Библиографическое описание:

Дробченко Н. В., Субхонов Ф. Ш. Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар — духум). Исторический очерк и проект благоустройства территории [Текст] // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 49-53. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11976/ (дата обращения: 11.12.2017).



Эта статья и проект направлены на то, чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам, — как местным жителям, так и гостям города, – прикоснуться к истории, узнав о памятниках, вспомнив исторические факты.

Ключевые слова: мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира, мавзолей шейха Бурхан ад-Дина Сагарджи (Рухабад), мавзолей тимуридов (Гур-Эмир), Самарканд

«…Жители Самарканда — щедрый народ, который является примером почтительного отношения к своей древней истории, великим ученым, мыслителям, святым людям, оставившим после себя бессмертное наследие, — проводят благородную работу по восстановлению памяти о них.

Если мы будем превозносить имена великих людей, восстанавливать места захоронения и поклонения, сохранять и благоустраивать их, Самарканд превратится не только в центр туризма, но и святое место поклонения, куда будут стремиться люди со всего мира». [1]. Мы полностью согласны с высказыванием нашего первого президента И. А. Каримова, поэтому выполняя проект ставили перед собой задачу не разрушительного характера а благоустройства территории.

Памятники архитектуры представляют собой ценнейший исторический материал, способный существенно дополнить и обогатить данные письменных источников. Значительный объем исторической информации несет в себе богатое архитектурное наследие эпохи Амира Тимура и его ближайших наследников, охватывающее период второй половины XIV — первой половины XV века.

Характеризуя роль Тимура в истории Средней Азии, И. А. Каримов подчеркивает: — «Амир Тимур создал сильное государство. Если бы государство не было столь мощным, то не было бы неповторимого духовного наследия, ни памятников, ни архитектурных комплексов, сохранившихся с тех времен». [2].

Среди памятников архитектуры Амира Тимура наиболее многочисленную группу составляют мавзолеи суфийских шейхов. По мнению Тримингэма Дж. С., в те времена — «Гробница, а не мечеть выступает как символ ислама» [3]. Культ суфийских шейхов как мусульманских святых стал иметь при Амире Тимуре государственное значение.

За годы правления по личному указанию Сохибкирана были построены:

− мавзолей шейха-суфия Шамс ад-дина Куляла — начало 70-х годов XIV века, Кеш (Шахрисябз);

− мавзолей шейха Нуриддина Басира (Кутби — Чахар-духум), начало 70-х годов XIV века, Самарканд;

− мавзолей шейха Зайн ад-дина Куйи Арифани, конец XIV – начало XV века, Ташкент;

− мавзолей шейха Бурханиддина Сагарджи (Рухабад), 80-е годы XIV века, Самарканд;

− мавзолей-ханака Ахмада Йассави, конец XIV века, Йассы (Туркестан);

− мавзолей шейха Занги-аты и его жены Амбар-биби, конец XIV — начало XV века, область Ташкента.

Мавзолеи, обычно возводились над захоронениями членов правящего дома и видных представителей мусульманского духовенства. Они предстают в двух композиционных разновидностях: центральнокупольные и чаще портальнокупольные постройки. Погребения находится в подземном склепе, их расположение повторено в самой гурханена могильниками-сагана.

В Самарканде — три монументальных мавзолея: Кутби-Чахар-духум, Рухабад и Гур-Эмир; расположенные на значительном расстоянии друг от друга, лежат на единой оси, их купола вздымались над зеленью деревьев, которыми так богат Самарканд. Эта композиционная связь подчёркивала идейную связь, объединявшую мавзолей Амира Тимура и тимуридов с высокочтимыми шейхами и ее можно было ощутить на расстоянии с высоких точек, с улиц и площадей.

Шейх ходжа Нуриддин Басир проповедовал суфийское учение в Самарканде в период возрождения города после разрушения его монголами. Имел высшую духовную степень суфиев – Кутби — Чахар-духум, что значит «Четырнадцатый кутб». Об этом написано в труде «Кандия» (Самарканд: Сугдиѐна, 1994. С.40). Шейх ходжа Нуриддин Басир жил в Самарканде возле Кукмечети, родившийся слепыми из-за способностей предвидения получил прозвище «Басир» — «Зрячий» [4]. Умер в 1242 году. Сначала был захоронен на кладбище около родника Новадон. Амир Тимур по совету одного из своих духовных наставников Абу Саида сына Бурхониддина Согарджи (Рухабада) перенёс прах Шейха Нуриддина Басира в Куксарой и построил мавзолей с куполами с золотыми куббами. По преданию высота куполов достигала 5 метров и они были видны с разных точек Самарканда. Амир Тимур часто посещал этот мавзолей совершая на его могиле зиарат. В середине 14 века в Самарканде почитание Шейха Нуриддина Басира представителями традиционного ислама было так велико, что, как сообщает Абдул Хасан, благочестивые люди и религиозные деятели, включая шейх-уль-ислама, проходили рядом с его погребением пешком, и даже снимали обувь.

Мавзолей был взорван в 1881 году. История этого взрыва сохранилась в памяти народа. «…Накануне, за три дня, царские палачи не подпускали людей к святыне из-за боязни восстания. Через три дня казикалон города Самарканда Саид Мир Низамиддин Ходжа получает разрешение на перезахоронение на северо-восточной стороне мечети Хазрата Хизра. Правнучка Саида Мир Низамиддин Хаджи Муаззазхан Рахимхан кызы Санаханова в 1997 году за свой счет построила мавзолей и келью» [4]. (Рис. 1, 2, 3).

C:\Users\Ната\Desktop\111111111111.jpg

Рис. 1. Мавзолей до взрыва

C:\Users\Ната\Documents\RABOTA\конкурс\вид при Амира Тимура\особенно\Главная_улица_в_Самарканде_с_высоты_цитадели_ранним_утром.jpg

Рис. 2. Картина В. В. Верещагина: «Главная улица в Самарканде с высоты Цитадели ранним утром»

Рис. 3. Перезахоронение. Мавзолей сегодня

Мавзолей известен по фотографии XIX в. и схематическим чертежам выполненным в 1878 г. (Рис. 4). Фотографии мавзолея содержатся в археологической части «Туркестанского альбома». Шеститомное фотографическое исследование было подготовлено и издано в 1871–1872 гг. под патронажем генерала Константина П. фон Кауфмана, первого генерал-губернатора (1867–1882 гг.) Туркестана.

C:\Users\Ната\Desktop\3333333333333333333.jpg

Рис. 4. Страница из альбома

Левая часть этой страницы содержит план, разрез и фасад большого мавзолея XVI века, посвященного духовному лидеру, шейху Нуриддину Басиру.

На сегодняшний день два из трех монументальных мавзолея Рухабад (Рис. 5) и Гур-Эмир (Рис. 6) сохраняя композиционную ось являют собой величественное строение своего времени.

C:\Users\Ната\Desktop\ФОТО САМАРКАНД\PICT5774.JPG

Рис. 5.Мавзолей шейха Бурхан ад-Дина Сагарджи (Рухабад)

C:\Users\Ната\Documents\kniga\vse\My eBooks\netrogat\My work\kartinki\my\CNV000007.jpg

Рис. 6. Мавзолей тимуридов (Гур-Эмир)

Целый ряд исследователей отмечали, что не случайно мавзолеи шейхов Нур ад-Дина Басира, шейха Бурхан ад-Дина Сагарджи (Рухабад) и мавзолей темуридов (Гур-Эмир) были расположены на одной оси. Этим как мы уже говорили, подчеркивалась духовная связь Амира Темура и темуридов с высокочтимыми шейхами.

Чтобы показать насколько велика была личность Шейха Нуриддина Басира, а также дать возможность всем современникам как местным жителям, так и гостям города иметь на карте туристических маршрутов все три монументальных мавзолея, был выполнен концептуальный проект возможного благоустройства территории, (Рис. 7), так как ныне это перезахоронение находится на старейшем кладбище «Хазрати Шох», и доступ к нему людей многим не известен.

Рис. 7. Фрагменты благоустройства мавзолея Шейха Нуриддина Басира

C:\Users\Toshiba\Desktop\80 исправленный 80.jpg

Рис. 8. Проект благоустройства территории мавзолея Шейха Нуриддина Басира. Выполнил Ф. Субхонов, руководитель Н. В. Дробченко

Строительство мавзолеев «сухравардийа» было не только данью памяти Ученика своему Учителю, оно было частью общей стратегической линии Сохибкирана на укрепление культового почитания суфийских шейхов, определенной духовной ориентации. «Сухравардийа» по сути его учения, действительно соответствует многим чертам, ментальности взглядов Амира Тимура как выдающегося государственного деятеля и духовного реформатора.

Литература:

1. И. А. Каримов. За процветание Родины — каждый из нас в ответе. Том 9 Т. Узбекистан 2000, стр. 124–125.

2. И. А. Каримов. Амир Тимур — наша гордость. Мыслить и работать по новому — требование времени. Т., 1997. – С. 179–180.

3. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. Пер. с англ. А. А. Ставиской, под ред. с пред. О. Ф. Акимушкина. — М.: Наука, Гл. ред. вост. лит-ры, 1989, стр. 64.

4. И. Сувонкулов. Святыни Самарканда. — Т.: Фан, 2007, стр. 51–52.

Основные термины (генерируются автоматически): мавзолей шейха, Нуриддина Басира, Шейха Нуриддина Басира, Амира Тимура, шейха Бурхан ад-Дина, Бурхан ад-Дина Сагарджи, личность Шейха Нуриддина, монументальных мавзолея, Шейха ходжы Нуриддина, мавзолей шейха Бурхан, суфийских шейхов, мавзолей шейха Нуриддина, мавзолей Шейха ходжы, мавзолей шейха Зайн, мавзолей Амира Тимура, мавзолей шейха Бурханиддина, мавзолей шейха Занги-аты, Амир Тимур, XIV века, ходжы Нуриддина Басира.

Ключевые слова

Самарканд, мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира, мавзолей шейха Бурхан ад-Дина Сагарджи (Рухабад), мавзолей тимуридов (Гур-Эмир)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос