Право собственности физических лиц на земельные участки в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе
Авторы: Чмыхало Елена Юрьевна, Суслова Кристина Михайловна
Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 15.04.2015
Статья просмотрена: 699 раз
Библиографическое описание:
Чмыхало, Е. Ю. Право собственности физических лиц на земельные участки в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе / Е. Ю. Чмыхало, К. М. Суслова. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7915/ (дата обращения: 22.11.2024).
18 марта 2014 года Президент РФ В. В. Путин подписал договор о вхождении республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. Данные регионы станут для России перспективными не только в культурном, но и в экономическом, рекреационном плане. Для того, чтобы интегрировать Крым и Севастополь в российскую правовую систему, выделяется огромное количество средств, работу проводят квалифицированные специалисты. Однако в целях эффективного сотрудничества к работе привлекается население в лице органов государственной власти субъектов.
Один из важнейших вопросов, который интересует граждан, проживающих на территории республики Крым и города федерального значения Севастополя, — регистрация прав собственности на земельные участки граждан и юридических лиц. Каким образом доказать свои права на земельные участки, если они были приобретены на праве собственности в Украине?
Гражданин Российской Федерации обязан зарегистрировать право собственноти на свой земельный участок, поскольку он не имеет никаких юридических оснований владеть, пользоваться и распоряжаться, если предварительно не зарегистрирует в Федеральных государственных органах власти. Согласно статье 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют равные права в отношении приобретения земельных участков на праве собственности. Однако есть участки, которые запрещено оформлять в собственность. К таким могут быть отнесены, например, заповедники, а применительно к республике Крым и городу Севастополю, портовые территории.
Основным нормативным правовым актом, устанавливающим особенности правоотношений между Российской Федерации и крымчанами — Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — ФКЗ от 21 марта 2014 г.) [1, с.4]. В п. 1 ст. 12.1 Закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, для подтверждения права собственности на земельные участки гражданам необходимо использовать положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 № 38-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» [2,с.4] (далее Закон).
Отвечая на вопросы местного издательства «Крымская газета» председатель Республиканского комитета Крыма по земельным ресурсам Александр Гордецкий акцентировал внимание на том, что все документы, оформленные до вступления республики Крым и г. Севастополя в состав России (в том числе государственные акты, устанавливающие право собственности) являются действительными и не требуют подтверждения или перерегистрации в соответствии с российским законодательством. Однако если собственник желает продать, подарить или совершить иные сделки со своим земельным участком, ему необходимо будет пройти процедуру переоформления.
В соответствии со ст. 1 Закона предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации [3,с.4] (далее — ЗК РФ) с учетом особенностей, установленных вышеуказанным законом. Заявления о предоставлении земельных участков (об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления) рассматривают следующие уполномоченные органы: — Совет министров Республики Крым либо уполномоченный им орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров (в отношении участков, находящихся в государственной собственности); — уполномоченный орган местного самоуправления (в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности).
При оформлении прав на земельный участок необходимо учитывать категории граждан, которые имеет имеют преимущества. К таковым относятся ветераны Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий, подвергшиеся политическим репрессиям, инвалиды вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, проживающие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. Данные категории граждан имебт право на получение земельного участка государственной или муниципальной собственности бесплатно.
При совершении сделок с земельными участками необходимо учитывать назначение земли и вид разрешенного использования. На процедуру оформления прав данные сведения не влияют. Но они имеют значение при решении таких вопросов как возможность зарегистрировать право собственности. Не предоставляются в частную собственность земельные объекты, изъятые из оборота. К ним относятся, например, земли, на которых расположены государственные природные заповедники, здания Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты организаций Федеральной службы безопасности и другие. Кроме того, согласно земельному законодательству РФ нельзя приобрести земельные объекты, ограниченные в обороте. К ним относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, входящие в состав земель лесного фонда или занятые ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами космической инфраструктуры, а также загрязненные опасными отходами и радиоактивными веществами. При регистрации документов нужно обязательно проверить наличие обременений на приобретаемый объект, такие как сервитут, ограничения по застройке, коммуникации.
Совершение сделок таким образом будет происходить до окончания переходного периода, которые рекомендовано продлить до 2020 года. Однако на сегодняшний день существует ряд юридических проблем, которые препятствуют приобретения земельного участка на правах собственности. Права на земельные участки в Украине подлежат обязательной государственной регистрации. С 7 марта 2014 года Киев официально лишил Крым права доступа к сведениям о правообладателях недвижимости — Государственному реестру вещных прав. В связи с этим трудностью является подтверждение полномочий собственников на земельные участки. Сделать это по имеющимся у граждан документам предоставляется невозможным, поскольку они могли утратить свою юридическую силу.
Нерешенной проблемой остается признание Крыма субъектом Российской Федерации другими странами. Указом Президента РФ от 21 марта 2014 г. № 168 «Об образовании Крымского федерального округа» в РФ образован Крымский федеральный округ. Но в острой фазе международной дискуссии находится статус полуострова: Киев, страны ЕС, США не признают измененный правовой статус территории и результат проведенного референдума. Верховная рада приняла закон о присвоении полуострову статуса временно оккупированной территории, в соответствии с которым любая сделка относительно недвижимого имущества, заключенная с нарушением украинского законодательства, считается ничтожной. С присоединением Крыма к России на него распространяется российское законодательство, но противостояние двух государств приведет к тому, что к россиянам, оформившим сделку по приобретению недвижимости, могут начать применять санкции вышеперечисленные страны, вплоть до ограничения въезда в страны, не признавших референдум.
Таким образом, вопрос приобретения право собственности на земельные участки физическими лицами в Крыму и Севастополе продолжает оставаться актуальным. Нельзя выделить универсальный способ оформления документов, поскольку вовлечение данных субъектов в российскую правовую систему довольно длительный процесс, который зависит от многих факторов. Задача государства прежде всего в том, чтобы обеспечить стабильность в общественных отношениях с учетом мнения населения.
Литература:
1. Собрание законодательства РФ, 24.03.2014, N 12, ст. 1201.
2. Российская газета. 2014. 2 августа.
3. Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147. Изменения, внесенные Федеральными законами от 02.07.2013 N 148-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ и от 28.12.2013 N 446-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2014 года.