Автор: Федченко Олег Дмитриевич

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

V международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Казань, ноябрь 2017)

Дата публикации: 12.09.2017

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Федченко О. Д. Рюрик и его команда (этимология антропонимов) [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 40-45. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/289/12905/ (дата обращения: 16.12.2017).



Статья посвящена лингвистическому анализу имен первых русских князей времен Рюрика. Пожалуй, впервые предпринята попытка обобщить и определить значения антропоним комплексно всех исторических персонажей той эпохи. Такой поход позволяет определить этимологию и происхождение не только конкретных имен, но сделать предположения о племенах, участвовавших в рождении русской государственности.

Ключевые слова: этимология, Русь, Рюрик, Синеус, Трувор, Аскольд, Дир, Новгород, Киев, каган

Откуда пошла земля Русская? Сей вопрос мучает уже не одно поколение исследователей. Приоритетными остаются две версии, отдающие предпочтения «пришельцам». Первые считают, что Русь «создали» норманны-скандинавы, вторые доказывают славянское первородство.

Пока достоверно признается, что в 862 году на княжение в Новгороде был призван варяг Рюрик. С этого момента и начинается официальный отсчет русской государственности.

I. Как гласит летопись «Повесть временных лет»: «…И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой — Синеус — на Бело-озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля… Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик…» [1, 67].

Также в этой летописи упоминаются еще три представителя Рюрика: «И было у него два мужа, не племени его, но бояре — Аскольд и Дир, которые сели в Киеве… Умер Рюрик, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал...» [1, 68–69].

Впрочем, в Псковской 2-й летописи Аскольда и Дира называют в списке князей: «А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 5 князей, первому имя Скалдъ, а дроугому Дир, а третьему Рюрик, четвертому Синеус, а другому Трувор, а шестому Олег …» [2, 10].

Согласно принятой версии, происхождение команды Рюрика связывают со скандинавами (норманнская теория). Однако летописец четко отделил русов от шведов, англичан, норманнов и готов: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так» [1, 67].

Кроме того, Рюрик со своими людьми по пришествии заняли ключевые пункты на северной границе — Изборск, Старая Ладога, Бело-озеро. Таким образом были перерезаны пути для нападения на новгородскую землю со стороны как раз-таки викингов-скандинавов, походы которых отражены на представленной карте [3]:

ПОХОДЫ ВИКИНГОВ.jpg

Отделял древний автор варягов, русов и от западных славян, племена которых были упомянуты в летописи [1, 58–60].

В ряду гипотез обособленно стоит «прусская» версия, указанная автором «Казанской истории»: «Они же, неразумнии, приведоша себѣ, призвавше от Пруския земли, от варяг, князя и самодержца…» [4].

М. В. Ломоносов отмечал, что «варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною…» [5]. Но именно эти территории тогда занимали балтские племена.

Карты балтийских народов в 1200 году (начало 13 века) [6]:

КАРТА БАЛТСКИХ ПЛЕМЕН.jpg

Историческую ситуацию в том регионе описывала в своей работе «Балты. Люди янтарного моря» М. Гимбутас: «В период с V до IX века в Балтии происходят два важнейших события: примерно около 400 года началось распространение славян в земли западных славян, а около 650 года на западно-балтийском побережье появились шведы (викинги). Однако основная масса балтийских племен смогла устоять против завоевателей и продолжала развивать собственную культуру. Пруссы и курши продолжали играть ведущую роль среди балтийских племен. Как только готы покинули низовья Вислы, пруссы заняли его, прочно закрепились и оставались там вплоть до прихода Тевтонского ордена в XIII веке. На своих исконных территориях смогли удержаться только судовяне и литовцы. Их украшения и керамику, датируемые периодом с «золотого века» до X века, обнаруживают на территории современной Северной Польши вплоть до нижнего Буга (на юге) и в верховьях Припяти. К VI—VII векам латгалы распространились по всей Северной Латвии…» [7, с. 146].

Балтские племена оставили большое «наследство» от своего пребывания в Белоруссии, Украине, центральной России [например, 8, с. 175–214]. Даже названия «росских» порогов на Днепре, описанных в трактате Константина Багрянородного «Об управлении империей» [9]. Именно с этого долетописного источника и начнем изучать имянослов первых русских князей.

В поучении византийского императора встречаем Σφενδοσθλάβος (Святослав Игоревич), Ἴγγωρ (Игорь Рюрикович) и Σφενδοπλόκος (Святополк Окаянный) [10, с. 56]. Обратим внимание, что Константин записал имена русских князей, как они звучали — Свендослав, Ингор и Свентоплок.

Трансформация последнего из плок- в полк- объяснена славянизацией, но наталкивается на трудности в этимологизации. Согласно замечанию М. Фасмера, полк есть заимствование из древне-германского *fulkaz. Однако там же указано, что ни один индоевропейский язык не знает расширителя -k- [11, том 3, с. 311]. Как следствие, в славянском языке отсутствует глагол с корнем полк-, наличие которого необходимо для идентификации славянского происхождения. И это даже не акцентируя внимания на смысловом несоответствии имени одного человека, определенного множеством — толпа, народ, группа.

В то же время в балтском языке имеется глагол plaktiбить [12, с. 361], далее, например, plaktasмолот. В нашем случае, это может означать, что плок есть боец, воин. Принимая во внимание,šventas (древне-прусское — swenta) — священный, славный, — получаем Свентоплок — славный воин.

Аналогичную конструкцию имеет и Свентослав, со второй частью šlavėпочет, имя, — можно определить, как «священного роду».

«Росским» именем наречен у Багрянородного и архонт Ингорь/Игорь. Здесь также легко прослеживается балтское происхождение антропонима. Корню гор- соответствует geras — 'good' (первичный глагол girti, с которым в одном ряду gerbtiуважать, почитать) [12, с. 171]. В нашем же случае присутствует частица in- (i-), которая обозначает усиление — высокочтимый, великодушный, достойный поклонения.

Несколько отличаются по звучанию имена русских «первопроходцев», в которых слышны иные нотки.

Происхождение антропонима Дир, вероятно, связано с dirti (сюда же можно соотнести и durti) — бить, колоть, грабить, буянить. Похожее значение содержится и в имени его соратника Скалда/Аскольда/ Ѡсколдъ. В основе виден глагол kalti с расширителем -d-колоть, бить. Первый компонент aš- встречается в литовских именах в качестве связи воина с конем и, как следствие, богатства, власти [13, с. 210]. Хотя не исключено использование похожего глагола — skelti, который с расширителем -d- дает skeldyti (также чередующийся корень skal-) — (рас)колоть, бить. Таким образом, получаем имена, соответствующие двум дружинникам — Боец (Буйный) и Воин (Конный или Командир).

Сородичем Рюрика, но не князем (очень важно для иерархии), летописцы называют Олега, ставшего регентом Игоря. Имя Олег, по официальной версии, происходит из древнескандинавского Hælgi (heilagr — святой, в языческий период — посвященный богу) [14, с. 128]. Однако, как видим, содержание не соответствует фактическому положению носителя имени.

Мы же вновь отдадим предпочтение «местной родословной». Антропоним Олег/ Ѡлегъ (сравним — Ѡсколдъ, Ѡлексанъдр, Ѡврам, Ѡньдрѣи) мог соответствовать балтскому alga (вариант — elga, сюда же, возможно, elgtis) в значении ценный, влиятельный, служивый (с учетом глаголов algáuti — служить, algavóti — заботиться, поддерживать).

Переходим к семейному триумвирату Рюрика.

Пожалуй, самыми загадочными персоналиями «рождения» Русского государства остаются братья Синеус и Трувор/Тривор [15, с. 15]. Историки пока склоняются к двум основным версиям. Первые предполагают, что братьев вовсе не было и это лишь плод фантазии летописца. Вторые тоже считают, что древние писатели выдумали персонажей, неправильно изложив некий скандинавский текст. По их разумению, имя «Синеус» представляет собой искаженное старо-шведское «свой род» (sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (thru varing). То есть, летописцы хотели донести до потомков, что Рюрик пришел со «своим родом» и «верной дружиной», которые и померли через два года, оставив князя одного [16, с. 33–34].

Теперь взглянем на рюрикову семью по-балтски. Трувор/Тривор может быть представлен, как третий брат. Корень вор- происходит из vyrasмужчина, воин, господин, старейшина, молодец, уважаемый человек (отметим прусский вариант wijrs — мужчина и готский — wair — мужчина, сила); výrauti — главенствовать, господствовать. В основе первой части имени тру-/три- лежит trys — три.

Вторым — средним — братом был Синеус, антропоним которого можно получить из sieti (альтернативная форма — sienė, sinė [12, с. 397]) — связывать, роднить, сопрягать. Сюда же, вероятно, стоит отнести и тот же индоевропейский корень sei- в звучании — sei̇̃nyti — приравнивать, дотягиваться. Еще отметим готское sinistaстарейшина. Тогда получаем, Синеус — брат (руководитель), похожий, почти равный старшему (первому).

Остается старший брат Рюрик. Здесь в основу можно положить rikis (аналогично прусский и готский варианты) — руководитель, атаман, глава, распорядитель; rikiuotiвыстраивать, строить, распоряжаться. Как отмечено в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», старосты и князьки прусов «reguli Prussorum» назывались rikis [17].

Первому компоненту рю- соответствует (g)ruja в значении команда, ватага, объединение (būrys, gauja). В совокупности, имя Рюрик есть руководитель объединения (группы, рода, племени), или вождь бурисков (или борусков?).

Таким образом, рассмотренные имена можно условно поделить на три группы:

княжеские — Игорь, Свентослав, Свентоплок;

дружинные — Аскольд, Дир, Олег;

братские (руководящие) — Рюрик, Синеус, Трувор.

Стоит отметить, что в балтском ареале можно встретить имена с корневой основой на švent- (свят-), ger- (например, Герминас), alg- (например, Ольгерд), dir- (например, Диргинтас), (s)kel-d- (например, Ясколд, Сколдос). Все эти корни встречаются и в литовской гидронимии (Alga, Ger-varde, Dir-bala, Skoldainiai, древне-прусский — Skalden, Rik-upes и множество других). В то же время «братские» имена на поверку оказались не более чем титульные термины, звания (хотя Рюрик впоследствии стал именем личным, но уже в другом значении — великокняжеский, царский).

Остановимся еще на имени Вадим, которого упоминают летописи, как новгородского мятежника. В Никоновской летописи те события описаны следующим образом: «Того же лета (864) оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его…» [15, с. 16].

Антропоним Вадим, вероятнее всего, произошел от vadyti (славянского — voditi) — звать, направлять, руководить; далее — vadas, vadė — вождь, предводитель.

Теперь возвратимся к тому, с чего начали — к труду Константина Багрянородного «Об управлении империей». Рассказывая о Свентославе, византийский император указывает его местонахождение — Νέμογαρδος (Немогард). Строчкой ниже мы встречаем другой населенный пункт Βουσεγραδέ (Вусеград) [10, с. 56]. И если во втором случае использовано славянское -град (город), то первое можно объяснить из балтского -гард. Немоград состоит из двух компонентов: namas+gardas, что можно перевести, как родовая усадьба, удел (вероятно, Новгородская/Ладожская княжеская резиденция, Рюриково городище). В нашем же исследовании интерес представляет вывод Р. Дерксена, что namas редкая форма, засвидетельствованная в древних текстах из Кенигсберга [10, с. 328].

Таким образом, можно предположить, что и призывающие сторона — новгородцы и призванные варяги-русы общались на родственных языках. Сама семья (или племенной триумвират) Рюрика была не очень именита в то время и, вероятно, вышла из среды балтских племен, обитавших на территории современных Калининградской области, Литвы, Латвии.

II. На балтское происхождение рюриковых русов/росов, вероятно, указывается и в Бертинских анналах.

В древнем документе по году 839 читаем: «С ними [послами] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ (gens) их, называются рос (Rhos) и что король (rex) их, именуемый хаканом (chacanus), направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы... Тщательно расследовав [цель] их прибытия, император [Людовик] узнал, что они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет» [18; 19, с. 454].

