Из истории японских новогодних ракеток для игры в волан
Автор: Садокова Анастасия Рюриковна
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «История и археология» (Казань, ноябрь 2018)
Дата публикации: 26.10.2018
Статья просмотрена: 409 раз
Библиографическое описание:
Садокова, А. Р. Из истории японских новогодних ракеток для игры в волан / А. Р. Садокова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/315/14603/ (дата обращения: 16.01.2025).
В преддверии Нового года в Японии проходит целая череда необычных базаров, на которых можно купить всякого рода благопожелательные предметы. Одним из таких предметов издавна считались ракетки для игры в волан — хагоита. Базары же по продаже новогодних ракеток называют хагоита-ити. Они стартуют в Киото 15 декабря, а затем эстафету подхватывает Токио, где в районе Асакуса на территории известного буддийского храма богини милосердия Каннон каждый год с 17 по 19 декабря проходит оживленная, похожая больше на праздник, продажа этих традиционных атрибутов японского нового года. Надо сказать, что базары по продаже ракеток не всегда выделялись в самостоятельный базар, однако, когда на общих предновогодних базарах наряду с традиционными новогодними украшениями стали появляться ракетки, они привлекли такое внимание покупателей, что вскоре стали самым продаваемым товаром. Популярность ракеток объяснялась необыкновенной красотой этого новогоднего атрибута, пышностью декора и виртуозно выполненным тиснением на ткани.
Так как же так случилось, что ракетки для игры в волан стали практически произведениями искусства и удостоились чести иметь свой собственный базар?
Считается, что эта игра была заимствована японцами еще в XIV в. из Китая, где было принято играть ракетками, перебрасываясь вместо волана монеткой. Однако эта игра не сразу получила популярность при японском дворе. И, вероятно, лишь столетие спустя получила признание в Японии. Во всяком случае, первые письменные упоминания об этом виде развлечения в Японии датируются 1432 годом, когда в дневниковых записках «Каммонгёки» впервые рассказывалось о том, что придворные дамы и кавалеры разделились на две команды и провели состязание в коги-но ко. Так, вероятно, именовались тогдашние ракетки-хагоита. В том же произведении можно было прочитать, что проигравшая команда должна была «платить» за свой проигрыш, а именно, устраивать пирушку для всех присутствующих. Есть также сведения, что уже тогда при дворе военного правителя Японии сёгуна Асикага было принято в конце года устраивать игры в волан [3, с. 668]. Однако чаще игра в волан была приурочена к новогодним праздникам и для нее была даже определена точная дата — 5-ый день после наступления Нового года. При этом игра не всегда носила состязательный характер.
Само же слово хагоита впервые было упомянуто в 1444 г. в памятнике «Кагакусю», где было написано: «На Новый год используют хагоита» [3, с. 668]. Следует отметить, что для обозначения ракетки для игры в волан изначально использовалось несколько слов. Так, наряду с уже упомянутым коги-но ко, широкое распространение получил термин кокоита, который стал употребляться чаще других. Кроме того, существовало несколько локальных названий ракеток-хагоита, отличных от общепринятых и имевших долгую историю развития. Многие из них сохранились и сегодня, продолжая бытовать в ряде районов Японии. Так, например, в преф. Тотиги до сих пор используется термин коги, в преф. Ямагути — хиирой, а в преф. Фукуяма — хитомэ [1, с. 563].
Древние кокоита не были похожи на современные ракетки-хагоита, а имели вид жезла с небольшой лопаточкой на конце. В одном из сочинений середины XVII в. отмечалось, что вид кокоита был чрезвычайно удобен для выполнения их основной функции. «Волан (которым перебрасываются, играя ракетками, и который представляет собой небольшой плотный шарик с пестрыми воткнутыми в него перышками. — А.С.) напоминает стрекозу, которая проглотила комара. Вот дети и размахивают палками, чтобы не дать стрекозе проглотить комарика» [2, с. 69]. Очевидно, что ракетки воспринимались как своего рода игрушка, забава. Однако, несмотря на то, что игра в волан стала со временем излюбленным развлечением, к ракетке-кокоита никогда не относились только лишь как к игрушке, а уже в XV в., а также и в последующие века за ракеткой стойко закрепилась символика очищения и охраны от всякого рода неприятностей и невзгод.
Дело в том, что кокоита традиционно ассоциировалась с праздником огня Сагитё, который проводился вечером 14 числа 1-го лунного месяца и завершал собой длинную череду новогодних торжеств. Кульминацией этого праздника исстари было и остается до сих пор разведение особого костра, в котором сжигаются старые новогодние украшения. Считается, что вместе с этим огнем уходят все беды и несчастья прошлого года. Так вот кокоита на определенном этапе входила в перечень новогодних украшений, которые сжигали в этом очистительном новогоднем огне вместе со старыми свитками и веерами [3, с. 668].
Первоначально праздник Сагитё праздновался исключительно в кругу аристократов и имел камерный характер. В день праздника Сагитё в знатных домах было принято на длинные стебли бамбука подвешивать свои веера, «первые в Новом году пробы пера», то есть свитки с изречениями, написанные собственноручно в первый день Нового года — на удачу в творчестве в наступившем году, а также небольшие прямоугольные листки бумаги-тандзаку с записанными на них заветными желаниями. В конце праздника все это богатство торжественно сжигалось, что означало непременное свершение всех желаний, а также защиту на будущее от всего дурного.
Интересно, что праздник Сагитё всегда имел в Японии и «народную» вариацию. В этом случае он назывался дондоняки и широко праздновался в народной среде. При этом он традиционно носил массовый характер, подразумевающий устройство большого костра на открытой площадке или на берегу моря и присутствие большого числа людей. На этом празднике также сжигали «первые пробы пера» и в придачу к ним — все новогодние украшения, сделанные из рисовой соломы (симэкадзари). Огонь этого костра считался очистительным, и ему придавалось очень большое значение в системе народных благопожелательных новогодних обрядов.
Собственно, участие ракеток для игры в волан в важном очистительном действе способствовало тому, что в «жизни» хагоита также стали происходить большие перемены. И, прежде всего, это было связано с оформлением самих ракеток. Воспринимаемые первоначально как исключительно атрибут праздника Сагитё или его народного эквивалента, они стали соответственно украшаться, да и вообще магическая значимость этого атрибута, его роль как защитника от болезней и несчастий требовала нового облика, более яркого и эстетичного. Форма жезла с маленькой лопаточкой на конце не отвечала этим требованиям и, вероятно, именно на этом этапе верхняя часть ракетки была расширена, а сама ракетка приняла форму широкой плоской лопатки в форме трапеции, что дало возможность нанести на одну из ее сторон рисунок. При этом важно отметить, что форма трапеции была, вероятно, не единственно возможной, а существовали некие лекала, по которым при помощи известки можно было придать форму других геометрических фигур, например, форму шестиугольника.
Первоначально основным рисунком на ракетке было изображение праздника Сагитё, отчего появилась даже особая разновидность ракеток, известная как сагитё-хагоита. На внешней стороне ракетки изображали людей, а на внутренней — сам праздник Сагитё, а именно, сооруженный конусом из стволов молодых сосен и длинных бамбуковых стеблей костер и пылающий на вершине этого конуса огонь.
Иногда ракетки превращались в настоящее сокровище. Это происходило тогда, когда их изготавливали специально в качестве свадебного подарка. В этом случае они ярко раскрашивались и даже покрывались позолотой. Свадебным ракеткам как раз и придавалась форма шестиугольника. По аналогии с этими богатыми, а главное — ослепительными и броскими — создавались и ракетки более дешевые. Но они также придерживались основного принципа — блеск, яркость и красота. Такие ракетки имели распространение в городской народной среде, получив при этом название дайри-хагоита, что буквально означает «императорские ракетки».
Однако с течением времени тематический круг рисунков на ракетках заметно расширился. Он больше не ограничивался лишь изображением праздника Сагитё. Излюбленными темами стало изображение вместе сосны, бамбука и сливы — традиционных дальневосточных символов долголетия, стойкости и обновления жизни, а также изображение Семи богов счастья — любимых до сих пор народных богов — покровителей всех сторон жизни от долголетия и богатства — до успехов в ораторском искусстве. Нередкими стали и красивые пейзажные зарисовки, также имеющие благопожелательный смысл. Например, часто изображали восход солнца, имея в виду восход первого в Новом году солнца — события и сегодня имеющего для японцев чрезвычайно важное сакральное значение как символа начала нового этапа в жизни, этапа новых свершений и нового счастья.
Уже в XVII в. излюбленной художественной темой ракеток-хагоита стало изображение актеров театра Кабуки, своеобразного символа той эпохи. Известных актеров знали в лицо, и их лица стали появляться на ракетках для игры в волан. Здесь следует напомнить, что изображения актеров театра Кабуки начиная с XVII в. приобрели статус благопожелательного символа. Это было связано с преданием о вещем новогоднем сне, который увидел тогдашний военный правитель Японии сёгун Токугава Иэясу. В том сне Токугава среди прочих предметов увидел актера театра Кабуки, после чего актеры театра Кабуки стали почитаться особо, хотя и до этого все они наделялись в сознании японцев определенной магической силой.
В XVII в. большим успехом стала пользоваться новая техника оформления ракеток — вместо рисунков в моду вошли тканевые объемные аппликации из дорогой парчи. Тогда же начал повсеместно утверждаться термин хагоита, который постепенно совершенно вытеснил из обихода привычное для многих слово кокоита.
Сохранились сведения, что расписные ракетки, изготовленные в Киото, вместе с другими новогодними украшениями впервые были выставлены на новогоднем базаре в г. Эдо (совр. Токио) в 1692 г. Считается также, что ежегодные специализированные базары ракеток и воланов стали проводиться в Эдо в районах Асакуса и Нихомбаси в период с 1699 г. по 1703 г.; они были приурочены к началу новогодних праздников [2, с. 69].
Появление ракеток-хагоита «в свободной продаже» привело к тому, что этот атрибут Нового года, а вместе с ним и традиция играть в волан в праздничные дни получила повсеместное распространение и перестала быть привилегией высших сословий. Она превратилась в непременный атрибут городской эдосской культуры, причем по большей части игра в волан рассматривалась как женская забава — в волан стали играть девочки, юные девушки и молодые женщины.
Это, однако, не означало, что правила игры и отношение к ней были строгими и обязательными для исполнения. В каждом районе Японии со временем утвердилась своя форма игры в волан, что даровало этому древнему атрибуту Нового года новую жизнь. Так, на п-ове Идзу в преф. Сидзуока в волан традиционно играли не только девушки, но и юноши, а сама игра рассматривалась как прекрасный повод для знакомства. В преф. Яманаси эта новогодняя забава приобрела массовый характер и привлекала огромное число людей, заставляя их собираться на игру как на большой праздник. Там игра в волан получила даже собственное название хагоита даки. А вот в преф. Ниигата, где эта игра была и остается очень популярной, она воспринималась, прежде всего, как новогоднее состязание-гадание. У нее также было собственное название — хагоита-вараси, что буквально означает «паренек с хагоита». Во время этой игры соревновались самые умелые, те, у кого волан долго не падал, поскольку улетевший волан означал неудачу в новом году.
В каждом районе счет вели до определенного количества ударов ракеткой и так гадали, будет ли наступивший год удачным для игрока, и ждут ли его перемены в личной жизни. Играли в волан как парами, как и в одиночку, подкидывая волан на ракетке. Анализируя функциональное предназначение ракеток-хагоита, японский этнограф Танака Масааки так пишет: «…вряд ли игру в волан следует относить только к виду новогодних гаданий, но и нельзя сказать, что хагоита — это просто игрушка. Ракетка связана с особыми верованиями, и вместе с тем служит средством для проведения борьбы за право называться сильнейшим» [4, с. 353].
Сегодня Базар ракеток-хагоита по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей японской столицы. Даты его проведения установлены четко и не меняются в зависимости от дней недели, даже если период 17–19 декабря выпадает только на будние дни. Это — базар-праздник, базар-покупка, базар-экскурсия. Недаром во всех близлежащих префектурах на эти дни организуются специальные экскурсионные автобусные туры для желающих комфортно съездить полюбоваться на яркое зрелище и купить хагоита на память. Конечно, и сегодня этому атрибуту Нового года придается большое значение — как и много веков назад ракетки-хагоита принято дарить девочкам с пожеланиями благополучия и счастья в будущей семейной жизни. Именно поэтому каждый год продажа на базаре идет бойко, тем более что ассортимент всегда велик и чрезвычайно интересен.
На дни базара территория храма превращается в небольшой оживленный квартал, в котором явно просматриваются «улочки», созданные многочисленными лавочками по продаже ракетками. Хагоита устанавливают за спиной торговца ярусами так, чтобы они все вместе предстали в своем полном великолепии и пестроте.
Сегодня ракетки имеют форму трапеции, к меньшей стороне которой как бы прикреплена прочная ручка. На самом деле вся конструкция вырезается из одного куска дерева, поэтому опасности «потерять» ручку ракетки нет. С одной стороны «лопатки» ракетки — рисунок, более или менее выразительный, иногда там прорисована лишь ветка сосны или ветвь цветущей сливы. Это игровая часть ракетки. На другой стороне — богатая объемная аппликация с использованием тканей, тесьмы, металлических аксессуаров, имитирующих золото или серебро. От богатства оформления и дороговизны использованных материалов зависит и стоимость ракетки. Настоящая хагоита — предмет дорогой и тяжелый. В доме ему требуется отдельное место — тумба или витрина, где ракетку установят на специальную стойку — ведь величина ракетки вместе с ручкой бывает больше метра. Хагоита становится украшением дома на время новогодних праздников и по своему прямому назначению — для игры — используется в наши дни только в 1-ый день Нового года, когда нарядно одетые девочки выносят ее на улицу, чтобы несколько раз подкинуть пестрый волан. Но и этого, как считают японцы, достаточно, чтобы отогнать от девочки в наступившем году все дурное и чтобы жизнь ее сложилась счастливо.
Конечно, как и многие другие атрибуты Нового года, хагоита также приспосабливаются к особенностям жизни в современных больших городах. Именно поэтому с течением времени стали появляться небольшие или совсем маленькие ракетки, уже установленные на специальных стойках и помещенные в прозрачные пластиковые витрины. Такие и не пылятся, и вообще не требуют особого ухода, хотя все равно им необходимо определенное место в доме. Но и их можно заменить предлагаемыми тут же на базаре совсем миниатюрными, практически настольными хагоита в маленькой прозрачной коробке.
Это вообще особенность японских праздничных базаров — они выставляют товар на любой вкус, возможность и кошелек. Потому даже на этом, по сравнению с другими новогодними базарами, очень дорогом базаре, предлагаются и небольшие ракетки размером 20–30 см из более дешевого дерева, с аппликацией из ярких, красочных, но недорогих тканей.
Японцы по-прежнему, как и столетия назад, приобретают в большом количестве этот специфический новогодний атрибут, хотя многие приходят просто посмотреть на красоту, равную которой можно увидеть разве что в художественных музеях. Да и посмотреть есть на что. Разнообразию изображений на ракетках, кажется, нет предела. Конечно, и сегодня большая часть тканевых аппликаций выполнена на традиционные сюжеты — в основном это лица — актеров театра Кабуки и известных по гравюрам красавиц. Однако уже давно к этим известным лицам прибавились новые, но не менее известные — например, лица спортсменов, особенно бейсболистов, и даже государственный деятелей. Современная массовая культура, искусство мультипликации-анимэ тоже внесли свой вклад в художественное оформление новогодних ракеток. Здесь можно встретить и любимую уже не одним поколений японских девочек кошечку Китти, и героев всех популярных мультфильмов. И это специфика не только данного базара — герои современной массовой культуры, мульт- и телесериалов уверенно входят в мир традиционной японской культуры, по-своему привлекая внимание молодого поколения к наследию прошлого. При этом, как можно наблюдать и на этом базаре, и на других, для самих японцев появление этих «художественных новоделов» — повод удивиться, заинтересоваться, иногда посмеяться, но не купить. Японцы, памятуя о том, что хагоита — это, прежде всего, предмет с благопожелательной символикой, дарующий избавление от неудач и проблем и на котором каждое изображение имеет свой магический смысл, предпочитают все же верность традиции.
Литература:
- Маруяма Хисако. Хагоита ([Ракетки]-хагоита) // Нихон миндзоку дзитэн (Японский этнографический словарь). — Токио, 1987.
- Миндзоку-но дзитэн (Этнографический словарь). — Токио,1988.
- Нихон дайхякка дзэнсё (Большой японский энциклопедический словарь). Encyclopedia Japonica. — Токио, 1994.
- Танака Масааки. Хагоита ([Ракетки]-хагоита) // Нихон миндзоку дайдзитэн (Большой японский этнографический словарь) в 2-х тт. Т. 2. Токио, 2000.