Компетенция аппарата парламента (на примере Украины) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

II международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, январь 2014)

Дата публикации: 08.01.2014

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Погребняк Н. С. Компетенция аппарата парламента (на примере Украины) [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4803/ (дата обращения: 20.10.2018).

В условиях реформирования правовой государственности, интенсификации информационных и глобализационных процессов возникают проблемы осовременивания парламента как зеркального отражения общественных интересов и его вспомогательного аппарата. Ведь от своевременной и полноценной, профессиональной и безпристрастной реализации полномочий персоналом структурного подразделения легислатуры зависит её действенность.

Современная отечественная конституционная наука, к сожалению, не уделяет достаточного внимания вопросам организации и функционирования аппарата парламента. Проблема компетенции аппарата легислатуры частично исследуется в учебниках украинских и российских учёных. Кроме того, этот вопрос является предметом разведки российских теоретиков-конституционалистов на диссертационном уровне. Следует указать фамилии: А. Ю. Лялюка [1], В. В. Маклакова [2], В. А. Рыжова, А. М. Осавелюка, Б. А. Страшуна [3–4], В. И. Шевелева [5], А. Д. Доржиева [6].

Целью нашего исследования является определение содержания компетенции Аппарата Верховной Рады Украины (далее — Аппарат), определение полномочий в разрезе структурных подразделений.

В соответствии с функциями вспомогательного структурного подразделения парламента устанавливается его компетенция. «Согласно сложившейся государственно-правовой практике полномочиями, как правило, наделяются органы государственной власти, в пределах которых должны действовать их должностные лица (в том числе, руководители), что не исключает возможности предоставления последним определенных полномочий, которые, однако, должны быть направлены на реализацию функций и полномочий соответствующего органа [7]». Полномочия Аппарата Парламента Украины (в том числе по изданию распоряжений Руководителя Аппарата), являются производными от компетенции Верховной Рады Украины.

Предметы ведения Аппарата определяются сферами общественных отношений, в рамках которых действует парламент. Предметы ведения секретариатов комитетов, комиссий, депутатских групп аппарата парламента определяются в соответствии с направлениями деятельности комитетов, комиссий и депутатских групп, связанных с соответствующей сферой (наука и образование, культура и духовность, здравоохранение, экономика, строительство, транспорт и т. д.) Наряду с этим существуют секретариаты комитетов, деятельность которых невозможно определить определенной отраслью в силу функционального образования последних (по вопросам бюджета, по вопросам Регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады Украины). Нельзя определить и предметы ведения других структурных подразделений Аппарата, образованных по функциональному направлению.

В рамках указанных функций в соответствии с определенными задачами и предметами ведения Аппарат, его структурные подразделения на основании положений о них осуществляют соответствующие полномочия.

Секретариат Председателя Верховной Рады Украины способствует Председателю Верховной Рады Украины в осуществлении его полномочий и осуществляет документальное обеспечение его деятельности. Секретариат Первого заместителя и Секретариат заместителя Председателя Верховной Рады способствуют соответственно Первому заместителю и заместителю Председателя Верховной Рады в осуществлении их полномочий и обеспечении связей с депутатскими фракциями и группами, комитетами легислатуры, органами государственной власти и органами местного самоуправления, структурными подразделениями Аппарата, общественностью, иностранными и международными организациями, средствами массовой информации, избирателями.

Главное научно-экспертное управление осуществляет научно-правовую экспертизу законопроектов, которые вносятся субъектами права законодательной инициативы в парламент и готовит научно обоснованные экспертные заключения относительно этих законопроектов.

Главное юридическое управление участвует в законопроектной работе, осуществляет юридическую экспертизу законопроектов, которые подаются на рассмотрение в Верховную Раду, а также законов и других нормативных актов, принятых ею.

Главное управление документального обеспечения осуществляет документальное обеспечение легислатуры, её органов, участвует в редакционной доработке текстов проектов законодательных актов при подготовке ко второму и последующему чтениям, а также текстов законодательных актов, принятых парламентом, перед подачей их на подпись Председателю Верховной Рады, обеспечивает стенографирование заседаний Верховной Рады и заседаний Погоджувальной рады, а также других мероприятий, обеспечивает организацию документооборота и делопроизводства в Аппарате, осуществляет техническую работу с документами.

Главное организационное управление осуществляет организационное и консультативно-методическое обеспечение скоординированной и эффективной работы секретариатов комитетов, депутатских фракций и групп в Верховной Раде по вопросам разработки и обработке проектов законов, постановлений и других нормативно-правовых актов, контроль за их прохождением в комитетах; регистрирует законопроекты, внесённые на рассмотрение парламента субъектами права законодательной инициативы, осуществляет организационно-техническое обеспечение пленарных заседаний законодательного органа государственной власти.

Информационное управление осуществляет обеспечение права граждан Украины на получение информации о деятельности парламента, способствует средствам массовой информации в освещении его деятельности, участвует в информационном обмене с другими органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляет информационное и библиотечное обеспечение деятельности народных депутатов Украины, их помощников-консультантов и работников Аппарата.

Управление компьютеризированных систем внедряет новейшие информационно-коммуникационные технологии для обеспечения деятельности легислатуры и её аппарата, осуществляет информационное, программно-техническое обеспечение ведения пленарных заседаний, обеспечивает формирование и развитие баз данных нормативно-правовой информации, осуществляет администрирование автоматизированных систем и информационно-технологическое обеспечение деятельности парламента; технологическое обеспечение работы его официального сайта, веб-сайтов Председателя, комитетов Верховной Рады и структурных подразделений Аппарата.

Управление по связям с местными органами власти и органами местного самоуправления участвует в осуществлении непосредственной связи Верховной Рады с территориальными общинами, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, ведёт учёт данных про их количество и состав, оказывает им методическую помощь, сотрудничает с ассоциациями местных советов и территориальными избирательными комиссиями.

Управление обеспечения межпарламентских связей осуществляет организационное и информационное содействие международной деятельности Верховной Рады, участвует в разработке и обеспечении выполнения программ сотрудничества парламента с законодательными органами зарубежных стран, межпарламентскими структурами, организациями и объединениями, готовит проекты предложений по разработке принципов, приоритетных направлений, конкретных организационных мероприятий, касающихся международной деятельности Верховной Рады, готовит визиты парламентских делегаций, командировок отдельных народных депутатов Украины и работников Аппарата, обеспечивает соблюдение дипломатического протокола при проведении мероприятий Верховной Рады с участием иностранных работников.

Управление кадров организует и осуществляет: кадровое обслуживание народных депутатов Украины, их помощников-консультантов, прикреплённых для кадрового и финансового обслуживания к Аппарату, работников Аппарата и руководителей подчинённых организаций, а также их поощрение и награждение, меры по обеспечению повышения уровня профессиональной компетентности работников, поощрению их к служебной карьере; подбор персонала и планирование его развития, осуществляет организационную и аналитическую работу по этим вопросам.

Отдел связей с органами правосудия готовит материалы и обеспечивает представительство Верховной Рады по её поручению в Конституционном Суде Украины и в органах прокуратуры, в других судебных органах.

Отдел контроля осуществляет контроль за соблюдением сроков выполнения задач, определенных в актах Верховной Рады, протокольных поручениях, которые даются на её заседаниях, соблюдением сроков рассмотрения запросов народных депутатов Украины, готовит постановления парламента о направлении депутатских запросов главе государства.

Отдел по вопросам обращений граждан рассматривает полученные по почте предложения, заявления и жалобы граждан, которые обращаются в Верховную Раду; организует личный приём граждан, способствует народным депутатам Украины в осуществлении ими работы с обращениями граждан, оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям Аппарата в работе с обращениями граждан.

Первый отдел: обеспечивает сохранение государственной тайны в Аппарате, благоприятные условия для народных депутатов Украины, работников Аппарата в работе с секретными документами и использовании их в законотворческом процессе; оформляет документы на допуск народных депутатов Украины и работников Аппарата к документам, содержащим государственную тайну.

Сектор мобилизационной работы разрабатывает идеологические, методические, организационные рекомендации для работников Аппарата на случай объявления чрезвычайного положения в стране, объявления войны и т. д.

Управление делами осуществляет финансово-хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховной Рады и ее Аппарата, обеспечивает социально-бытовые, жилищные и другие условия деятельности народных депутатов Украины и работников Аппарата в соответствии с действующим законодательством Украины, осуществляет финансовое обеспечение структурных подразделений Аппарата в соответствии с расходами, предусмотренными Государственным бюджетом Украины на выполнение полномочий парламента, осуществляет оперативное управление имуществом, которое обеспечивает деятельность коллегиального органа.

Таким образом, компетенция Аппарата представляет собой совокупность предметов ведения и полномочий вспомогательного структурного подразделения, путем нормативного установления которых фиксируется объем и содержание его деятельности. Перспективой последующих исследований может быть разработка моделей структурирования Аппарата с целью решения проблемы дублирования правообязанностей отдельными самостоятельными структурными подразделениями, предложения по усовершенствованию методов законотворческой техники и мониторинга законодательства, определения роли Аппарата в законотворческом процессе и в обеспечении взаимосвязей парламентариев с органами легислатуры, гражданами, зарубежными представителями законодательных органов.

Литература:

1.                  Лялюк О. Ю. Структура, функції та організація роботи апарату Верховної Ради України / О. Ю. Лялюк / Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: підручник / І. І. Бодрова, С. В. Болдирєв, В. О. Величко [та ін.]; за ред. С. Г. Серьогіної. — 2-ге вид., переробл. і допов. / Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Національний університет «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого». — Х.: Право, 2011. — С. 125–129.

2.                  Вспомогательный апарат парламента / Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: [учеб. для студентов юрид. вузов и фак.] / В. В. Маклаков. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 695–696. — (Серия «Библиотека студента»).

3.                  Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4-х томах. Тома 1–2. Часть Общая: учебник; отв. ред. Б. А. Страшун. — 3-е изд., обновл. и дораб. — М.: Изд-во БЕК, 2000. — 784 с.

4.                  Осавелюк А. М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства: автореф. дис. … доктора юрид. наук: 12.00.02 / Осавелюк Алексей Михайлович; Российский государственный финансово-экономический университет. — М.: [б. в.], 2006. — 45 с.

5.                  Шевелев В. И. Аппарат Государственной Думы — представительного и законодательного органа Российской Федерации: Теоретические, историко-правовые и политико-правовые аспекты организации и деятельности: дис.... канд. юрид. наук: 23.00.02 / Шевелев Владимир Ильич; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Москва, 2003. — 209 с.

6.                  Доржиев А. Д. Правовое положение аппарата Народного Хурала Республики Бурятия: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 (Конституционное право; муниципальное право) / Доржиев Алдан Джахарович / Томский государственный университет. — Томск, 2007. — 222 с.

7.                  На проект Закону України «Про нормативно-правові акти» (реєстр. № 7409 від 01.12.2010 р.) [Электронный ресурс]: Висновок Головного науково-експертного управління Апарату Верховної Ради України від 09.02.2011 р. — Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=39123. — С. 6.

Основные термины (генерируются автоматически): народный депутат Украины, работник Аппарата, структурное подразделение Аппарата, Украина, Рада, местное самоуправление, государственная власть, Верховная Рада, обращение граждан, орган.

Похожие статьи

Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть. Система управления муниципальной собственностью в РФ.

Технологии избирательной инженерии в парламентских выборах...

Законом «Про выборы народных депутатов Украины» от 17 ноября 2011 г. (был принят менее, чем за один год до дня проведения выборов — 31

6. Шугрина Е.С. Местное самоуправление и пропорциональная избирательная система: добрососедство или противостояние?

Некоторые вопросы усовершенствования нормотворческой...

Ключевые слова: центральные органы исполнительной власти Украины, нормативно-правовые акты, нормотворческая деятельность, законность.

По состоянию на январь 2013 года в базе Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» зарегистрировано более более 184...

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

местное самоуправление, Казахстан, орган, местное государственное управление, Европейская Хартия, гражданское общество, государственная власть, местное

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной.

Особенности трудовой деятельности работников органов...

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть. Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм

А также, предоставление органам самоуправления граждан таких полномочий и прав, как непосредственное участие в выдвижении инициативными группами кандидатов в депутаты...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике... обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

К примеру, именно такой целью задалось общественное движение «За Украинскую Поместную Православную Церковь», одним из лидеров которого является родной брат Президента Украины[9], депутат Верховной Рады, Петр Ющенко[10].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть. Система управления муниципальной собственностью в РФ.

Технологии избирательной инженерии в парламентских выборах...

Законом «Про выборы народных депутатов Украины» от 17 ноября 2011 г. (был принят менее, чем за один год до дня проведения выборов — 31

6. Шугрина Е.С. Местное самоуправление и пропорциональная избирательная система: добрососедство или противостояние?

Некоторые вопросы усовершенствования нормотворческой...

Ключевые слова: центральные органы исполнительной власти Украины, нормативно-правовые акты, нормотворческая деятельность, законность.

По состоянию на январь 2013 года в базе Верховной Рады Украины «Законодательство Украины» зарегистрировано более более 184...

Реформации в структуре местных властей в Узбекистане

местное самоуправление, Казахстан, орган, местное государственное управление, Европейская Хартия, гражданское общество, государственная власть, местное

Ключевые слова: парламент, государство, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Верховный.

Место парламента в структуре государственного аппарата

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной.

Особенности трудовой деятельности работников органов...

местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, местное значение, создание условий, Российская Федерация, орган, функция, задача, государственная власть. Профессионализация кадрового аппарата муниципальной власти.

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм

А также, предоставление органам самоуправления граждан таких полномочий и прав, как непосредственное участие в выдвижении инициативными группами кандидатов в депутаты...

обращение, гражданин, государственная власть, местное...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике... обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений.

Процессы политической манипуляции в церковной сфере

К примеру, именно такой целью задалось общественное движение «За Украинскую Поместную Православную Церковь», одним из лидеров которого является родной брат Президента Украины[9], депутат Верховной Рады, Петр Ющенко[10].

Задать вопрос