Библиографическое описание:

Степанов В. В. Особенности торгово-экономического сотрудничества Китайской Народной Республики и Республики Казахстан [Текст] // История и археология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 24-26.

Отношения Казахстана с Китайской Народно Республикой, вторым по величине соседом, занимают важное место во внешней политике Республики. Они затрагивали обширный спектр вопросов в политической, экономической, торговой, этнической, пограничной и военной областях. Китайский фактор является постоянно действующим для внешней политики РК.

В настоящее время, как и в начале 1990-х гг., на территории Казахстана, наблюдается своеобразный «китайский бум». Уровень товарооборота между странами с 1991 года вырос более чем в 11 раз. Ка­захстан среди всех стран Центральной Азии является ведущим торговым партнером Китая: объем торговли между двумя странами достиг 8,7 млрд дол­ларов [5, с. 86]. Доля Китая во внешнем товарообороте Казахстана составляет около 16%. Если учесть объ­емы челночной торговли, доля КНР может составлять 22%, это только официальная статистика, неофициальные данные приводят цифру в 30% и более[5, с. 86].

Китай отчетливо демонстрирует свой интерес к региону, активно внедряясь в экономику. Активизация торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества наблюдается не только в двустороннем формате, но и в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. Во всяком случае, именно Китай является инициатором идеи создания на пространстве, объединяющем государства ШОС, зоны свободной торговли. Он же выделил 900-миллионный торговый кредит го­сударствам — членам ШОС в 2005 г. и 10-миллиардный кредит на инфраструктурные объекты в 2008 г. [6, с.83]

Что касается торговых контактов, то именно здесь в отно­шениях доминирует КНР. И это вполне закономерно. Главные статьи казахстанского экспорта в Китай — товары сырьевой группы: прокат черных и цветных металлов, металлолом, нефть, а также кожсырье, хлопок-сырец, шерсть. Казахстан импортирует из Китая готовую продукцию, прежде всего, товары повседневного спроса, механизмы, электрооборудование, продукцию транспортного машиностроения и т.п. Причем китайский импорт в Казахстан характеризуется в большинстве случаев товаром невысокого качества, который составляет конкуренцию отечественному производителю в силу своей низкой цены и количества.

Многие китайские специалисты считают сложившуюся на сегодняшний день структуру казахстанско-китайского торгового баланса оптимальной и относят ее к одному из важных преимуществ двустороннего торгово-экономического сотрудничества. По их мнению, такая взаимодополняемость экономических структур, в основе которой лежит способность Казахстана производить первичное сырье, а Китая — его перерабатывать, в ближайшей перспективе будет сохраняться [5, с. 102].

Сегодня КНР, а точнее даже Синьцзянь-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР превращен в экспортно-импортную базу для торговли с Центральной Азией. Практически любой товар китайского производства можно приобрести или заказать в СУАР. И по мере стремительного роста китайской экономики потребность в сырьевых ресурсах Казахстана будет расти, хотя для Китая торговля с ним не играет существенной роли [1, с. 69].

Если же говорить о специфике торговых контактов КНР с Казахстаном, то она во многом аналогична специфике их внешнеэкономических связей с КНР в целом.

Во-первых, это рост объемов взаимной торговли, связанный с предостав­лением Китаем торговых кредитов. Эти кредиты носят связный характер и предназначены либо для приобретения китайских товаров, либо для реализации проектов с участием китайских компаний.

Во-вторых, торговый баланс между КНР и Казахстаном характеризуется устойчивым положительным сальдо в пользу Китая. Причем особенно это заметно после 2005 г., когда Китай начал практиковать выдачу связных торговых кредитов государствам Центральной Азии [2, с.75].

В-третьих, по общему признанию экспертов центрально-азиатских государств, за республиками Центральной Азии, и Казахстаном в частности, постепенно закрепляется роль поставщиков в КНР сырья и природных ресурсов, а за Китаем — поставщика в регион го­товой продукции. Другими словами, государства региона превращаются в сырьевую базу растущей экономики КНР и потребителя, производимых им промышленных, а в последние годы и сельскохозяйственных товаров.

В-четвертых, это деятельность китайских компаний на тер­ритории Казахстана и казахстанских в пределах КНР. Отметим такой неприятный факт — в Казахстане присутствуют практически все крупные компании КНР, а вот о присутствии на территории Китая казахстанских компаний, говорить нельзя. Их единицы — и не потому, что китайцы к себе не пускают. Особых ограничений нет. Просто, с одной стороны, вести бизнес в Китае для иностранцев довольно проблематично, а с другой получаемая прибыль не идет ни в какое сравнение с той, что можно получить, работая в государствах региона.

По-видимому, необходимо признать, что экономическое сотрудничество КНР с Казахстаном полнос­тью подчинено общим задачам развития китайской экономики. Освоение Центральной Азии идет тем темпом, который соответствует китайским возможностям, при этом Китай стремится минимизировать издержки по поддержанию своего неспешного экономического продвижения в регион [2, с. 130]. Массированный товарный экспорт решает сразу несколько проблем китайской экономики.

Первое – это расширение рынка сбыта китайских товаров. Причем, главной целью является не столько расширение географии, сколько вытеснение других производителей и достижение значимых позиций на этих рынках за счет относительно низких цен на товары китайского производства.

Второе – перетягивание на себя, за счет цены, иностранных инвестиций, перспективных производств, а вместе с ними - и носителей лучшего инженерного и управленческого опыта со всего мира. Следствием этого процесса является закрытие национальных перспективных производств, не способных конкурировать с китайскими товарами, и перетек их в Китай [4, с. 38].

Беря на себя роль промыш­ленной мастерской Китай, по сути, не оставляет Казахстану шансов на развитие сколько-нибудь значимого обрабатывающего сектора. При этом, в случае продолжающегося опережающего роста западных районов Китая, он имеет все шансы превратиться в ведущий финансово-экономический центр Центральной Азии и прилегающих, и близко географически расположенных российских регионов, иначе говоря, закрепить свое положение в качестве экономического центра.

Если судить с позиций принципов международной торговли, это является угрожающей тенденцией, потому как дальнейшая сырьевая направленность экспорта РК может привести к экономическому истощению региона. Кроме того, предстоящее вступление в ВТО, ког­да будут снижены ставки таможенных пошлин в торговле с Китаем, еще более усугубит данную проблему. Ведь китайские производители более конкурентоспособны, чем казахстанские. Факторы конкурентоспособности Китая всем известны: это и дешевая рабочая сила, и развитая технологическая база, и емкий рынок, и выход к морю.

Также можно выделить ряд отрицательных факторов осложняющих экономическое сотрудничество Казахстана и Китая.

В сфере двухсторонней торговли это:

  • нестабильность торговых контактов, вызванная значительной ролью в них неорганизованного, стихийного элемента;

  • также серьезной общей проблемой казахстанско-китайского тор­гово-экономического взаимодействия является недостаток знаний об экономических возможностях партнера, неразвитость информацион­ного обеспечения, консалтинговых услуг.

В валютно-финансовой сфере это:

  • несовершенство системы взаимных расчетов, неразвитость сети взаимных корреспондентских связей между банками.

В сфере приграничной торговли это:

  • неблагоприятная для казахстанской стороны структура пригра­ничной торговли, ее организационная слабость, недостаточное знание возможностей партнера, отсутствие надежного механизма взаиморас­четов и урегулирования экономических споров;

  • ввоз китайских дешевых товаров подрывает промышленную и сельскохозяйственную базу Казахстана;

  • проблемы приграничной торговли формируют питательную среду для криминалитета, как для казахстанского, так и для китайского.

Проблемы двусторонних экономических отношений во многом носят объективный характер. Их наличие осознается руководством двух стран и соответствующими ведомствами, которые принимают меры для их решения.

Именно поэтому, создание и развитие промышленных производств в приграничных районах является одним из направлений развития сотрудничества между странами. Как показывает мировой опыт, при эффективной реализации приграничных торговых возможностей эффект роста экономики бывает достаточно высоким [3, с. 75]. Создание совместных предприятий по переработке сырья и снабжение готовой продукцией рынков станет очень перспективным направлением в экономическом сотрудничест­ве.

Кроме того, эти мероприятия потребуют создания соответству­ющей инфраструктуры, т.е. развития транспортных и логистических услуг. Это, в свою очередь, в долгосрочном плане поможет расширить торговлю, особенно с отдаленными странами, дивер­сифицировать географическое распределение торговли и уменьшить связанные с этим издержки.

В целом, Казахстан, является главным объектом экономического интереса Китая в Центральной Азии. Масштабы присутствия КНР в РК на протяжении постсоветского периода поступательно растут и уже представляются значительными. Причем, если первоначально китайский экономический интерес затрагивал преимущественно торговую сферу, что лишь в несущественной степени сопровождалось развитием транспортно-коммуникационных связей, то сегодня стали отчетливо просматриваться более системные усилия КНР по активизации проектно-инвестиционной деятельности в РК. Стала наблюдаться все более устойчивая тенденция диверсификации китайского присутствия в Казахстане по отраслям экономики.


Литература:

  1. Сотрудничество и безопасность в Центральной Азии в условиях политических и социально-экономических трансформаций. — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2007

  2. Сыроежкин K.Л. Проблемы современного Китая и безопасность в Центральной Азии — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2006

  3. Хафизова К. Казахско-китайская граница в прошлом и сегодня//Многомерные границы Центральной Азии. Вып. 2. М., 2000. Под ред. М.Б. Олкотт и А. Малашенко

  4. Ходжаев А. О центрально-азиатской политике КНР (на основе китайских источников) // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 3 с. 38

  5. Центральная Азия — Китай: состояние и перспективы сотрудничества. — Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан, 2008

  6. Центральная Азия: внешний взгляд. Международная политика с центральноазиатской точки зрения. — Берлин: Фонд им. Ф. Эберта, 2008

Основные термины (генерируются автоматически): Центральной Азии, Республики Казахстан, политики Республики Казахстан, Казахстанский институт стратегических, институт стратегических исследований, гендерной политики Республики, области Республики Таджикистан, Хатлонской области Республики, Похожая статья, китайской экономики, экономическое сотрудничество КНР, торговых контактов КНР, особенности оросительной мелиорации, экономики КНР, Реализация гендерной политики, Республики Башкортостан, Президенте Республики Казахстан, доля КНР, крупные компании КНР, Масштабы присутствия КНР.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос