Библиографическое описание:

Дербенев А. С. Экономическое сотрудничество США и Саудовской Аравии (июль 1943 – июнь 1945 гг.): слова и дела [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 16-18. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1547/ (дата обращения: 16.12.2017).

Международная политика США на ближневосточном направлении все чаще становится объектом внимания политических и экспертных кругов. В конце 2010 – начале 2011 г. арабский мир вступил в полосу народных волнений. В этой связи в научных публикациях по международной тематике можно наблюдать новый виток интереса к изучению региональных и международных процессов на Ближнем Востоке. Стоить отметить, что на сегодняшний день проблема американо-саудовских экономических отношений в 1943-1945 гг. весьма слабо освещена как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Использование в данной статье ряда американских дипломатических документов позволяют взглянуть на американо-саудовские отношения в 1943-1945 гг. под новым углом.

В 1943 г. американская внешняя политика на ближневосточном направлении стала существенно инициативнее. Особый вес приобрели американо-арабские отношения. 18 июля 1943 г. американский посол в Эр-Рияде Джеймс Муз вручил верительные грамоты королю Саудовской Аравии Абдель Азизу. Арабский город Джидда стал дипломатической столицей [1].

Деловой интерес официального Вашингтона к Саудовской Аравии стимулировался серьезными положительными сдвигами в экономике обоих государств. Об укреплении хозяйственных позиций США в королевстве свидетельствует то, что американские бизнесмены стали активнее проникать в главный сектор экономики Саудовской Аравии – нефтяной и тем самым «арабский акцент» в американской внешней политике становился все сильнее. Важное значение для Вашингтона имели факторы экономического взаимодействия с Эр-Риядом. Развивая отношения с Саудовской Аравией, американское внешнеполитическое ведомство строило планы относительно расширения и углубления двусторонних торгово-экономических связей. Это было необходимо по ряду причин. Во-первых, американцы приобретали новых торгово-экономических партнеров и повышали свой международный статус. Во-вторых, американо-арабское сотрудничество в сфере безопасности подтвердило заинтересованность сторон в расширении политического диалога.

В меморандуме на имя президента США 22 декабря 1944 г. госсекретарь представил ряд проектов по расширению долгосрочной финансовой помощи Саудовской Аравии в рамках ленд-лиза. Основными причинами расширения помощи были: растущие потребности американской экономики в арабской нефти и планы по строительству аэродромов на территории Саудовской Аравии. Кроме того, госсекретарь подчеркнул, что «экономическую поддержку необходимо реализовать в ближайшее время, в условиях острой конкурентной борьбы, разворачивающейся на арабском нефтяном рынке, ибо другие развивающиеся нации могут опередить нас, что самым серьезным образом отразится на позициях США в зоне Персидского залива» [2,p.141]. Диапазон проектов был весьма широк.

Первый проект внешнеполитического ведомства США заключался в следующем: по оценкам американских внешнеполитических стратегов для удовлетворения неотложных нужд Саудовской Аравии потребуется 43 млн. долл., американское правительство может предоставить кредит на пять лет. Сущность второго проекта заключалась в том, что Экспортно-Импортный банк США обеспечит финансирование совместных американо-арабских проектов в различных сферах. Третий проект был адресован командованию вооруженных сил США, в котором говорилось: «Оказать помощь Саудовской Аравии посредством строительства аэродромов и связанных с ними коммуникаций, инфраструктуры и направить военных специалистов для обучения арабской армии и создания стратегически важных объектов». Все эти предложения были одобрены командующими сухопутных и военно-морских сил США [3,p.734-735].

Пакет финансовой помощи королевству предполагалось вынести на обсуждение в Конгресс. Некоторые его представители считали, что часть денежных средств Саудовской Аравии попадет в руки бизнесменов Aramco, а процесс принятия проекта финансовой помощи затянется, как и оказалось на самом деле.

