«Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари как источник по этнографии туркмен | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Этнография и историческая антропология

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 4724 раза

Библиографическое описание:

Диванкулиева, Б. Х. «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари как источник по этнографии туркмен / Б. Х. Диванкулиева. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11993/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одним из ранних источников по этнографии туркмен является «Диван лугат ат-турк» («Свод тюркских слов») Махмуда Кашгари (XI век). Несмотря на то, что этот выдающийся труд является прежде всего памятником тюркской диалектологии раннего средневековья, в нем собран исключительный по своей ценности материал по истории, этнографии и культуре многих тюркских народов. Книга была написана на основе обширных сведений, которые автор, путешествуя среди тюркских племен, изучил и систематизировал. В «Диване» сравниваются тюркские языки, в том числе, много данных о языке огузов-туркмен. Даже если бы работа была написана только в контексте тюркского языкознания, это уже явилось бы большим и капитальным исследованием. Но автор приводит в своей работе много сведений о материально-духовной культуре описываемых народов, что делает этот труд своего рода этнографической энциклопедией [1].

«Диван» давно и серьезно исследуется тюркологами, востоковедами, историками и, тем не менее, в книге еще много неизученного. Так, в настоящей статье рассматривается быт огузов- туркмен раннего средневековья по материалам этого произведения Есть филологическое исследование туркменского ученого С.Ахаллы, в котором проведен сравнительный анализ туркменского языка и материалов «Дивана» [2]. Работа ценна тем, что автор перевел множество слов и словосочетаний, пословиц и поговорок из «Дивана» с тюркского на современный туркменский язык, что дает возможность их посредством ознакомиться с материально-духовной культурой огузов-туркмен в XI веке.

Махмуд Кашгари пишет: «Огуз — одно из племен тюрков, они — туркмены. Состоят из двадцати двух родов. Каждый род имеет знак и тамгу на своих животных. По ней они узнают их». [1, с.96]. Также указывает, что в числе других народов, побывал и среди туркмен [1, с.8]. Об этнониме «туркмен» Махмуд Кашгари рассказывает в одном из сказаний, собранных среди них [3, с.304–307]. «Диван» дает много материала о быте туркмен раннего средневековья, который можно классифицировать следующим образом:

  1. Государственный строй: налоговая система, судопроизводство, военное дело.
  2. Хозяйственная деятельность: профессии, занятия, виды ремесла.
  3. Материальная культура: жилище, одежда, пища, культурные растения, предметы домашнего обихода и др.
  4. Духовная культура: верования, народный календарь, обычаи и традиции, игры, пословицы и поговорки, четверостишия.

Как видно из перечисленного, сведения охватывают почти все стороны материально-духовной жизни огузов-туркмен, их общественного быта, относящихся к X-XI вв., это и делает труд Махмуда Кашгари этнографически наполненным и максимально информативным.

Судя по «Дивану», у огузов-туркмен уже в раннем средневековье существовало развитое государственное образование, о чем свидетельствует социальная терминология: хан, бек, эмир, хранитель казны и другие титулы, а также термины административно-территориального деления: владение, область, провинция, велаят. Описываются знамена ханов и беков, есть термины военные и политические, означающие соглашение [2,с.106]. У огузов было судопроизводство, что следует из объяснения слов, означающих судебное преследование должника за долг, взятие и отдачу долга [1, с.99]. Также правителями определялись доли земли, причитающихся для раздачи земледельцам в аренду [1, с.100], что свидетельствует также и о древних оседло-земледельческих традициях огузов-туркмен, существовавших у них нескольких видов землевладения. Это подтверждается и этнографическими научными исследованиями [4, с. 62–63].

«Диван» описывает военное дело туркмен XI века, в частности, тактику ведения боя, именовавшуюся у них ülker (созвездие, плеяды), когда войско отступало во все стороны, а затем внезапно один отряд, за ним и все остальные шли в атаку [1, с.123]. Историк О.Гундогдыев отмечал, что в средневековье у туркмен широко применялось в битвах ложное отступление, наводившее противника на засаду [5, с.204]. О военной тактике, похожей на описанный в «Диване», говориться и в туркменском эпосе «Гёр-оглы» [6, с.59].

Военная терминология «Дивана» указывает на то, что у туркменских правителей средневековья было организованное войско, тактики ведения боя, высылаемая перед боем разведка: «Если человек знает пароль, то не погибнет по ошибке от руки спрашивающего пароль [1, с.83; 2, с. 86]. В «Диване» одна из пословиц характеризует высокую мобильность огузских военных отрядов: «Если послышится крик — соберутся люди, чтобы помочь кричащему; если появится враг — соберутся отряды на битву» [1, с.118].

Материальная культура огузов-туркмен широко описывается на страницах «Дивана». Можно сделать вывод о преимущественном значении земледелия в их хозяйстве в раннем средневековье. Много слов и словосочетаний, относящихся к земледелию: зерно, пшеница, рожь, ячмень, хлопок, семечки, просо, кунжут, мука, посадки, кетмень (мотыга), серп,ёрунджа (кормовое растение), виды бахчевых, овощей и фруктов:дыня, морковь, чеснок, груша, виноград, абрикос, сливы, персики и др. Упоминается жребий, согласно которому делятся земельные участки [1, с.82], вилы, предназначавшиеся для веяния и очищения пшеницы [1, с.145], удобрение почвы [2, с.135], яма, которая предназначалась для хранения пшеницы [1, с.116], ярмо для быка, используемого при вспашке [2, с.109], рытье арыков для полива пашни [2, с.155]. Есть сведения о рыболовстве и охоте. К примеру, описывается капкан для ловли зайцев, сети и способ ловли рыбы, лодки [1, с.123, 138].

Согласно «Дивану», в XI веке у огузов-туркмен вторым по значимости направлением хозяйства было скотоводство. Упоминаются лошади и их масти, верблюды, быки, овцы, телята, козлята. У туркмен и до ныне словом «довар» обозначают отару овец. С. Ахаллы полагал, что это слово произошло от древнетюркского слова «тафар», приводимого в «Диване» и означающего «живое и неживое имущество» [2, с.119]. Примерно то же, что и нынешнее русское слово «товар», означавшее в старорусском «имущество» [7, с. 408]. Пословицы из «Дивана» также дают представление и скотоводстве: «Старый бык топора не боится», «Верблюд отряхнется — ослу ноша будет», «Тому, кто не дает воды — дай молока», «Сев на верблюда, не прячься среди овец». «Снега не убудет на гузай (сторона, куда не достает солнце.-Б.Д.), жира не убудет у овцы». [2, с.154, 143, 145, 186, 155].

«Диван» дает представление о видах ремесла у туркмен. Упоминаются кошмоваляние, ткачество, кузнечное ремесло, кожевенное дело, шелководство, производство посуды, маслоделие, деревообработка, производство сырцового кирпича, ювелирное дело [2, с.9, 119, 123, 135]. Также есть слова, означающие профессии в туркменском обществе в XI веке: мельник, пекарь, охотник, рыбак, судья, постельничий (слуга хана), земледелец, пастух, ремесленник, плотник, борец, компаньон и др.

В «Диване» отражена материальная культура огузов-туркмен раннего средневековья. Есть слова и словосочетания, относящиеся к жилищу и интерьеру. К примеру, детали юрты — остов, туйнук (отверстие вверху юрты.-Б.Д.), тканый шерстяной пояс, предназначенный для связывания юрты снаружи [2, с.161], жилой дом из обожённого кирпича там [2, с.168] Упоминается секи — специальное глиняное возвышение для отдыха, принятия пищи, сна, которое строилось в жилище у стены или в саду [2, с.142]. О такой же детали комнатного и садового интерьера говорится и в эпосе Гёр-оглы [6, с.]. Из хозяйственных построек, упоминаемых в «Диване», примечателен ледник для хранения продуктов, а также специальный крюк, которым вытягивали для него лед из воды [1, с.157]. Один из таких ледников, в котором даже в зной сохранялись свежими продукты и датируемый средними веками, сохранился в Мерве [8, с.84]. Из одежды огузов в «Диване» упоминаются мужской и женский халат дон, безрукавка, кафтан, простеганная на вате верхняя одежда гупби.

Интересно в «Диване» упоминание старинного способа раскроя ткани у туркмен посредством пяди руки- гарышламак [2, с.152]. При этом способе раскроя туникообразной одежды практически не остается отходов ткани, а те немногие, что остаются, бывают обычно четырехугольной формы. Эти кусочки употреблялись для лоскутных одеял, детской одежды и др. Такой способ кроя одежды сохраняется и поныне, его применяют при раскрое платьев для пожилых женщин. У Кашгари есть сведения о тканях, применявшихся для шитья одежды: шелк, шерсть, бязь, ситец, парча [2, с.119, 152]. Упоминются веретено, иголки, наперсток, пуговицы, мелкий бисер, бусины. Описан железный предмет ütüg, который нагревали и гладили им швы одежды [2, с. 114].

Из пищи упоминаются суп, рисовое кушанье, мед, молоко, хлеб, айран, лапша [1, с. 109, 141, 143], вареное мясо, мука из плодов лоха узколистного талхан, варенье из арбуза тошап, сушеный абрикос, йогурт, жареные зерна пшеницы, кефир, растительное (по-видимому, кунжутное, животное) масло, кисломолочные продукты типа творога чекизе, сузме, жареное мясо шara, испеченный в горячей золе хлеб gömek [2, с. 123, 158, 159]. Такой хлеб и сейчас пекут чаще всего пастухи и называется он gömme-от туркменского слова «зарывать». Примечательно, что из рыбы изготавливался клей [2, с.191].

Духовная культура туркмен XI века представлена в «Диване» множеством пословиц и поговорок, описанием некоторых обрядов, игр, верований, 12-летним календарным циклом. Многие пословицы и по прошествии десяти веков актуальны: «Хорошую одежду носи сам, а вкусное блюдо отдай другому, почитай гостя, чтобы он разнес славу о тебе между людьми», «Прими от меня совет, о сын: стремись к добродетели, чтобы стать большим человеком в народе и распространять в нем мудрость и добродетель», «Если человек жив, здоров, он увидит много чудес», «Если гостю подносят пищу, имевшуюся в наличии, не считается, что угощения нет», «Если получишь подарок, приготовь ему взамен что-нибудь хорошее» и др. [1]

Одно из четверостиший посвящено приходу весны и празднованию нового года — Новрузу, который является национальным праздником и широко отмечается у туркмен 21–22 марта. И в старину Новруз отмечался всеми сообща, угощение накрывалось на лугу, на открытой местности, иначе говоря, на природе. Как правило, празднику сопутствуют весенние дожди. В эти мартовские дни начинался новый сельскохозяйственный год и поэтому люди желали побольше дождей, дети пели считалки. Одна из таких поэтических считалок есть в «Диване»:

Облака льют дожди,

Раскинулись белые сети (облаков)

Пролились они снегом на луг

Гремят потоки воды [2, с.188]

Таким образом, «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари можно считать первым этнолитературным исследованием о туркменах, а самого автора — первым тюркоязычным этнографом, применившем метод сбора материала непосредственно среди изучаемого народа. Сведения, собранные и систематизированные средневековым ученым, и сегодня являются уникальными по своей этнографической наполненности, исторической реальности. «Диван» открывает многие стороны быта огузов-туркмен XI века и в этом контексте является ценнейшим источником по туркменской этнографии.

Литература:

  1. Махмут ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк (Свод тюркских слов): в 3 т. / Пер.с араб. А. Р. Рустамова под ред. И. В. Кормушина, прим. И. В. Кормушина, Е. А. Поцелуевского, А. Р. Рустамова.—М.,2010. Т.1.
  2. Ахаллы С. Махмуд Кашгарынын созлуги ве туркмен дили.—Ашгабат, 1958.
  3. Материалы по истории туркмен и Туркмении.—М., 1939. Т.1.
  4. Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья.—Ашхабад, 1991.
  5. Гундогдыев О. Прошлое туркмен.-- М., 1998.
  6. Гёр-оглы. Туркменский героический эпос / Пер.Б. А. Каррыева при участии Е. А. Поцелуевского. — М.,1983.
  7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.IV.-- М.,1980.
  8. Атагаррыев Е. Тарыхда галан ызлар.-- Ашгабат, 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): раннее средневековье, век, туркмен, X-XI, вид ремесла, материальная культура огузов-туркмен, народ, пословица, сведение, тактик ведения боя.

Похожие статьи

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

В эпосе можно найти сведения о материальной культуре и хозяйстве огузов-туркмен. На протяжении эпоса часто упоминается белый шатер. Здесь речь идет о древнем туркменском жилище — белой юрте ак ой.

Национальное достояние туркменского народа

Выявляемые в ходе этих исследований свидетельства древней материальной культуры предков туркмен постоянно пополняют бесценные

Для этого на рубеже XI−XII веков была осуществлена, как сказали бы теперь, модернизация центрального здания былого рабата: его...

Туркменская этнография в 20-е годы ХХ века | Статья в сборнике...

Этот вопрос не включен ясно в программу работ… Конечно, все это имеется в виду» [ЦГАТ.

Перед зданием института в Ашхабаде были установлены скульптуры «Туркмен» и «Туркменка» работы

Были собраны сведения по материальной культуре населения, изучены основные...

Архивные материалы как источник для изучения этнографии...

Но автор приводит в своей работе много сведений о материально-духовной культуре описываемых народов, что делает этот труд своего рода этнографической энциклопедией [1]. Материалы по истории туркмен и Туркмении.—М., 1939.

К вопросу изучения истории туркмено-российских гуманитарных...

Данный труд является ценным источником в деле изучения истории туркменского народа с древнейших времен до ХVII века.

5. Гундогдыев О. Огузы, туркмены и Россия. — Ашхабад: Рух, 2001.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

В «Гёр-оглы» отражены хозяйство, ремесла, занятия туркмен.

Таким образом, эпос «Гёр-оглы» является подробным, этнографически наполненным источником по материально — духовной культуре туркмен.

Огуз — наме. Пер. с пер. Р. М. Шукюровой.

Значение Великого шелкового пути в развитии... | Молодой ученый

...на территории России многочисленные клады с восточными монетами VII –XI веков.

Гундогдыев О. Огузы, туркмены и Россия.

Очерки из истории туркменского народа и Туркменистана в VIII - ХIХ вв. – А., 1954. – 406 с.

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры...

В то же время в состав одежды узбеков вошли и некоторые новые виды, что было вызвано как миграционными процессами, так и этнокультурными связями с соседними народами (таджиками, туркменами, казахами, каракалпаками, киргизами и др.).

Похожие статьи

Эпос «Горкут ата» как историко-этнографический источник

В эпосе можно найти сведения о материальной культуре и хозяйстве огузов-туркмен. На протяжении эпоса часто упоминается белый шатер. Здесь речь идет о древнем туркменском жилище — белой юрте ак ой.

Национальное достояние туркменского народа

Выявляемые в ходе этих исследований свидетельства древней материальной культуры предков туркмен постоянно пополняют бесценные

Для этого на рубеже XI−XII веков была осуществлена, как сказали бы теперь, модернизация центрального здания былого рабата: его...

Туркменская этнография в 20-е годы ХХ века | Статья в сборнике...

Этот вопрос не включен ясно в программу работ… Конечно, все это имеется в виду» [ЦГАТ.

Перед зданием института в Ашхабаде были установлены скульптуры «Туркмен» и «Туркменка» работы

Были собраны сведения по материальной культуре населения, изучены основные...

Архивные материалы как источник для изучения этнографии...

Но автор приводит в своей работе много сведений о материально-духовной культуре описываемых народов, что делает этот труд своего рода этнографической энциклопедией [1]. Материалы по истории туркмен и Туркмении.—М., 1939.

К вопросу изучения истории туркмено-российских гуманитарных...

Данный труд является ценным источником в деле изучения истории туркменского народа с древнейших времен до ХVII века.

5. Гундогдыев О. Огузы, туркмены и Россия. — Ашхабад: Рух, 2001.

Эпос «Гёр-оглы» и его значение как историко-этнографического...

В «Гёр-оглы» отражены хозяйство, ремесла, занятия туркмен.

Таким образом, эпос «Гёр-оглы» является подробным, этнографически наполненным источником по материально — духовной культуре туркмен.

Огуз — наме. Пер. с пер. Р. М. Шукюровой.

Значение Великого шелкового пути в развитии... | Молодой ученый

...на территории России многочисленные клады с восточными монетами VII –XI веков.

Гундогдыев О. Огузы, туркмены и Россия.

Очерки из истории туркменского народа и Туркменистана в VIII - ХIХ вв. – А., 1954. – 406 с.

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры...

В то же время в состав одежды узбеков вошли и некоторые новые виды, что было вызвано как миграционными процессами, так и этнокультурными связями с соседними народами (таджиками, туркменами, казахами, каракалпаками, киргизами и др.).