Здесь нас интересует появление на авансцене истории народа Rhos и его атрибутов — местоположения и титул вождя. Именно два последних обстоятельства и стали предметом спора исследователей и высказывания тех или иных гипотез. Главным направлением «борьбы» стала версия о существовании Русского каганата. Однако, как отмечают оппоненты такой концепции, это есть «историографический фантом», выстроенный на одном лишь упоминании титула «хакан» [20, с. 132].

Но именно значение титула поможет нам в изучении загадочных росов. Предположим, что в «Бертинских анналах» озвучено лишь похожее на «хакан» слово — Chacanus, услышанное писарем или изложенное в письме императору Людовику I византийцами (например, Χακάνος, тогда как в греческом изложении для оригинального титула использовали Χαγάνος). При этом, в послании Людовика II от 871 года уже отражено как Chaganum, а хазары — Gazanorum. Таким образом, не исключено, что в первом случае имеет место передача созвучного слова.

С другой стороны, как мы выяснили в первой части нашего исследования, Рюрик с русами пришли от балтских племен. В этом контексте и попытаемся разобраться в званиях и регалиях вождя росов в IX веке.

Вероятно, послы представили своего вождя именем Cucan, которое греки и записали как Χακάνος. Это слово имеет интересное, не вполне выясненное значение в прусском языке. Основное понятие cucan относят к цвету brun-rudai-коричневый, бурый, рыжий [21, том 2, с. 294–295]. Этимологию данного термина связывают, в том числе, и со словами золото (auksinis), светить (šviesti), красно-коричневый (rudas). При этом, в системе цветообозначения индоевропейскому корню *rudh- соответствуют солнце, огонь, золото, кровь, железо [22, с. 349–351], кроме того коричневый может соотноситься с тотемными животными — медведем [22, с. 342], волком [23, том 4, с. 250]. Объясняя происхождение слова cucan, В. Н. Топоров отметил, что, возможно, мы имеем «не частый, но характерный пример связи прусского языка с германскими и италийскими языками» [23, том 4, с. 250]. Как здесь не вспомнить пассаж из «Сказания о князьях Владимирских»: «Они (новгородцы — примечание автора) пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-царя» [24, с. 342]?

Кроме того, в индоевропейской традиции rud- ассоциируется с понятием воин, властитель [13, с. 210–211].

С другой стороны, В. Мажюлис видит связь cucan с индоевропейским корнем k̂eu-, k̂euk-светить, сиять, блестеть, яркий, светлый [21, том 2, с. 295]. Там же автор отмечает и вариативность k/c/ch.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что ретранслированный в «Бертинских анналах» титул Chacanus мог определять имя/звание вождя народа Rhos наподобие Светлейший, Золотой/Блистательный, Красно Солнышко и тому подобное. Созвучие терминов позволило летописцам (в том числе, и славянским) в текстах указывать более знакомый титул «хакан/хаган/каган». Хотя традиция именовать князя «светлым» была воспринята славянами и передавалась соответствующим (понятным им) образом. Именно такие формулировки мы встречаем и в арабских источниках, описывающих славян, например, в книге персидского автора середины XI века Абд ал-Хай Гардизи «Краса повествований»: «Их глава носит корону, и все они почитают его и повинуются ему, и первый из их глав зовется свиет-малик» [25, с. 342]. Впоследствии, с ростом политических амбиций лидеров Русского государства атрибут князя «светлый» был заменен на «великий».

Литература:

  1. Повесть временных лет. Сост., примеч. и ук. А. Г. Кузьмина, В. В. Фомина. Вступ. ст. и перевод А. Г. Кузьмина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014.
  2. Псковские летописи: Вып. второй / Под ред. А. Н. Насонова. — М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  3. Схема походов викингов. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A4 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %BB:Vikings-Voyages.png
  4. Казанская история. Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-5148
  5. Ломоносов М. В. «Возражения на диссертацию Миллера» http://feb-web.ru/feb/lomonos/texts/lo0/lo6/lo6–0252.htm?cmd=2
  6. Карты балтийских народов в 1200 году (начало 13 века). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baltic_Tribes_c_1200RU.svg
  7. Гимбутас М. Балты. Люди янтарного моря. М.: Центрполиграф, 2004.
  8. Топоров В. Н., Трубачев О. Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М.: Издательство АН СССР, 1962
  9. Федченко О. Д. Днепр, «росские» и «славянские» пороги (этимология названий) [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы V Международной научной конференции. — Казань: Бук, 2017. https://moluch.ru/conf/phil/archive/257/12841/
  10. Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio / Ed. Gy. Moravcsik. Washington, Dumbarton Oaks, 1967
  11. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: «Прогресс», 1986–1987.
  12. Derksen R. Etymological dictionary of the Baltic inherited lexicon. Brill. Leiden·Boston, 2015
  13. Валянтас С. Двусоставные антропонимы — реликты поэзии балтов // Балто-славянские исследования. XVI. — М.: Индрик, 2004. — С. 201–224.
  14. Lena Peterson. Nordiskt runnamnslexikon. Institutet för språk och folkminnen. Uppsala — 2007.
  15. Русская летопись по Никонову списку. / Изданная под смотрением имп. Академии наук. СПб, 1767–1792. Часть 1.
  16. Пчелов Е. В. Монархи России. — Олма медиа групп, 2003.
  17. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (ЭСБЭ) — АО «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», 1890–1907.https://ru.wikisource.org/wiki/ %D0 %AD %D0 %A1 %D0 %91 %D0 %95/ %D0 %9F %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B9_ %D1 %8F %D0 %B7 %D1 %8B %D0 %BA
  18. Бертинские анналы. 835–861. Восточная литература. http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Annales_Bertiani/text2.phtml
  19. Полный латинский текст Annales Bertiniani // Monumenta Germaniae historica. https://books.google.ru/books?id=H-QCgb_epqMC&pg=PA434&lpg=PA434&dq=Venerunt+etiam+legati+Grecorum+a+Theophilo+imperatore+directi,+Theodosius+videlicet+Calcedonensis+metropolitanus+episcopus&source=bl&ots=XKYDOVVAxP&sig=rlQKs6SAKCi3sImD1e-EGYpoNVM&hl=ru&sa=X&ved=0CDMQ6AEwBGoVChMIn92L68TlyAIV4_NyCh14DwdO#v=onepage&q=Venerunt %20etiam %20legati %20Grecorum %20a %20Theophilo %20imperatore %20directi %2C %20Theodosius %20videlicet %20Calcedonensis %20metropolitanus %20episcopus&f=false
  20. Петрухин В. Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. — М., 2001.
  21. Mažiulis V. Prūsų kalbos etimologijos žodynas. Vilnius: Mokslas, Mokslo ir enciklopedijų leidykla, T. 1–4, 1988–1997.
  22. Норманская Ю. В. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках / Ю. В. Норманская. М.: ЗАО «C&К», 2005
  23. Топоров В. Н. Прусский язык. Словарь. М.: Издательство «Наука», 1975–1990. Т. 1–5.
  24. Сказание о князьях Владимирских. Перевод Л. А. Дмитриева. http://www.portal-slovo.ru/history/39078.php
  25. Темушев С. Н. Проблема локализации «Русского каганата» IX века // Русское средневековье. Сборник статей в честь профессора Юрия Георгиевича Алексеева. — М.: Древлехранилище, 2012. с. 213–232 http://statehistory.ru/4758/Problema-lokalizatsii-Russkogo-kaganata-IX-veka/
  26. Дубинин С. И., Бондаренко М. В., Тетеревёнков А. Е. Готский язык. — Издательство «Самарский университет», 2006
  27. Lietuvių kalbos žodynas (t. I–XX, 1941–2002). Vilnius: Lietuvių kalbos institutas, 2005
  28. Lietuvių-rusų kalbų žodynas. М.: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): русских князей, Константина Багрянородного «Об, призван варяг Рюрик, Багрянородного «Об управлении, «Об управлении империей», Ладоге старейший Рюрик, старший брат Рюрик, Рюрик Вадима Храброго, третьему Рюрик, имени Рюрик, имена русских, балтийских племен, западных славян, Русского государства, балтское происхождение, имена русских князей, русской государственности, балтских племен, народа rhos, князей времен Рюрика.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос