этого населения в Россию.

Но и на территории России происходит вынужденное переселение большого количество граждан, что вызывает необходимость правового регулирования статуса этих лиц и принятие адекватных мер, необходимых для решения столь острой проблемы. Ведь с началом массовой миграции населения в Российскую Федерацию (всего за 1992–1999 гг. в России было официально зарегистрировано более 1,6 млн. вынужденных переселенцев) законодательство по вопросам убежища в стране отсутствовало. [12, с. 23]. В настоящее время вопросы беженцев и переселенцев регулирует не только Конституция РФ, но и ряд Федеральных законов: «О беженцах»; «О вынужденных переселенцах», а также «Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев».

Следует отметить, что понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» отличаются друг от друга. Главное отличие здесь — в гражданстве.

Беженец не является гражданином РФ и находится вне страны своей гражданской принадлежности, в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности и иных [4]. Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Конвенции ООН 1951 года «О статусе беженцев» и Протоколе 1967 года к ней же.

Вынужденный переселенец — гражданин РФ, либо иностранный гражданин, постоянно проживающий на законных основаниях на территории России, вынужденный покинуть прежнее место жительства и переселиться в другой субъект РФ. Также вынужденным переселенцем может быть также признан бывший советский гражданин, постоянно проживавший на территории одной из республик бывшего Союза, который получил статус беженца РФ и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, если в период действия статуса беженца он был вынужден сменить место проживания и переехать в другой субъект Федерации [7].

Беженцы и вынужденные переселенцы — люди, подвергавшиеся гонениям и враждебному отношению по различным признакам на родине, вынужденные по этой причине покинуть ее.

Основные признаки, по которым иностранцы и граждане РФ могут получить статус беженца или переселенца, следующие:

– расовая или национальная принадлежность;

– принадлежность к социальной группе;

– политические убеждения;

– вероисповедание;

– язык.

Правовой статус беженца и правовой статус вынужденного переселенца совпадают с точки зрения оснований, предоставления и создания благоприятных условий для их жизни в РФ.

Порядок оформления статуса беженца и порядок оформления статуса вынужденного переселенца аналогичны. Его могут получить как один человек, так и его домочадцы, в случае, если все они были подвергнуты гонениям на родине по перечисленным выше признакам.

Для получения статуса нужно подать ходатайство вместе с определенным набором документов в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Бланк ходатайства выдается там же. В случае, когда лицо, желающее стать беженцем, еще находится за границей РФ, ему нужно обращаться в дипломатическое представительство или консульство РФ. При отсутствии возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано уполномоченным представителем на основании доверенности.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо: ходатайство; две черно-белые фотографии заявителя и достигших 18-летнего возраста членов семьи, указанных в ходатайстве; документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий принадлежность к гражданству РФ (для граждан РФ); свидетельство о браке (о расторжении брака), пенсионное удостоверение, удостоверение одинокого родителя или многодетной семьи, документы, подтверждающие время выбытия с прежнего места жительства и прибытия в Россию (при наличии); документы, свидетельствующие о совершении в отношении заявителя и членов его семьи насилия, преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию [9, с. 64–65].

Документы подаются в оригинале, а при их подаче должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых есть в ходатайстве.

Заявитель в установленном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке [7]:

  1. если заявитель находится вне пределов РФ, ходатайство рассматривается в течение одного месяца;
  2. ходатайство, поданное на территории РФ, рассматривается в течение 5-ти дней.

При вынесении положительного решения лицу, признанному вынужденным переселенцем (беженцем) под расписку при предъявлении документа, подтверждающего личность, выдается удостоверение вынужденного переселенца (беженца).

Отказ в признании человека беженцем или переселенцем может быть вынесено по нескольким основаниям [10, с. 7, 13]:

– человек умышленно сообщил ложные сведения либо предъявил фальшивые документы;

– человек совершившее тяжкое преступление;

– человек не обратился без уважительных причин в уполномоченные органы с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (беженцем) в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца;

– если человек покинул место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или природных и техногенных катаклизмов.

В соответствии с федеральным законом РФ «О вынужденных переселенцах», если у вынужденного переселенца (беженца) есть обстоятельства, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса по заявлению продлевается территориальным органом миграционной службы на год.

При этом, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается [13]:

– при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве;

– в случае пропуска без уважительных причин срока обращения с заявлением о продлении статуса.

Cтатус вынужденного переселенца (беженца) может быть утрачен если [14, с. 46]:

– прекращения гражданства РФ;

– выезда для постоянного проживания за пределы России;

– истечения срока предоставления статуса вынужденного переселенца (беженца).

Решение о лишении статуса вынужденного переселенца (беженца) принимается территориальным органом Федеральной миграционной службы в случае уличения переселенца (беженца) в том, что он умышленно сообщил ложные сведения или предъявил фальшивые документы.

Лицо, признанное беженцем (переселенцем) и члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если они находятся вне ее пределов;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в РФ;

4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

5) охрану представителями территориального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;

6) пользование жилым помещением, предоставляемым для временного поселения;

7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве;

9) работу по найму или предпринимательскую деятельность;

10) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение;

11) получение содействия в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования;

12) оформление проездного документа для выезда за пределы территории РФ;

13) обращение с заявлением о приобретении гражданства РФ;

14) участие в общественной деятельности;

15) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);

16) выезд на место жительства в иностранное государство;

17) пользование иными правами.

При этом, лицо, признанное беженцем (переселенцем), и прибывшие с ним члены его семьи обязаны [12, с. 16]:

1) соблюдать Конституцию России и иное законодательство;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе;

3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм;

4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении личных данных;

5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы РФ;

6) сняться с учета в территориальном органе исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать там на учет.

При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Литература:

  1. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)// Сборник Международных документов. 1995. № 2. С.22–29.
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (Женева, 6 октября 1992 г.).
  3. Конституция России от 12 декабря 1993 г. (с уч. поправок от 30 декабря 2008 N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014 г.
  4. Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 № 4528–1 «О беженцах» //ВСНД РФ и ВС РФ 1993. № 12. Ст. 425; Российская газета, N 292 от 23 декабря 2016.
  5. Федеральный закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029; 2014 N 30 ч.1, ст. 4219.
  6. Федеральный закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» // СЗ РФ. 2008 № 30. Ст. 3285; 2015 N 1 ч.1, ст. 61.
  7. Закон РФ «О вынужденных ᴨереселенцах» // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110; 2012 N 27 ч.2, ст. 4262.
  8. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 275 «О фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании» // СЗ РФ. 2011. № 16. Ст. 1604.
  9. Абрамов В. А. Правила регистрации граждан по месту пребывания и жительства. М.: «Ось-89», 2007.
  10. Андрейцо С. Ю., Казанков А. П., Казанкова М. А. Правовые проблемы беженцев в контексте процессов вынужденной миграции. СПб.: Изд-во Медицинская пресса, 2015.
  11. Клинова Е. В. Правовое положение беженцев. М., 2009.
  12. Земскова А. В. Направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в области миграции // Юридический консультант. 2006. № 1. С. 16.
  13. Волох В. А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и политика. 2007, № 11. С. 10–11.
  14. Сафонов В. Е., Искендеров Р. Р. Некоторые проблемы процедуры установления статуса беженца в Российской Федерации // Миграционное право. 2006, № 2. С. 46–48.
Основные термины (генерируются автоматически): вынужденного переселенца, статуса вынужденного переселенца, статуса беженца, СЗ РФ, территории РФ, Российской Федерации, установления статуса беженца, Федеральной миграционной службы, статус беженца, месту пребывания, получение содействия, процедуры установления статуса, «О вынужденных, действия статуса беженца, место жительства, «О вынужденных переселенцах», пределов РФ, исполнительной власти, оформления статуса беженца, пределы территории РФ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос