В данной статье автором рассматриваются решение социальных проблем детей, оставшихся без родителей, в первые послевоенные годы в Башкирской АССР.
Ключевые слова: БАССР, детские дома, опека, усыновление, патронат, ГорОНО, медосмотр, Наркомздрав, бюро обкома, попечительские советы, комсомольские организации.
В результате голода, разрухи и других тяжелых последствий второй мировой войны резко возросло количество беспризорных детей. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди детей и подростков – острейшие социальные проблемы того времени, которые требовали своего решения. В связи с массовым характером беспризорности в стране охрана детства стала общегосударственной задачей.
Была законодательно оформлена государственная система социально-правовой защиты несовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести одновременно и борьбу с беспризорностью и безнадзорностью и осуществлять их профилактику.
Органы Советской власти на местах направляли большие усилия на борьбу с детской беспризорностью. Предусматривались различные условия передачи детей в приемные семьи – опека или попечительство, патронат или усыновление [1,с.130]. Во всех попечительских документах, регулирующих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, признавались преимущества семейного воспитания. Традиция воспитания приемных детей в семье не умерла с внедрением государственной системы помощи сиротам. Немаловажным был и материальный фактор. Устройство ребенка в приемную семью значительно снижало или полностью освобождало государство от расходов на него [2,с.131].
Опекунами, как правило, становились родственники ребенка, которыми двигали преимущественно родственные чувства, а не материальный расчет. Пособие опекунам обычно не выплачивалось. Предполагалось, что средства на содержание ребенка давала пенсия или страховка после смерти родителей, личный заработок или стипендия, если подросток работал или учился [3,с.9].
На территории Башкирской АССР, в 1946 году на воспитании в семьях трудящихся находилось 4558 детей сирот, в том числе: на патронате – 2106 человек, усыновлено – 639, на опеке – 1839 детей. Контролем и обеспечением лучших условий жизни детей, находящихся на воспитании в семьях трудящихся, занимались 526 общественных инспектора. На каждого ребенка было заведено личное дело и соблюдены многие другие правила передачи детей на усыновление, опеку и патронат [4,с.80]. Обследование материальных условий жизни проводилось ежеквартально. Помимо денежных пособий, районными отделами народного образования оказывалась помощь одеждой и обувью. Например, по Стерлитамакскому ГорОНО выдано 11 пар валенок, 21 пара ботинок, 30 штук костюмов и другие вещи. Белебеевский ГорОНО выделил в помощь детям – сиротам 10 пар платьев, 7 пар нательного белья, 4 пары калош, 45 метров хлопчатки , 8 метров шерсти. Кроме того, патронированным детям выдавали учебники, тетради, карандаши, ручки, перья [5,с.81].
Необходимо отметить, что допускались перебои в отношении своевременного финансирования патронатов в Ишимбайском, Белебеевском, Чекмагушевском районах. Не единичны случаи нарушений в работе инспекторов, например, нет договора с приемными родителями, на патронате состоят дети, достигшие 14 лет и старше, или когда ребенок усыновлен, а выдается пособие за патронат [6,с.36].
В Башкирской АССР государственными учреждениями, которые были призваны сохранить жизнь и здоровье детей сирот в первые послевоенные годы являлись детские дома. Если до войны дети, как правило, имели отца и мать, и только потом, в результате террора, голода и болезней, оказывались сиротами, то после войны дети заведомо рождались сиротами. Кроме того, были и другие причины, порождающее сиротство. К ним можно отнести, прежде всего, голод, охвативший в 1946 году ряд регионов страны. От голода бежали целыми семьями, но, попав в безвыходное положение, родители сами вынуждены были нередко бросать детей, тем самым, давая им, шанс на спасение [7,с.71]. Матери-одиночки с 1944 года были лишены права требовать алименты с мужчин, являющихся отцами их детей, но могли получать пособие от государства. Однако пособие это незначительно и одинокие матери содержать и нормально воспитывать детей, как правило, не могли. Они объективно были принуждены сдавать детей в детские дома. Таковы причины послевоенных источников пополнения детских домов, наряду с осиротевшими и потерявшими семью детьми, принудительно отобранными от родителей [8,с.53].
В детских домах воспитывались преимущественно дети – круглые сироты. Из 393000 воспитанников детских домов РСФСР, в 1946 году было около 120000 детей, имеющих одного из родителей (большей частью мать), и только около 20 000 детей, имеющих обоих родителей. Из детей круглых сирот и полусирот около 80% потеряли родителей на фронтах Великой Отечественной войны [9,с.10]. В Башкирской АССР на 1 января 1945 года функцианировали 130 детских домов, в том числе школьных 101, с контингентом 11769 воспитанников, дошкольных 25 с количеством 2209 детей, и смешанных 4 с контингентом 458 человек. В 1946 году 127 детских домов и 13775 воспитанников [10,с.59].
К окончанию войны многие детские дома находились в исключительно тяжелом состоянии, 127 детских домов не имели бань, 90 не имели вошебоек, 92 прачечных, 35 изоляторов для больных детей.
Например, в справке указывалось, что в Кольтовском детском доме Иглинского района дети спят по 2 человека на койке, дети грязные, многие болеют часоткой, зашивлены, мальчики и девочки не разделены, столовой нет, обедают на койках. Никакой воспитательной работы не ведется. Такие условия жизни приводили к побегам – за последние месяцы 1945 года 15 побегов. Такое же положение в детских домах Макаровского и Уфимского района. Санитарное состояние находится на низком уровне [11,с.67].
В некоторых районах не учли, что здания пришли в ветхость, так как в годы войны капитальный ремонт не производился, дети оставались в помещениях мало пригодных для жилья. Описывалось, что в Буздякском, Аургазинском. Дуванском, Альшеевском районах печи не отремонтированы, подвезенных дров нет, окна двойных рам не имеют, в помещениях постоянный холод. Дети спят одевшись. Ремонт производился некачественно, окна не застеклены, а забиты листами от фанеры, в комнаты дует ветер, двери не утеплены. Помещения содержатся в антисанитарном состоянии. Имелись случаи завшивленности, в деревянных койках клопы [12,с.30]. В Стерлитамакском районе здание размещено в совершенно неприспособленном помещении, которое пришло в ветхость и угрожает обвалом. В Благовещенском районе пришлось вывести детей, поскольку в марте месяце в одной из комнат обвалился потолок [13,с.91].
В Альшеевском районе дети были размещены только в двух комнатах. Эти комнаты служили спальней, комнатой для подготовки уроков и для игры дошкольников. Эти же комнаты служили и изоляторами, так как изолятора не было, а в детском доме много больных трахомой и больные дети находились вместе со здоровыми. Спали по 2 и даже по 3 человека на одной кровати [13,с.67].
Вот строки из других документов. В Тугаевском детском доме Буздякского района кухня не изолирована от спальни, для детей имеются только сплошные нары, на нарах они спят, после сна вся постель складывается в один угол, и на этих голых нарах дети играют и обедают. Все старшие дети спят по 2 человека на одной кровати, так как на 100 человек имеется только 31 кровать, а если их было больше, то их некуда было ставить. В Миякибашевском детском доме дети спят в маленьких детских кроватях, поэтому ножки у детей всегда согнуты. Дети спят по 4 человека. Кроме того, нет подсобных помещений. Весь урожай: картофель, пшеницу, капусту директор разместил по амбарам колхозников. Нет кастелянской комнаты, поэтому воспитатели постельное белье хранят дома. К сожалению, наблюдались и факты злоупотребления работников детских домов. В условиях послевоенного времени детские дома должны были рассчитывать не только на средства местных бюджетов и на помощь шефов, но и на свои собственные силы (работа в подсобных хозяйствах, мастерских и т.д.) [14,с.69].
В источниках отмечаются, в первую очередь, материальные трудности, сложные условия проживания, которые создавали проблемы со здоровьем и воспитанием детей-сирот. Необходимо было в короткие сроки улучшить работу по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей. Многие промышленные организации БАССР не имели возможности оказать помощь, поскольку им для осуществления заказов (кровати, посуда и т.д.) необходимо было менять производственное оборудование.
Несмотря на мероприятия, проводимые Наркомздравом БАССР, санитарное состояние большого ряда детских домов оставалось тяжелым: не была изжита скученность, во многих детдомах отсутствовали бани, санитарные и подсобные помещения, было недостаточно белья и верхней одежды. Все это создавало угрозу роста инфекционных заболеваний [15,с.51].
Учитывая наличие большого количества больных детей, 127 детских домов к концу 1945 года были укомплектованы средними медицинскими работниками и 44 врачами.
Медицинским осмотром 91 детского дома было выявлено больных открытой формой туберкулеза 48, костным туберкулезом 36, трахомой 94, кожно-грибковыми заболеваниями 91. Из них были госпитализированы в лечебные детские учреждения с открытым туберкулезом 27, трахомой 54, кожно-грибковыми заболеваниями 41. В Республиканской психиатрической больнице выделили 20 мест, в неврологической клинике 10 мест для госпитализации детей страдающих нервными и психическими заболеваниями [15,с.52].
В Кармаскалинском и Бишбулякском районах были созданы лечебницы для больных детей. Для детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией организовали санаторный детский дом в городе Белебее на 125 человек [16,с.4].
К февралю 1946 года был произведен частичный перевод детей из тесных маленьких зданий в благоустроенные детские дома. В результате произведенных мероприятий удалось ликвидировать скученность и создать надлежащие условия в 38 детских домах, где дети спали уже по одному на кровати – койке. Всего имелось бань в 117, дезокамер при 60, и изоляторов при – 103 детдомах. В целях укрепления подсобных хозяйств было получено 20 дойных коров, 43 головы нетелей и 50 голов овец [16,с.2].
В целях повышения успеваемости воспитанников была улучшена работа по подготовке воспитанниками уроков, упорядочено внеклассное чтение, созданы общеобразовательные кружки [16,с.62].
Питание воспитанников значительно улучшилось, продовольственные фонды начали отовариваться своевременно. Улучшению питания в значительной мере содействовала продукция подсобных хозяйств.
Шесть детских домов, размещенные в непригодных помещениях, были переведены в более приспособленные, пригодные для жилья здания, четыре получили дополнительные помещения. Производился и частичный перевод детей из одних учреждений в другие в более благоустроенные [17,с.59].
Например, Ново-Сикиязовский детский дом Балтачевского района получил новое школьное помещение. Скученность была ликвидирована, дети стали спать по одному в кроватке. Под изолятор приспособили отдельный дом. Детей, больных туберкулезом, кожно-грибковыми заболеваниями уже не было. Детский дом обслуживался постоянным средним медработником и прикрепленным врачом. Учреждение имело баню и санитарную комнату [17,с.52].
Снабжение детских домов значительно улучшилось. Местные предприятия и торгующие организации оказали существенную помощь в снабжении предметами хозяйственно-бытового обслуживания. Можно сказать, что к концу 1946 года детские учреждения предметами первой необходимости были удовлетворены. Все дети полностью обеспечены постельной принадлежностью. На каждого воспитанника было выдано по две смены постельного белья и приступили к выдаче третьей смены. Имелись две смены нательного белья, верхняя одежда и обувь. Производилась замена простых матрацев, ватными, для детей изготавливались перовые подушки.
Большими партиями поступали и распределялись между детскими домами зимнее обмундирование хорошего качества. В зиму 1947 года планировалось полное обеспечение детей теплой одеждой и обувью. Налаживалось снабжение художественной и методической литературой [17,с.72].
Воспитательная работа с детьми-сиротами строилась на общих принципах. Воспитанники детских домов посещали общие школы, ездили в пионерские лагеря, принимали участие в массовых детских организациях. Это делалось для того, чтобы не создавать замкнутости, изолированности воспитанников детских домов. К сожалению, специфика состава интернатных детских учреждений слабо учитывалось при подготовке кадров педагогических работников. Многие воспитатели имели низкую методическую и педагогическую квалификацию. Воспитателей детских домов готовили только педагогические училища, но не ВУЗы.
Рассматривая деятельность детских домов в БАССР в первые послевоенные годы, надо отметить, что, несмотря на отсутствие квалифицированных кадров и помещений, нехватку материальных средств, продовольствия, обуви, белья, посуды, постельных принадлежностей, они сохранили жизнь и здоровье многим тысячам детей, дали им надежду на жизнь. В деле организации большую роль сыграли партийные и государственные органы БАССР, профсоюзы и общественные организации.
Однако не стоит забывать, о том, что нужда в послевоенное время была повсеместной. Большинство людей жили в тесноте без элементарных бытовых удобств, донашивали довоенную одежду и обувь.
В целом же существовавшая в первые послевоенные годы система социальной защиты детей-сирот выполнила свои функции. В короткие сроки была ликвидирована детская беспризорность. Дети, оставшиеся без родителей, получали первую необходимую помощь, чтобы стать полноправным гражданином общества. Действовала система контроля за положением детей-сирот: регулярная отчетность о здоровье и успеваемости воспитанников детских учреждений и приемных детей [18,с.131]. Но были и проблемы – система воспитания и образования в детских учреждениях была унифицирована и не учитывала специфические потребности детей, оставшихся без родителей. Государственная помощь детям-сиротам не компенсировала неравенства их социальных возможностей.
Литература:
- Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории – 1999. – № 1. с. 130.
- Зезина М.Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории – 1999. – № 1. с. 131.
- Зубкова Е.Ю. Общество вышедшее из войны (1945-1946) // Свободная мысль. – 1992. – № 6. – с. 9.
- ЦГАОО. Ф. 122. Оп. 26. Д. 456. Л. 80.
- ЦГАОО. Ф. 122 Оп. 26. Д. 456. Л. 81.
- ЦГАОО. Ф. 122 Оп. 2Курга5. Д. 378. Л. 36.
- Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953гг. М., 2000. с 71.
- Курганов И.А. Женщины и коммунизм. Нью-Йорк, 1968 г. с. 53.
- Медынский Е.Н. Просвещение в СССР. Государственное учебно-педагогическое изд-во, М., 1955 г. с. 64.
- ЦГАОО. Ф. 122. Оп. 25. Д. 378. Л. 59.
- ЦГАОО Ф. 122. Оп. 25. Д. 378. Л. 67.
- ЦГАОО Ф. 122. Оп. 25. Д. 378. Л. 30.
- ЦГАОО Ф.122. Оп. 25. Д. 378. Л. 91, 67.
- Хомякова Н.В. Социальная защита детей 1945-1953 гг.// Вестник ОГП – 2008 № 1. с. 69.
- ГАОО Ф.122. Оп. 25. Д. 378. Л. 51.
- ГАОО Ф. 122. Оп. 26. Д. 456. Л. 4, 2, 62.
- ЦГАОО Ф. 122. Оп. 26. Д. 456. Л. 59, 52, 72.
- Зезина В.Ф. Социальная защита детей сирот в послевоенные годы (1945-1955) // Вопросы истории – 1999. № 1. с. 131.