Развитие федерализма как фактор, влияющий на международную деятельность субъектов Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 13.04.2015

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Токарева А. А. Развитие федерализма как фактор, влияющий на международную деятельность субъектов Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 214-218. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7896/ (дата обращения: 22.08.2018).

В работе рассматривается вопрос о международной деятельности субъектов Российской Федерации в историческом аспекте, где прослеживается взаимосвязь развития федерализма и участия субъектов Российской Федерации в международных отношениях.

Ключевые слова: развитие федерализма; международная деятельность субъектов Российской Федерации.

 

Международная деятельность субъектов федерации во многом зависит от уровня развития федерализма в государстве. Так, если окунуться в отечественную историю до начала XX века, можно заметить тенденцию участия в международных отношениях только государства в целом, поскольку до революции 1917 года Россия развивалась как унитарное государство.

В период с 1917 года и до подписания Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 года можно лишь говорить об участии будущих советских союзных республик в международных отношениях. Так, 24 февраля 1921 года между Россией и Украиной, с одной стороны, и Польшей, с другой, было заключено Соглашение о репатриации, в котором содержалось обязательство договаривающихся сторон «немедленно по подписании настоящего Соглашения приступить к возможно скорейшей репатриации всех находящихся в пределах их территорий заложников, гражданских пленных, интернированных, военнопленных, беженцев и эмигрантов[1]». Заключались временные соглашения и торговые соглашения между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР) и Австрией, Финляндией, Норвегией, Великобританией, Турцией, например, Временное соглашение между Финляндией и РСФСР об установлении телеграфных сношений; Обмен нотами о распространении торгового соглашения между РСФСР и Великобританией от 6 марта 1921 г.; Договор о дружбе и братстве между РСФСР и Турцией, заключенный 16 марта 1921 г. А также Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР) заключали договоры с Турцией, например, Договор между УССР и Турцией о дружбе и братстве 1921 г.; Договор о дружбе: Турция — ЗСФСР, РСФСР. [2]

Однако и с образованием Союза Советских Социалистических Республик союзным республикам не сразу было предоставлено право иметь непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. В связи с образованием СССР советские республики все внешние сношения передали в сферу компетенции Союза. Конституция СССР 1924 года международные сношения, заключение политических и иных договоров с иностранными государствами, вопросы внешней торговли относила только к ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов. Права союзных республик в области международных сношений Конституцией СССР 1924 года не закреплялись. Но все же это не помешало иметь союзным республикам отдельные сношения с иностранными государствами. Так, 18 июля 1923 г. представительство Украинской ССР в Чехословакии направило ноту министерству иностранных дел Чехословакии по поводу репатриации различных категорий граждан.

И только Конституция СССР 1936 года (статья 18-а), а впоследствии Закон СССР от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного с союзно-республиканский народный комиссариат», дополнивший положения Конституции СССР 1936 года в области непосредственных сношений союзных республик с иностранными государствами, заложили конституционные основы международной деятельности союзных республик. За союзными республиками закрепилось «право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями[3]». Но данное право не означало самостоятельности союзных республик в международной деятельности. Конституцией СССР 1936 года (в статье 14) было установлено, а впоследствии Законом СССР от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного с союзно-республиканский народный комиссариат» дополнено, что «ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: представительство СССР в международных сношениях, заключение, ратификация и денонсация договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами[3]».

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, большое внимание уделяется вопросу о статусе союзных республик, и в особенности на период начала развития конституционных основ федерализма в России. По мнению И. И. Лукашука, основная причина, побудившая СССР поставить вопрос о международной правосубъектности союзных республик, носила внешнеполитический характер[4]. И с этим нельзя не согласиться. В 1945 году на конференции в Думбартон-Оуксе разрабатывался план создания международной организации, а затем на Крымской конференции было объявлено о разрешении вопроса о порядке голосования в Совете Безопасности и о созыве Конференции в Сан-Франциско, результатом которой впоследствии стало подписание Устава Организации Объединенных Наций. В ходе подготовки проекта Устава Организации Объединенных Наций стало ясно, что абсолютному большинству контролируемых Западными державами голосов СССР сможет противопоставить лишь один голос[4]. Поэтому СССР настаивал на участии в создании международной организации союзных республик как равноправных членов будущей организации. Результатом дипломатии советской делегации стало приглашение на конференцию в Сан-Франциско двух союзных республик, наиболее пострадавших в войне: Белорусская Советская Социалистическая Республика и Украинская Советская Социалистическая Республика.

Конституция СССР 1977 года (в статье 70) провозгласила Союз Советских Социалистических Республик как «единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик[5]». А союзную республику Конституция СССР 1977 года (в статье 76) определила как «суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик[5]». В статье 80 Конституции СССР 1977 года за союзными республиками были закреплены следующие права: во-первых, право вступать в отношения с иностранными государствами; во-вторых, право заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями; в-третьих, право участвовать в деятельности международных организаций.

Таким образом, в 1977 году субъекты федерации были наделены правами, присущими только суверенным государствам. Это дало юридическую возможность союзным республикам участвовать в международных отношениях.

Начиная с 1977 года, союзные республики стали проявлять большую активность в развитии и укреплении связей с иностранными государствами. На практике международная деятельность союзных республик проявлялась в заключении двусторонних договоров, в той или иной форме констатирующих право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения и заключать международные договоры как с подобными себе образованиями в других государствах, так и непосредственно с зарубежными федеративными государствами. Ярким примером является Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Канады от 20 ноября 1989 года о сотрудничестве между союзными республиками Союза ССР и провинциями Канады[6]. Данное Соглашение направлено на достижение договоренности между союзными республиками Союза ССР и провинциями Канады о сотрудничестве по вопросам, подпадающим под их юрисдикцию, как акта выражения их намерения прилагать все усилия для выполнения изложенных в них обязательств. В качестве примера развития международных отношений субъектов федерации с зарубежными странами можно также назвать Договор об установлении дружественных связей между Мурманской областью и областью Финнмарк (Норвегия) от 16 сентября 1988 года. Названный Договор был направлен на способствование укрепления сотрудничества между Мурманской областью (СССР) и областью Финнмарк (Норвегия), что должно было выражаться, согласно Договору, в обмене официальными делегациями, группами специалистов, спортсменов, молодежи, художественными коллективами и выставками, а также в регулярном обмене информацией о жизни областей[7]. В этом же году было заключено Соглашение об установлении дружественных связей между Мурманской областью и областью Норрботтен (Швеция), которое способствовало осуществлению дружественных связей, экономического (туризм, совместные предприятия, семинары, ярмарки), торгового (обмен товарами, услугами, совместные предприятия кооперативов) и культурного сотрудничества[8] между Мурманской областью (СССР) и областью Норрботтен (Швецией).

После распада СССР наступил новый этап как в развитии конституционных основ российского федерализма, так и в международной деятельности субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации (в п. «о« ч. 1 статьи 72) координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации отнесла к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[9].

Субъекты Российской Федерации стали проявлять еще большую активность в развитии и укреплении связей со странами ближнего и дальнего зарубежья в самых различных сферах жизни. Так, в 1991 году был подписан Протокол договоренности о сотрудничестве между федеральной землей Гессен (Федеративная Республика Германия) и Ярославской областью (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Также 26–27 мая 1993 года было заключено Коммюнике по итогам визита посла Великобритании в России Сэра Брайана Фола, Леди Фол и сопровождающих лиц в г. Ярославль, в 1996 году — Соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности Республики Беларусь и Администрацией Ярославской области Российской Федерации. Вплоть до настоящего времени Ярославская область сотрудничает с Эстонией, Литовской Республикой, Украиной, Республикой Польша, Китайской Народной Республикой (например, Протокол о сотрудничестве в области туризма между Правительством Ярославской области и Народным Правительством провинции Цзянси (КНР) от 16.11.2012). Продолжает сотрудничество с Федеративной Республикой Германия (например, Декларация от 04.10.2013 о совместной работе между округом Вальдек-Франкенберг (земли Гессен) и Переславским муниципальным районом), а также с Францией — Соглашение о сотрудничестве и осуществлении обменов в рамках культурного и экономического обмена между г. Рыбинском и г. Эссоном от 11.12.2007, Соглашение между Посольством Французской Республики в Российской Федерации и Администрацией городского округа город Рыбинск для содействия развитию культурных связей от 01.12.2012[10].

В области здравоохранения в 1992 году было заключено Соглашение между Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Департаментом здравоохранения Министерства благосостояния Латвийской Республики. В 2012 году подписано Соглашение между Республикой Саха (Якутия) Российской Федерации и Гомельской областью Республики Беларусь о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социальной и культурной сферах.

В области охраны окружающей среды в качестве примера можно привести Меморандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и освоения острова Большой Уссурийский между Правительством Хабаровского края РФ и Народным Правительством провинции Хэйлунцзян КНР (от 11 сентября 2009 года).

Развитие межрегионального сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одним из важнейших направлений международной деятельности Республики Бурятия. Наиболее тесные связи среди регионов КНР Республика Бурятия поддерживает с Автономным Районом Внутренняя Монголия. Основой сотрудничества между Республикой Бурятия и Автономным Районом Внутренняя Монголия является Соглашение между Правительством Республики Бурятия Российской Федерации и Правительством Автономного Района Внутренняя Монголия КНР о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 23 декабря 2003 года. А 23 сентября 2013 г. в Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия была проведена презентация инвестиционных возможностей республики в сфере минерально-сырьевого комплекса для делегации бизнесменов провинции Аньхой КНР[11]. Инвестиционную и инновационную деятельность осуществляет также и Республика Карелия в лице Министерства экономического развития Республики Карелия, которое также осуществляет функции в сфере внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества[12].

Саратовская область, реализуя свое право на участие в международных отношениях, имеет соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Республикой Беларусь, Федеративной Республикой Германия, Республикой Польша и другими зарубежными государствами, принимает участие в международных мероприятиях, участвует в деятельности международных организаций. Представители органов государственной власти Саратовской области ведут с переговоры с иностранными партнерами, проводят визиты за рубеж и соответственно принимают иностранные делегации. В иностранных государствах открываются и ведут свою деятельность представительства Саратовской области, а на территории Саратовской области соответственно иностранные представительства. В Саратовской области также распространена практика установления побратимских и партнерских связей с городами иностранных государств.[13]

Разнообразные соглашения с партнерами в ближнем и дальнем зарубежье имеют такие субъекты Российской Федерации, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. Например, Генеральное соглашение между Республикой Молдова и Санкт-Петербургом о торгово-экономическом, социально-культурном и правовом сотрудничестве на 1994 г. (от 10 декабря 1993 года); Соглашение о партнерских связях между городами Санкт-Петербург (Российская Федерация) и Гавр (Французская Республика) (от 18 марта 1996 года); Соглашение о сотрудничестве между Администрацией города Санкт-Петербурга Российской Федерации и Городским Советом Кейптауна Южно-Африканской Республики (от 19 июня 2001года); Соглашение о дружбе и сотрудничестве между городами Квебек (Канада) и Санкт- Петербург (Россия) (от 24 июня 2002 года); Соглашение между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и правительством федеральной земли Саксония Федеративной Республики Германия о техническом сотрудничестве (от 4 июля 2006 года); Декларация о породнении между Санкт-Петербургом (Российская Федерация) и г. Венецией (Итальянская Республика) (от 18 июля 2013 года); Соглашение о дружбе и сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Народным правительством провинции Гуандун Китайской Народной Республики (от 13 январь 2014 года). [14] Московская область имеет Соглашение с Правительством Республики Македония о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 21 декабря 2010 года.

Международная деятельность субъектов Российской Федерации выражается также в рамках международных организаций, рабочих групп, комиссий, советов. Так, например, Забайкальский край является членом Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА) с момента создания организации в 1996 году. Со структурами АРАССВА взаимодействует Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. [15]

Таким образом, обобщая все изложенное относительно развития связей субъектов федерации с иностранными государствами, представляется возможным изложить следующие выводы. Во-первых, до революции 1917 года Россия развивалась как унитарное государство, поэтому в международных правоотношениях участвовало только государство в целом. Во-вторых, с образованием Союза Советских Социалистических Республик союзным республикам не сразу было предоставлено право иметь непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Конституционные основы международной деятельности союзных республик были заложены лишь с принятием Конституции СССР 1936 года, положения которой в области непосредственных сношений союзных республик с иностранными государствами впоследствии были дополнены Законом СССР от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного с союзно-республиканский народный комиссариат». Именно с этого исторического этапа развития советского государства началась непосредственная международная деятельность союзных республик. В-третьих, после распада СССР наступил новый этап как в развитии конституционных основ российского федерализма, так и в международной деятельности субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации стали проявлять еще большую активность в развитии и укреплении связей со странами ближнего и дальнего зарубежья в самых различных сферах жизни. И вплоть до настоящего времени субъекты Российской Федерации осуществляют активную международную деятельность, которая выражается в заключении соглашений о сотрудничестве как с подобными себе образованиями в других государствах, так и непосредственно с зарубежными федеративными государствами, участии в международных мероприятиях и в деятельности международных организаций, например, в ООН, ЮНЕСКО, АРАССВА, РОТОБО и других. Представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации ведут с переговоры с иностранными партнерами, проводят визиты за рубеж и соответственно принимают иностранные делегации. В иностранных государствах, например, Японии, Франции, КНР, США, Италии, Норвегии, ФРГ, странах СНГ, открываются и ведут свою деятельность представительства различных субъектов РФ, а на территории субъектов РФ соответственно иностранные представительства. В Саратовской области также распространена практика установления побратимских и партнерских связей с городами иностранных государств. В заключение можно сделать общий вывод относительно исторического аспекта участия субъектов Российской Федерации в международных правоотношениях: развитие федерализма является фактором, влияющим на развитие международной деятельности субъектов Российской Федерации.

 

Литература:

 

1.         Соглашение от 24 февраля 1921 года о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны и Польшей с другой во исполнение статьи VII договора о прелиминарных условиях мира (от 12 октября 1920 г.) // URL: http://www.alppp.ru/law/mezhdunarodnye-otnoshenija--mezhdunarodnoe-pravo/114/soglashenie-o-repatriacii-zaklyuchennoe-mezhdu-rossiej-i-ukrainoj-s-odnoj-storony-i-polshe.html (Дата обращения: 07.12.2014). С. 1.

2.         Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами: Действующие договоры, соглашения и конвенции, вступившие в силу до 1-го января 1924 года. Вып. 1 — М., 1924. — 436 c. С. 2.

3.         Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», № 283, 06.12.1936. С. 2, 3.

4.         И. И. Лукашук. Современное право международных договоров: в 2-х т. М.: Волтерс Клувер, 2004. Том 1: Заключение международных договоров. С. 132–133. С. 3.

5.         Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // «Ведомости ВС СССР», 1977, N 41, ст. 617. С. 3.

6.         Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLV. — М.: Международные отношения, 1991. С. 28–29. С. 4.

7.         Договор об установлении дружественных связей между Мурманской областью и областью Финнмарк (Норвегия) от 16 сентября 1988 года // URL: http://apparat.gov-murman.ru/ (Дата обращения: 30.11.2014). С. 4.

8.         Соглашение об установлении дружественных связей между Мурманской областью и областью Норрботтен от 15 сентября 1988 года // URL: http://apparat.gov-murman.ru/ (Дата обращения: 30.11.2014). С. 4.

9.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. С. 4.

10.     Действующие соглашения с зарубежными странами Ярославской области// Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.yarregion.ru/ (Дата обращения: 25.11.2014). С. 5.

11.     Бунаев А. Р. Сотрудничество Республики Бурятия с Китайской Народной Республикой в 2013 году // Министерство экономики Республики Бурятия. URL: http://www.economy.govrb.ru/ (Дата обращения: 26.11.2014). С. 6.

12.     Положение о Министерстве экономического развития Республики Карелия (утверждено постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № 211-П) // Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия URL: http://www.gov.karelia.ru/ (Дата обращения: 03.12.2014). С. 6.

13.     Официальный портал Правительства Саратовской области // URL: http://xn--80aag1ciek.xn--p1ai/ (Дата обращения: 15.03.2015). С. 6.

14.     Официальный портал Мэра и Правительства Москвы URL: http://www.mos.ru/ (Дата обращения: 08.12.2014) и Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/ (Дата обращения: 08.12.2014). С. 7.

15.     Международное сотрудничество Забайкальского края // Официальный сайт Министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. URL: http://xn--b1allbezbi1h.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/international_cooperation.html (Дата обращения: 08.12.2014). С. 7.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, республика, СССР, государство, Конституция СССР, международная деятельность субъектов, Саратовская область, соглашение, Бурятия, Китайская Народная Республика.

Ключевые слова

развитие федерализма; международная деятельность субъектов Российской Федерации.

Похожие статьи

Асимметрия российского федерализма...

2) обозначение в Конституции Российской Федерации Основных Законов республик как Конституций в противоположность Уставам других субъектов РФ.

Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы...

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был первым социалистическим государством в мире, которое объявило о создании новых дипломатических отношений с Китаем. В тоже время, Китай находился в периоде социалистической революции, китайские...

Кыргызстан в мировом сообществе | Статья в журнале...

Территория Кыргызской Республики является целостной и неделимой, на ней действуют только Конституция Кыргызской Республики

Россия, Кыргызстан, Российская Федерация, Киргизская Республика, связь, отношение, международная арена, Кыргызская Республика...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия своего

Муниципальные интересы в деятельности Совета Федерации учитываются в силу того, что, если конституция или устав субъекта РФ...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия.

Узбекистан, Китай, Китайская Народная Республика, Самарканд...

...Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация...

Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской...

В «Общей декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации о международном порядке 21 века» 2005 года обе страны объявили свои общие идеи и обратились к международному сообщество объединить общие усилия для формирования...

Россия и европейские международные организации: проблемы...

Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный

Данная организация была создана по инициативе СССР и социалистических государств Европы, как постоянно действующий...

Показатели конкуренции. Международная торговля Российской...

После распада Российской Империи возникло новое государствоСоюз Советских Социалистических республик (СССР). За основу экономического развития страны была взята плановая система ведения хозяйства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Асимметрия российского федерализма...

2) обозначение в Конституции Российской Федерации Основных Законов республик как Конституций в противоположность Уставам других субъектов РФ.

Развитие китайско-российских отношений в рамках инициативы...

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был первым социалистическим государством в мире, которое объявило о создании новых дипломатических отношений с Китаем. В тоже время, Китай находился в периоде социалистической революции, китайские...

Кыргызстан в мировом сообществе | Статья в журнале...

Территория Кыргызской Республики является целостной и неделимой, на ней действуют только Конституция Кыргызской Республики

Россия, Кыргызстан, Российская Федерация, Киргизская Республика, связь, отношение, международная арена, Кыргызская Республика...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия своего

Муниципальные интересы в деятельности Совета Федерации учитываются в силу того, что, если конституция или устав субъекта РФ...

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия...

Ключевые слова: исполнительная власть, правительство, парламент, президент, Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Федеративная Республика Германия.

Узбекистан, Китай, Китайская Народная Республика, Самарканд...

...Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация...

Отношения между Россией и Китаем в структуре Шанхайской...

В «Общей декларации Китайской Народной Республики и Российской Федерации о международном порядке 21 века» 2005 года обе страны объявили свои общие идеи и обратились к международному сообщество объединить общие усилия для формирования...

Россия и европейские международные организации: проблемы...

Правовым основанием заключения международных договоров являются положения Конституции Российской Федерации и Федеральный

Данная организация была создана по инициативе СССР и социалистических государств Европы, как постоянно действующий...

Показатели конкуренции. Международная торговля Российской...

После распада Российской Империи возникло новое государствоСоюз Советских Социалистических республик (СССР). За основу экономического развития страны была взята плановая система ведения хозяйства.

Задать вопрос