В данной статье автор приводит обзор отечественных трудов посвященных развлечениям римлян в эпоху Поздней Античности. Проблема работы заключена в нехватке специализированных материалов по теме, поскольку отечественная историография в советский период не придавала никакого значения развлечениям празднествам римлян.
Ключевые слова: Древний Рим, римляне, развлечения, досуг, поздняя Античность, историография.
In this article the author gives an overview of the domestic works devoted to the entertainment of the Romans in the late Antiquity. The problem lies in the lack of specialized materials, as Russian historiography during the Soviet period did not betray ikak value entertainment festivals of the Romans.
Key words: Ancient Rome, the Romans, entertainment, leisure, Late Antiquity, historiography.
Историю Рима тяжело представить, ограничиваясь лишь политикой и экономикой. Важное место в истории занимает культурная жизнь людей. Мы рассмотрим развлечения как неотъемлимую часть истории повседневной (и не только) жизни людей. Под развлечениями мы понимаем: термы, застолья, игры, зрелища (такие как театр, публичные чтения, гладиаторские бои), праздники.
Изучить развлечения как общественное явление нам помогут труды исследователей, которые занимались историей Рима и Античности, а так же анализом источников. Стоит отметить, что зарубежные исследователи начали изучать Рим намного раньше и их вклад особенно ценен для нас. Историография античности является одной из основных ветвей мировой историографии. Отражая в своем развитии ее особенности, антиковедение имеет черты, придающие ему определенную специфику. Особую специфику следует выделить и в историографии отечественной. Условно ее можно разделить на три периода: дореволюционный, советский или постсоветский, то есть современный. Каждый из периодов по-своему интересен и специфичен, попробуем разобраться.
В дореволюционный период Античность вступила на путь развития. Такие исследователи как Ф. Ф. Зелинский, М. М. Стасюлевич, С. В. Ешевский, Л. П. Карсавин, М. С. Корелин, А. С. Милюкова и др. начали опубликовывать свои бесценные труды.
Стоит отметить работу Ф. Ф. Зелинского, который глубоко показал плодотворное воздействие античной культуры на многие стороны европейской духовной жизни, особенно европейской литературы. В своей работе «История античной культуры» он повествует о влиянии христианства на римское общество, в частности на проведении игр: «К первым христианство отнеслось вполне отрицательно; еще Тертуллиан в своем трактате «De spectaculis»[1] объявил театр недопустимым для христианина по религиозным и нравственным причинам. Игры в амфитеатрах — то есть venationes[2] и гладиаторские бои — держались еще до V века, но затем они мало-помалу исчезли. Остались сравнительно безобидные ристания в цирке, значение которых даже усилилось; изгнанная с государственной арены партийная жизнь здесь нашла себе убежище, и партии «зеленых» и «синих» играли в христианской империи такую же роль, какую в недавнем прошлом Англии — партии «вигов» и «тори». Попытка Юстиниана сломить их силу повела в 532 году к знаменитому восстанию «Ника», которое едва не стоило ему престола и жизни» [1, c. 29].
С. В. Ешевский в исследовании «Сочинения. Часть Первая» обращает внимание на сферу влияния Рима. Он приводит нас к мысли, что Рим, завоевывая новые территории, не только менял ценности и идеалогию захваченных народов, но и сам подвергался их влиянию: «Во всех областях Сирии мы видим древние божества с их преждними именами. Римское владычество не могло изменить положение дел. Религиозная пропаганда не лежала вовсе в характере примлян. К тому же национальная культура римлян так же подвергалась влиянию и утратила свое первичную основу» [2; c. 147].
В 1892 году опубликовал свой труд М. С. Корелин. В «Падении античного мировоззрения» автор анализирует последствия принятия христианства, которое повлияло на развлечения римлян: «Религиозная ненависть суеверной массы поддерживалась еще враждебным отношением христиан к тому, что составляло величайшее наслаждение, — к публичным зрелищам. Эти зрелища были ненавистны последователямъ нового учения по двум причинам: им предшествовали религиозные церемонии, и сами представления, состоявшие в борьбе на смерть гладиаторов другъ с другом и с хищными зверями, отличались кровожадною жестокостью. Христиане осмеливались выражать свое презрение к таким зрелищам, чего позже не решались делать даже христианские императоры, чтобы не навлечь на себя народнаго недовольства» [3; c. 257].
Дореволюционная литература сменилась советской, которая, в основном, делала акцент на изучении римской политики и экономики. Но, стоит отметить, что культурная жизнь Рима напрямую связана с этими сферами. Например, в 63 году нашей эры император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. Этот закон способствовал увеличению затрат, при подготовки к зрелищу. Советская историография полна выдающимися исследователями, но всех в данной статье рассмотреть невозможно, поэтому ограничимся несколькими.
В. Д. Блаватский в своей книге «Античная цивилизация» освещает различные стороны античной цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В исследовании содержится информация о проведении гладиаторских боев: «Выступления гладиаторов были парными, когда они бились один на один, и групповыми, когда они боролись группами, иногда многочисленными — отряд на отряд. Кроме пеших боев были бои всадников и эссе-дариев, сражавшихся на колесницах.
Раненый побежденный гладиатор сдавался на милость публики которая могла потребовать добить его или отпустить.
Наряду со сражениями бойцов практиковалось единоборство гладиатора с дикими животными;этим занимались бестиарии; оружием их было копье. Раздразнив большое и свирепое животное — быка, медведя,— они бились с ним насмерть. В иных случаях зверям просто отдавали на растерзание осужденных преступников» [4, c. 87].
В двухтомнике Е. С. Голубцовой «Культура Рима» (1985) описывается ряд увеселений римлян. Одним из примечатеьным является цирк: «Для канабы Интерцизы (совр. Дунауйварош) мы можем предполагать цирк еще в IV в. Раскопки раннехристианского некрополя в Интерцизе открыли черепицу, служившую в качестве крышки составленного из черепиц гроба. На этой черепице до обжига, по мягкой глине, была нарисована молодая девушка в короткой, как у детей, тунике, с вышитой каймой. В правой руке девушка держит пальмовую ветвь — символ награды, в левой — колесо со спицами. Уже было замечено сходство в образе этой девушки с обликами акробаток на мозаике позднеимператорской виллы Пьяцца Армерина в Сицилии. На этой мозаике были представлены две акробатки — одна с такой же пальмовой ветвью в руках и в такой же одежде, другая — с таким же колесом. Такое колесо употреблялось в цирке и в гимнастических залах» [5, c70].
Общегосударственные праздники отмечались в Древнем Риме с особой торжественностью и пышностью. Об этом пишет советских историк О. Я. Неверов: «Особенно пышно отмечался праздник нового года, ставший со сто пятьдесят третьего года до нашей эры традицией, как в Риме, так и во всей Италии, а с увеличением территории Римского государство — по всей Римской Империи. Связан был этот день со вступлением в должность новых консулов, поэтому, в Риме проходили официальные торжества. Сначала первого марта, а потом первого января. Данное мероприятие проходило следующим образом: сначала в каждом консулов собирались сенаторы и друзья, оттуда все, организованной процессией, шли на Капитолий, и участники праздничного шествия приносили благодарственные жертвы покровителю Римского государства — Юпитеру Капитолийскому. В имперскую эпоху вновь избранные должностные лица в день Нового года давали присягу на верность императору, а войско клялось в верности своему полководцу. Подобно греческим праздникам, в Риме, по окончании официальной части, начинались пиры и театральные представления. У всех консулов присутствовали высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди» [6, c. 118].
Советская историография находилась под влиянием марксиситко-ленинской идеалогии, ее специфика определяется множеством трудов по политическому устройству, рабовладению и экономических устроях. Культурная жизнь была отложена в «дальний ящик». Но в постсоветский период цензура слабеет и в отечественной историографии появляются труды, в которых смело описаны культурно-массовые развлечения, праздники, увеселения. Обратим внимание на некоторых российских историков.
Л. С. Ильинская в конце ХХ века опубликовала энциклопедический справочник по античной истории. Проанализировав его, мы узнаем о бытовых увеселениях римских детей: «Помимо состязаний и представлений, связанных с почитанием богов, римляне с детства до глубокой старости скрашивали свой досуг многочисленными играми и развлечениями, соответствующими каждому возрасту. Об игрушках, которыми пользовались дети, можно судить и по отрывочным упоминаниям древних авторов, и по сохранившимся погремушкам, куклам, кукольной мебели и посуде, миниатюрным светильникам, фигуркам животных, и т. п. которые находят или в детских могилах или при раскопках храмов, потому что, выходя из детского возраста, подростки жертвовали любимые игрушки вместе с прядью волос богам — мальчики — обычно Аполлону, девочки — Артемиде» [7, c. 28].
Относительно недавно в свет вышла работа В. А. Горончаровского «Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью». На основе широкого круга письменных, эпиграфических и археологических источников автор рассматривает вопросы происхождения гладиаторских игр и связанных с ними сооружений, их профессиональной организации: «В сложный период, когда государство со всех сторон подвергал ось нападен ия м врагов, и м ператоры не упускали случая сэкономить на организации публ и ч н ых зрелищ. Так, Проб (276–282) по случаю триумфа над германцами и африканским племенем блеммиев показал римлянам на арене Большого цирка звериные травли и поединки тРехсот пар гладиаторов, набранн ых исключительно среди пленных представителей упомянутых племен, а также сарматов и исаврийских разбойн иков, захваченных на юге Малой Азии (F1. Уор. Prob. XIX. 8)» [8, c. 66].
В 2002 году вышло переработанное издание С. И. Ковалева «История Рима». Его ученик Э. Д. Фролов переработал труд Ковалева и выпустил новое и дополненное собрание. В книге раскрываются важнейшие проблемы истории Рима: формирование сословий патрициев и плебеев, особенности римской государственности, гражданские войны, становление империи и т. д. Для нас данная работа представляет интерес в изучении динамики театральных представлений Рима: «Мим, ателлана и пантомим (балет) стали единственно признаваемым римской публикой видом театральных зрелищ. Грубые вкусы толпы, от которых не отличались и вкусы общественных верхов, требовали введения на сцену подлинных убийств и казней (актерами, игравшими роли «смертников», были рабы)» [9, c. 784].
Античная историография за тысячелетие своего существования прошла длительный путь развития, приобрела ряд черт, придающих ей своеобразный характер. Для большинства античных историков было характерно понимание истории как «наставницы жизни», и потому от историка требовалось не беспристрастное и объективное исследование, а интерпретация исторических событий в определенных целях, прославление того или иного героического прошлого, пробуждение у читателя благородных и возвышенных стремлений. Таким образом, в соответствии с поставленной задачей большинство историков опускали материал, неблагоприятный для их основной мысли, подбирая без особой проверки факты, даже сомнительные сведения, развивающие их идею.
Как мы видим, отечественная историография о развлечениях римлян в эпоху Античности достаточно обширна. В данной статье были рассмотрены некоторые работы исследователей Античности древолюционной, советской и современной Росси, которые охватывают многогранный аспект культурной римской жизни: от повседневных семейных праздненств до общегосударственных официальных праздников.
Литература:
- Зелинский Φ.Φ. История античной культуры. — СПб.: Марс, 1995. — 380 с.
- Ешевский С. В. Сочинения. Ч.1. — М.: Типография Грачева, 1870. — 384 с.
- Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. — СПб.: тип. о-ва Брокгауз и Ефрон, 1892. — 258 с.
- Блаватский В. Д. Античная цивилизация. — М.: Наука, 1973. — 366 с.
- Голубцова Е. С. Культура Древнего Рима. В 2 тт. Т. I-II. — М.: Наука, 1985. — 748 с.
- Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира. — Л.: Печать, 1981. — 225 с.
- Ильинская Л. С. Римские праздники. // Античность: краткий энциклопедический справочник. — М.,1999. — № 4 — С. 26–37
- Горончаровский В. А. Арена и кровь: Римские гладиаторы между жизнью и смертью. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2009. — 247 с.
- Ковалев С. И. История Рима. — Новое издание, исправленное и дополненное / Под ред. проф. Э. Д. Фролова. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон». — 2002. — 864 с.
[1] «О зрелищах». — Лат.
[2] Бои диких зверей. - Лат.

