Полевые археологические исследования А. А. Спицына на воронежской земле | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Археология

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 24.03.2018

Статья просмотрена: 447 раз

Библиографическое описание:

Страхова, З. Ю. Полевые археологические исследования А. А. Спицына на воронежской земле / З. Ю. Страхова. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/305/14005/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье дается анализ роли известного археолога, члена Императорской Археологической Комиссии, А. А. Спицына в становлении региональной археологии Воронежской губернии.

Ключевые слова: история археологии, региональная археология Воронежской губернии, А. А. Спицын.

Археологические древности Центрального Черноземья, в том числе и Воронежской губернии, включаются в сферу научных интересов Императорской археологической комиссии с 1886 года.

С 1896 г. служебные обязанности штатного члена ИАК Александра Андреевича Спицына были дополнены. Одним из таковых дополнений стало приписывание с 1896 г. в его служебные обязанности «руководство» регионом, включающим в себя и Центральное Черноземье [1, c. 34].

К миссии ученного относилось по мимо ведение археологических дел и непосредственное осуществление собственных полевых исследований, а также собирание различных сведений о памятниках древности и случайных находках, их ученная оценка и издание, принятия мер к их сохранению, к тому же ученый занимался рассмотрением вопросов о реставрации монументальных памятников.

С конца 90-х годов XIX века связь А. А. Спицына с воронежскими исследователями начала приобретать постоянный характер сотрудничества: он подписывал запросы воронежских организаций, а также частных лиц по поводу выдачи открытых листов, он же редактировал и готовил к печати отчеты, присылаемые ему.

В 1903 г. на II Областном историко-археологическом съезде, состоявшемся в Твери, членами Воронежской Ученой Архивной Комиссии Л. М. Савеловым и С. Е. Зверевым было получено согласие А. А. Спицына начать раскопки в Воронежской губернии, о чем ученые по возвращению в Воронеж с воодушевлением сообщили на заседании комиссии.

Археологическая комиссия в 1905 г. все так же продолжает интересоваться археологическими данными полученными в Воронежском крае. После обнаружения случайных находок в Валуйском и Коротоякском уездах ВУАК направила запрос в ИАК о предоставлении денежных средств на производство раскопок или же об отправке в командировку уполномоченных лиц для археологических исследований воронежского края [2, с. 149].

Поводом же для приезда А. А. Спицына стали находки раннего железного века у с. Мастюгино, Коротоякского уезда. Таким образом, был спланирован первый приезд профессиональных археологов в Воронежскую губернию.

Александр Андреевич приезжал в Воронежскую губернию два раза: в 1905 и в 1906 гг.

Первый приезд ученого в Ворнежский край датируется с 15 по 29 мая 1905 г.

В течение этого времени ученым были проведены раскопки в селах Борщево и Голышевка в Воронежском уезде, а также в селе Мастюгино Коротоякского уезда. Результаты работ, проведенных Спицыным, были представлены в ежегодном отчете ИАК.

Одна из самых значительных работ в этот период была проведена А. А. Спицыным в с. Мастюгино, Коротоякского уезда. Там Александр Андреевич совместно с членами ВУАК доследовал два, ранее известных, кургана.

А. А. Спицын так же провел работы близ с. Боршева Коротоякского уезда. Там он собрал подъемный материал и снял план местности, что позволило ему сделать вывод о том, что памятник принадлежит к донецкому типу древних городищ [3, с. XXVII].

До начала раскопок А. А. Спицына на территории близ с. Борщева были найдены кости мамонта, помня это, Александра Андреевич заложил пробную траншею, обнаружив кости, а также осколки кремния уже на небольшой глубине. Ученый предположил, что на данной территории будут найдены остатки палеолита, как в Костёнках [4, c.145].

Близ с. Голышевки Воронежского уезда А. А. Спицын осмотрел большое городище, по его мнению, входящее в систему русских укреплений XVI-XVII вв. [5, c. 74]. Исследователь отметил что, городище включало в себя два небольших, но древних городка, относящиеся примерно к боршевскому времени. Стоит отметить, что на памятнике близ с. Голышевки обширные археологические работы были организованы только советскими учеными. В 1949–1950 гг. силами экспедиции Воронежского государственного университета проводились работы на указанной территории, носившие разведочный характер. Эти работы уточнили некоторые выводы с раскопок А. А. Спицына.

Во время своего второго визита в Воронежскую губернию в 1906 году Александр Андреевич Спицын принял решение продолжить раскопки у с. Мастюгино. В мае 13 числа он получает открытый лист, и с 18 августа по 1 сентября вновь посещает Воронежскую губернию [2, c. 150]. В течении первой недели своего приезда ученый исследовал окрестности у с. Мастюгино. Во время своего визита ученый посетил Дивногорье, на обратном пути заехав ненадолго в Воронеж, отправился в Москву, откуда уехал обратно в Санкт-Петербург.

А. А. Спицын в ходе своего визита посетил Маяцкое городище для того что бы определить его размер, а также удобство исследования находящегося рядом древнего могильника. После обследования этого памятника, А. А. Спицыным было выслано письмо, датирующееся 30-ым августа 1906 г. на имя В. В. Латышева с просьбой выслать открытий лист на раскопки рядом с Дивногорским монастырем в Острогожском уезде Воронежской губернии члену ВУАК А. И. Милютину [3, c. XXXI].

Раскопки эти были проведены А. И. Милютиным вместе с другими членами ВУАК, однако продолжались исследования всего месяц, с 8 сентября по 7 октября. Археологические исследования Маяцкого комплекса были продолжены в 1908 -1909 гг. Н. Е. Макаренко, который в отличие от А. И. Милютина обратил особенное внимание на каменную крепость и заложил на ней раскоп для исследования цитадели, двух западин внутри крепости, ворот и стен, на которых было разбито четыре крупных раскопа.

Полевые исследования Маяцкого селища после раскопок Н. Е. Макаренко прекратились на несколько десятилетий. После Н. Е. Макаренко в течение 66 лет никто не решался продолжать раскопки на Маяцком городище. Основной причиной этого являлось неудобство его расположения на краю мыса, нависающего всей громадой над железной дорогой. Лишь в 1975, 1977–1982 гг. на Маяцком селище были начаты планомерные археологические раскопки силами Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции, в которой так же принимали участие ученые от АН СССР.

Александр Андреевич Спицын в ходе посещения Воронежа не остался равнодушным к археологическим коллекциям Губернского музея. А. А. Спицын осмотрел коллекцию и дал некоторым вещам собственное определение. Об этом свидетельствует протокол заседания ВУАК от 19 января 1908 г. [6, c. XCVIII].

Воронежская ученная архивная комиссия высоко оценила деятельность А. А. Спицына: 30 ноября 1906 г. он был избран членом этого научного сообщества [там же, с. XXIII].

К сожалению А. А. Спицын в Воронежской губернии больше не был, однако им по-прежнему были инициированы и запланированы поездки в край Н. Е. Макаренко. В 1909 году Воронежскую губернию посещает один из близких друзей и коллег А. А. Спицына знаменитый отечественный историк Сергей Федорович Платонов.

Что же касается деятельности самого А. А. Спицын в последующие годы ХХ века, то он по-прежнему курировал археологическую деятельность воронежских исследователей. Александр Андреевич не остался в стороне и от весьма напряженной переписки ИАК с ВУАК 1910–1911 гг., связанной с некоторой путаницей при проведении раскопок в месте близ г. Воронежа, под названием «Частые курганы», а затем и с невежливым, хотя и объяснимым, поведением ВУАК по отношению к ИАК [1, c. 234].

Не исключаем возможное появления дополнительных сведений, относящихся к завершающему периоду деятельности А. А. Спицына, однако, если учитывать солидный возраст ученого и его довольно противоречивые взаимоотношения с новым политическим режимом, то вполне вероятно, что интерес к воронежским древностям остался для Александра Андреевича в прошлом.

Делая вывод, стоит отметить, что Александр Андреевич стал первым профессиональным археологом, который провел раскопки в губерниях центрального Черноземья.

Своими раскопками ученый давал своего рода «мастер-класс», которые были так необходимы для провинциальных исследователей древностей, стоит отметить что главными объектами его изучения были базовые памятники Воронежской губернии, это прежде всего — славянское городище и могильник у села Борщево, а так же Мастюгинский могильник раннего железного века, по инициативе Спицына были не только возобновлены, но и приобрели характер планомерных исследований работы на Маяцком городище салтово-маяцкой культуры, которые продолжались вплоть до 1911 г.

Деятельность А. А. Спицына — целый этап в истории археологического изучения Воронежской губернии и страны в целом.

Литература:

  1. Императорская Археологическая Комиссия (1859–1917): к 150-летию со дня основания. У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин; под общей ред. Е. Н. Носова. — СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009.
  2. Захарова Е. Ю. Роль А. А. Спицына в становлении археологии Воронежского края / Е. Ю. Захарова // Российская археология. — 2009. — № 3. — С. 148–152.
  3. Журнал заседаний // Труды Воронежской ученой архивной комиссии. — Воронеж, 1902. — Вып. I. — Отдел III.
  4. Спицын А. А. Русский палеолит / А. А. Спицын // ЗОРСА. — Т. XI. — Петроград, 1915. — С. 133–172.
  5. Спицын А. Историко-археологические разыскания. I. Исконные обитатели Дона и Донца / А. Спицын // ЖМНП. Новая серия. Ч. XIX. — СПб., 1909. — С. 67–79.
  6. Труды Воронежской Ученой Архивной Комиссии. — Т. IV. — Воронеж, 1908. — 71, 170–416, XLIV, XCVIII c.
Основные термины (генерируются автоматически): Воронежская губерния, воронеж, раскопка, центральное Черноземье, XCVIII, воронежский край, Воронежский уезд, Императорская археологическая комиссия, ранний железный век, региональная археология.

Ключевые слова

история археологии, региональная археология Воронежской губернии, А. А. Спицын

Похожие статьи

Проблема «типичности» Орловской губернии для Центральной...

Воронежская губерния, центральное Черноземье, воронеж, раскопка, региональная археология, ранний железный век, Императорская археологическая комиссия, Воронежский уезд, воронежский край, XCVIII.

Характерные черты территориально-хозяйственного комплекса...

На юге Воронежской области в г. Россошь расположено крупнейшее в ЦЧР предприятие по производству минеральных удобрений.

В результате в западной части области сформировался региональный промышленный пояс, протянувшийся от Воронежа до...

Использование памятников археологии в организации...

По предварительной оценке, Зюраткульский геоглиф был создан во времена неолита — раннего железного века (VI тыс. до н. э. — I тыс. н. э.). В настоящее время геоглиф

Археологическое прошлое в настоящем регионального... Серия «Археология и этнография Марийского края».

К истории изучения древностей Приветлужья | Статья в журнале...

Вып. 2. Ранний железный век и средневековье.

Ключевые слова: «Археология и этнография Марийского края», волосовско-турбинское время, полевой семинар, Марийская археологическая экспедиция, юбилей.

Деятельность Воронежского губернского жандармского...

Деятельность Воронежского губернского жандармского управления в период революционных волнений начала XX века.

Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — 208 с.

Происхождение названий древних городов Брянской области

Ключевые слова: топонимика, этимология, центральная Россия, Брянская область.

Археологические раскопки указывают, что поселение возникло до появления в

А материалы изучения Почепского селища позволили выделить почепскую археологическую культуру (I век).

Роль сельского туризма в сохранении и развитии сельских...

Но почему бы не подивиться чудесными придонскими пейзажами сёл Воронежской области?

Этому могла послужить крупномасштабная урбанизация, начавшаяся еще в середине XX века и повлекшая за собой угасание интереса к сельскому туризму.

Прикосновение к истокам. Археологические раскопки на острове...

Рис. 3. Археологические раскопки. Рис. 4. Переправа на остров.

Ребята прослушали курс лекций по краеведению и истории Костромского края, по археологии, истории костромских церквей и

В 16-м веке его носила маленькая модница, лет пяти, уверяют археологи.

Похожие статьи

Проблема «типичности» Орловской губернии для Центральной...

Воронежская губерния, центральное Черноземье, воронеж, раскопка, региональная археология, ранний железный век, Императорская археологическая комиссия, Воронежский уезд, воронежский край, XCVIII.

Характерные черты территориально-хозяйственного комплекса...

На юге Воронежской области в г. Россошь расположено крупнейшее в ЦЧР предприятие по производству минеральных удобрений.

В результате в западной части области сформировался региональный промышленный пояс, протянувшийся от Воронежа до...

Использование памятников археологии в организации...

По предварительной оценке, Зюраткульский геоглиф был создан во времена неолита — раннего железного века (VI тыс. до н. э. — I тыс. н. э.). В настоящее время геоглиф

Археологическое прошлое в настоящем регионального... Серия «Археология и этнография Марийского края».

К истории изучения древностей Приветлужья | Статья в журнале...

Вып. 2. Ранний железный век и средневековье.

Ключевые слова: «Археология и этнография Марийского края», волосовско-турбинское время, полевой семинар, Марийская археологическая экспедиция, юбилей.

Деятельность Воронежского губернского жандармского...

Деятельность Воронежского губернского жандармского управления в период революционных волнений начала XX века.

Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. — 208 с.

Происхождение названий древних городов Брянской области

Ключевые слова: топонимика, этимология, центральная Россия, Брянская область.

Археологические раскопки указывают, что поселение возникло до появления в

А материалы изучения Почепского селища позволили выделить почепскую археологическую культуру (I век).

Роль сельского туризма в сохранении и развитии сельских...

Но почему бы не подивиться чудесными придонскими пейзажами сёл Воронежской области?

Этому могла послужить крупномасштабная урбанизация, начавшаяся еще в середине XX века и повлекшая за собой угасание интереса к сельскому туризму.

Прикосновение к истокам. Археологические раскопки на острове...

Рис. 3. Археологические раскопки. Рис. 4. Переправа на остров.

Ребята прослушали курс лекций по краеведению и истории Костромского края, по археологии, истории костромских церквей и

В 16-м веке его носила маленькая модница, лет пяти, уверяют археологи.