Туркменская этнография в 20-е годы ХХ века
Автор: Диванкулиева Бике Худайбердыевна
Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология
Опубликовано в
IV международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, июль 2017)
Дата публикации: 26.04.2017
Статья просмотрена: 607 раз
Библиографическое описание:
Диванкулиева, Б. Х. Туркменская этнография в 20-е годы ХХ века / Б. Х. Диванкулиева. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/243/12308/ (дата обращения: 16.12.2024).
20-е годы XX столетия были годами становления этнографии в Туркменистане. В 1925 году открылся Туркменский научно-исследовательский институт, где было создано этнографическое бюро [1]. Здесь трудились Г. И. Карпов, И. Н. Иомудская-Бурунова, А. А. Карелин, Н. В. Брюллова-Шаскольская и другие этнографы. В плане работ бюро на 1926 год предусматривалось проведение первой этнографической экспедиции в населенные пункты Туркменистана, в задачи которой входило исследование быта, обычаев и обрядов, народного творчества туркмен. Этнографическое изучение охватывало следующие направления, отображенные в плане: «1) костюм; 2) украшения; 3) утварь; 4) орудия; 5) оружие; 6) формы дворов, домов, дверей, печей; 7) техника обработки земли; 8) домашние работы: пряжа, тканье, плетение, стряпня: съемка и зарисовка. Отличия орнамента: дверные украшения, ковры, одеяла и т. д. Детские куклы и другие игрушки (сбор). Игры детей и взрослых (запись и съемка). Народная медицина, приметы, культ предков, обряды с огнем и т. д. Обряды свадьбы, родов, похорон, сельскохозяйственных праздников. Записи поговорок, загадок, исторических преданий, локальных и этнологических легенд и сказок» [ЦГАТ. Ф.67. Оп.1. Д. 70].
Научная экспедиция была призвана охватить практически все стороны быта туркмен. В дни подготовки к ней руководство института направило письмо известному востоковеду, академику В. В. Бартольду с просьбой взять на себя общее руководство этнографическими исследованиями. Учёный находился в то время в научной командировке в Константинополе, откуда и написал ответное письмо, где, в частности говорится: «Не имея возможности отправиться в Туркмению для личного участия в намеченных этнографических работах, я готов быть полезен участникам этих работ, чем могу… Для изучения быта было бы важно проследить изменение бытовых условий во все времена года. Этот вопрос не включен ясно в программу работ… Конечно, все это имеется в виду» [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 52. Из письма В. В. Бартольда от 7июля 1926 года].
Первая туркменская научная этнолого-антропологическая экспедиция состоялась весной-летом 1926 г., с 19 апреля по 19 июня и была направлена на исследование быта населения восточного Туркменистана. Она получила впоследствии название Амударьинской, так как ее маршруты пролегли, в частности, в прибрежных районах Амударьи, в округах Керки и Гызылаяк. Экспедиция включала в себя этнографов, студентов-антропологов, художника, переводчика. Руководила исследованиями Амударьинской экспедиции этнограф, профессор Н. В. Брюллова-Шаскольская. Экспедиция объединилась с санитарно-обследовательским отрядом народного комиссариата здравоохранения Туркмении и общества Красного Полумесяца республики, что оказалось полезным. Обследование быта населения: жилищ, пищи, брачного уклада, традиций народной медицины производилось совместными силами, а лечебная работа помогала доверительному отношению населения к этнографам [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 166].
Экспедиция побывала в 13-ти селах Керкинского и Гызылаякского округов, в каждом из которых останавливалась 3–4 дня. В полевом дневнике Н. В. Брюлловой-Шаскольской есть описания жилых домов тех лет, одежды и украшений населения: «Постройки 2-х этажные, обнесенные высокой оградой, внутри кибитка. Домотканые материи — мата идут только на мужские халаты, женщины одеты в халаты из пестрых фабричных ситцев и только высокие головные уборы — хатабы, нередко ярко и красиво вышиты от руки. Туркменка носит много украшений из бисера и серебра.» [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 70].
Амударьинская экспедиция была успешной. Этнографы записали родословные — шеджере, народные сказки и песни, описали обычаи и обряды, сделали множество рисунков жилых домов, домашней утвари, одежды и украшений, деревянных резных дверей, столбов, сундуков. Несколько серебряных нагрудных женских украшений — тумар и детских игрушек ручной работы были сданы по приезде в фонд института. Первая туркменская этнографическая экспедиция способствовала становлению в Туркменистане науки о народах, накоплению научного материала, ознакомлению и применению методов сбора сведений в полевых условиях и их систематизации.
В 1927 году туркменский научно-исследовательский институт был преобразован в Туркменский государственный институт культуры (Туркменкульт). Перед зданием института в Ашхабаде были установлены скульптуры «Туркмен» и «Туркменка» работы Е. Р. Трипольской, как бы символизирующие направления исследований Туркменкульта [2]. Е. Р. Трипольской принадлежат строки о самобытности туркменской национальной вышивки, написанные в 1928 году: «Меня приводит в восторг проявление такого смелого самостоятельного подхода к машине (швейной. — Д. Б.), указывающего на неустанное творческое начало в народе, сумевшего использовать удобства машины и не исказить своего стиля. Интересно умение приспособить ручную нитку (шелк) для машины. Все это говорит о больших художественных дарованиях народа и большой его любви к своему национальному декоративному искусству. Вещи, сделанные машиной, являются частично машинными, дополненными ручной вышивкой. Причем увязка так хороша, что совершенно не режет глаз и заметна только при тщательном изучении « [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 70. Из блокнота Е. Р. Трипольской]. Эти слова не потеряли своей актуальности и сегодня. Повседневные и праздничные наряды туркменок в наши дни украшают прекрасные ручные вышивки.
Туркменкульт состоял из 8 секций, в том числе секции этнографии и искусства. Сотрудники секции вели исследования в области культурного наследия туркменского народа, собирали этнографические предметы для краеведческого музея, организовывали курсы краеведения для учителей. Институт с 1927 по 1931 год издавал научно-популярный журнал «Туркменоведение» на туркменском и русском языках, где регулярно печатались этнографические статьи.
В зимние дни 1928 года состоялась этнолого-лингвистическая экспедиция, в которой приняли участие научные сотрудники института. Были проведены исследования среди населения Юго-Западного Туркменистана — в Кара-Кала и Кызыл-Арвате (ныне г. Сердар), собран обширный материал по духовному наследию туркмен. Научные результаты этой экспедиции были напечатаны в то время в нескольких номерах журнала «Туркменоведение».
Научными сотрудниками секции этнографии разрабатывалась и методика полевых исследований. В частности, в рабочей записке 1929 года, где отражены задачи по сбору этнографического материала, говорится: «1. Провести запись родовых названий. 2. Выяснить, какие родовые деления считаются старшими. 3. Записать сохранившиеся предания. 4. Весь собранный материал должен иметь сведения о том, кем сообщен» [ЦГАТ. Ф. 67. Оп. 1. Д. 210].
Осенью 1930 года этнографическая секция приняла участие в этнолого-лингвистической экспедиции Туркменкульта в Мерв и Иолотань. Были собраны сведения по материальной культуре населения, изучены основные типы жилища, хозяйственные сооружения, средства передвижения, орудия производства, использовавшиеся в сельском хозяйстве, в кустарных промыслах и ремеслах.Также произведена фотосъемка жилищ, сельскохозяйственного орудия — кунде, мыловаренных и кожевенных мастерских, туркменской национальной обуви — ковуш, средств передвижения — ховут и других предметов. Собрано до 1500 слов-терминов, наименований предметов материальной культуры, а также народных песен и детских поэтических считалок, составивших 24 листа машинописного текста [ЦГАТ.Ф.67.Оп.1.Д.210].Этнолого-лингвистическая экспедиция Туркменкульта 1930 года способствовала сбору обширных полевых сведений по материальной и духовной культуре туркмен. Научный опыт, приобретенный в этнографических экспедициях тех лет, был значимым для дальнейших исследовательских работ.
Список сокращений
ЦГАТ- Центральный государственный архив Туркменистана
Литература:
- Васильева Г. П. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке. М.,2003.—с.10.
- Саурова Г. Монументальное искусство Ашхабада // Памятники Туркменистана. Ашхабад, 1981, № 2.—с.39.
- ЦГА Туркменистана, фонд 67, опись 1, дело 70.
- В. В. Бартольд посетил Туркменистан в 1904 г.
- ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 52. Из письма В. В. Бартольда от 7 июля 1926 г.
- ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 166.
- ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 70.
- ЦГАТ, ф. 67, оп. 1, д. 190. Из рукописи Е. Р. Трипольской.
- ЦГАТ, ф. Р 67, оп. 1, д. 210.