22 февраля 1945 г. руководство Государственного Военно-Морского Kоординационного Kомитета (SWNCC) изложило Ф. Рузвельту свой взгляд на перспективы финансовой помощи Саудовской Аравии в рамках ленд-лиза.

По оценкам специалистов SWNCC для тотальной модернизации Саудовской Аравии потребуется примерно 28 – 57 млн. долл. в период 1945-1950 гг. Было решено оказать помощь двух видов:

1. В краткосрочной перспективе военное ведомство США должно было обеспечить строительство аэродромов, в частности, сооружение авиабазы в Дахране и создание сети современных дорог.

2. В долгосрочной перспективе предоставить денежные средства для модернизации нефтяных промыслов [4].

В меморандуме Госдепартамент, подчеркивая стратегическую значимость воздушных путей над Саудовской Аравией, указывал на то, что наиболее ценным является арабская нефть для вооруженных сил США. Кроме того «военная миссия и строительство дорог отвечают национальным интересам Соединенных Штатов» [5, p. 852-853].

Важнейшим шагом вперед в американо-саудовских отношениях стала встреча на высшем уровне. Состоявшиеся в феврале 1945 г. переговоры между президентом США Ф. Рузвельтом и королем Саудовской Аравии Абдель Азизом на борту американского военного корабля «Куинси» в Суэцком канале стали важной вехой в истории взаимодействия двух государств. В ходе её президент США подчеркнул интерес американского политического руководства и бизнес сообщества к расширению отношений с Саудовской Аравией [6, p.30-31].

Важным предметом обсуждения двух лидеров явился вопрос о еврейских беженцах в Палестину. Король недвусмысленно намекнул президенту США, что евреям, пострадавшим в ходе Второй мировой войны, должно быть предоставлено жизненное пространство на территории стран «оси», ибо арабы рассматривали еврейскую иммиграцию в Палестину как серьезную угрозу арабскому миру [7,p.29]. Король подчеркнул, что арабы будут всеми средствами противодействовать еврейской миграции в Палестину. По словам полковника Эдди, Абдель Азиз был неуступчив [8,p34-35.].

Позже Рузвельт направил королю письмо, в котором говорилось, что «американское правительство будет вести диалог по палестинской проблеме как с евреями, так и с арабами, и не будет принимать решения без согласия всех заинтересованных сторон» [9, p.289-290].

Обещание Рузвельта король использовал в дальнейшем при обсуждении палестинского вопроса. Абдель Азиз неоднократно просил руководство США соблюдать заявленные обязательства в отношении евреев.

Помимо Палестины Абдель Азиз поставил вопрос о послевоенном сотрудничестве двух государств. Он прямо спросил Рузвельта: «Будет ли Саудовская Аравия представлять в долгосрочной перспективе интерес для США?» Король заявил: «Стоит ли мне доверять англичанам, когда они заявляют, что будущее моего государства с ними, а не с американцами, что политические интересы США в Саудовской Аравии временны, только на период войны…и что только одна Англия может быть надежным партнером королевства после войны, как это было вначале моего правления?» Рузвельт прислушивался к мнению арабского лидера. После встречи с Рузвельтом Абдель Азиз сообщил Эдди: «Контраст между президентом Рузвельтом и премьер-министром Черчиллем очень велик. Черчилль уклоняется от обсуждения спорных вопросов, стремится не брать на себя никаких обязательств, вынуждая меня неоднократно возвращаться к предмету разговора. Президент же стремится добиться взаимопонимания при обсуждении проблем, развеять мрак и пролить свет на проблему» [10,p.8-9].

На борту крейсера президент США Франклин Рузвельт и король Саудовской Аравии Ибн Сауд подписали соглашение, известное как «пакт Куинси», о праве монополии США на разработку саудовских месторождений. Согласно пакту США получили эксклюзивные права на разведку, разработку месторождений и приобретение саудовской нефти, в свою очередь, гарантируя арабам защиту от любой внешней угрозы. Встреча на высшем уровне стала мощным двигателем американо-саудовских отношений. Абдель Азиз лавировал между США и Британией, отстаивая интересы своего государства. В июне 1945 г. в Конгрессе США проходили слушания о финансовой помощи Саудовской Аравии. Было принято решение отсрочить финансовую помощь королевству. После этих событий Эдди сообщил Абдель Азизу, что единственным источником помощи королевству в сложившейся обстановке является «армия Соединенных Штатов». Эдди считал, что король может отклонить помощь американских военных, так как арабские деловые круги и религиозная элита опасались проникновения американских военнослужащих, поэтому наряду с военной помощью в королевство должна поступать гуманитарная помощь [11,p.913-914].

Анализ различных форм экономической деятельности США в Саудовской Аравии показывает, что все они концентрируются в основном на получении доступа к местным энергоресурсам и другим видам стратегического сырья, таким образом, экономический и нефтяной фактор входили в число ключевых в стратегии США. В Вашингтоне отводили саудовской нефти особую роль в борьбе за сферы влияния на Ближнем Востоке. Американцы оказывая экономическую помощь, предприняли попытку решить проблему добычи и транспортировки саудовской нефти на территорию своего государства. Американская экономическая помощь стала одним из ключевых в развитии нефтяного сектора саудовской экономики. Это в свою очередь предопределило специфику политической и экономической истории страны и оказывал влияние на изменения в региональном балансе сил. «Американские монополии полностью контролировали добычу нефти в Саудовской Аравии и Бахрейне, 50% - в Кувейте, 25% - в рамках британской концессии «Ирак петролеум компании», кроме того, были представлены и в других арабских странах», - отмечает Б. Кунихолм [12,p.80].

Разработка и реализация американских программ экономической помощи королевству связывалась с развитием нефтяного сектора эмирата. Официальный Вашингтон заложил базу для долгосрочного экономического сотрудничества с нефтяным эмиратом.

Литература:

  1. См.: A Guide to the United States History of Recognition, Diplomatic, and Consular Relations, by Country, since 1776: Saudi Arabia. Режим доступа: http://history.state.gov/departmenthistory/people/moose-james-sayle

  2. Miller A. D. Search For Security: Saudi Arabian Oil and American Foreign Policy 1939-1949. N. C., 1980.

  3. Larson H. M. New Horizons, 1927-1950, History of Standard Oil Company. N.J., 1971.

  4. Подробнее об отчете специалистов SWNCC см.: Records of the State-War-Navy Coordinating Committee 19, 7 February 1945.

  5. Foreign Relations of the United States (далее - FRUS). 1945. The Near East. Vol. VIII.

  6. Eddy W. F.D.R. Meets Ibn Saud. N. Y., 1954.

  7. FRUS. 1945. Vol. VIII.

  8. Eddy W. Op. сit. Р. 34-35.

  9. Edward R. Stettinius, Jr., Roosevelt and the Russians. Wash., 1949.

  10. FRUS. 1945. V. VIII.

  11. FRUS. 1945. V. VIII.

  12. Kuniholm B. R The Origins of the Cold War in the Near East: Great Power Conflict and Diplomacy in Iran, Turkey, and Greece. N. J., 1980.

Основные термины (генерируются автоматически): Саудовской Аравии, помощи Саудовской Аравии, Саудовской Аравии Абдель, финансовой помощи Саудовской, Абдель Азиз, Саудовской Аравией, королю Саудовской Аравии, помощь Саудовской Аравии, экономики Саудовской Аравии, территории Саудовской Аравии, нужд Саудовской Аравии, Саудовской Аравии временны, модернизации Саудовской Аравии, Саудовской Аравии Ибн, средств Саудовской Аравии, королем Саудовской Аравии, начале 1950-х гг, Абдель Азизу, помощи королевству, Рузвельтом Абдель Азиз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос