Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

II международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Уфа, апрель 2014)

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Абдуллоева Д. Ф. Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5471/ (дата обращения: 15.10.2018).

Согласно действующей Конституции, Республика Таджикистан демократическое, правовое государство. В соответствии с этим в ней провозглашено принципы полновластия народа, политического и идеологического плюрализма, разделение государственной власти, высшей юридической силы и прямое действие нормы Конституции, примат норм международно-правовых актов и т. д. Организация и деятельность органов государственной власти строится в соответствии с этими принципами. Особенно эти принципы пронизаны все нормы организации выборов представительных органов государственной власти, их систему и структуры, формы деятельности, их доступности и прозрачности [1, стр. 6]. Эти качественные свойства больше всего характерны для Маджлисов народных депутатов — представительных органов государственной власти, организованные и функционирующие как в общегосударственном уровне, так и на уровне областей, районов и городов. Через них обеспечивается участие граждан в управлении делами государства.

Особенностью организации местной государственной власти согласно Конституции 1994 года, законов принятие в соответствии с ним заключается в том, что местные представительные и исполнительные органы государственной власти соединены воедино. [2]

Правовой статус Председателя Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов установлен в шестой и седьмой главах Конституции республики, конституционных законах, законах и нескольких нормативно-правовых актах. Конституция, проводя связь между местными представительными органами и местными исполнительными органами государственной власти, предусматривает, что исполнительную власть на местах осуществляет представитель Президента — председатель области, города и района. Представительную и исполнительную власть соответствующих административно-территориальных единиц возглавляет Председатель [2, ст.78]. Конституционный закон «О местных органах государственной власти» развивая данную конституционную норму, устанавливает, что Председатель ГБАО, областей, г. Душанбе, городов и районов являются представителями Президента Республики Таджикистан, органом, осуществляющим исполнительную власть в административно-территориальных единицах, руководящим местными представительными органами государственной власти и местными исполнительными органами государственной власти [3, ст.1].

В связи со слиянием деятельности местных представительных и местных исполнительных органов государственной власти и их единоличным руководителем считаем необходимым остановиться на нескольких моментах. Прежде всего, следует вспомнить о причинах установления такого порядка организации местных органов государственной власти и управления соответствующей административно-территориальной единицы. С нашей точки зрения, речь идет, прежде всего, о новых методах управления административно-территориальными единицами, базирующихся на прежних методах управления. Во-вторых, становление нового государства или изменение сущности государства предусматривает введение новых основ управления государством, подразумевающих выполнение новых задач (функций) государства. В-третьих, глава государства нуждается в централизованном и единоличном управлении деятельности центральных и местных органов государственной власти. Такая организация и осуществление деятельности государственных органов способствует достижению конституционных целей государства. На определенной исторической стадии становления государства такие методы являются необходимыми, но временными и имеющими переходный характер. Наряду с этим, нельзя забывать о демократической сущности Республики Таджикистан. Эта сущность требует соблюдения демократических методов управления государства, развития гражданского общества и обеспечения участия граждан в управлении государством и обществом, демократических методов деятельности государственных структур. По истечении двух десятков лет независимости и достижения некоторых поставленных целей управления государством требует восстановления демократических начал местной власти. В условиях, когда идет перестройка местной власти, кристаллизуются ее формы, преодолеваются негодные традиции, необходим авторитетный руководитель, способный организовать повседневную управленческую деятельность [4, 383]. Считаем целесообразным, устранить зависимость местных представительных органов государственной власти от местных исполнительных органов государственной власти и пересмотра правового конституционного статуса Председателя административно-территориальной единицы. Первым шагом в этом направлении должны быть всеобщие и равные выборы Председателя гражданами соответствующих областей, городов, районов. Конституционно-правовой статус Председателя области, города, района довольно подробно урегулирован и определены основные направления и формы деятельности. Статья 20 Конституционного закона Республики Таджикистан «О местных органов государственной власти» (2004 г.) посвящена полномочиям Председателя [3], но, круг полномочий Председателя выходит за пределы установленного законом. В этой связи в завершении данной статьи установлено, что Председатель осуществляет и другие полномочия, предусмотренные настоящим конституционным законом, законами и другими нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан.

Полномочия Председателя, вытекающие из законов, условно можно разделить на следующие отрасли:

1.    Полномочия в области организации деятельности Маджлиса народных депутатов области, города, района и их структур. Председатель созывает сессию Маджлиса народных депутатов и председательствует на сессии; руководит подготовительными работами по проведению сессии Маджлиса народных депутатов; составляет повестку дня сессии; обеспечивает соблюдение Регламента Маджлиса народных депутатов; координирует деятельность постоянных комиссий Маджлиса народных депутатов; подписывает постановления, решения, протоколы и другие акты Маджлиса народных депутатов.

2.    Полномочия в области местного государственного бюджета, программ по социально-экономическому развитию, управлению коммунальным имуществом и надзор за их исполнением. Председатель представляет проект областного, городского или районного бюджета Маджлису народных депутатов, после принятия бюджета обеспечивает его исполнение, предоставляет отчет по бюджету; представляет на утверждение Маджлиса народных депутатов программы социально-экономического развития и планы социального развития местности и обеспечивает их исполнение; осуществляет управление коммунальным имуществом области, района в рамках своих полномочий; не менее одного раза в год предоставляет отчет Маджлису народных депутатов о выполнении планов и программ социально-экономического развития соответствующей территории, о состоянии хозяйства, использовании и управлении объектов коммунального хозяйства.

3.    Полномочия в сфере установления правового порядка, рассмотрения жалоб и предложений граждан. Председатель принимает необходимые меры по установлению и соблюдению правопорядка и усилению работы в борьбе с преступностью, обеспечению безопасности граждан, защиты прав и свобод граждан. В случае возникновения природных катаклизмов, эпидемий и других чрезвычайных происшествий Председатель принимает необходимые меры; согласно законодательства республики по защите здоровья населения обеспечивает санитарную и медицинскую помощь, принимает меры по улучшению санитарно-гигиенической обстановки, обеспечивает приём граждан, рассматривает жалобы и предложения граждан.

4.    Полномочия по представительству области, города и района. Председатель представляет в рамках своих полномочий область, город или район за рубежом, в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, политическими партиями, организациями и гражданами. В том числе, Конституционный закон [3] устанавливает, что приграничные местные органы государственной власти имеют право объединять свои финансовые средства с финансовыми средствами местных органов государственной власти, физических и юридических лиц приграничных регионов соседних государств согласно установленному законом порядку с целью реализации программ по межрегиональному развитию.

5.    Полномочия в области закладки фундамента регионального плана. Председатель составляет региональный план области, города, района, общего плана строительства области, города, района и представляет соответствующему Маджлису народных депутатов.

6.    Полномочия в области утверждения штата своего аппарата, назначения и освобождения от должности заместителей, назначения и освобождения от должности руководителя и работников аппарата, организации консультационного совета при Председателе, учреждения комиссий. Председатель определяет структуру и штат своего аппарата в рамках общего лимита, установленного Хукуматом (Правительством) республики; согласно общего лимита, установленного Хукуматом республики и с согласия Президента республики назначает и освобождает от должности своего первого заместителя и заместителей; назначает и освобождает от должности руководителя и работников своего аппарата; с соблюдением норм законодательства Республики Таджикистан определяет порядок организации и деятельности своего консультационного совета; с целью эффективного осуществления своей деятельности в рамках своих полномочий учреждает комиссии по рассмотрению и решению возникающих проблем, реализации нормативно-правовых актов республики, а также утверждает состав и срок действия комиссий и устанавливает их полномочия.

7.    Полномочия в области назначения и освобождения от должности руководителей предприятий и учреждений, основанных на коммунальной собственности, руководителей местных структур центральных органов исполнительной власти, учреждения и ликвидации организаций, учреждений и государственных предприятий, основанных на коммунальной собственности. Председатель назначает и освобождает от должности руководителей предприятий, организаций и учреждений, основанных на коммунальной собственности областей, городов и районов; с письменного согласия руководителей центральных органов исполнительной власти назначает и освобождает от должности руководителей местных структур центральных органов исполнительной власти в областях, городах и районах, которые финансируются из соответствующих местных бюджетов и представляет для утверждения соответствующему Маджлису народных депутатов; выдаёт письменное согласие для назначения и освобождения от должности руководителей местных структур центральных органов исполнительной власти в областях, городах и районах и других государственных организаций, расположенных в данной местности, финансируемых из республиканского бюджета и после назначения и освобождения от должности представляет для утверждения соответствующему Маджлису народных депутатов. Данная норма не действует по отношению к руководителям землестроительных органов и органов, для которых нормативные акты республики предусматривают иной порядок; согласно порядку, предусмотренному нормативно-правовыми актами Республики Таджикистан учреждает и ликвидирует организации, учреждения и государственные предприятия, основанные на соответствующей коммунальной собственности.

