В 2009–2010 гг. нашим музеем разрабатывалась тема «Кирпичное и гончарное производство на территории Юринского района Республики Марий Эл в XX веке». Мы опирались на сотрудничество с архивным отделом администрации Муниципального образования (МО) «Юринский муниципальный район» (руководитель отдела – Н.И. Моргунова), знакомились с фондами архивохранилища документов по личному составу.
Начальный этап исследования был посвящен поиску предприятий, специализировавшихся на обработке минеральных веществ. По историческим справкам удалось проследить технолого-экономическую преемственность (через формы слияния и реорганизации) в данной сфере производства. Кирпичные заводы: промколхоз «Память Ленина» (д. Быковка), Юринская промартель «Гончар» (вторая четверть XX в.) → Юринская промартель «Швейник» (1950–1956 гг.) → Юринский райпромкомбинат (1956–1968 гг.) → Юринский валкожкомбинат, затем – валяльно-войлочный комбинат (с 1968 г.). Гончарные цеха: Юринская промартель «Гончар» (вторая четверть XX в.) → Юринская промартель «Швейник» (1950–1956 гг.) → Юринский райпромкомбинат (1956–1961 гг.). Просмотренные «Приказы и распоряжения по личному составу» промартели «Гончар», «Распоряжения по личному составу» промартели «Швейник» и «Приказы по личному составу и основной деятельности» райпромкомбината, хранящиеся в фондах Юринского архивного отдела (ф. 1, оп. 1, д. 1, 11, 14, 24, 27, 32; ф. 12, оп. 1, д. 85, 92, 98, 99), содержат любопытные, на мой взгляд, сведения о назначениях и кадровом составе, производственных нормах и техническом оборудовании на предприятиях.
Артель «Гончар», организованная в довоенное время, имела два профильных производства – кирпичное (сезонное) и гончарное (круглогодичное). Благодаря подробному знакомству с бумагами промартели за период с июля 1942 г. по июль 1950 г., были заново открыты имена старых мастеров, обучавшихся гончарству на закате шереметевской эпохи в Юрино. Например, заслуженным авторитетом у артельщиков 40-х гг. XX в. пользовались Дунаев Федор Николаевич и Дунаев Алексей Александрович. Именно этим мастерам правление артели доверяло профессиональную подготовку молодых рабочих-гончаров.
Судя по документам, основной проблемой местных керамистов в конце 40-х гг. XX в. была бракованная посуда, появлявшаяся по причине дефицита древесного угля в обжигных печах. Председателем правления Павлом Скороспелкиным в марте 1949 г. издаются два приказа, один из которых воспринимается как прямая внутрихозяйственная директива: «В целях эффективности и качества обжига гончарных изделий приказываю: не выгребать углей из печей гончарных горн после обжига» (Архивный отдел администрации МО «Юринский муниципальный район», ф. 1, оп. 1, д. 1, л. 67).
Изделия гончарного цеха находили сбыт в двух торговых точках – в специализированном ларьке на колхозном рынке поселка Юрино и в подобном же ларьке в городе Козьмодемьянске. Доставкой товара на правый берег Волги занималась Малышева Мария Александровна. К лету 1950 г. возникла серьёзная проблема со сбытом продукции. Скорее всего, упал спрос на юринскую керамическую посуду. Один из документов свидетельствует: «Ввиду затоваривания гончарной посуды, согласно решения УПК от 26 мая 1950 г. за № 56, гончарное производство временно приостановить, рабочих гончарного производства перевести на выработку кирпича…» (Архивный отдел администрации МО «Юринский муниципальный район», ф. 1, оп. 1, д. 1, л. 81).
Что касается кирпичного производства артели, то оно изначально существовало только в Полянской гати (к востоку от пос. Юрино). Осенью 1949 г. к артели перешла материальная база кирпично-известкового производства промколхоза «Память Ленина» в Быковской гати. В разные годы кирпичным производством «Гончара» руководили Кочетов Николай Иванович, Тюрин Иван Егорович, Харчевников Алексей Дмитриевич, Дунаев Николай Александрович. В тексте одного из последних приказов по артели мне удалось обнаружить фамилию, имя и отчество человека, ныне забытого большинством юрян – Пруцаков Александр Васильевич (см. фото). Сын бедного кирпичника шереметевского времени, Александр Пруцаков являлся участником пролетарских выступлений в селе Юрино в 1905–1906 гг., был ветераном первой мировой («империалистической») войны. Его недолгая работа в должности заведующего кирпичным производством промартели «Гончар» – малоизвестный факт трудовой биографии бывшего юринского революционера.
Пруцаков Александр Васильевич (снимок 1910-х гг.).
Фото из личного архива С. Спиридонова (г. Москва)
После слияния промартели «Гончар» с артелью «Швейник» (июль 1950 г.), несмотря на сложности организационного этапа, кирпично-известковое производство осталось профильным. Здесь заметно увеличилось число рабочих мест (на сезон 1951 г. было принято 36 человек – 16 мужчин и 20 женщин). К середине 50-х гг. кирзавод располагал современным техническим оборудованием (установлены глинопресс, кирпично-делательный агрегат).
По архивным документам удалось выяснить, что одновременно с набиравшим темп кирпичным производством Юринского райпромкомбината (в 1958 г. кирзавод работал в две смены), продолжало существовать и гончарное (мастера Дунаев и Плотников).
Опираясь на результаты изучения документальных материалов, хранящихся в Юринском муниципальном архиве, можно отметить, что в ряду традиционных промыслов и производств, кормивших население в позапрошлом веке и в советский период истории поселка Юрино, гончарный и кирпичный занимали, пожалуй, самое почетное место по причине их возраста (зародились ещё в Шереметевской вотчине – в первой трети XIX в.) и живучести.