Авторы: Тяпкина Галина Владимировна, Наруцкая Наталья Владимировна

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Тяпкина Г. В., Наруцкая Н. В. Антитабачное законодательство и его социальная значимость [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 28-30.



Проблема табачной зависимости признана международной, вследствие чего в 1987 году Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) учредила 31 мая как Всемирный день без табака, что способствовало привлечению всемирного внимания к табачной эпидемии и ее смертельным последствиям. По данным ВОЗ именно от потребления табака умирает каждый десятый взрослый человек в мире. В одном из своих информационных бюллетеней ВОЗ приводит следующую ужасающую статистику: «ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить восемь миллионов» [1].

Осознание мирового сообщества всей опасности табачной зависимости привело к необходимости принятия Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака [2]. Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции в 2008 году [3] и на протяжении последних лет Россия проводит активную антитабачную политику, что привело к сокращению доли курящих граждан в России. Сегодня около 31 % граждан России подвержены табачной зависимости, в то время как в 2013 году эта доля составляла 41 %. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) не курят сегодня 69 % россиян, в том числе 57 % сообщают, что никогда не были подвержены этой вредной привычке. По результатам всероссийского опроса (объем выборки 1600 человек), проводимого ВЦИОМ 21–22 мая 2016 года, более четверти курильщиков (28 %), за последний год они снизили объемы потребления сигарет,ипрежде всего это люди пенсионного возраста (41 %).Напротив, больше стали курить 16 % (в 2014 г. — 10 %).Выше эта доля среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (21 %). Более половины (54 %) не изменили своих привычек, и курят также, как раньше [4].

Перспективе снижения доли курящего населения в России способствовало принятие «антитабачного» федерального закона № 15-ФЗ от 23.02.3013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [5]. Целью данного закона является охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, реализация принципов и мер, указанных в Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака.

В соответствии с положениями Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака и Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ в России распространяются запреты и ограничения на продажу табачных изделий, вводятся ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, устанавливаются требования к упаковке и маркировке табачных изделий, вводится запрет рекламы и стимулирования продажи табака и т. д.

Также в противовес курению проводятся акции по ведению здорового образа жизни, поддерживаются и развиваются общественные и спортивные, молодежные программы, ведется просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Запрет курения в России действует на постепенное уменьшение количества мест, отведенных для курения, включая прямой запрет на курение на территории административных и общественных учреждений, на рабочих местах, в помещениях общего пользования многоквартирных домов и детских площадках. Касается он и средств общественного транспорта, предназначенного не только для городских маршрутов, но и поездов, судов дальнего следования.

Число граждан, курящих только в разрешенных законом местах в 2015–2016 гг. держится на уровне 56–55 %. При этом нарушителей «антитабачного закона» стало заметно меньше: с 42 % в 2014 г. до 33 % в 2016 г. [4]

Отводится в антитабачной российской компании и место медицинской и социальной помощи для тех, кто желает избавиться от никотиновой зависимости, бросить курить навсегда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает систему штрафов и санкций для нарушителей закона. Так, курение граждан в неотведенных для этого местах обойдется в сумму до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП предусматривает за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей). Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.53 КоАП). Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до шестисот тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП).

Обратим особое внимание, что борьба с курильщиками не является задачей поставленной перед государством и обществом. Наоборот, закон о запрете курения создаёт условия для улучшения медицинской помощи им. Борются с табачными компаниями, с продвижением табака, с тем, чтобы оградить людей, которые поневоле становятся пассивными курильщиками, и, конечно же, детей. В этом же направлении работают законодатели и в настоящее время.

Так, в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [6], Правительством Российской Федерации намечена разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы [7], ожидаемым результатом которой является снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов в 2020 году.

Разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы входит в план мероприятий Концепции демографической политики России на период до 2025 г. Планом предусмотрен комплекс мер по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. Он включает 51 мероприятие, в том числе предусмотрены меры по повышению рождаемости, снижению предотвратимых причин смертности, сокращению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья. В план включены мероприятия по снижению смертности, формированию мотивации к здоровому образу жизни.

В мае 2016 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова сделала ряд заявлений относительно деятельности вверенного ей министерства в области борьбы с табакокурением: «Министерство здравоохранения разработало концепцию осуществления государственной политики противодействия потребления табака на 2016–2020 годы и дальнейшую перспективу. Главной задачей, которую мы ставим перед собой, является обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения, то есть наших граждан, родившихся после 2015 года, на протяжении всей жизни будет невозможным» [8]. Планируется запрет продажи табака лицам до 21 года. Также Министерство здравоохранения предложило ввести в России обезличенные пачки сигарет для того, чтобы продукция табачных компаний визуально не различалась. В этом случае государство сможет бороться с привлекательностью сигарет, в том числе при помощи изменения внешнего вида табачной продукции.

В России могут запретить курение и в машине. Впрочем, этот запрет предлагают ввести в рамках проекта антитабачной концепции на 2016–2020 годы опять же в тех случаях, когда в одном салоне с курящим находятся несовершеннолетние. Министерство здравоохранения предлагает также наложить вето на использование при производстве табачных изделий ароматизаторов, поскольку такой табак нередко привлекает несовершеннолетних. Именно в этом возрасте большинство курильщиков по статистике начинают курить, поэтому целый ряд мер в разработанном министерством проекте новой антитабачной концепции нацелен на защиту детей от табака и табачного дыма.

Представители законодательной ветви власти также предпринимают существенные шаги в направлении противодействия табачной зависимости у населения. 12 апреля 2016 года в Государственной Думе был зарегистрирован законопроект № 1043343–6, внесенный депутатом Д. Ю. Носовым. Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» частью 9, установив, что розничная торговля табачной продукцией не допускается с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени, за исключением розничной продажи табачной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли». [9]. В Пояснительной записке к законопроекту указано, что он (законопроект) направлен на совершенствование правоприменения Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»» и формирование среды, которая будет подталкивать и мотивировать потребителей отказаться от табака, что положительно скажется на снижении количества заболеваний, связанных с его потреблением, снижении смертности и увеличению продолжительности жизни населения Российской Федерации.

Итак, в реализации «антитабачного» закона существует множество трудностей. Для многих курильщиков он так и остается устрашающим элементом. Вместе с тем, мы должны понимать, что запретительные меры являются недостаточным условием в борьбе с табачной зависимостью. Важно, чтобы в семье, в обществе, особенно в молодежной среде сформировалось отрицательное отношение к курению. В связи с этим, приобретает особую значимость деятельность общественных организаций, средств массовой информации, педагогических коллективов. Их социально-значимая работа, наряду с принятием предлагаемых поправок к «антитабачному» закону, при активном применении системы наказаний к нарушителям указанного закона, могут привести к результатам, которые ожидаются в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [7] — увеличение численности населения до 147,5 млн. человек к 2020 году, увеличение продолжительности жизни до 74 лет.

Литература:

  1. Всемирная организация здравоохранения. Табак // Информационный бюллетень. Май 2015. № 339 [электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs339/ru/ (дата обращения: 20.06.2016).
  2. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 г.)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 46. Ст. 5249.
  3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17. Ст. 1758.
  4. Курить или не курить: мониторинг [Электронный ресурс]: Всероссийский центр изучения общественного мнения // Пресс-выпуск № 3116 от 31 мая 2016 г. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115711
  5. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 8. Ст. 721.
  6. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 42. Ст. 5009.
  7. Распоряжение Правительства России от 14 апреля 2016 г. № 669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71281980/
  8. Цитата по: Российская газета. 30.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/05/30/rodivshimsia-posle-2015-goda-uslozhniat-dostup-k-sigaretam.html
  9. Законопроект № 1043343–6 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части запрета розничной торговли табачными изделиями с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени)» [Электронный ресурс] // Государственная Дума [официальный сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/SpravkaNew?OpenAgent&RN=1043343–6&02
Основные термины (генерируются автоматически): табачного дыма, окружающего табачного дыма, воздействия окружающего табачного, потребления табака, Концепции демографической политики, Российской Федерации, охране здоровья граждан, «Об охране здоровья, последствий потребления, последствий потребления табака», табачной продукции, демографической политики Российской, политики Российской Федерации, табачной зависимости, табачных изделий, противодействия потреблению табака, закона «Об охране, Федерального закона «Об, государственной политики противодействия, Рамочной конвенции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос