Автор: Горбачева Галина Викторовна

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

международная научная конференция «Исторические исследования» (Уфа, июнь 2012)

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Горбачева Г. В. Проблема осмысления взаимоотношений полов культурной элитой серебряного века [Текст] // Исторические исследования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 80-82.

Конец XIX века характеризуется повышенным интересом к «половым проблемам», как в России, так и за рубежом: из сугубо частного интимного явления проблема пола становиться глобальным, макросоциальным «половым вопросом».

Если раньше проблемы пола обсуждались преимущественно в религиозно-нравственных и эстетических терминах, то теперь рядом с ними возникает множество других, отчетливо социальных контекстов: пол и способы регулирования рождаемости, пол и брак, пол и бедность, пол и воспитание детей и т.д. [5, c.51].

Особый интерес со стороны общества к «половым проблемам» был обусловлен рядом причин экономического, политического и культурного характера. Большую роль также оказали появившиеся в России переводные труды западных психологов и психиатров по проблемам пола (З. Фрейда, О. Вейнингера, М. Нордау, Р. Крафт-Эбинга, Г. Эллиса).

Таким образом, постепенно проблема пола выходила за рамки профессиональных интересов врачей, юристов, криминалистов и педагогов.

Поводом для обсуждения вопросов пола и сексуальности в широких слоях русской общественности послужило появление «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого. В этой повести русский классик открыто осудил сексуальное влечение и половую близость как нечто гнусное, развратное и унизительное. «…Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать мерзко и стыдно» – обличал Толстой словами своего героя Позднышева [17, c. 151]. Писатель признает за этим фактом трагедию общественного масштаба, когда половые отношения рассматриваются лишь в качестве наслаждения.

Острота постановки проблемы вызвала высокий накал страстей вокруг «Крейцеровой сонаты» (в полемике приняли участие критики различных направлений от народников до церковнослужителей) и во многом послужила толчком к появлению разнообразной литературы по вопросам пола [8, c.764–815].

Осмысление половых вопросов стало одной из ведущих тем в философских исканиях многих мыслителей Серебряного века: Д.С. Мережковского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, З.Н. Гиппиус, В.И. Иванова и др.

«Вопрос о поле» рассматривался в разных аспектах: сексуальность и любовное влечение, влияние пола на творческие способности личности, мужские и женские половые различия, нравственные и религиозные грани становления человека.

В целом, в русской философии можно выделить два идейных направления в понимании пола – «пол как полярность» и «пол как половина».

Первое направление, подразумевает то, что два пола (мужской и женский) отражают два полюса бытия. Так как в мире всегда действуют два противоположных начала, то пол лишь отражает эту противоречивость. Значение этой метафоры раскрывает точка зрения Н.А. Бердяева: «Существенно для нашей эпохи властное чувствование центральности проблемы пола и глубокая потребность осознания половой стихии. Пол как бы выявляется, из тайного становиться явным. От пола зависит мироощущение человека. Пол – источник бытия; половая полярность – основа творения. Чувство бытия, его интенсивность и окраска имеют свой корень в поле» [1, c. 399].

Второе направление заключается в понимании пола как половины некоего ранее целого начала. В рамках этого подхода в основе половой любви лежит жажда обретения утерянной целостности.

Данное направление получило распространение благодаря творческим исканиям В.С. Соловьева: «Задача любви – отмечал мыслитель – состоит в том, чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность – Эта задача … прямо дана нашей духовной природой … Но чтобы наполниться абсолютным содержанием, сама человеческая форма должна быть восстановлена в своей целостности» [16, c. 25].

В.С. Соловьев в свою очередь обратился к анализу работ Платона. Именно Платон высказал мнение о том, что боги разделили некогда целостных людей (андрогинов – существ имеющих одновременно и мужскую и женскую природу) на две половины и «разбросали» их по свету. Поэтому мужчины и женщины как вечные странники ищут свои когда-то утерянные физические половины, чтобы воссоединиться с ними в чувстве радости, любви и гармонии [7, c. 100–101].

Веяния «вольного Эроса» воплотились и в других культурных направлениях: русской эротической прозе (рассказы «В тумане и бездна» Л. Андреева; романы «Мелкий бес» Ф. Сологуба; «Санин» М. Арцыбашева; «Ключи счастья» А. Вербицкой; «Яма» А. Куприна; «Гнев Диониса» Е. Нагродской и др.), изобразительном искусстве (М. Врубель, В. Серов, З. Серебрякова, К. Сомов, М. Ларионов и др.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Серебряный век» – это особенная эпоха, когда эротика стала ведущей темой практически всех культурных направлений.

По-своему воплотил в своих творческих исканиях идеи Серебряного века русский мыслитель В.В. Розанов, в отличие от современников он «открыл пол» в ином свете. Суть совершенного им идейного поворота Розанов отразил в «Уединенном»: «"многие начали смотреть в корень" … "стал всем интересен его пол, личный свой пол"»[9, c.212].

Пол, по Розанову, есть «сама жизнь», так как «жизнь начинается там, где в существах возникают половые различия… Растения – и те не лишены пола, но его совершенно лишены – камни. Глубоко поэтому, и как бы выявляет мысль всей природы, наименование подруги первого человека "Евою", что значит одновременно и "женщина" то есть "жизнь", что в ее половых отличиях, и соответственно, конечно, в половых различиях ее друга, и лежит тончайший субъективный нерв жизни» [9, c.213].

Пол является связующим звеном между трансцендентным и реальным миром жизни. «Пол – это начинающаяся ночь в самой организации человека: в том смысле, что ясно: анатомическое сухо, анатомическое его расчленение теряет здесь ясность, сухость и вместе рациональность свою. Все, приближаясь сюда, становится трансцендентным, то есть не только окружено трансцендентными по необьяснимости своей бурями, "огнем поедающим", но и вообще как-то переливается в значительности своей за край только анатомических терминов. Это – второе темное лицо в человеке, и, собственно, оно есть ноуменальное в нем лицо: от этого – творческое не по отношению к идеям, но к самим вещам, "клубящее" из себя "жизнь"; но оно так густо застлано от наших глаз туманом, что, в общем, никогда его не удавалось рассмотреть. В нормальном случае, сейчас после невинности и даже еще невинные, юноша и девушка, тяготеют друг к другу бесспорно полом, тяготеют им не функционально, но лично: ясный знак, что пол – не функция, не орган» [9, c.213].

Таким образом, пол, в понимании Розанова – это принципиальное, стержневое бытие человека и всего живого, это сама тайна жизни, предельно-мистический «узел жизни», «податель жизни», «родник на земле жизни» [11, c.46].

Не подразумевая конкретно анатомическую или физиологическую стороны, пол в философских построениях писателя всегда нечто духовное и одновременно физическое, это – «мировой феномен; какой-то мировой, межзвездный и вместе микроскопический свет». Кроме разума, уверен мыслитель, в человеке есть еще «второе духовное начало – его пол». В нем, пишет он, «необыкновенно запутаны нити романа и церкви, «мяса» и духа; где столько земного и так очевидно есть небесное» [10, c.306].

Пол, по мысли писателя, в сущности своей «неисповедим», поэтому, все связанное с полом, рационально непознаваемо или познаваемо в малом объеме. Пол – странное физиолого-мистическое явление, в котором явно доминирует вторая составляющая. Розанов рассматривает пол как всеобъемлющее и всеобщее начало. Поскольку пол соединяет все живое в природе, писатель уверен, что «плоть всякая (по существу) есть пол» [12, c.265].

В своих работах Розанов осуждает противопоставление пола и души, являясь сторонником их отождествления. В книге «В мире неясного и нерешенного» (1901) он заявляет, что «центр души лежит в поле и даже что душа и пол идентичны». Но он не останавливается на этом выводе и поднимает пол на ступень выше.

В «Людях лунного света» (1911) душа уже «есть только функция пола, что пол есть ноумен души, как своего феномена. Точнее, пол – невидимый, бесцветный, неосязаемый – есть сотворяющий душу и тела с его формами».

В «Последних листьях» (1916) В.В. Розанов скажет, что пол выражает в себе не голую нужду самок и самцов друг в друге, но «предназначения», обусловленные космическими и метафизическими различиями – гармонию и соответствие судеб мира.

В метафизике Розанова пол воспринимается как «полость». Центр пола, указывает Розанов, не в коже и не в геометрии, центр пола – не в осязаемом. «Центр этот в пустоте между покровами, в полом месте… "Пол" есть "весь человек": но центр пола и вместе биологическое сосредоточение человека – в том пространстве абсолютно не замеченном, которое собственно облегается и телом человека, как своим футляром ли, одеждою ли, храмом ли. Но что это за пустота и что в ней содержится, это хоть сколько-нибудь можно разгадать по "образу и подобию" ее, второй соответствующей голове. Об "Авра-аме" можно угадать по "Аврааму" … в поле … зарождается, растет, до конца сформировывается человек, и, очевидно, сформировывается чем-то или кем-то, именно присутствующим в пустоте; причем организм матери собственно дает (в крови) лишь строительный материал. Кто же создает? кто – третий?» Ответ для В.В. Розанова однозначен: этот третий – Бог [13, c.293].

Своей трактовкой «полового вопроса» писатель обосновывает третье направление в понимании пола, возводя пол на уровень трансцендентной связи Бога и человека.


Литература:

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989. – 396 c.

  2. Булгаков С.Н. Свет вечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.– 452 с.

  3. Гиппиус З.Н. Дневники. В 2 кн. М., 1999.

  4. Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Интелвак, 1994.– 461с.

  5. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997. – 324 с.

  6. Мережковский Д.С. Тайна трех. Прага, 1925. – 132 с.

  7. Платон. Собр. соч: В 4 т. Т.2. М., 1993.– 501 с.

  8. Ранкур-Лаферьер Д. Русская литература и психоанализ. М.: Ладомир, 2004. – 874 с.

  9. Розанов В.В. Сочинения: В 2 т.Т.2. М.: Изд-во «Правда». – 365 с.

  10. Розанов В.В. Сочинения. Т.1. – 283 с.

  11. Розанов В.В. Собр. соч. Во дворе язычников. М.: Республика, 1999. – 396 с.

  12. Розанов В.В. Собр. соч. В темных религиозных лучах. М., 1994. – 421 с.

  13. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов / под ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. – 301 с.

  14. Розанов В.В. Последние листья. М., 1994. – 268 с.

  15. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

  16. Соловьев В.С. Смысл любви. Киев.: «Лыбидь – Аски», 1991.– 290 с.

  17. Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собр. соч.: В 22 т. Т. 12. М.: Художественная литература, 1982. – 351 с.

Основные термины (генерируются автоматически): понимании пола, проблема пола, проблемы пола, XIX века, Похожая статья, центр пола, явления проблема пола, центральности проблемы пола, обсуждения вопросов пола, метафизике Розанова пол, проблемам пола, влияние пола, вопросам пола, Центр пола, противопоставление пола, пол идентичны», функция пола, Серебряного века, «половым проблемам», «Крейцеровой сонаты».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос