Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями как фактор противодействия коррупции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 24.06.2015

Статья просмотрена: 254 раза

Библиографическое описание:

Бороздин, М. С. Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями как фактор противодействия коррупции / М. С. Бороздин, Ю. В. Раковская. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8386/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с образовательными организациями в качестве фактора противодействия коррупции. Рассматривается опыт министерства социального развития Оренбургской области по взаимодействию с отдельными образовательными организациями Оренбургской области.

Ключевые слова: противодействие коррупции, орган исполнительной власти, образовательные организации, субъект Российской Федерации, Оренбургская область.

 

Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены нормы-дефиниции о коррупции и противодействии коррупции. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение аналогичных деяний от имени или в интересах юридического лица. Субъектами, осуществляющими противодействие коррупции, являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах своих прав и обязанностей.

Указанные субъекты при противодействии коррупции взаимодействуют между собой. Особенно интересным является взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества. Не случайно одним из принципов противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными и физическими лицами (статья 3), [1] что сообразуется с подпунктом «а» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы [2].

Работа по противодействию коррупции проводится в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в различных формах: назначение ответственных лиц; проведение правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов; размещение проектов нормативных правовых актов на официальном сайте для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, для общественного обсуждения; работа по выявлению случаев несоблюдения требований к служебному поведению, предотвращению или урегулированию конфликта интересов государственными гражданскими служащими, лицами, уволенными с государственной гражданской службы; представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; работа с подведомственными учреждениями по разработке и утверждению планов противодействия коррупции; работа антикоррупционных комиссий; разработка и ознакомление сотрудников с кодексом этики и служебного поведения; внесение в государственные контракты и хозяйственные договоры стандартных антикоррупционных оговорок; анализ и обобщение письменных и устных обращений граждан; проверки с целью исключения возможностей хищений в учреждениях; формирование наглядного тематического материала по вопросам противодействия коррупции и размещение его в доступном для граждан месте; разъяснительная работа с работниками по формированию отрицательного отношения к проявлениям коррупции, исключению любых форм подарков от граждан; жесткий контроль за соблюдением законодательства при предоставлении услуг; проведение «круглых столов», семинаров, собраний, разъясняющих профилактических бесед; выставки рисунков, оформление стендов по антикоррупционной направленности; разработка памяток; проведение тестирования сотрудников на знание основ законодательства о профилактике и противодействии коррупции; подготовка статей по противодействию коррупции; оказание бесплатной юридической помощи в рамках полномочий и другие мероприятия.

Такие формы наличествуют в работе министерства социального развития Оренбургской области [3] как органа исполнительной власти Оренбургской области [4], функционирующем в соответствии с указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183-ук «Об утверждении положения о министерстве социального развития Оренбургской области». [5] Исходя из практики, необходимо отметить, что особо актуальными формами противодействия коррупции остаются формы с участием общественности.

Неслучайно Н. И. Матузов и А. В. Малько относят к составным элементам гражданского общества личность, семью, школу, церковь, частную жизнь граждан и ее гарантии, институты демократии, общественные объединения, политические партии и движения, систему воспитания и образования, свободные средства массовой информации, негосударственные социально-экономические отношения и другие элементы. [6] Взаимодействие органов государственной власти Оренбургской области с институтами гражданского общества при противодействии коррупции в Оренбургской области предусмотрено статьями 4, 7 Закона Оренбургской области от 15.09.2008 № 2369/497-IV-ОЗ «О противодействии коррупции в Оренбургской области», [7] пунктами 69, 71 Плана мероприятий по противодействию коррупции в Оренбургской области на 2014–2016 годы. [8] На основании законодательного акта Оренбургской области о противодействии коррупции и на основании Плана мероприятий по противодействию коррупции в Оренбургской области на 2015–2016 годы принят приказ министерства социального развития Оренбургской области от 17.07.2014 № 285 «Об утверждении плана мероприятий по профилактике и противодействию коррупции на 2014–2016 годы министерства социального развития Оренбургской области».

Помимо указанных выше форм с 2014 года министерством социального развития Оренбургской области активно используется взаимодействие с образовательными организациями в виде заключения соглашений о порядке взаимодействия министерства социального развития Оренбургской области с образовательной организацией при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения.

Такие соглашения заключены с: 1) НОУ СПО «Оренбургский юридический колледж (техникум)» (03.10.2014); 2) Оренбургским институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)» (10.10.2014); 3) ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет» (15.10.2014); 4) Гуманитарным юридическим колледжем ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (18.11.2014); 5) Юридическим факультетом ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (также заключено 18.11.2014).

В настоящее время ведётся работа по заключению аналогичного соглашения с Орским филиалом Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА».

Согласно соглашению министерство социального развития Оренбургской области: представляет образовательной организации проекты нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с целью проведения их научно-правовой экспертизы; использует результаты научно-правовых экспертиз в нормотворческой деятельности; принимает студентов образовательной организации для прохождения учебной и производственной практик в органах социальной защиты и учреждениях социального обслуживания граждан в Оренбургской области в порядке и на условиях, определенных в дополнительном соглашении; принимает участие в организации и проведении научных конференций, круглых столов, научных семинаров и лекций, посвященных проблемам правового регулирования в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан. Образовательная организация: по предложению министерства участвует в проведении мониторинга законодательства в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан и его правоприменения в части оценки правового регулирования в соответствующей сфере, наличии пробелов и коллизий в федеральном и региональном законодательстве; проводит научно-правовые экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан, использует полученные результаты в образовательной и научной деятельности; направляет студентов для прохождения учебной и производственной практики в органах социальной защиты и социального обслуживания граждан в Оренбургской области в порядке и на условиях, определенных в дополнительном соглашении; принимает участие в организации и проведении научных конференций, круглых столов, научных семинаров и лекций, посвященных проблемам правового регулирования в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан.

