Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2015)

Дата публикации: 27.06.2015

Статья просмотрена: 610 раз

Библиографическое описание:

Рябова, Ю. В. Правовой аспект социокультурной политики в отношении лиц с инвалидностью (на примере международного законодательства) / Ю. В. Рябова. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/142/8375/ (дата обращения: 23.04.2024).

Культура и искусство являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, которые развивают у человека нравственные качества, способствуют творческому самовыражению и духовному обогащению, формируют активную жизненную позицию и навыки общения. Процесс приобщения к общемировым культурным ценностям особенно необходим людям с инвалидностью, которые в силу ряда причин, не всегда могут стать полноправными участниками существующего культурного пространства.

Людям с инвалидностью необходима общественная и государственная поддержка для реализации их культурных прав. Согласно существующим международным документам (Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001г.)) культурные права составляют неотъемлемую часть прав человека. Каждый человек должен иметь возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору, иметь свободу для творческого самовыражения. Это право относится абсолютно ко всем гражданам без исключения, но реализация их применительно к «особым людям» сопряжена с рядом трудностей (несовершенство инфраструктуры для физической доступности в учреждения культуры и искусства, затрудненный доступ к различным видам социокультурной информации и пр.). Создание благоприятных условий для активного участия лиц с инвалидностью в культурной жизни должно взять на себя государство, прежде всего, на законодательном уровне.

Мировое сообщество достаточно продолжительное время не уделяло достаточного внимания активному вовлечению лиц с инвалидностью в культурную жизнь общества. Если говорить в целом, то только в 70-е годы 20 века мировая общественность впервые обратилась к необходимости защиты прав инвалидов. Организацией Объединенных Наций на уровне международного сотрудничества был принят ряд документов, определяющий права граждан с инвалидностью в разных сферах деятельности. Первоначально документы касались только защиты политических и гражданских прав людей с физическими и умственными недостатками, обеспечения их благосостояния и восстановления трудоспособности (Декларация социального прогресса и развития (1969г.), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.), Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Впервые вопросы предоставления инвалидам возможности использования своего творческого, артистического и интеллектуального потенциала не только для своего блага, но и для обогащения всего общества прозвучали во «Всемирной программе действий в отношении инвалидов» (1982г.). В пункте 135 указывалось, что для реализации этого необходимо обеспечить их доступ к культурной жизни, принять специальные меры для удовлетворения потребностей лиц с умственными недостатками и сенсорными расстройствами, обеспечив их специальными аппаратами, устройствами, материалами для чтения. В документе особо определялось, что в область культурной жизни входят танцы, музыка, литература, театр и пластическое искусство [1].

В целях привлечения внимания мировой общественности к проблемам инвалидов Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 год — Десятилетием инвалидов ООН.

Вместе с тем обзоры, проведенные ООН дважды (1987 и 1992г.) в рамках Десятилетия инвалидов показали, что несмотря на все усилия, инвалиды так и не получили равных возможностей, а во многих странах так и остались изолированными от общества [8]. Одной из причин этого могло стать то, что декларации и конвенции Организации Объединенных Наций оформляются в форме призывов и рекомендаций для стран-участниц и носят не обязательный характер. Каждой стране предоставляется право самостоятельно принять решение о ратификации того или иного документа.

Организация объединенных наций, продолжая деятельность по предоставлению лицам с инвалидностью равных прав и возможностей, в 1993 году приняла всеобъемлющий документ «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993г.). В нем, наряду с другими важными вопросами жизнедеятельности лиц с инвалидностью (медицинское обслуживание, трудовая занятость, поддержание доходов и социальное обеспечение, образования и пр.), рассматривались и вопросы содействия доступности таких культурно-просветительных учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки. Государствам было рекомендовано разрабатывать и использовать специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным постановкам [6].

Важным международным правовым документом, расширяющим культурные права лиц с инвалидностью, стала Конвенция о правах инвалидов (2006г.). Государства, ратифицирующие Конвенцию, обязаны гарантировать выполнение ее положений по обеспечению доступности ко всем сферам общественной жизни, в том числе и культурной. В статье 30 прописано, что инвалиды имеют право участвовать в культурной жизни наравне с другими, имеют право на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих. Государства-участники принимают все надлежащие меры по обеспечению доступности к произведениям культуры, к фильмам, театру, телевизионным программам и к другим культурным мероприятиям в доступных форматах и местам культурных мероприятий и услуг. [2]

Но Конвенция о правах инвалидов касается не только этого вопроса. Она направлена на ликвидацию дискриминации прав инвалидов во всех сферах общества (образование, здравоохранение, трудовая деятельность, семейные отношения и др.). Кофи Аннан, генеральный секретарь ООН в период 1997–2006 гг., выразил надежду, что принятие Конвенции будет означать начало новой эры, в которой инвалиды будут иметь равные со всеми права и возможности [8]. И действительно значение этого документа оказалось колоссальным. По состоянию на апрель 2015 года 154 государства ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов, тем самым взяв на себя обязательства в практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.

В это число стран входит и Россия, которая с середины 90-х 20 века годов на законодательном уровне уделяет внимание социокультурной политике в отношении инвалидов. Во времена СССР вопросы социокультурной реабилитации инвалида даже не поднимались. Государство, основываясь на медицинских показаниях, принимало на себя обязательства материального содержания людей с инвалидностью.

Министерство культуры в «Концепции социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации», отмечая переход от политики патернализма (покровительства) к интеграции, зафиксировало, «что социокультурное положение этой группы населения остается неудовлетворительным и цели государственной политики обуславливаются необходимостью их социокультурной адаптации» [4]. В этом документе были прописаны цели, принципы и механизмы реализации социокультурной политики государства в отношении инвалидов.

Стремление к расширению сферы деятельности инвалидов основано и на реализации конституционного права граждан РФ на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям [3]. Но не всегда инвалиды могут принять участие в культурных мероприятиях в силу отсутствия доступа к физическому окружению (здания, транспорт и т. д.). Меры по созданию беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры для инвалидов были определены ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7]. Закон обязывает власти разного уровня создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к жилым, общественным зданиям и сооружениям.

Российская Федерация в 2008 году подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, выразив готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов в реализации прав инвалидов. Принятие этого документа потребовало внесения серьезных изменений в целый ряд законодательных актов РФ, касающихся социальной защиты инвалидов. ФЗ РФ от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов устранил существующие системные недостатки в правовом регулировании проблем, связанных с созданием безбарьерной среды и ликвидации дискриминации по признаку инвалидности.

В целях реализации норм Конвенции по обеспечения инвалидов доступа к объектам культурного наследия, театрам, музеям и библиотекам были внесены изменения в федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О библиотечном деле», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в которых было возложено на органы государственной власти всех уровней обеспечение доступности учреждений культуры и культурных благ для инвалидов; оказания инвалидам помощи при предоставлении услуг в сфере культуры; установление порядка государственной поддержки производства, проката и показа национальных фильмов при условии субтитрирования и тифлокомментирования; установления обязанности органов власти и библиотек обеспечивать слепым.

Практические меры по реализации Концепции нашли свое отражение и в государственной программе «Доступная среда» на 2011–2015 гг., которая способствует созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, включая места отдыха и культурно-зрелищные учреждения. После подписания и особенно ратификации Конвенции значительно возросли объемы финансового обеспечения мероприятий, направленных на достижение экономических, социальных и культурных прав инвалидов. [5]. Для сравнения на целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 гг.» было выделено 4,7 млрд. рублей, то на выполнение программы «Доступная среда» 180 млрд. рублей. В 2014 году Правительством РФ принято решение о разработке мер по продолжению ее действия на 2016–2020 гг.

Таким образом, международные правовые документы формируют направления мировой политики по защите культурных прав инвалидов, но в контексте гражданских и политических прав. Не существует единого международного документа, определяющего социокультурную политику государств только в отношении лиц с инвалидностью. Но те изменения, которые произошли на законодательном уровне за последние десятилетия, существенно повлияли на реализацию культурных прав лиц с инвалидностью как в Российской Федерации, так и в мире.

 

Литература:

 

1.                  Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog1.shtml (дата обращения 01.06.2015).

2.                  Конвенция о правах инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (дата обращения 02.06.2015).

3.                  Конституция РФ. Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/constitution/ (дата обращения 11.06.2015).

4.                  Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. // Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 24.07.97 N 01–140/16–32. Режим доступа: http://poisk-zakona.ru/203594.html (дата обращения 05.05.2015).

5.                  Первоначальный доклад РФ о выполнении Конвенции о правах инвалидов «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции о правах инвалидов, и о прогрессе, достигнутом в соблюдении прав инвалидов в течение двух лет после ее вступления в силу для Российской Федерации». Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/?url=yaserp %3A %2F %2Fimg.rg.ru %2Fpril %2Farticle %2F100 %2F86 %2F74 %2FDoklad_14_avgusta.doc&lang=ru&c=557e28d23bbd (дата обращения 01.06.2015).

6.                  Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения 01.06.2015).

7.                  Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_166137/ (дата обращения 01.06.2015).

8.                  Центр новостей ОНН. Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=6088#.VWwob1IaPKo (дата обращения 01.06.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, культурная жизнь, Российская Федерация, инвалидность, социальная защита инвалидов, законодательный уровень, отношение инвалидов, мировая общественность, социальная инфраструктура, социокультурная политика.

Похожие статьи

Социальная защита инвалидов, как обязанность государства

Закон о социальной защите инвалидов ввел единое понятие инвалидности, как для взрослых, так и для детей.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита инвалидов, Конституция РФ...

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале...

Ключевые слова: инвалидность, люди с ограниченными возможностями, социальная поддержка и защита инвалидов.

Поэтому каждое государство целесообразно уровню своего экономического состояния формирует социальную политику в отношении инвалидов [1].

Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов

Российская Федерация, признак инвалидности, инвалид, материальная независимость, национальное законодательство, основная цель, российское законодательство, социальная адаптация, социальная защита...

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

детская инвалидность, Россия, РФ, число детей-инвалидов, темп прироста, рост числа детей-инвалидов, Российская Федерация, социальная политика, социальная поддержка детей-инвалидов, федеральный бюджет РФ.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид. Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной.

Возможности социальной поддержки безработных людей...

инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита инвалидов, Конституция РФ, реабилитация инвалидов, Россия, местное самоуправление, социальная политика, социальное государство.

Самореализация лиц с ограниченными возможностями...

Сущность реализации и методов социально-культурной... Вообще социально-культурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Структурный функционализм как основа построения социальной...

1) Федерацией физической культуры и спорта инвалидов РФ с поражением опорно-двигательного

Многофункциональный спортивный комплекс как социальная...

По мнению Е.А. Тарасенко «…российская социальная политика в отношении инвалидов скорее делает...

Похожие статьи

Социальная защита инвалидов, как обязанность государства

Закон о социальной защите инвалидов ввел единое понятие инвалидности, как для взрослых, так и для детей.

Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита инвалидов, Конституция РФ...

Оказание социальной помощи инвалидам | Статья в журнале...

Ключевые слова: инвалидность, люди с ограниченными возможностями, социальная поддержка и защита инвалидов.

Поэтому каждое государство целесообразно уровню своего экономического состояния формирует социальную политику в отношении инвалидов [1].

Нормативно-правовые основы реализации прав инвалидов

Российская Федерация, признак инвалидности, инвалид, материальная независимость, национальное законодательство, основная цель, российское законодательство, социальная адаптация, социальная защита...

Научный обзор вопроса детской инвалидности как...

детская инвалидность, Россия, РФ, число детей-инвалидов, темп прироста, рост числа детей-инвалидов, Российская Федерация, социальная политика, социальная поддержка детей-инвалидов, федеральный бюджет РФ.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире

Ключевые слова: социальная реабилитация, социальная адаптация, культурная адаптация, дети с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид. Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится более актуальной.

Возможности социальной поддержки безработных людей...

инвалид, Российская Федерация, социальная защита, социальная защита инвалидов, Конституция РФ, реабилитация инвалидов, Россия, местное самоуправление, социальная политика, социальное государство.

Самореализация лиц с ограниченными возможностями...

Сущность реализации и методов социально-культурной... Вообще социально-культурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в.

Основы нормативно-правового регулирования прав детей...

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Структурный функционализм как основа построения социальной...

1) Федерацией физической культуры и спорта инвалидов РФ с поражением опорно-двигательного

Многофункциональный спортивный комплекс как социальная...

По мнению Е.А. Тарасенко «…российская социальная политика в отношении инвалидов скорее делает...