Переломный период в истории России (80–90 гг. XX в.)
Авторы: Короткова Карина Андреевна, Кравец Виктория Сергеевна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2015)
Дата публикации: 28.04.2015
Статья просмотрена: 30788 раз
Библиографическое описание:
Короткова, К. А. Переломный период в истории России (80–90 гг. XX в.) / К. А. Короткова, В. С. Кравец. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/129/7665/ (дата обращения: 16.12.2024).
В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководство экономикой, преобразование в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десяти лет советской системы.
К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений. Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефти- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов. Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.
Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет министров СССР на тот момент возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».
Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединение социализма и демократии, в установление «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев.
Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления. Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг. возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.
Для более глубокого понимания выше перечисленных проблем остановимся на краткой характеристике политического развития СССР.
Перемены в общественно- политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало новый всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждения нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан.
На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартии большинства союзных республик и т. д.
XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразование в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества.
Реформы политической системы: В 1985–1986 г. Развернулась борьба с нарушениями производительной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряды бывших государственных деятелей.
В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.) На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросам о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразованию политической системы общества.
Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший в 1985 г. генеральным секретарём КПСС, был встречен обществом как лидер совершенно новой формации.
После коротких правлений Андропова и Черненко молодой лидер вернул обществу ощущение долгосрочной стабильности
Людей подкупала его молодость, выступления без бумажек, выходы в народ и программа реформ, лозунги которой — «перестройка, ускорение, гласность» — на несколько лет превратились в символы обновления страны.
Горбачёв имел свой взгляд на природу кризиса советской системы.
По его мнению, причина лежит не в недостатках социализма, а в недостаточном использовании его возможностей.
Это и предопределило цели его реформаторского курса:
- «перестройка», т. е. внесение структурных и организационных изменений;
- «гласность», т. е. выявление всех недостатков, препятствовавших ускорению социалистического развития;
- «ускорение», т. е. вывод советской экономики на мировой уровень за счёт:
- — опоры на живое творчество масс;
- — поворота к науке;
- — приоритета социальной сферы;
- — избавления от искажений социалистической морали.
Замысел реформ был изложен Горбачёвым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.
В короткий срок был омоложен верхний эшелон руководства: Николай Рыжков стал премьер-министром, Борис Ельцин — секретарём ЦК и позже 1-ым секретарём Московского горкома партии и т. п.
Аппарат не только омолаживался, но и освобождался от наиболее консервативных членов — к 1987 г. было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК.
Политическое реформирование (1988 — март 1990 гг.)
Первый этап экономических реформ (1985–87 гг.) был направлен на подъём экономики с минимальными затратами за счёт «скрытых резервов».
На этом этапе не затрагивалась сама политическая система, а признавалась лишь необходимость совершенствования избирательной системы и контроля «снизу».
Концепция экономических реформ, разработанная к лету 1987 г., лишь в отдалённом будущем предполагала вхождение в рыночные отношения.
Ближайшей же задачей ставилась перестройка управления экономикой — переход от преимущественно административных к экономическим методам управления, т. е. перевод предприятий на хозрасчёт и самофинансирование.
Таким образом, наряду с экономической самостоятельностью должно было сохраняться государственное планирование экономики.
Эти идеи вылились в Закон о госпредприятии 1987 г.:
- сохранялся принцип плановой экономики в виде госзаказа;
- разрешение различных форм кооперации (однако, такие формы как акционерная, коллективная и частная ещё не предусматривались).
Важную роль сыграли и скороспелые и ничем не подкрепленные мероприятия Горбачёва.
- Перенос упора с нового строительства на техническое перевооружение действующих предприятий.
- Импорт был переориентирован с ширпотреба на новейшую технику, но из-за неправильной эксплуатации, отсутствия специалистов, запчастей и сырья необходимого качества эта техника простаивала.
- В школьной реформе упор делался на всеобщее компьютерное обучение, чтобы быстро создать кадровую базу для научно-технического прогресса.
- Но наша компьютерная техника была настолько отсталой и слабой, что не могла обеспечить этих нужд не только в качественном принципе, но и в количественном.
- Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» 1985 г.
- Эта мера, направленная на укрепление дисциплины, напоминала эпоху Н. С. Хрущёва.
- «Закон о госприемке» должен был повысить дисциплину и качество на производстве, но привёл лишь к сокращению производства.
- Промышленность не способна была соответствовать заявленному уровню качества.
В октябре 1987 г. неожиданно с критикой хода «перестройки» выступил Б. Н. Ельцин.
Он критиковал не только консервативизм Лигачёва, но и нерешительность и полумеры самого Горбачёва.
В 1990 г. в верхах было разработано две экономические программы, что ознаменовало переход ко 2-ому этапу экономических реформ:
Правительственная (Рыжков) и «500 дней» (Шаталин — Явлинский).
Обе программы склонялись к радикализации реформ и переходу к рыночным отношениям, обе включали признание частной собственности и приватизацию, как передачу гос. собственности пока только в собственность трудовых коллективов, базовые же отрасли (энергетика, топливо, транспорт и т. п.) должны были оставаться в руках государства.
Второй этап «перестройки» (1988 — март 1990 гг.) начался с XIX Всесоюзной конференции КПСС (лето 1988 г.), на которой была поставлена задача радикальной демократизации партии, а через неё и общества.
Партия должна была сохранить роль политического авангарда, а административно-управленческие функции и государственная власть планировалось передать Советам.
Но партийная бюрократия не желали лишаться даже части своей власти, что подтолкнуло реформаторов к идее полного переноса власти в Советы, которые выступали на реформаторских позициях.
Подобный курс был с радостью встречен либерально-демократическими силами.
В обществе из «неформалов» возникают политические группы и организации, объединившие различные общественные силы.
В национальных республиках и городах формируются «Народные фронты», повсеместно проходят митинги и манифестации.
К сожалению, переносом власти в местные Советы воспользовались и национальные сепаратисты, выступающие на националистических позициях.
Наиболее кровавые столкновения на национальной почве произошли в Карабахе и в Грузии.
Карабахский конфликт, начавшийся осенью 1987 г., превратился в один из самых кровавых на территории СССР, продолжившись и в постсоветское время.
Нагорный Карабах, являясь автономной областью в составе Азербайджанской ССР, на 80 % был населен армянами.
Эта область была создана на армянской территории в 1923 г. для укрепления интернационализма между армянами и азербайджанцами.
Но в конце 80-х эта земля превратилась в первую «горячую точку» на советском пространстве.
Начало 1989 г. прошло на волне политической активности народных масс — общество было захвачено выборами I съезда народных депутатов СССР.
После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь — сентябрь 1993 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15 %, объем промышленного производства — на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн. рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.
Литература:
1) История России А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева. Т. Ф. Сивохина
2) «История России» Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов
3) История России Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов.