Юридическая ответственность как элемент механизма административно-правового воздействия в сфере незаконного потребления наркотиков
Автор: Ван Хуэй
Рубрика: 5. Административное право
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 15.09.2015
Статья просмотрена: 313 раз
Библиографическое описание:
Ван, Хуэй. Юридическая ответственность как элемент механизма административно-правового воздействия в сфере незаконного потребления наркотиков / Хуэй Ван. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8745/ (дата обращения: 16.01.2025).
Незаконность потребления наркотиков без медицинского назначения является нормой закона ФЗ № 3 от 08.01.1998 (ст.1 абз.16). [1] Случаи законного потребления наркотических средств детально регламентированы российским законодательством. Необходимо отметить, что действующая законодательная база не предусматривает уголовную ответственность за это деяние. Уголовно наказуемым считается склонение к потреблению наркотических средств (ст. 230 УК РФ). [2]
Как противоправное, потребление наркотиков без назначения врача квалифицируется согласно ст. 6.9 КоАП РФ. [3] В качестве субъекта административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, может выступать только физическое лицо.
Поскольку запрет на потребление наркотических средств в немедицинских целях регламентирован в гл. 6 Кодекса, где речь идет об административных правонарушениях, посягающих, в том числе, и на здоровье, следовательно, объектом административного правонарушения по ст. 6.9 КоАП РФ есть общественные отношения в сфере здравоохранения.
Объективной стороной данного правонарушения являются действия, нарушающие установленный порядок, по немедицинскому употреблению психотропных веществ и наркотических средств, занесенных в перечень веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 681 от 30.06.1998, [4] как подлежащие контролю на территории страны.
Факт употребления наркотиков фиксируется в соответствующем протоколе об административном правонарушении. Требования к его составлению регламентированы в ст. 28.2 КоАП РФ. Составлять протоколы по делам данной категории имеют право как сотрудники органов внутренних дел, так и органов по контролю за наркотиками.
При этом неотъемлемым элементом производства по делу о нарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ, является обязательное установление факта опьянения, которое было вызвано употреблением запрещенных веществ, что рассматривается в качестве меры обеспечения производства по данному делу.
В статье 44 (п.1) ФЗ № 3 содержится норма о том, что лицо, которое подозревается в том, что находится под воздействием наркотических веществ, больно наркоманией или потребило наркотики в немедицинских целях, может быть направлено для прохождения медицинского освидетельствования.
Согласно ст. 27.1 (п. 6 ч.1) КоАП РФ, медицинское освидетельствование о состоянии опьянения является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая применяется уполномоченным должностным лицом в рамках своих полномочий с целью объективного и своевременного рассмотрения данного дела.
Если лицо, которое привлечено к ответственности за немедицинское потребление наркотиков согласно ст. 6.9 КоАП РФ отказывается от процедуры медицинского освидетельствования, его действия могут быть квалифицированы как неповиновение законным требованиям сотрудников соответствующих органов (ст. 19.3 КоАП РФ).
Подобный отказ в административной практике расценивается как стремление избежать ответственности за совершенное правонарушение, связанное с потреблением наркотических средств без назначения врача, поскольку ст. 19.3 предусматривает более мягкую санкцию, чем закрепленная в ст. 6.9, и не предполагает постановку на диспансерный учет и организацию профилактического наблюдения, что влечет за собой некоторые ограничения в правах.
Дела, предусмотренные ст. 6.9 КоАП РФ, полномочен рассматривать только суд. Мировыми судьями дело рассматривается по общему правилу. При административном расследовании — судьями районных судов, а в случае совершения правонарушения гражданами, которые призваны на военные сборы или военнослужащими — дело рассматривается гарнизонными военными судами.
Санкция, предусмотренная в ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ представляет собой альтернативную меру. Так, за совершение данного правонарушения предусмотрен административный штраф размером от 4000 до 5000 рублей или наказание в виде административного ареста сроком до 15 суток.
Лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае добровольного обращения в медицинское учреждения для лечения от наркотической зависимости. В примечании к ст. ст. 6.9 КоАП РФ также предусмотрена возможность направления лица, в установленном порядке признанного больным наркоманией и при его согласии, на прохождение курса социальной и (или) медицинской реабилитации.
Освобождение от административной ответственности, процессуальный порядок которого регламентирован в п. 4 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, представляет собой постановление, вынесенное судом, о прекращении производства по данному делу. В документе указано конкретное медицинское учреждение, оказывающее помощь, и должностное лицо из числа его сотрудников, осуществляющее контроль за реализацией лечебного процесса.
Непосредственное отношение к ст. 6.9 КоАП РФ имеет ст. 6.9.1 Кодекса, положения которой устанавливают административную ответственность за уклонение от прохождения профилактики, диагностики, социальной и медицинской реабилитации, лечения от наркозависимости лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное ст. 6.9 КоАП РФ.
Примечание к данной статье содержит пояснение, какое лицо считается уклоняющимся от выполнения предписанной ему обязанности. Это лицо, самовольно покинувшее или не посещающее медицинское учреждение или организацию социальной реабилитации, либо не выполнившее предписание лечащего врача более двух раз.
Объективная сторона указанного правонарушения, таким образом, состоит из невыполнения предписаний и требований, установленных социальным и (или) медицинским учреждением. Уместно предположить, что соответствующие сведения о данном административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9.1 КоАП РФ, будут переданы в контролирующий орган для регистрации и составления протокола.
По причине повышенной опасности для общества, потребление наркотических средств в общественных местах выделено отдельным составом (ст. 20.20 (ч. 2) КоАП РФ), а также потребление наркотиков несовершеннолетними и нахождение данных лиц в состоянии наркотического опьянения (ст. 20.22 КоАП РФ).
Немедицинское потребление наркотиков или иных одурманивающих средств на улицах, в скверах, парках, стадионах, в общественных транспортных средствах и других общественных местах составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 20.20 (ч. 3) КоАП РФ.
Аналогично ст. 6.9 КоАП РФ, любое физическое лицо, включая лицо без гражданства или иностранный гражданин является субъектом административного правонарушения согласно ст. 20.20 (ч. 3).
Полномочиями рассматривать дела по правонарушению, предусмотренному ст. 20.20 КоАП РФ, наделены:
по ч.2 ст. 20.20 — должностные лица органов по контролю за наркотиками и органов внутренних дел. В случаях, если должностное лицо или орган, получившие дело о данном правонарушении, передают его на рассмотрение непосредственно судье, оно рассматривается им.
по ч. 3 ст. 20.20 — исключительно суд.
Санкция данной нормы идентична предусмотренной за административное правонарушение по ст. 6.9.
Если рассматриваемое правонарушение совершено совершеннолетним, то оно подпадает под норму ст. 20.22 КоАП РФ.
Рассматриваемо нами деяние отличается от предыдущего следующими признаками:
субъектами административного правонарушения являются несовершеннолетние лица в возрасте до шестнадцати лет;
кроме факта потребления наркотиков, объективной стороной является также факт нахождения в состоянии опьянения;
дела по рассматриваемому правонарушению рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних;
ответственность за правонарушение несовершеннолетних несут их родители или другие законные представители.
Исследования подтверждают важность рассмотрения вопросов регламентирования административной ответственности при изучении всех аспектов механизма правового воздействия в сфере незаконного потребления и оборота наркотиков.
Среди особенностей, присущих данного виду административных правонарушений, отмечается их высокий уровень латентности. Являясь детерминантами преступных проявлений в поведении индивидуума, они способствуют общему росту преступности.
Между тем, анализ результатов мониторинга наркоситуации в контексте определения масштабов фактического незаконного потребления наркотиков относительно количества зарегистрированных правонарушений в этой сфере свидетельствует о том, что факт выявления данного правонарушения по ст. 6.9 не может характеризовать эффективность воздействия государственных структур на немедицинское потребление наркотических средств. Как показывают оценки некоторых специалистов, около 60 % лиц, потребляющих инъекционные наркотики, в течение первых трех лет после начала употребления остаются вне поля зрения правоохранительных структур.
Помимо этого, привлечение лица к административной ответственности за рассматриваемое правонарушение, как правило, не является фактором, способствующим его исключению из незаконного оборота запрещенных средств. Другими словами, лицо, неоднократно совершившее административное правонарушение в этой сфере, с большой вероятностью будет совершать подобные правонарушения и впоследствии.
В целом, можно констатировать, что административная практика в области незаконного оборота наркотических средств и их потребления без назначения врача представляет собой действенный инструмент механизма правового воздействия на данные правонарушения, главное целью которого является устранение условий и причин для их совершения.
Между тем, исходя из итогов мониторинга наркотической ситуации в стране, который оценил общее число потребителей наркотиков около 8,5 млн., а также ряда специальных исследований, можно сделать вывод, что сам факт выявления и последующего привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение в сфере потребления наркотических средств в немедицинских целях, не является тем средством, которое способно обеспечить высокую степень эффективности государственного воздействия на правонарушения в данной сфере.
Таким образом, наказание, предусмотренное за незаконное потребление наркотиков, не может в полной мере обеспечить достижение цели, установленной в ст. 3.1 (ч.1) КоАП РФ — предупреждение новых правонарушений в рассматриваемой области как нарушителем, так и лицами, находящимися в группе риска. Более того, неточности и пробелы в российском законодательстве позволяют добиться неоправданного смягчения наказания за административные правонарушения в сфере незаконного потребления наркотических средств.
Одним из шагов по совершенствованию правовой системы с целью повышения эффективности государственной антинаркотической политики являются изменения, внесенные в законодательство принятием ФЗ № 313-ФЗ от 25.11.2013, [5] в котором закладываются основы правового механизма побуждения наркозависимых лиц к освобождению от этой зависимости и представляющим собой перспективное направление дальнейшего развития системы административно-правового воздействия в данной сфере.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1998. — № 27. — Ст. 3198.
законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2013. -№ 48.