В рамках заключенных соглашений министерством социального развития Оренбургской области проведено семь мероприятий: четыре лекции для студентов образовательных организаций (две — по вопросам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов в сфере социальной защиты и социального обслуживания, две — по вопросам подготовки нормативных правовых актов Оренбургской области в сфере социального обслуживания граждан в связи с вступлением с 1 января 2015 года в законную силу нового Федерального закона о социальном обслуживании), одно практическое занятие со студентами (по вопросам проведения правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Оренбургской области и их проектов в сфере социальной защиты и социального обслуживания), участие в двух «круглых столах» в образовательных организациях по аналогичным вопросам.

В настоящее время органы государственной власти и органы местного самоуправления крайне редко используют такую форму взаимодействия с гражданским обществом, несмотря на её актуальность, творческую и образовательные составляющие. В связи с этим предлагаем органам государственной власти и органам местного самоуправления рассмотреть вопрос об активизации заключения такого рода соглашений, а также вопрос о реализации в их рамках мероприятий по противодействию коррупции. Реализация соглашений о порядке взаимодействия органа власти с образовательной организацией при проведении мониторинга законодательства и его правоприменения дает основание говорить о взаимоотношении как о факторе противодействия коррупции.

 

Литература:

 

1.         Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 293. 24.12.2014.

2.         Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 14.04.2014. № 15. Ст. 1729.

3.         Официальный сайт министерства социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.msr.orb.ru/menu_items/2237. — Проверено: 09.06.2015.

4.         Закон Оренбургской области от 16.11.2005 № 2706/470-III-ОЗ (ред. от 29.04.2015) «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» // Оренбуржье. № 53. 30.04.2015.

5.         Указ Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 № 183-ук (ред. от 09.12.2014, с изм. от 07.05.2015) «Об утверждении положения о министерстве социального развития Оренбургской области» // Оренбуржье. № 194. 18.12.2014.

6.         Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

7.         Закон Оренбургской области от 15.09.2008 № 2369/497-IV-ОЗ (ред. от 28.10.2013) «О противодействии коррупции в Оренбургской области» // Оренбуржье. № 179. 07.11.2013.

8.         Постановление Правительства Оренбургской области от 27.05.2014 № 334-п «Об утверждении плана мероприятий по противодействию коррупции в Оренбургской области на 2014–2016 годы» // Официальный портал Правительства Оренбургской области «Оренбуржье» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/ActualThema/Korruption/npa/9/. — Проверено: 09.06.2015.

Основные термины (генерируются автоматически): Оренбургская область, противодействие коррупции, социальное развитие, гражданское общество, государственная власть, местное самоуправление, орган, Российская Федерация, исполнительная власть, образовательная организация.

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация...

Развитие гражданского общества в современной России...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин, управление делами. Государственный контроль деятельности общественных...

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Российская Федерация, Россия, коррупция, бюджетный процесс, местное самоуправление, экономическое развитие, орган прокуратуры, противодействие коррупции, организованная преступность.

Сущность государства в статусе органов государственной власти

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе.

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное...

Противодействие коррупции в сфере публичного права

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная служба, малый бизнес, государственная политика, государственная власть, административный ресурс.

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, коррупция, власть, государство, институт, проблема.

Противодействие коррупции в сфере публичного права. Необходимо отметить, что коррупция института исполнительной власти, по мнению Н. М...

Понятие и виды коррупции как социального и исторического...

Российская Федерация, Россия, коррупция, бюджетный процесс, местное самоуправление, экономическое развитие, орган прокуратуры, противодействие коррупции, организованная преступность.

Информационная безопасность органов государственной...

Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, противодействие коррупции, информационная безопасность. С развитием современных информационных технологий человечество столкнулось с новыми типами угроз...

Механизм эффективного противодействия коррупции, его...

Российская Федерация, гражданское общество, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, коррупция, уголовная ответственность, исполнительная власть, антикоррупционная деятельность... Актуальные вопросы борьбы со взяточничеством...

Похожие статьи

Противодействие коррупции в государственных...

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация...

Развитие гражданского общества в современной России...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция РФ, орган, гражданин, управление делами. Государственный контроль деятельности общественных...

Мониторинг российского антикоррупционного законодательства

Российская Федерация, Россия, коррупция, бюджетный процесс, местное самоуправление, экономическое развитие, орган прокуратуры, противодействие коррупции, организованная преступность.

Сущность государства в статусе органов государственной власти

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе.

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное...

Противодействие коррупции в сфере публичного права

исполнительная власть, коррупция, орган, Россия, Российская Федерация, публичная служба, малый бизнес, государственная политика, государственная власть, административный ресурс.

Роль гражданского общества в противодействии коррупции

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, коррупция, власть, государство, институт, проблема.

Противодействие коррупции в сфере публичного права. Необходимо отметить, что коррупция института исполнительной власти, по мнению Н. М...

Понятие и виды коррупции как социального и исторического...

Российская Федерация, Россия, коррупция, бюджетный процесс, местное самоуправление, экономическое развитие, орган прокуратуры, противодействие коррупции, организованная преступность.

Информационная безопасность органов государственной...

Ключевые слова: органы государственной власти, органы местного самоуправления, противодействие коррупции, информационная безопасность. С развитием современных информационных технологий человечество столкнулось с новыми типами угроз...

Механизм эффективного противодействия коррупции, его...

Российская Федерация, гражданское общество, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, коррупция, уголовная ответственность, исполнительная власть, антикоррупционная деятельность... Актуальные вопросы борьбы со взяточничеством...