Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: , , ,

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)

Дата публикации: 21.10.2017

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Ларичев О. В., Уськов Д. О., Иванов В. С., Стрельцов Р. В. Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в первые годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/13137/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с техническим обеспечением Красной Армии и внутренних войск СССР в первые годы Великой Отечественной войны. Раскрываются основные проблемные вопросы технического обеспечения в период начала войны.

Ключевые слова: техническое обеспечение, эксплуатация, Великая Отечественная война, дивизия, НКВД, снабжение, эвакуация, ремонт

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. На огромном пространстве развернулись невиданные по своему размаху кровопролитные сражения. Войска НКВД (народный комиссариат внутренних дел) СССР в годы войны были представлены пограничными, внутренними (на базе оперативных войск), конвойными войсками, войсками по охране тыла действующей Красной Армии, правительственной связи, по охране особо важных предприятий промышленности, по охране железных дорог.

По состоянию на 1 июля 1941 г. в оперативных войсках насчитывалось: отдельная мотострелковая дивизия особого назначения (ОМСДОН) (по организации была сходна с мотострелковой дивизией РККА, и обучалась по программам боевой подготовки подразделений Красной Армии) и 3 мотострелковые дивизии (всего 10 мотострелковых и один кавалерийский полк), 7 отдельных полков (три мотострелковых, три кавалерийских и один стрелковый), 3 отдельных стрелковых батальона и одну отдельную роту. По мобилизации было сформировано еще шесть полков и два батальона.

Мотострелковые полки оперативных войск НКВД должны были входить в состав дивизий. Их, в целом, можно сравнить с мотострелковыми полками РККА. В некоторых мотострелковых полках по довоенным штатам было положено иметь танковую роту (11 танков БТ-7 и 3 танка Т-38, а по штатам военного времени — 17 танков БТ-7 и 5 танков Т-38), в состав кавалерийских полков — танковый эскадрон. Однако с началом войны полностью оснастить части этой техникой не всегда удавалось [1, 67].

Самой большой бронечастью в НКВД накануне войны был танковый батальон ОМСДОН. С началом войны он разворачивался в танковый полк, но уже осенью 1941 г. полк был переформирован в два танковых батальона. В боевых действиях эти части участия не принимали, однако участвовали в борьбе с бандитизмом в западных районах страны. Войска располагали 312 танками БТ-7 и Т-38, 50 бронеавтомобилями БА-20, ФАИ, БА-27М.

В войсках НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности числилось 25 бронепоездов, в том числе в приграничных округах — 12. Всего к началу Великой Отечественной войны на вооружении войск НКВД находилось: 34 бронеплощадки, 36 мотоброневагонов и 21 бронепаровоз. Материальная часть отечественных бронепоездов обычно состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ. Бронирование паровоза составляло на разных бронепоездах от 10 до 20 мм. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой, которая представляла собой усиленную четырехосную или двухосную железнодорожную платформу, имеющую стальной корпус и располагала одной или двумя артиллерийскими башнями. Самыми новыми на момент начала войны считались бронеплощадки образца ПЛ-37 с толщиной брони 20 мм и артиллерийским вооружением из двух 76-мм пушек образца 1902/30г. и пулеметов. Боекомплект данной бронеплощадки составлял 560 снарядов и 28500 патронов к пулеметам. Наиболее распространенным и совершенным типом бронепоездов во второй половине Великой Отечественной стал разработанный в 1942 году бронепоезд образца 1943 года — БП-43. Как правило, БП-43 состоял из бронепаровоза ПР-43, размещенного в середине состава, четырех артиллерийских бронеплощадок ПЛ-43 с башнями от танков Т-34 (по две бронеплощадки по обеим сторонам бронепаровоза), двух бронеплощадок с зенитным вооружением ПВО-4, которые располагались по обоим концам бронепоезда, а также контрольных платформ. Бронеплощадки ПВО-4 обычно имели на вооружении две 37-мм автоматические пушки и бронирование ходовой части, а артиллерия была представлена только 76-мм орудиями бронепоездов. Каждая дивизия (бригада) войск по охране железнодорожных сооружений являлась скорее территориальной, нежели тактической единицей — в зоне ответственности соединения находилось несколько железных дорог, на которых они осуществляли охрану объектов [2, 108].

С 22 июня 1941 г. по 1 июня 1943 г. было потеряно в боях 15 бронепоездов НКВД, 8 было восстановлено и введено в строй. Столь большие потери свидетельствуют не только о том, что войска НКВД активно участвовали в боях на фронте Великой Отечественной войны, но и об уязвимости бронепоездов, легко становящихся добычей немецких танков или авиации. За период с июня по сентябрь 1941 г. войска НКВД потеряли безвозвратно до 9 мотоброневагонов.

Войска НКВД по охране железнодорожных сооружений осуществляли охрану инфраструктуры железных дорог (мосты, тоннели, водокачки). Для охраны каждого объекта выделялся отдельный гарнизон численностью от 16 до 50 военнослужащих. Несколько гарнизонов составляли роту, а две-три роты — батальон. Типового штата полка или отдельного батальона не существовало — их численность зависела от количества и типа выставляемых гарнизонов, что, в свою очередь, было обусловлено характеристиками охраняемых объектов. В подчинении командира полка (отдельного батальона), таким образом, оказывалось несколько десятков немногочисленных гарнизонов, рассредоточенных на значительной территории. Единственным средством усиления являлась резервная рота численностью от 109 до 154 чел. и в некоторых полках — бронепоезд.

Численность и состав дивизии или бригады войск НКВД по охране железнодорожных сооружений зависели от количества и важности объектов, находящихся под охраной. Так, например, 6-я дивизия по охране железнодорожных сооружений состояла из трех полков, трех отдельных батальонов, отдельной роты и насчитывала 4209 чел. личного состава, а 9-я дивизия по охране железнодорожных сооружений — 6314 чел. в составе четырех полков. В соединениях отсутствовали саперный, разведывательный, медико-санитарный и автотранспортный батальоны и батальон связи, а артиллерия была представлена только 76-мм орудиями бронепоездов.

Таким образом, каждая дивизия (бригада) войск по охране железнодорожных сооружений являлась скорее территориальной, нежели тактической единицей — в зоне ответственности соединения находилось несколько железных дорог, на которых они осуществляли охрану объектов.

Схожие принципы были положены в основу строительства соединений войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. К началу войны войска по охране особо важных предприятий промышленности насчитывали одну дивизию и четыре бригады, охранявших предприятия военно-промышленного и энергетического комплекса, а также важнейшие радиостанции. В соответствии с планом охраны объекта определялась численность подразделения, осуществлявшего эту охрану (она колебалась от 33 до 609 военнослужащих). Несколько подразделений объединялись в полк или отдельный батальон, хотя различие, так же, как и в войсках по охране железнодорожных сооружений, могло быть лишь в названии. Так, 90-й отдельный батальон 23-й бригады, охранявший предприятия в Перми и Краснокамске, имел штатную численность личного состава 705 чел., а 174-й полк, дислоцировавшийся в Москве, — 775 чел. Единственная в войсках по охране особо важных предприятий промышленности дивизия (11-я) объединяла части, расположенные в Москве и Московской области. Подразделения боевого и тылового обеспечения отсутствовали, так же, как и артиллерийское вооружение.

Конвойные войска, включавшие две дивизии и семь отдельных бригад, выполняли задачи по конвоированию осужденных и внешней охране некоторых тюрем и других объектов. Специфика выполняемых задач обусловливала компактное размещение частей в крупных населенных пунктах, что позволяло содержать полки и отдельные батальоны на основании типового штата. Отличительной чертой полков конвойных войск являлось наличие в них минометов — взвод из 4 ротных минометов в составе пулеметной роты. Однако на уровне соединений артиллерия отсутствовала. Сами соединения конвойных войск, также представляли собой сумму частей, дислоцированных на определенной территории и объединенных штабом бригады или дивизии.

Соединения и части внутренних (оперативных) войск вступили в боевые действия или приступили к выполнению СБЗ в тылу действующей армии с той системой технического обеспечения, какой она была сформирована перед войной, но по штатам военного времени. Основными задачами этой системы являлось обеспечении войск вооружением, боеприпасами и АБТИ, организация обслуживания и ТР вооружения и техники [3, 165].

Отрицательно сказалось на восстановлении боеспособности наличие в частях в основном тихоходных тракторов ЧТЗ-65 (скорость 4–7 км/ч), которые не могли полностью справиться с возложенными на них задачами. Вследствие этого эвакуация поврежденных танков практически осуществлялась в незначительном количестве. Многие из поврежденных машин оставались на территории, занимаемой противником, что явилось одной из причин больших потерь бронетанковой техники, в том числе в частях войск НКВД, участвующих в боевых действиях.

В приказе НКО СССР отмечалось, что:

– −«имелись упущения в организации учета и эксплуатации автомобильного транспорта;

– −в вышестоящих штабах не знали наличия и техническое состояние автотранспорта, что создавало значительные трудности в организации подвоза ВТИ потребителям;

– −заявки на потребность машин и тракторов давались произвольно, без учета, что положено по штату и что имеется налицо;

– −виновные лица, бросившие машины, тракторы и небрежно относящиеся к сбережению материальной части, к ответственности не привлекались;

– −ремонт машин организован плохо, многие машины выходили из строя и оставлялись как неисправные в то время как они требуют незначительного ремонта, но своевременно не ремонтируются, никем не охраняются и приводятся в полную негодность путем снятия с них деталей и агрегатов;

– −много машин посылается на большие расстояния распоряжением командира взвода, роты для мероприятий, ничего общего с нуждами фронта не имеющими».

Таким образом, техническое обеспечение войск в начале Великой Отечественной Войны, было не на должном уровне, подразделения сталкивались с проблемами обеспечения материальными средствами, военно-техническим имуществом, способами эвакуации поврежденной техники, в свою очередь, высветившиеся проблемы позволили в кратчайшие сроки усовершенствовать техническое обеспечение и вывести его на новый уровень.

Литература:

  1. Внутренние войска Советской республики. Документы и материалы. М., «Юридическая литература». — 1972. — 675 с.
  2. Иванов В. С. История становления и развития системы технического обеспечения внутренних войск МВД России // Монография. Пермь: Пермский военный институт внутренних войск МВД России, 2015. 166 с.
  3. Стрельцов Р. В., Иванов В. С., Реймхе А. И. Некоторые аспекты технического обеспечения внутренних войск в период 1917–1920 годов / Новая наука: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции // Стерлитамак, РИЦ АМИ. С. 164–167.
Основные термины (генерируются автоматически): охрана, предприятие промышленности, Великая Отечественная Война, войска НКВД, техническое обеспечение, войска, дивизия, отдельный батальон, полок, сооружение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос