Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 11.12.2015

Статья просмотрена: 781 раз

Библиографическое описание:

Терлыч И. А., Гринь Е. А. Экологический аудит: зарубежный опыт и особенности применения в России [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9330/ (дата обращения: 20.06.2018).



 

В статье рассматривается международный и национальный опыт становления экологического аудита. Выполнен анализ законодательства в области экологического аудирования и предложены варианты его совершенствования.

Ключевые слова:окружающая среда,экологический аудит, международный опыт.

 

Экологический аудит, являющийся инструментом контроля и охраны окружающей среды, имеет достаточно широкое и уже стабильное, распространенное применение в международной практике. Рассматривая становление и динамику развития экологического аудита c точки зрения международного опыта, нельзя не отметить, что свое начало он получил приблизительно в 1970-х годах в ряде стран Европы и США. Связано это было с тем, что многие хозяйствующие субъекты оказались привлечены к юридической ответственности по причине нанесения ущерба окружающей среде. Безусловно, это в свою очередь привело к дополнительным экономическим потерям. В результате данных процессов, приблизительно в середине 1980-х годов в большинстве стран Европы сформировалось направление экологического аудита, как инструмента управления для усиления контроля за природоохранной деятельностью компании.

Таким образом, ввиду своей необходимости, экологический аудит получает широкое распространение в промышленно развитых странах- Канаде, Великобритании, Швеции и некоторых других странах. В частности, рассмотрим становление экологического аудита в США. Применение экологического аудита в этой стране возникло приблизительно в 70-х годах прошлого века. Обусловлено это установлением строгих мер ответственности за нарушение экологических норм в результате деятельности хозяйствующих субъектов. Компании в США оказались в ситуации, когда аналогично с финансовым аудитом, предметом которого являлась проверка деятельности предприятий на соответствие налоговому законодательству, возникла необходимость обратиться к новому, практически незнакомому на тот период инструменту — экологическому аудиту. Его роль заключалась в следующем: осуществление проверок деятельности предприятий в области охраны окружающей среды и выявлении степени соответствия проверяемой деятельности предприятий относительно экологических норм. Подобные проверки позволяли выявить отклонения от нормативов и своевременно принять меры по их устранению и, как следствие, избежать значительных финансовых потерь, либо продемонстрировать перед государственными органами ответственное, сознательное отношение к окружающей среде. Таким образом, экологический аудит становится не только инструментом контроля за соблюдением природоохранного законодательства, но стимулирования природоохран-ной деятельности предприятия. В дальнейшем, в 1994 г. Национальное агентство по охране окружающей среды США предоставило концепцию экологического аудирования для федеральных ведомств. В соответствии с данной концепцией, агентства осуществляли экологический аудит Министерства энергетики США, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASSA). [1, С.94–102]

Говоря о применении экологического аудита в зарубежной практике можно отметить, что он стал применяться и в таких сферах деятельности, как решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными болезнями, контроль загрязнения природных сред. В дальнейшем, экологическое аудирование получило еще более широкое применение. Например, помимо термина «экологическое аудирование» (environmental auditing) стал использоваться термин «аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды» (heals, safety and environment audit). На этом развитие экологического аудита не остановилось. Так, к концу 1990 года коммерческие банки многих стран стали обращаться к экологическому аудиту. Данное мероприятие осуществлялось в целях уменьшения рисков не выплаты платежей по ссудам, обусловленных недостатками природоохранной деятельности предприятиями, совершающих займ денежных средств.

Также можно отметить то, что некоторые страны мира, в том числе США, Бельгия, Индонезия, Норвегия, Ямайка, Боливия, Франция, а также Европейский союз и международные финансовые корпорации стали использовать экологический аудит для оказания помощи предпринимательским кругам в управлении окружающей средой и снижении рисков финансового рынка, усиления природоохранительной деятельности, привлечения дополнительного частного капитала в промышленность и энергетику, для проверки безопасности производства и оказания помощи по ее обеспечению, определения характера и масштабов экологических проблем в области охраны здоровья. [2, С.13–21]

Следует отметить, что существуют международные стандарты проведения экологического аудита. Так, в апреле 1995 года, в рамках своей деятельности, Европейский союз принял пакет документов — стандарты серии ISO 14000. В соответствии c ними, под экологическим аудитом понимается систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что экологический аудит получил достаточно прочное закрепление в практике во всех промышленно развитых странах и актуальность его применения остается бесспорной, более того, она возрастает вместе с динамикой развития предприятий, чья деятельность оказывает воздействие на окружающую среду.

В российском же законодательстве и практике экологический аудит на данный момент имеет определенные сложности в применении. Законодательно под экологическим аудитом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует понимать независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований, в том что числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности Таким образом, исходя из анализа данного понятия, можно сделать вывод, что к основным признакам экологического аудита следует отнести независимость, комплексность, документированность. Помимо этого, важными для аудиторской деятельности являются признаки конфиденциальности и ответственности.

К объектам экологического аудита относится конкретная документацию в области природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, а также фактическую деятельность физических и юридических лиц, которая по своей направленности оказывает воздействие на окружающую среду. Для оценки проверяемых в ходе экологического аудита объектов нужно использовать критерии — конкретные требования, которые могут содержаться в законодательстве по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, в стандартах, а также в экологической политике организации и процедурах, установленных в рамках системы управления окружающей средой, существующей в организации, в положениях контрактов.

В доктрине экологического права можно встретить деление целей экологического аудита на основную и дополнительную (факультативную). К основной цели относится установление соответствия заранее установленным критериям (требованиям) проверяемой хозяйственной и иной деятельности (в том числе системы управления окружающей средой) в части воздействия на окружающую среду и ее компоненты. В качестве же дополнительной цели принято выделять выдачу рекомендаций по улучшению качества деятельности, которая по своей направленности оказывает воздействие на окружающую среду. Данная цель считается дополнительной в силу того, что не всегда является необходимой, тем более результаты экологического аудита носят общий, рекомендательный характер. Кроме того, для их осуществления на практике необходим целый комплекс дополнительных исследований, не входящих в рамки договора о проведении экологического аудита. В науке экологического права так же ведутся споры о целесообразности и допустимости применения Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Так, некоторые ученные, такие как Б. С. Пункевич, А. К. Диброва считают, его положения не распространяются на экологический аудит, при этом допускают возможность внесения поправок в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и закрепления в нем экологического аудита. [3, С.36–40]

Существует и иная точка зрения. Так, Т. В. Петрова полагает, что позиция касательно допустимости применения данного федерального закона в отношении экологического аудита является ошибочным. [4, С.105–108] С этой точкой зрения нельзя полностью согласиться, поскольку элементы финансового и экологического аудита аналогичны и равны по своей природе. В добавок, основные схемы организации и выполнения общего аудита вполне допустимо взять за основу и использовать при экологическом аудите. Рассматривая экологический аудит в данном аспекте, следует понимать, что он затрагивает специфические сферы как хозяйственной, так и иной деятельности, которая связана с негативным воздействием на окружающую среду. [5, С. 319–321] Поэтому он и должен рассматриваться в качестве комплексного института, который включает в себя финансовый аудит, технологический аудит, аудит чрезвычайных ситуаций и другие виды аудита, имеющие отношение к охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

По нашему мнению, в данном законе определяются правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, понятие аудиторской организации, стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов, понятие аудиторской тайны, государственное регулирование аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, и некоторые другие аспекты. Однако, он носит только общий характер, характеризуя и закрепляя основы аудиторской деятельности и регулирует порядок проведения проверок финансовой отчётности организаций в целях защиты прав и интересов акционеров, кредиторов и инвесторов в Российской Федерации. При этом особенности проведения экологического аудита не раскрываются, более того, об экологическом аудите там не говорится вообще. Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент законодательно в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» экологический аудит хоть закреплен, но отдельного нормативно-правового акта, предусматривающего порядок и особенности его применения нет, что в свою очередь и оказывает определенное влияние на сложности его применения на практике и тем самым малую популярность в России.

На основании вышеизложенного, считаем целесообразным, издание специального Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности в Российской Федерации» и в рамках которого необходимо закрепить случаи обязательного применения экологического аудита, закрепить требования к компаниям осуществляющим данный вид аудиторской деятельности, раскрыть порядок осуществления экологического аудита, права и обязанности аудиторской компании и лица, в отношении которого экологический аудит осуществляется. Представляется, что подробная регламентация экологического аудита позволит ему получить более широкое применение на территории Российской Федерации, повысит его популярность, и позволит предприятиям, осуществляющим деятельность, оказывающую влияние на окружающую среду в превентивном порядке избежать финансовых потерь и повысить стабильность деятельности своих предприятий.

 

Литература:

 

  1. Иутин И. Г. Экологический аудит: роль, сущность и вопросы, требующие правового регулирования // Журнал российского права. 2008. № 2.
  2. Ножкина Т.В «Международный аудит». Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007.
  3. Пункевич Б С., Диброва А. К. Экологический аудит: правовая и нормативная основа // Стандарты и качество. 2005. № 4.
  4. Петрова Т. В. Правовые проблемы экологического аудита // Аграрное и земельное право. 2007. № 1.
  5. Филь В. С., Гринь Е. А. Некоторые правовые проблемы при осуществлении экологического аудита в Российской Федерации. В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): экологический аудит, окружающая среда, аудиторская деятельность, Российская Федерация, США, экологическое аудирование, рациональное использование, международный опыт, финансовый аудит, аудиторская организация.

Ключевые слова

окружающая среда, экологический аудит, международный опыт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос