Автор: Крыскина Ирина Владимировна

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в IV международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 26.02.2016

Статья просмотрена: 5700 раз

Библиографическое описание:

Крыскина И. В. Механизм реализации и защиты права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 57-59.



Статья посвящена изучению правоотношений, которые образуются в ходе реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения,вчастности государственного социального страхования. В данной статье рассматриваются основной комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности права граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения, его роль в современном российском обществе и проблемы правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: социальное обеспечение, достойный уровень жизни, право социального обеспечения, социальное страхование.

В статье 7 Конституции Российской Федерации закреплены фундаментальные юридические основы развития Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их использования и степень удовлетворения разумных потребностей [9, с. 35].Уровень жизни в существенной степени обуславливается уровнем развития промышленного производства, объёмом и структурой национального богатства страны, производством и применением валового национального продукта, характером распределения доходов.Право граждан на достойный уровень жизни предполагает собой общепризнанное социально-экономическое право [12, с.7]. Оно необходимо для поддержания достойного благосостояния человека и его семьи. Социальное обеспечение является одним из механизмов реализации права граждан за достойную жизнь.

Социальное обеспечение — это установленная государством и гарантированная Конституцией Российской Федерации система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях [12, с. 11].Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации [11, с. 6].Основными формами реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения следует считать охрану труда и здоровья людей, установление минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развитие систем социальных служб, обеспечение обязательного социального страхования, установление и обеспечение населению государственных пенсий и пособий на случаи наступления различных социальных рисков [9, с. 32]. Реализация данных прав осуществляется как различными государственными органами, министерствами, ведомствами, отдельные учреждениями и организациями, так и с помощью всего населения в целом в виде материальной, финансовой помощи и социальной помощи в виде услуг в области образования, культуры, здравоохранения и физической культуры [11, с. 21].Некоторые специалисты считают, что социальное обеспечение реализуется в обусловленных организационно-правовых формах, одной из которых является государственное социальное страхование [5, с. 98].

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

«Об основах обязательного социального страхования» устанавливает, что обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, которая предоставляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер и направлена на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения трудящихся граждан, а в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан в результате признания их безработными, трудовой травмы или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, что подлежат обязательному социальному страхованию.Смысл социального страхования заключается в распределении социальных рисков потери либо снижения заработка по независящим от работника причинам на работодателей и самих работников, отчисляющих в принудительном порядке страховые платежи в целевые фонды социального страхования [5, с. 109].Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граждан, чья оплата или внесение за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования [6, с.16].

Накопление и перераспределении финансовых ресурсов системы государственного социального страхования на территории Республики Мордовия осуществляетФонд социального страхования РФ по Республике Мордовия. Этот вид деятельности Фонда тесно связан с исполнением его бюджета. Именно в этой области существует ряд проблем, сдерживающих развитие страхового рынка в России. Так вполне устоялись ссылки на неплатежеспособность потенциальных страхователей, а так же несовершенство законодательного регулирования социального страхования. Расходы бюджета за 2012–2014 года в абсолютном выражении увеличились в 1,1 раза, за счет увеличения расходов по выплате пособий по беременности и родам (20,1 %), пособия при рождении ребенка (13,0 %), по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (21,6 %), ежемесячных страховых выплат в результате несчастного случая на производстве (15,0 %). В структуре расходов наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности по социальному страхованию (33,7–25,7 %), пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (14,7–16,2 %), пособия по беременности и родам (11,2–12,2 %). Расходы регионального отделения в 2012 году составили 1779,6 млн. руб., или 101,8 % от расходов, предусмотренных бюджетом. В 2013 году составили 1819,0 млн. руб., что 1,0 раза больше чем в 2012 году, или 100,3 % от расходов, предусмотренных бюджетом. В 2014 году расходы составили 1965,1 млн. руб., что 1,1 раза больше чем в 2013 году, или 93,5 % от расходов, предусмотренных бюджетом. Анализ приведенных данных показывает, что основными проблемами снижающими эффективность исполнения бюджета регионального отделения являются дефицит бюджета регионального отделения и обременение нестраховыми функциями.Нестраховыми функциями Фонда являются реализация программы поддержки материнства и детства «Родовые сертификаты»; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в регионе; обеспечение граждан–получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно.

Таким образом, важным направлением реформирования государственного социального страхования является создание финансово-устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии в защите от социальных и профессиональных рисков, а также более эффективное использование страховых средств. В целях повышения эффективности социального страхования необходимо обеспечить исключение из системы социального страхования все нестраховые платежи, или осуществлять финансирование расходов за счет федерального или иных бюджетов в полном объеме согласно потребности граждан [10, с. 40]. Так же необходимо повысить эффективность администрирования доходов и расходов. В настоящее время нормы, что содержатся в законодательстве о социальном обеспечении, не полноценным способом обеспечивают в полной мере защиту прав граждан на социальное обеспечение, а именно права граждан на достойный уровень жизни. Это обусловлено противоречивостью и неоднозначностью принимаемых нормативно-правовых актов, постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, и это допускает возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  2. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ — 2007. — № 1 — Ст. 18.
  3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3803.
  4. Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 29. — Ст. 3686.
  5. Алиев Б. Х. Основы страхования / Б. Х. Алиев, Ю. М. Махдиева. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2014. — 324 с.
  6. Буркин С. В. Обязательное социальное страхование / С. В. Буркин. — Волгоград.: 2014. — 79 с.
  7. Годин А. М. Страхование. Учебник / А. М. Годин, С. Р. Демидов, С. В. Фрумина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и Ко 2013. — 387 с.
  8. Гомелля В. Б. Страхование: учебное пособие / Гомелля В. Б. — 4-е изд. — М.: Маркет ДС, 2011. — 401 с.
  9. Горшков А. В. Право социального обеспечения: учебник / А. В. Горшков. — М.: Диполь, 2012. — 160 с.
  10. Гринкевич Л. С. Совершенствование системы страховых платежей в Фонд социального страхования Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, Т. В. Удод, О. В. Касачева, // Финансы и кредит. — 2011. — № 12. — 52.
  11. Захаров М. Л. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. — М., БЕК, 2013. — 470 c.
  12. Смоленский М. Б. Право социального обеспечения в Российской Федерации / М. Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2011. — 87 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социального страхования, Российской Федерации, социального обеспечения, достойный уровень жизни, обязательного социального страхования, государственного социального страхования, сфере социального, сфере социального обеспечения, Право социального обеспечения, права граждан, основах обязательного социального, закон Российской Федерации, федеральный закон Российской, социальное страхование, прав граждан, социального страхования Российской, законодательством Российской Федерации, Собрание законодательства РФ, реализации прав граждан, страхованию.Смысл социального страхования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос