Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

V международная научная конференция «История и археология» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 06.02.2018

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Попело А. В. Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный феномен (к постановке проблемы) [Текст] // История и археология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 1-5. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13720/ (дата обращения: 17.10.2018).



В работе рассмотрено активное существование и деятельность в XIII–XV вв. такого интересного пространственно-территориального образования, как Сарайская епархия, располагавшегося в том числе на территории Подонья (Средний Дон). Кратко рассмотрена ее история. Рассмотрены некоторые понятия, относящиеся к епархии как к «проводнику» христианско-православной религиозной деятельности, а также к религиозной (христианской) культуре. Дано авторское определение понятия «историко-культурный феномен».

Ключевые слова: Епархия, Сарайская епархия, культура, история, религия, народы Подонья, историко-культурный феномен.

Для лучшего понимания российской истории важно разностороннее изучение истории и культуры различных частей — территориальных образований в настоящее время входящих в территорию Российской Федерации.

Интересным, заслуживающим самого пристального внимания и изучения — территориальным образованием являлась Сарайская епархия в XIII–XV веках. Она, безусловно, внесла вклад в культурное развитие территории Подонья в средние века.

Целью данной работы является первоначальное рассмотрение Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурного феномена.

Итак, религия представляет собой одну из областей духовной культуры. Важным «проводником» христианско-православной религиозной деятельности является функционирование епархий.

В работе [1] приводится такое определение понятия епархия.

Епархия (греч. eparchia) — в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

В работе [2] говорится, что епархия — церковно-административная территориальная единица, управляемая архиереем.

Соответственно епископ (греч. episkopos) — в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза) [1].

В работе [1] в одном из значений приводится такое определение понятия история.

История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и общества.

В работе [2] в одном из значений отмечается, что история — действительность в ее развитии, движении. В другом значении, история — это прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

В работе [1] приводится следующее определение понятия культура.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях…. Понятие «Культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура); конкретных обществ, народностей и наций (например, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле — сфера духовной жизни людей.

В работе [2] в одном из значений приводится следующее определение понятия культура.

Культура — совокупность производственных и духовных достижений людей.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека [3].

Соответственно, духовные потребности — это нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т. е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира; для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства [3].

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения; потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком; естественным образом эта потребность не возникает; она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования [3].

В работе [2], в одном из значений, «феномен» определяется как явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь. Например, феномен долголетия. Мода — социальный феномен.

В работе [2] в одном из значений приводится такое определение понятия феномен.

Феномен (от греч. phainomenon — являющееся) — необычный исключительный факт, явление.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия «историко-культурный феномен».

Историко-культурный феномен — это уникальное явление, связанное с историей и культурой, отражающее определенную сторону жизни и деятельности людей и уровень развития общества.

Соответственно деятельность любой епархии относится к религиозной (христианской) культуре.

Функционирование Сарайской епархии, весь активный период ее существования, а именно XIII–XV века представляло собой историко-культурный феномен. Она была уникальна. Это проявлялось и в разнородном, «пестром» составе населения территории, на которой функционировала данная епархия. И в том, что основная масса населения рассматриваемой территории исповедовало в начале тенгрианство (шаманизм), а затем ислам. Спецификой экономической деятельности населения — была большая роль кочевого скотоводства.

Вместе с другими областями духовной культуры — религия, в том числе православие на территории функционирования Сарайской епархии, а именно на географической территории Среднего Дона производила и накапливала способы и приемы осуществления бытия человека и материальной и духовной деятельности, реализовывала их в духовных продуктах и передавала их из поколения в поколение.

В наши дни, сейчас, основная религия на рассматриваемой территории (Средний Дон) — православие.

Важно отметить, что при всей сложности взаимоотношений религии с другими областями духовной культуры на протяжении истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность.

Религия, являясь частью культуры, внутри себя синтезирует определенные явления других областей культурной жизни, изменяя свои формы и внутреннее содержание.

Как уже отмечалось выше, на территории функционирования Сарайской епархии в XIII–XV веках сосуществовали различные религии, причем их доля была разной и она менялась. Это соответствовало уровню развития данной территории на конкретный исторический момент, причем как духовному, так и материально-экономическому.

Таким образом, функционирование, существование и развитие Сарайской епархии является определенным источником по развитию географической территории Среднего Дона в рассматриваемый временной период, а именно в XIII–XV веках. Само это существование отражает сведения о культуре и истории народов Подонья в эпоху Средних веков.

Территория функционирования Сарайской епархии в XIII–XV веках формировалась в русле культурогенеза. Различное, во многом уникальное, взаимодействие религий происходило при уникальном взаимодействии и сосуществовании этносов: татаро-монгол (ордынцев) — носителей степной кочевой культуры и славян (в том числе населения тяготевшего к славянам) — в большинстве своем носителей оседлой земледельческой культуры [4].

Важно отметить, что сущностью культурогенеза — является постоянное самообновление культуры, заключающееся как в пути трансформации уже существующих систем и форм, так и в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы [5].

Русь была завоевана татаро-монголами к 1241 году.

Русские княжества отныне должны были платить разнообразную дань. Например, татаро-монголы стали забирать десятую часть имущества и населения [6]. Причем, население забирали независимо от пола. Часть забранного населения шла на формирование армии, другие на внутреннее обслуживание страны и рабочей силы.

Освобождено было от уплаты дани духовенство и церковное имущество [6].

В работе отмечается, что часть народа, предназначенная для пополнения вооруженных сил татаро-монгол, селилась на указанных ими землях, обзаводилась семьями и превращалась в военные поселения [6].

Русские в отличие от кочевых племен были прикреплены к землям и должны были заниматься скотоводством, коневодством, огородничеством, рыболовством и охотой [6].

Таким образом, выводимая десятая часть русского населения отрывалась от родной земли навсегда.

В те же условия было поставлено все население Приазовья, или народы бывшей Тмутаракани (ясы, косоги, печенеги, торки, берендеи и т. д.), и бродники, разбросанные в степной полосе [6]. Отметим, что первоначально религией ясов, косогов, печенегов, торков, берендеев как и у многих других степных кочевников было тенгрианство (шаманизм).

Объединяющим началом для этого, угнанного (русского и тяготеющего к русским), населения служила религия и язык [6].

В работе [6] выделяется то, что с падением авторитета русских князей в жизни русского народа начинает подниматься авторитет митрополита. Митрополит пользовался со стороны власти татаро-монгол значительными льготами; власть его по сравнению с княжеской была обширной; в то время как власть князя ограничивалась владениями его княжества (но, был в зависимости от татаро-монгол), власть митрополита распространялась на все русские княжества, включая и народ расселенный в степной полосе, непосредственных владениях различных кочевых улусов [6].

На территории занимаемой Сарайской епархией в XIII–XV веках проходили сложные этнические процессы, в настоящие время на рассматриваемой территории (Средний Дон) — выделяется Среднедонская этноконтактная зона [4].

Территория Среднего Дона охватывает части территорий современных Волгоградской, Саратовской, Ростовской областей и Луганскую область Украины [7, 8]. Этот ареал во многом совпадал с Сарайской епархией.

Данная территория является традиционно казачьей. Известно, что сами казаки традиционно связывают историю своего становления со многими кочевыми и полукочевыми народами, издревле населявшими территорию Верхнего и Среднего Дона, а именно: скифами, сарматами, аланами, хазарами, печенегами, половцами и др. [6, 9].

Сарайская епархия была учреждена в 1261 году в столице Золотой Орды (улусе Джучи) городе Сарай — Бату [10, 11].

Первым епископом Сарайским стал святитель Митрофан, в управлении которого находилась также Переяславская епархия [10].

В работах [10, 11] отмечается интересный факт, вероятно, епископ Сарайский кочевал вместе с ханской ставкой в случае необходимости.

В столице Сарае находились большие кварталы разных национальностей [12]. Были в городе и за пределами города и православные приходы, которые подчинялись Сарайской Епархии [12].

Вообще, известно, что практически в каждом городе Золотой Орды (Сарайская епархия) имелись православные храмы [13].

Известно, что многие половцы XII — XIII веков были православными [10].

Православными на момент создания епархии были и аланы [14].

Известной группой населения, жившей на территории Подонья в рассматриваемый временной период, были бродники. Преимущественно данная группа населения жила по течению рек Дон и Северский Донец и их притоков.

По данным работы [6], население это большей частью обслуживало речные переправы.

В работе [15] говорится, что бродниками русские летописи XII века называли свободных воинов, живших в Придонских степях и Приазовье, управлявшихся своими воеводами. Таким образом, слово «бродник» происходит от слова бродить — т. е. быть свободным, никому неподвластным.

Среди бродников безусловно были православные.

Татаро-монгольские ханы традиционно были веротерпимы.

Как уже говорилось выше до 1251 года основным вероисповеданием монголов было тенгрианство (шаманизм), а после стал распространяться ислам, когда хан Берке принял эту религию.

Таким образом, говоря о духовном влиянии Сарайских епископов на местное население, важно отметить, что до половины XIV века, татар — монголы были еще язычники; христианские приходы не подвергались никаким стеснениям; церковные имущества освобождались от сборов в пользу хана. В Золотой Орде епископы могли обращать в христианство — крестить и татар — монгол, поэтому и некоторые татар — монголы были православными. В частности от крещенных в Сарайской епархии татар — монгольских (ордынских) дворянских родов произошли многие российские дворянские роды, в том числе Годуновы, Кутузовы, Сабуровы и др.

В 1320- х годах при хане Узбеке государственной религией в Золотой Орде стал ислам. Принятие ислама ханом Берке, вероятно не повлекло за собой принятия этой религии широкими массами населения; исламизация шла медленно.

Важно также отметить, что при хане Берке, в XIII веке, столица Золотой Орды была перенесена [12]. Эту столицу называют Сарай-Берке [12]. Существует гипотеза, согласно которой город Сарай-Берке находился на месте ныне существующего села Царев Ленинского района Волгоградской области [12].

К концу XIV века с воцарением хана Мамая в Золотой Орде христианское население стало терпеть разные обиды и притеснения.

В 1395 году город Сарай-Берке полностью был уничтожен великим эмиром империи Тимуридов Тимуром (Тамерланом) а, золотоордынским ханом тогда был Тохтамыш [12].

В работе [16] говорится, что в первой половине XIV века епископ Варсонофий, оставаясь в Сарае, заложил в Крутицах, недалеко от Москвы, промежуточное епископское подворье, но когда в Орде началась разруха, центром епархии стали не Крутицы, а город Переславль Рязанский.

А в середине XV века, когда Золотая Орда распалась на отдельные части, центр епархии обосновался в Крутицах. Владыки стали именоваться архиепископами и митрополитами Крутицкими, но сохраняли и старый титул епископов Сарайских и Подонских.

Интересно отметить, что Крутицы в настоящее время — это Таганский район Москвы [10].

Отметим, что несмотря на исламизацию Орды, именно благодаря Сарайской епархии многие её народы — чуваши, марийцы, удмурты, мордва и другие — обратились в православие [17].

Таким образом, предположительно следующие группы населения были паствой сарайских епископов:

1) Русское (славянское) население на данных завоеванных татар — монголами территориях, пережившее завоевание;

2) Русское население, угнанное в орду;

3) Православные половцы, православные аланы, православные бродники и прочие предшественники казачества;

4) Другие народы Золотой Орды, принявшие православие (как говорилось выше: чуваши, марийцы, удмурты, мордва и др.)

5) Люди, прежде всего русские князья, приезжавшие в Орду по различным дипломатическо-политическим вопросам;

6) Православное купечество и сопровождающее его православное население и др.

В заключение, отметим также то, что территория Верхнего Дона (часть Тульской области и территории Воронежской и Липецкой областей) с 1198 года входила в Рязанскую и Муромскую епархию [11].

Таким образом, Сарайская епархия в период своего активного существования (XIII–XV вв.) является историко-культурным феноменом, и уникальным пространственно-территориальным образованием, располагавшимся, в том числе на географической территории Подонья.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (председатель). — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600с.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: Русский язык. — 1989. — 924с.
  3. www.Grandars.ru. Философия. Современная философия. Духовная жизнь и потребности человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/duhovnye-potrebnosti.html (дата обращения 10.01.2018г.).
  4. Попело А. В. Среднедонская этноконтактная зона: эволюция природопользования // Материалы V Межрегиональной научно-производственной конференции «Региональный мониторинг и оценка земель. Опыт. Современные проблемы и пути решения», Воронеж: ВГАУ, 2005, — С. — 164–171.
  5. Vuzlit.ru. Понятие о культурогенезе. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/497309/ponyatie_kulturogeneze (дата обращения 10.01.2018г.).
  6. Гордеев А. А. История казачества. — М.: Вече, 2008. — 640с.
  7. Попело А. В. Обоснование методов мониторинга земель историко-культурного назначения (на примере территории Верхнего и Среднего Дона). /Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук — Воронеж: ВГПУ, 2006. — 177с.
  8. Попело А. В. К концепции мониторинга земель и объектов историко-культурного назначения / А. В. Попело // Вестник ВГУ, Серия: География. Геоэкология. — Воронеж: ВГУ, 2013. — № 2 — с. 44–47.
  9. История Дона и Донского казачества. Вместо предисловия [Электронный ресурс]. URL: Donrise.ru/Cossacks / saveliev2 / tabid / 455 / Default/ aspx? PageContentID= 1 (дата обращения 10.01.2018).
  10. Военное обозрение. История. Ханы и Сарайская епархия [Электронный ресурс]. URL: https: // topwar.ru/30117 — hany — i sarayskaya — eparhiya. Html (дата обращения 10.01.2018).
  11. Джон Феннел. Кризис Средневековой Руси 1200–1304. — М.: Прогресс, 1989. — 296с.
  12. Православный Приход храма Казанской иконы Божией Матери город Мариинский Посад Чувашской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://kazmariinsk.prihod.ru/stranicy_istorii_razdel/view/id/27329 (дата обращения 10.01.2018).
  13. blagovest-elista.ru. Элистинская и Калмыцкая епархия. Христианство в Золотой орде [Электронный ресурс]. URL: http://blagovest-elista.ru/2014/10/17/xristianstvo-v-zolotoj-orde/ (дата обращения 10.01.2018).
  14. Древо открытая православная энциклопедия. Аланы [Электронный ресурс]. URL: drevo-info/ru/articles/21342.html (дата обращения 10.01.2018).
  15. История Дона и Донского казачества. Бродники. Епархия Сарская и Подонская [Электронный ресурс]. URL: Donrise.ru/Cossacks / saveliev2 / tabid / 455 / Default/ aspx? PageContentID= 6 (дата обращения 10.01.2018).
  16. Энциклопедии & Словари. Исторический словарь. Сарайская епархия URL: http://enc-dic/com/history/Sarajskaya-Eparhija-39260. html (дата обращения 10.01.2018).
  17. Сайт муниципальной газеты Красноярска «Городские новости». Орда православная URL: http://www.gornovosti.ru/tema/history/orda-pravoslavnaya.htm (дата обращения 10.01.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): Золотая Орда, епархия, историко-культурный феномен, работа, культура, рассматриваемая территория, территория функционирования, церковно-административная территориальная единица, духовная культура, век.

Ключевые слова

культура, история, религия, Епархия, Сарайская епархия, народы Подонья, историко-культурный феномен

Похожие статьи

Система золотоордынского владычества в истории средневековой...

Её территориальные границы во многом совпадают с границами Российской империи XIX века. Территория Золотой Орды благодаря военным походам и захватническим войнам вошли в состав Российской империи.

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды

В XIV веке в Египте и на территории Золотой Орды создаются оригинальные произведения светского содержания.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной... При этом культура Центральной Азии гармонически сочетает в себе элементы культуры Запада и...

Особенности формирования казахского дворянства

Кроме того, открытие школ на территории Казахстана исходила из административной необходимости.

Таким образом, административно-территориальная реформа, проводимая в Казахской степи ХІХ в. охватила все

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды.

Новомученичество как историко-культурный феномен России...

Библиографическое описание: Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере

В кандидатской диссертации В. В. Вяткина [5], посвященной формам и методам церковной деятельности в Пермской епархии в XIX — начале XXI века...

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

К 1917 г. Благовещенская и Приамурская епархия как церковная административно-территориальная структура

Несмотря на ряд публикаций как светских, так и церковных авторов, рассматриваемый нами период в истории Православной Церкви в...

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач....

Отсутствие возможности реализовать духовную активность приводит к разочарованию

Предметом работы стал феномен мещанства как культурологической и философской

Поскольку явления культуры и их оценка не могут быть рассмотрены вне исторического...

Современный взгляд на монгольское нашествие...

Однако работы татарских историков надо рассматривать несколько под другим углом, нежели, работы

М.: «Языки славянской культуры», 2001–176 с. Горский А. А. Москва и Орда.

Золотая Орда, монголо-татарское иго, средневековая Русь, Золотоордынский протек-торат.

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Территория была нейтральной и не принадлежала ни Польше, ни Русскому государству.

Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре эвенов Якутии (на...

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный...

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия...

В зону вспомогательного назначения входит административный блок, дом священника, озелененная территория, туалеты для прихожан, беседка.

Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Система золотоордынского владычества в истории средневековой...

Её территориальные границы во многом совпадают с границами Российской империи XIX века. Территория Золотой Орды благодаря военным походам и захватническим войнам вошли в состав Российской империи.

Краткая характеристика литературы периода Золотой Орды

В XIV веке в Египте и на территории Золотой Орды создаются оригинальные произведения светского содержания.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной... При этом культура Центральной Азии гармонически сочетает в себе элементы культуры Запада и...

Особенности формирования казахского дворянства

Кроме того, открытие школ на территории Казахстана исходила из административной необходимости.

Таким образом, административно-территориальная реформа, проводимая в Казахской степи ХІХ в. охватила все

Казахские жузы и клановая система Золотой Орды.

Новомученичество как историко-культурный феномен России...

Библиографическое описание: Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере

В кандидатской диссертации В. В. Вяткина [5], посвященной формам и методам церковной деятельности в Пермской епархии в XIX — начале XXI века...

Благовещенская и Приамурская епархия в условиях советской...

К 1917 г. Благовещенская и Приамурская епархия как церковная административно-территориальная структура

Несмотря на ряд публикаций как светских, так и церковных авторов, рассматриваемый нами период в истории Православной Церкви в...

Осмысление феномена мещанства в русской культуре XIX — нач....

Отсутствие возможности реализовать духовную активность приводит к разочарованию

Предметом работы стал феномен мещанства как культурологической и философской

Поскольку явления культуры и их оценка не могут быть рассмотрены вне исторического...

Современный взгляд на монгольское нашествие...

Однако работы татарских историков надо рассматривать несколько под другим углом, нежели, работы

М.: «Языки славянской культуры», 2001–176 с. Горский А. А. Москва и Орда.

Золотая Орда, монголо-татарское иго, средневековая Русь, Золотоордынский протек-торат.

Гипотезы происхождения казачества | Статья в журнале...

Территория была нейтральной и не принадлежала ни Польше, ни Русскому государству.

Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре эвенов Якутии (на...

Сарайская епархия XIII–XV веков как историко-культурный...

Возрождение традиционного культурно-исторического наследия...

В зону вспомогательного назначения входит административный блок, дом священника, озелененная территория, туалеты для прихожан, беседка.

Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается...

Задать вопрос