Исторические аспекты формирования статуса прокурора в Российской Империи | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Сугаипова Э. А., Гельдибаев М. Х. Исторические аспекты формирования статуса прокурора в Российской Империи [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 17-20. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8068/ (дата обращения: 18.08.2018).

История создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять: во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов; во-вторых, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган; в-третьих, изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа. Сказанное в полной мере относится и к органам российской прокуратуры, уголовно-процессуальная деятельность которых на протяжении всей истории их существования оценивалась неоднозначно. Уголовное судопроизводство в механизме государственности появилось гораздо раньше, чем институт прокурорского надзора, что изначально предопределяло специфику статуса прокурора в уголовном судопроизводстве.

В России прокуратура была учреждена в царствование Петра Первого. Указ от 12 января 1722 года, которым было предписано введение при Сенате должности генерал-прокурора и обер-прокурора и при каждой коллегии- должности прокурора, является первым правовым актом, узаконившим этот государственный институт. Создание прокуратуры предполагало возможность осуществлять полноценный надзор за соблюдением законов, что, как показала история, оправдало ожидания: вначале прокуратура потеснила подчиненный ей фискалат, а вскоре он и вовсе прекратил свое существование.

Правовая регламентация института фискалата как органа надзора за законностью была осуществлена 17 марта 1714 года Указом «О должности фискалов». Фискалам вменялось в обязанность тайно надзирать за действиями всех должностных лиц, прежде всего в целях борьбы с казнокрадством и взяточничеством, доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве обвинителей, эти задачи позже были переданы прокурорским органам.

Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была непопулярной в общественном мнении и слабо влияла на создание обстановки законности. Практика показала ненадежность фискалата как органа надзора за законностью. Сами фискалы, функционируя в системе тайной слежки и доносов, сплошь и рядом становились на путь злоупотреблений. Самая же главная проблема состояла в том, что фискалат не был способен предупреждать нарушения законов.

На момент создания прокуратуры в России сложился розыскной тип уголовного процесса, который, по словам А. В. Смирнова, представляет «такой порядок производства, когда функции уголовного преследования, защиты и функция принятия решения по делу- судебная или юстиции,- сливаются в деятельности одного государственного органа» [1, с.111]. Этот орган, каковым являлся суд в лице чиновников административных органов, сам возбуждал уголовное преследование, проводил расследование деяния, осуществлял сбор и анализ доказательств, и сам же принимал окончательное решение по делу. При таком процессе самостоятельные стороны обвинения и защиты отсутствовали. И поскольку нет обвинителя, то его функции выполнял сам суд, то есть обвинительная власть не была отделена от судебной.

Основным правовым источником уголовно-процессуального права того периода, наряду с Соборным уложением 1649 года, был Воинский устав. Принятые Петром Первым акты военного законодательства распространялись и на другие сферы общественных отношений, в частности, речь идет о приложении к данному Уставу — «Краткого изображения процессов или судебных тяжб». М. А. Чельцов-Бебутов отмечает, что «формально «Краткое изображение» должно было регулировать военно-уголовный кодекс, однако ряд положений этого закона имел большое широкое значение, так как в них говорилось не только о «военных», но и о гражданских (то есть общеуголовных) делах. Поэтому практика распространила действие «Краткого изображения процесса» и на производство в других судах,кроме военных» [2, с.709].

«Кратким изображением» был законодательно оформлен в России «подлинный розыскной процесс» со всеми его типичными чертами. К ним, в частности, относятся:

-          активность суда,

-          преимущественное значение письменности,

-          ограничение прав обвиняемого (подследственного),

-          система формальных доказательств, сила которых определена законом.

На этом этапе, в начальной стадии ее развития, русская прокуратура, по выражению Н. В. Муравьева, представляла собой прокуратуру «фискально-контрольного типа» [3, c.23]. В отличие от аналогичных институтов многих зарубежных государств, где появление прокуратуры было связано с развитием публичной формы уголовного преследования, в России прокуратура первоначально была учреждена с целью установления административного (общего) надзора. И вплоть до судебных реформ 1864 года «собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность, -по словам Н. В. Муравьева,- составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике» [3, c.359]. Действительно, указ 12 января 1722 года учредил должности прокуроров при надворных судах. По первоначальному замыслу генерал-губернатор являлся лицом, в руках которого должен был сосредоточиться надзор за правильным законным ходом управления страной, прежде всего в ее центральных учреждениях, а затем и на местах. Он должен был стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех тех из граждан, кто не мог сам в достаточной степени защитить сои интересы. В его руках сосредоточивалась огромная контролирующая власть в области управления государством: с одной стороны — высший всеобъемлющий контроль деятельности государственных установлений, с другой — представительство и защита интересов государства, церкви и всех недостаточно в своих правах огражденных подданных в их отношениях к государственной власти. Петр Первый, однако, быстро отказался от такого построения. Должность генерал-губернатора устанавливалась исключительно с надзирающей функцией за деятельностью всех государственных учреждений и Сената в особенности. Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган-Сенат,- рассматривая все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Он наделял полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать указы по вопросам, не урегулированным правом. На генерал0прокурора возлагались также наблюдение за интересами казны и надзор по арестантским делам. В отличие от службы фискалов, прокуроры осуществляли надзор гласно. Тщательная проработка статуса прокуратуры продолжалась. 5 апреля 1722 г. Регламент адмиралтейств-коллегий был дополнен указом о должности прокурора коллегии. В дальнейшем этот Указ лег в основу положений о прокурорах других коллегий и надворных судов. Непосредственное участие в разработке указа, посвященного должности генерал-прокурора, принял сам Петр Первый. Было подготовлено пять редакций. Он собственноручно вносил многочисленные исправления. 27 апреля 1722 года Указ о должности генерал-прокурора был подписан. В Указе император суть должности прокурора выразил словами: «сей чин, яки око наше и стряпчий о делах государственных». Генерал-прокурор подчинялся только императору. В качестве помощника генерал-прокурора устанавливалась должность обер-прокурора. В их распоряжении находился широкий штат прокуроров, состоящих при различных присутственных местах (прокуроры коллегий Сената, провинций, при надворных судах). Генерал-прокурору были подчинены также фискалы (до их упразднения в 1728 году). Главное отличие этого Указа от январского состоит в положении об ответственности прокуроров. Генерал-прокурор освобождался от ответственности за неподтвердившееся доношение или протест, но «ежели то часто будет употреблять, то не без вины будет». Указ оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII столетия. Таким образом можно считать, что прокуратура создавалась в России как орган, осуществляющий от имени императора повсеместный (в центре и на местах) и постоянный контроль за действиями и распоряжениями государственных учреждений и соответствием их законам верховной власти, и ведущий борьбу с злоупотреблениями (особенно казнокрадством, взяточничеством и т. п.). Прокуратура при Петре Первом сыграла определенную роль в устранении беззакония, в осуществлении надзора за управленческим аппаратом. Соответственно, функциями прокуратуры на исследуемом этапе можно считать (а) постоянное наблюдение (надзор) за соответствием законам деятельности и решений поднадзорных прокуратуре органов и учреждений, (б) предложения по устранению нарушений законов и (в) протесты по незаконным решениям.

Однако в целом, по мнению ряда исследований [4,5,6,7], посвященных истории становления прокуратуры, прокурорский надзор сводился к надзору «за ходом бумаг». Генерал-прокурор раскрывал через своих агентов очень мало злоупотреблений в центральных правительственных учреждениях, хотя «русская центральная администрация середины XVIII века совершенно не отличалась пуританской чистотой своих деловых нравов, злоупотребления на почве взяточничества были в то время особенно распространены» [3, c.358]. Аппарат прокуратуры использовался прежде всего в борьбе за политическую власть. С момента создания (1722г.) и до судебных реформ Александра II прокуратура была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность составляли лишь одно из частных дополнений к функции надзора.

Анализ законодательства рассматриваемого периода развития государства позволяет заключить, что собственно прокуратура как социальная система государственных органов фактически еще отсутствовала. Петровское законодательство практически не называло и не раскрывало функции прокуроров. Их полномочия и обязанности не определялись и указом о прокурорах надворных судов. Состоя при сенате, коллегиях, надворных судах и иных отдельных учреждениях, прокуроры первоначально не имели какой-то особой сферы деятельности. Они обязаны были следить за исполнением законов со стороны «присутственных мест». Для этого им надлежало присутствовать в заседаниях тех учреждений, при которых они состояли.

В сфере уголовно-процессуальных отношений прокурор не обладал полномочиями по возбуждению уголовного дела, расследованию преступлений и поддержанию государственного обвинения.

Таким образом, можно заключить, что уголовно-процессуальная деятельность прокурора на начальном этапе создания прокуратуры особо не выделялась. Надзор за рассмотрением уголовных дел был единственной функцией прокуратуры в области уголовного судопроизводства рассматриваемого периода, причем, как отмечает Г. Н. Королев [8, c.14], надзор не по существу, а формальный, т. е. надзор не за законностью решения, а за тем, чтобы это решение состоялось, чтобы административные органы выполнили возложенные на них обязанности и рассмотрели подсудное им уголовное дело в установленные сроки и в соответствии с регламентом.

 

Литература:

 

1.                  Смирнов А. М.: Модели уголовного процесса.-СПб.,2000.

2.                  Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах.-СПб.,1995г.

3.                  Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы.М.,1889г.

4.                  Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и первой половине XIX века.,Казань,1900г.

5.                  Веретенников В. И. Очерки истории Генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени.-Харьков,1915г.

6.                  Градовский А. Д. Высшая администрация России XVIII века и Генерал-прокуроры.-СПб.,1866г.

7.                  Ливанов П. И. Опыт биографий Генерал-прокуроров и министров юстиции.-СПб.,1863г.

8.                  Королев Г. Н. Учение об уголовно-процессуальной деятельности прокурора.-Н.Новгород,2004г.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, указ, орган, учреждение, уголовное судопроизводство, уголовное преследование, суд, прокуратура, надзор, государственный орган.

Похожие статьи

К вопросу о соотношении функций уголовного преследования...

государственный обвинитель, РФ, уголовное преследование, обвинение, прекращение уголовного дела, отказ, основание, уголовное судопроизводство

уголовный процесс, прокурор, уголовное судопроизводство, суд, дело, функция прокуратуры, прекращение...

Изменение статуса прокурора в российском законодательстве...

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура, поддержка обвинения, устав.

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве

государственный обвинитель, судебное разбирательство, РФ, уголовное преследование, изменение обвинения, УК РФ, суд, обвинение, уголовное судопроизводство, прекращение прокурором.

Прокуратура России в системе уголовного судопроизводства...

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура, поддержка обвинения, устав. Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве.

История развития надзора прокуратуры за законностью...

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное расследование, дело, дознание, обвинительное заключение.

Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура, поддержка обвинения, устав.

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Под существенным нарушением уголовно-процессуального закона следует понимать нарушение, выражающееся в отступлении государственных органов и

Согласно, ст.21 УПК уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и...

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела... Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о соотношении функций уголовного преследования...

государственный обвинитель, РФ, уголовное преследование, обвинение, прекращение уголовного дела, отказ, основание, уголовное судопроизводство

уголовный процесс, прокурор, уголовное судопроизводство, суд, дело, функция прокуратуры, прекращение...

Изменение статуса прокурора в российском законодательстве...

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура, поддержка обвинения, устав.

Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве

государственный обвинитель, судебное разбирательство, РФ, уголовное преследование, изменение обвинения, УК РФ, суд, обвинение, уголовное судопроизводство, прекращение прокурором.

Прокуратура России в системе уголовного судопроизводства...

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура, поддержка обвинения, устав. Функции прокуратуры в советском уголовном судопроизводстве.

История развития надзора прокуратуры за законностью...

РСФСР, РФ, предварительное следствие, орган дознания, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное расследование, дело, дознание, обвинительное заключение.

Роль прокурора в уголовном судопроизводстве РФ

уголовное преследование, прокурорский надзор, суд, прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, дело, прокуратура, поддержка обвинения, устав.

Существенные нарушения уголовно-процессуального кодекса

Под существенным нарушением уголовно-процессуального закона следует понимать нарушение, выражающееся в отступлении государственных органов и

Согласно, ст.21 УПК уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и...

Рассмотрение жалоб на действия и решения органов...

уголовное преследование, возбуждение уголовного дела, уголовное судопроизводство, следственный орган, РФ, прокурор, предварительное следствие, стадий возбуждения уголовного дела... Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания...

Правовые меры по совершенствованию прокурорского надзора за...

предварительное следствие, РФ, возбуждение уголовного дела, следственный орган, прокурор, уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, уголовное преследование, руководитель, следователь.

Задать вопрос