8.    Полномочия в области решения вопросов по земельным проблемам, контролю природопользования. Председатель решает вопросы, связанные с землей согласно нормативно-правовых актов республики; контролирует использование природных ресурсов, обеспечивает строительство и реконструкцию объектов защиты окружающей среды и природы.

9.    Полномочия в области представления предложений по деятельности местных структур центральных органов исполнительной власти, по представлению соответствующему Маджлису народных депутатов об аннулировании актов, принятых ими, обеспечение исполнения Конституции, законов и актов соответствующих органов. Председатель представляет на обсуждение руководителей центральных органов исполнительной власти предложения о деятельности их местных структур в областях, городах и районах в случае неисполнения требований законов, нормативно-правовых актов республики и актов Председателя области, города и района. В том случае, если местные органы центральной исполнительной власти не устраняют недостатки, Председатель направляет своё заключение Президенту республики или Хукумату (правительству) республики; представляет Маджлису народных депутатов области, города и района представление об аннулировании их актов, не соответствующих Конституции и законам республики; обеспечивает исполнение Конституции, законов, совместных и отдельных решений палат Маджлиси Оли Республики Таджикистан, актов Президента и Хукумата Республики Таджикистан, постановлений центральных органов исполнительной власти, Маджлиса народных депутатов области, города и района.

10.Полномочия в области представления на государственные награды. Председатель согласно порядку, предусмотренному Хукуматом республики, направляет представление о присуждении государственных наград Республики Таджикистан.

Председатель Горно — Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, дополнительно к указанным полномочиям, согласно закону имеют следующие полномочия: руководит деятельностью Председателей городов и районов, находящихся в их подчинении; имеют право аннулировать акты, принятые Председателем города или района, противоречащие Конституции и законам Республики Таджикистан; имеют право возложить некоторые свои полномочия на председателя города или района.

Одним из направлений деятельности Председателя города и района являются полномочия по руководству Джамоатов[1] поселков и сел. Согласно закону Республики Таджикистан «О самоуправлении поселков и сел» (1994 г.) [5] Джамоат созывает его Председатель с рекомендации Председателя города и района. Также Председатель города и района имеет право созывать Джамоат, а также устанавливать представительную норму и порядок представления депутатов Джамоата. Председателя Джамоата выбирают с представления Председателя соответствующего города, района, количественный состав заместителей Джамоата устанавливается Председателем города, района. Председатель города, района в предусмотренных законом случаях имеет право поставить вопрос о досрочных выборах председателя, его заместителей и секретаря Джамоата. Количество работников аппарата Джамоата также устанавливается Председателем города, района [6, стр. 351].

Председатель области, города, района имеет право учреждать и изменять свой аппарат. Устав аппарата, его структура и штатное расписание утверждается Хукуматом республики в рамках общего лимита. Следует отметить, что аппарат Председателя области, города, района является вспомогательной структурой, обеспечивающей деятельность Председателя. Но правовой и реальный статус аппарата Председателя отличается от бывших исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов. Аппарат Председателя как вспомогательный орган занимается непосредственно осуществлением его деятельности и не занимает самостоятельного места вне системы местных исполнительных органов государственной власти. Тогда как прежние исполнительные комитеты согласно конституции и законам того времени занимали самостоятельное место в системе исполнительных органов государственной власти и обладали широкими полномочиями.

С целью усиления финансовых источников председателя области, города и района предусмотрен его накопительный фонд. Местные Маджлисы народных депутатов области, города и района могут в рамках утвержденного бюджета использовать ресурсный фонд Председателя в пределах 0,5 % и внести в его общий расход. Председатель управляет фондом и предоставляет отчет о его расходах Маджлису народных депутатов. Использование средств ресурсного фонда Председателя осуществляется согласно порядку, предусмотренному Хукуматом Республики Таджикистан.

Таким образом, роль Председателя области, города и района весьма важна во всех областях местной жизни и формирует политическую, правовую, экономическую основу для эффективного осуществления его деятельности.

Литература:

1.         Имомов А. Роль Конституции в создании национального государства таджиков. (на тадж. яз.). — Душанбе: «Офсет Империя», 2011 г., 358 с.

2.         Конституция Республики Таджикистан, принятый от 6 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1999 и 2003 гг.). Душанбе. Изд.: «Паёми Сомониён», 2003 г.

3.         Конституционный закон Республики Таджикистан «О местных органов государственной власти», принятый от 17 май 2004 г., № 28. — Душанбе: «Шарки озод», 2004 г.

4.         Васильев В. И. Муниципальное право России. Учебник, 2-ое изд., перераб. и доп., — Москва: «Юстицинформ», 2012 г., 680 с.

5.         Закон Республики Таджикистан «Об органах самоуправления поселков и сел» от 5 августа 2009 г., Душанбе, № 549.

6.         Имомов А. Органы государственной власти в Республике Таджикистан. (на тадж. яз). — Душанбе: «Матбуот», 2007 г., 448 с.



[1] Джамоат – орган  самоуправления в Республике Таджикистан, статья 78 Конституции Республики Таджикистан.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, орган, район, Таджикистан, председатель, город, Председатель города, исполнительная власть, полномочие, председатель области.

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

- назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов

Основные принципы и сессионная деятельность областных...

Согласно Конституции Республики Таджикистан 1994 года с учетом изменений и дополнений, внесенных в 1999 и 2003 гг. местным представительным органом государственной власти в областях, городах и районах является Маджлис народных депутатов...

Политическая элита Таджикистана конца 80 - начала 90-х годов

- назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на... Топливно-энергетический комплекс Республики Таджикистан как...

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

В современных государствах исполнительную власть осуществляют государственные органы, на которые

В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует Вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей.

Особенности системы государственного управления Республики...

- определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан

- избрание Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей

Особенности системы государственного управления Республики...

- предоставлять исполнительной власти полномочия на выпуск займов, указывая средства их обеспечения; утверждать сделанные долги и

Ключевые слова: Республика Хорватия, Палата жупаний, Президент, Сабор, Председатель, Палата представителей, Конституция.

Проблемы независимости судебной власти и пути их решения

Кроме того председатели судов тесно связаны с исполнительной властью в вопросах выделения жилья для судей, обеспечения условий работы

Председатель (а в более крупных судах — его заместитель) обладает полномочием по распределению дел между судьями.

Особенности системы государственного управления Республики...

Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти, состоит из Премьер-министра, вице-премьеров, министров, председателей государственных комитетов.

Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального...

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, полномочие, представительный орган, решение, исполнительная власть, юридическое лицо. Взаимодействие государственной власти и...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности системы государственного управления Республики...

- назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на утверждение соответствующих Маджлисов народных депутатов

Основные принципы и сессионная деятельность областных...

Согласно Конституции Республики Таджикистан 1994 года с учетом изменений и дополнений, внесенных в 1999 и 2003 гг. местным представительным органом государственной власти в областях, городах и районах является Маджлис народных депутатов...

Политическая элита Таджикистана конца 80 - начала 90-х годов

- назначает и освобождает председателей Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов, представляет их на... Топливно-энергетический комплекс Республики Таджикистан как...

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

В современных государствах исполнительную власть осуществляют государственные органы, на которые

В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует Вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей.

Особенности системы государственного управления Республики...

- определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан

- избрание Председателя Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей

Особенности системы государственного управления Республики...

- предоставлять исполнительной власти полномочия на выпуск займов, указывая средства их обеспечения; утверждать сделанные долги и

Ключевые слова: Республика Хорватия, Палата жупаний, Президент, Сабор, Председатель, Палата представителей, Конституция.

Проблемы независимости судебной власти и пути их решения

Кроме того председатели судов тесно связаны с исполнительной властью в вопросах выделения жилья для судей, обеспечения условий работы

Председатель (а в более крупных судах — его заместитель) обладает полномочием по распределению дел между судьями.

Особенности системы государственного управления Республики...

Правительство является высшим органом исполнительной государственной власти, состоит из Премьер-министра, вице-премьеров, министров, председателей государственных комитетов.

Правовой статус контрольно-счетного органа муниципального...

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение, полномочие, представительный орган, решение, исполнительная власть, юридическое лицо. Взаимодействие государственной власти и...

Задать вопрос