О причинах административных правонарушений несовершеннолетних и способах их минимизации | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Алимова Э. А., Манжукова О. А. О причинах административных правонарушений несовершеннолетних и способах их минимизации [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 35-38. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7214/ (дата обращения: 23.10.2018).

В статье рассматриваются причины совершения административных правонарушений несовершеннолетними.

Ключевые слова: административное правонарушение, несовершеннолетние.

 

Воспитание будущего поколения, его духовно-нравственное и идеологическое развитие является одной из важнейших задач государства. Подростковая преступность — это одна из самых существенных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения подростков, значительных успехов добиться не удается. Статистика последних лет фиксирует большое количество правонарушений среди несовершеннолетних [6, с. 12].

Вместе с тем, несовершеннолетние — это не только объект воспитания, они являются также самостоятельными и весьма активными субъектами социальной деятельности. Поэтому крайне важно, чтобы уже с детства они научились осознавать себя полноправными гражданами, уяснили свою взаимосвязь с другими членами общества, прониклись чувством ответственности за свои поступки. От этого зависит не только сегодняшнее поведение несовершеннолетних, но и в значительной степени и общее состояние законности государства. Актуальность исследования причин совершения административных правонарушений несовершеннолетними подтверждается еще и тем, что их противоправные деяния создают реальную угрозу национальной безопасности государства.

Противоправное поведение — это поведение (социальное явление), не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям [6, с. 37–38].

Подростковые годы характеризуются интенсивным физическим развитием человека, большими психологическими сдвигами, для них характерен ряд кризисных состояний, глубокие качественные изменения в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений. Это возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено, что отражается на характере совершаемых действий и поступков. Именно в это время происходит социальное развитие: начинают формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений. Неблагополучное окружение подростка способствует искажению ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественные действия [4, с. 20–21].

В результате многочисленного проведения реформ в различных сферах государственной деятельности, с учетом существующего несовершенства правовой базы происходит кризис в семейных правоотношениях со всеми отрицательными социальными последствиями, такими, как социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей. В России ежегодно правонарушения совершают до 40 % от всего несовершеннолетнего населения. Существует повторность их совершения, а некоторые не выявляются [4, с.21].

Система профилактики, конечно, дает свои результаты и зачастую в статистике можно встретить снижение числа правонарушений несовершеннолетних. Однако, эта стабилизация может быть обманчива, поскольку обусловливается тем, что в результате демографического кризиса число несовершеннолетних уменьшилось.

Противоправное поведение подростка, характеризующееся вначале асоциальными действиями, нарушающими нормы морали и нравственности, а затем приводящими к совершению уголовно наказуемых деяний. В связи с этим своевременные мероприятия воспитательного воздействия, применение мер административного принуждения, могут остановить процесс десоциализации личности и воспрепятствовать перерастанию административных правонарушений в уголовные.

Подобные мнения неоднократно высказывались различными авторами. Так, например, О. Е. Шишкина, считает, что «административное право обладает потенциалом воздействия предупредительного характера, в том числе не требующего особой процессуальной формы, позволяющим предупреждать не только административные правонарушения, но и преступления» [10, с. 34].

Следует отметить, что анализ взаимосвязи административных правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, позволяет сделать объективный вывод о том, что подобные деяния, несмотря на различную степень их общественной опасности, являются звеньями одной цепи — аномально протекающего процесса социализации личности — десоциализации, причины которого одинаковы. Например, представители организованной преступности вовлекают нравственно не сформировавшихся подростков в противоправную деятельность (совершение правонарушений или преступлений) [6, с.8].

Исследование литературы по проблеме противоправного поведения несовершеннолетних, позволяет выделить причины и условия совершения правонарушения. К основным факторам можно отнести, социально-экономические, организационно-управленческие, правовые, политические, воспитательные и идеологические причины и условия.

Нельзя не согласится с Простяковым В. В., который отмечает следующие причины совершения правонарушения несовершеннолетними: [7, с. 24].

-        Психические отклонения, т. е. пограничные состояния, не исключающих вменяемости, и, следовательно, ответственности (неврозы, умеренная дебильность, психопатия, алкоголизм, сексуальные расстройства). Много проблем возникает с подростками, имеющими чрезмерную возбудимость, тревожность, демонстративность. Они не тяжелые или стойкие заболевания, а в большинстве случаев приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. И эту проблему разрешить практически невозможно.

-        Отрицательное влияние семьи. Семью — это фактор, определяющий психофизиологическую полноценность подростка. Неблагополучная семья оказывает разлагающее воздействие и препятствует нормальному развитию. Озлобленность, недоверие к людям, пренебрежение к нормам поведения, равнодушие — далеко не полный перечень внутренних установок подростка, пережившего размолвку (развод) родителей или живущего в условиях пьянства (разврата, конфликтов, безразличия), что приводит к криминалу.

-        Дефекты воспитания. Школа, как и дошкольное заведение, начинается для ребенка с учителя (воспитателя) и потому самые современные программы, учебники, технические средства не могут компенсировать черствость, нетактичность, психологическую неподготовленность педагога. Отсутствует координация между школой и семьей приводит к отрицательному влиянию на ребенка.

-        — Способы проведения досуга. Объем свободного времени у подростков достаточно велик, однако бесконтрольность его использования порождают часто примитивные формы досуговой деятельности.

-        Наличие судимости у родителей или близких родственников — оказывает влияние на формирование личности несовершеннолетних.

-        Не эффективность деятельности органов, на которые возложена борьба с противоправным поведением несовершеннолетних [4, с. 24].

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий перечень причин совершения правонарушений несовершеннолетними. Помимо очевидных причин, существуют и условия, которые способствуют их совершению: [8, с. 31].

-        у несовершеннолетних правонарушителей нередко доминирует искаженное представление о товариществе, смелости, чести и достоинстве;

-        небольшой социальный опыт, уровень, степень социализации;

-        законы и правила общества не усвоены в такой степени, чтобы они стали для него осознанной нормой поведения;

-        недостаточный уровень развития воли, самоконтроля, самооценки, критичности, отсутствует привычка обдумывать действия и последствия.

Следует отметить, что поведение несовершеннолетних, нарушающее нормы морали, нравственности, обычаи, традиции не является основанием для применения к ним мер административного принуждения. Противоправное поведение как основание для применения мер административного принуждения выражается в противоправном уголовно или административно наказуемом девиантном поведении (действии, бездействии), совершенном несовершеннолетним, достигшим возраста административной ответственности.

Административные правонарушения несовершеннолетних чаще всего являются переходным этапом от асоциальных поступков к уголовно наказуемым деяниям, а применения мер административного принуждения может предупредить уголовные преступления. Вместе с тем, что наличие причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений подростком, не означает неизбежности совершения ими преступлений. Указанные причины и условия подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение приобретает профилактика правонарушений.

Профилактические меры предполагают реализацию социально-экономических, организационно-управленческих, социально-правовых, психолого-педагогических мер по оздоровлению условий воспитания детей и подростков. Они должны быть направлены на повышение эффективности действующего законодательства, ужесточения ответственности родителей, а также лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних, но не исполняющих свои обязанности. Деликтность несовершеннолетних свидетельствует о том, что существуют проблемы в нормативно-правовом регулировании, в профилактической деятельности, в работе государственных органов. Необходимо совершенствовать законодательство, повышать эффективность деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних [9, с. 27–28].

Успех может быть обеспечен только при комплексной организации всего дела воспитания. Трудовое воспитание молодежи, ее идейно — нравственная и гражданская закалка приобретают первостепенное значение. Это актуальный государственный вопрос, и успешно решить его можно путем объединения усилий учебных заведений, трудовых коллективов и семьи при активном участии правоохранительных органов. Молодежь должна быть подготовлена к жизни, ознакомлена с правовыми вопросами, способна принимать участие в обеспечении законности. Только при этих условиях будет обеспечено выполнение функций активного, деятельного приобщения подрастающего поколения к построению правового государства. Именно такой комплексный подход позволит минимизировать количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

 

Литература:

 

1.    Конституция России (с уч. изм. от 7 февраля 2014 г.) // Российская газета № 6299 от 7 февраля 2014.

2.    Федеральный закон от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» //Российская газета № 6543 от 31 августа 2004.

3.    Постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 № 397 «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета № 71 от 10 апреля 1997.

4.         Будякова Т. П. Несовершеннолетний преступник как особая жертва // Вопросы ювенальной юстиции № 4. 2011. С. 6.

5.         Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. — СПб.: Институт бизнеса и права. 2009.

6.         Минор В. А. Исследование проблем в области детерминации и превенции административной деликтности несовершеннолетних // Административное право и процесс. № 8. 2011. С. 8.

7.         Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. № 1. 2011. С. 24.

8.         Ростовская Т. К., Ростовская И. В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. № 3. 2010.

9.         Черёмухина Ю. А. Основы организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их право // Современное право № 3. 2005.

10.     Шишкина О. Е. Административное принуждение в системе государственного принуждения: актуальные теоретические и практические проблемы // Правоведение. № 4. 2008. С. 102.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): административное принуждение, противоправное поведение, правонарушение, мера, норма морали, действие, преступление, причина совершения, воспитание, совершение правонарушений.

Похожие статьи

Правонарушения молодежи и причины их совершения

административное принуждение, противоправное поведение, правонарушение, мера, норма морали, действие, преступление, причина совершения, воспитание, совершение правонарушений.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев, А. М. Прихожан, О. Н. Ведерникова и другие. Правонарушениепротивоправное деяние лица...

Причины и условия противоправного поведения...

Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних...

Понятия, признаки и виды правонарушений | Статья в журнале...

Правонарушения молодежи и причины их совершения.

Административное правонарушение содержит конкретное деяние, т. е. противоправное поведение физического или юридического лица.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними по данным...

Характеристика основных причин совершения правонарушений... несовершеннолетний правонарушитель, Отрицательное влияние, семья, Недостаток, общество, подросток, число преступлений, школа.

Противоправное поведение как необходимое условие...

Противоправное поведение может выражаться в виде противоправного действия или в виде противоправного бездействия.

Так А.В. Маркосян также справедливо признает, что «при совершении объективно противоправных действий можно говорить о применении мер...

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

Характеристика основных причин совершения правонарушений... Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

Провоцирующее поведение потерпевшего как повод совершения...

Под аморальностью следует понимать действия со стороны потерпевшего, противоречащие принципам морали, нравственности

Противоправность и аморальность поведения потерпевшего, ставшее поводом совершения преступления, в качестве смягчающего...

Понятие и виды мер административного принуждения

Основаниями к применению мер административного пресечения являются: − совершение правонарушения

...мера, административное правонарушение, административная ответственность, административное принуждение, группа мер, лицо, научное сообщество...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правонарушения молодежи и причины их совершения

административное принуждение, противоправное поведение, правонарушение, мера, норма морали, действие, преступление, причина совершения, воспитание, совершение правонарушений.

Характеристика основных причин совершения правонарушений...

В отечественной педагогике проблемой правонарушений несовершеннолетних и причинами их совершения занимались такие ученые как, В. Т. Кондрашенко, Е. В. Змановская, К. Е. Игошев, А. М. Прихожан, О. Н. Ведерникова и другие. Правонарушениепротивоправное деяние лица...

Причины и условия противоправного поведения...

Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних...

Понятия, признаки и виды правонарушений | Статья в журнале...

Правонарушения молодежи и причины их совершения.

Административное правонарушение содержит конкретное деяние, т. е. противоправное поведение физического или юридического лица.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними по данным...

Характеристика основных причин совершения правонарушений... несовершеннолетний правонарушитель, Отрицательное влияние, семья, Недостаток, общество, подросток, число преступлений, школа.

Противоправное поведение как необходимое условие...

Противоправное поведение может выражаться в виде противоправного действия или в виде противоправного бездействия.

Так А.В. Маркосян также справедливо признает, что «при совершении объективно противоправных действий можно говорить о применении мер...

Особенности подросткового возраста и их влияние на...

Характеристика основных причин совершения правонарушений... Несмотря на приведенные данные, проблема противоправного поведения подростков остается неизменно острой в условиях современного общества.

Провоцирующее поведение потерпевшего как повод совершения...

Под аморальностью следует понимать действия со стороны потерпевшего, противоречащие принципам морали, нравственности

Противоправность и аморальность поведения потерпевшего, ставшее поводом совершения преступления, в качестве смягчающего...

Понятие и виды мер административного принуждения

Основаниями к применению мер административного пресечения являются: − совершение правонарушения

...мера, административное правонарушение, административная ответственность, административное принуждение, группа мер, лицо, научное сообщество...

Задать вопрос