Туркменская этнография в 20-е годы ХХ века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология

Опубликовано в

IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 605 раз

Библиографическое описание:

Диванкулиева, Б. Х. Туркменская этнография в 20-е годы ХХ века / Б. Х. Диванкулиева. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/243/12308/ (дата обращения: 16.11.2024).



20-е годы XX столетия были годами становления этнографии в Туркменистане. В 1925 году открылся Туркменский научно-исследовательский институт, где было создано этнографическое бюро [1]. Здесь трудились Г. И. Карпов, И. Н. Иомудская-Бурунова, А. А. Карелин, Н. В. Брюллова-Шаскольская и другие этнографы. В плане работ бюро на 1926 год предусматривалось проведение первой этнографической экспедиции в населенные пункты Туркменистана, в задачи которой входило исследование быта, обычаев и обрядов, народного творчества туркмен. Этнографическое изучение охватывало следующие направления, отображенные в плане: «1) костюм; 2) украшения; 3) утварь; 4) орудия; 5) оружие; 6) формы дворов, домов, дверей, печей; 7) техника обработки земли; 8) домашние работы: пряжа, тканье, плетение, стряпня: съемка и зарисовка. Отличия орнамента: дверные украшения, ковры, одеяла и т. д. Детские куклы и другие игрушки (сбор). Игры детей и взрослых (запись и съемка). Народная медицина, приметы, культ предков, обряды с огнем и т. д. Обряды свадьбы, родов, похорон, сельскохозяйственных праздников. Записи поговорок, загадок, исторических преданий, локальных и этнологических легенд и сказок» [ЦГАТ. Ф.67. Оп.1. Д. 70].

Научная экспедиция была призвана охватить практически все стороны быта туркмен. В дни подготовки к ней руководство института направило письмо известному востоковеду, академику В. В. Бартольду с просьбой взять на себя общее руководство этнографическими исследованиями. Учёный находился в то время в научной командировке в Константинополе, откуда и написал ответное письмо, где, в частности говорится: «Не имея возможности отправиться в Туркмению для личного участия в намеченных этнографических работах, я готов быть полезен участникам этих работ, чем могу… Для изучения быта было бы важно проследить изменение бытовых условий во все времена года. Этот вопрос не включен ясно в программу работ… Конечно, все это имеется в виду» [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 52. Из письма В. В. Бартольда от 7июля 1926 года].

Первая туркменская научная этнолого-антропологическая экспедиция состоялась весной-летом 1926 г., с 19 апреля по 19 июня и была направлена на исследование быта населения восточного Туркменистана. Она получила впоследствии название Амударьинской, так как ее маршруты пролегли, в частности, в прибрежных районах Амударьи, в округах Керки и Гызылаяк. Экспедиция включала в себя этнографов, студентов-антропологов, художника, переводчика. Руководила исследованиями Амударьинской экспедиции этнограф, профессор Н. В. Брюллова-Шаскольская. Экспедиция объединилась с санитарно-обследовательским отрядом народного комиссариата здравоохранения Туркмении и общества Красного Полумесяца республики, что оказалось полезным. Обследование быта населения: жилищ, пищи, брачного уклада, традиций народной медицины производилось совместными силами, а лечебная работа помогала доверительному отношению населения к этнографам [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 166].

Экспедиция побывала в 13-ти селах Керкинского и Гызылаякского округов, в каждом из которых останавливалась 3–4 дня. В полевом дневнике Н. В. Брюлловой-Шаскольской есть описания жилых домов тех лет, одежды и украшений населения: «Постройки 2-х этажные, обнесенные высокой оградой, внутри кибитка. Домотканые материи — мата идут только на мужские халаты, женщины одеты в халаты из пестрых фабричных ситцев и только высокие головные уборы — хатабы, нередко ярко и красиво вышиты от руки. Туркменка носит много украшений из бисера и серебра.» [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 70].

Амударьинская экспедиция была успешной. Этнографы записали родословные — шеджере, народные сказки и песни, описали обычаи и обряды, сделали множество рисунков жилых домов, домашней утвари, одежды и украшений, деревянных резных дверей, столбов, сундуков. Несколько серебряных нагрудных женских украшений — тумар и детских игрушек ручной работы были сданы по приезде в фонд института. Первая туркменская этнографическая экспедиция способствовала становлению в Туркменистане науки о народах, накоплению научного материала, ознакомлению и применению методов сбора сведений в полевых условиях и их систематизации.

В 1927 году туркменский научно-исследовательский институт был преобразован в Туркменский государственный институт культуры (Туркменкульт). Перед зданием института в Ашхабаде были установлены скульптуры «Туркмен» и «Туркменка» работы Е. Р. Трипольской, как бы символизирующие направления исследований Туркменкульта [2]. Е. Р. Трипольской принадлежат строки о самобытности туркменской национальной вышивки, написанные в 1928 году: «Меня приводит в восторг проявление такого смелого самостоятельного подхода к машине (швейной. — Д. Б.), указывающего на неустанное творческое начало в народе, сумевшего использовать удобства машины и не исказить своего стиля. Интересно умение приспособить ручную нитку (шелк) для машины. Все это говорит о больших художественных дарованиях народа и большой его любви к своему национальному декоративному искусству. Вещи, сделанные машиной, являются частично машинными, дополненными ручной вышивкой. Причем увязка так хороша, что совершенно не режет глаз и заметна только при тщательном изучении « [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 70. Из блокнота Е. Р. Трипольской]. Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Повседневные и праздничные наряды туркменок в наши дни украшают прекрасные ручные вышивки.

Туркменкульт состоял из 8 секций, в том числе секции этнографии и искусства. Сотрудники секции вели исследования в области культурного наследия туркменского народа, собирали этнографические предметы для краеведческого музея, организовывали курсы краеведения для учителей. Институт с 1927 по 1931 год издавал научно-популярный журнал «Туркменоведение» на туркменском и русском языках, где регулярно печатались этнографические статьи.

В зимние дни 1928 года состоялась этнолого-лингвистическая экспедиция, в которой приняли участие научные сотрудники института. Были проведены исследования среди населения Юго-Западного Туркменистана — в Кара-Кала и Кызыл-Арвате (ныне г. Сердар), собран обширный материал по духовному наследию туркмен. Научные результаты этой экспедиции были напечатаны в то время в нескольких номерах журнала «Туркменоведение».

Научными сотрудниками секции этнографии разрабатывалась и методика полевых исследований. В частности, в рабочей записке 1929 года, где отражены задачи по сбору этнографического материала, говорится: «1. Провести запись родовых названий. 2. Выяснить, какие родовые деления считаются старшими. 3. Записать сохранившиеся предания. 4. Весь собранный материал должен иметь сведения о том, кем сообщен» [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 210].

Осенью 1930 года этнографическая секция приняла участие в этнолого-лингвистической экспедиции Туркменкульта в Мерв и Иолотань. Были собраны сведения по материальной культуре населения, изучены основные типы жилища, хозяйственные сооружения, средства передвижения, орудия производства, использовавшиеся в сельском хозяйстве, в кустарных промыслах и ремеслах.Также произведена фотосъемка жилищ, сельскохозяйственного орудия — кунде, мыловаренных и кожевенных мастерских, туркменской национальной обуви — ковуш, средств передвижения — ховут и других предметов. Собрано до 1500 слов-терминов, наименований предметов материальной культуры, а также народных песен и детских поэтических считалок, составивших 24 листа машинописного текста [ЦГАТ.Ф.67.Оп.1.Д.210].Этнолого-лингвистическая экспедиция Туркменкульта 1930 года способствовала сбору обширных полевых сведений по материальной и духовной культуре туркмен. Научный опыт, приобретенный в этнографических экспедициях тех лет, был значимым для дальнейших исследовательских работ.

Список сокращений

ЦГАТ- Центральный государственный архив Туркменистана

Литература:

  1. Васильева Г. П. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке. М.,2003.—с.10.
  2. Саурова Г. Монументальное искусство Ашхабада // Памятники Туркменистана. Ашхабад, 1981, № 2.—с.39.
  3. ЦГА Туркменистана, фонд 67, опись 1, дело 70.
  4. В. В. Бартольд посетил Туркменистан в 1904 г.
  5. ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 52. Из письма В. В. Бартольда от 7 июля 1926 г.
  6. ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 166.
  7. ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 70.
  8. ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 190. Из рукописи Е. Р. Трипольской.
  9. ЦГАТ, ф. Р 67, оп. 1, д. 210.
Основные термины (генерируются автоматически): этнолого-лингвистическая экспедиция, амударьинская экспедиция, народная медицина, средство передвижения, Туркменистан, туркменский научно-исследовательский институт, украшение, этнограф.